О пользе редакторской работы

Редактор, писатель, правка, тексты, рассказы, польза редакторской работы

 

Редактор — человек, который не только подправляет, но зачастую полностью переписывает чужие тексты. Художественный редактор именно этим и занимается. От оригинала остаётся голый сюжет (да и он, случается, перекраивается вплоть до пришивания новой развязки).

Существует мнение, разделяемое известными писателями, что работа редактора «не полезна» для самого редактора. Точно так же «не полезна» работа организатора литературного конкурса и члена жюри.

Почему?

Вам по душе сайт «Счастье слова»? Он работает без рекламы, на голом энтузиазме! Поддержите его владельца, купите сборник лирических рассказов «Многоточия»! Всего двести деревянных! Сюда, пожалуйста.

Роль редактора или члена жюри сопряжена с чтением множества чужих текстов, в том числе довольно слабых, ученических или вовсе бездарных. А давно установлено: то, что ты читаешь, влияет на то, что ты пишешь. Опытным путём прозаики обнаружили сочетаемость читаемого и сочиняемого. Когда пишешь, скажем, рассказ, лучше читать не романы, а рассказы. И непременно те, что соответствуют нынешнему твоему замыслу и сотворены пером близких по духу прозаиков. Иначе чтение будет мешать.

А тут — посторонние сочинения, вдобавок незрелые. Их не то что переписать — их бы выкинуть. Но нет. Права не имеешь. И ты переписываешь их, переделываешь от начала до конца, правишь и шлифуешь, очищаешь от ошибок, выстраиваешь логику повествования, следишь вместо автора за ступеньками композиции и наконец доводишь хоть до какой-нибудь художественности. На выходе — всё-таки литература, пусть ремесленная, посредственная, троечная, напоминающая о задних партах в советских классах. После твоей работы задние парты тянут уже на четвёрочку. В лучшем же случае ты гордишься своею работою, и былые троечники пересаживаются поближе к доске.

Так проходит год за годом. Позади — тонны выправленных рукописей. Многие неряшливые, бесформенные тексты ты превратил в достойные рассказы, из других смастерил нечто удовлетворительное, что хотя бы не стыдно отнести в редакцию самодеятельного альманаха или почитать вслух на встрече литературного объединения. И почти о каждом сочинении, где оставила след красная твоя паста, где пациент дозволил вмешаться хирургу-редактору, ты с полной уверенностью можешь сказать: стало лучше, стало здоровее. Степень улучшения разная, но она имеется всегда. Иначе за редакторский труд, за операцию, за резание и зашивание не стоит и браться.

Возвращаемся к «не полезно». Точна ли эта оценка, верна ли?

Нет.

В шесть он позавтракал и, вернувшись в номер, прочёл оба рассказа. Написано было по-настоящему хорошо. Недостатком предыдущих вариантов, причиной, по которой он не продал их, была не интрига — сюжет всегда был его сильной стороной. Дело было в стиле, а пять лет редакторской работы многому научили Кейта.

Это цитата из романа Фредерика Брауна «Что за безумная Вселенная!» Герой книги, Кейт Уинтон, вдруг осознал: за пять лет редакторской работы в журнале он сделался настоящим писателем. Нужно было лишь отточить стиль, и в этом ему помогла правка чужих рассказов.

Когда ты каждый день правишь ошибки и промахи других, ты начинаешь замечать гораздо больше собственных. Это аксиома. Факт. Результат долгой практики. Его не нужно объяснять и доказывать.

И вот следствие.

Чем больше у тебя редакторской практики, тем выше будет качество твоих собственных текстов. Ты будешь придираться к себе как к худшему из тех, кого безжалостно правил!

Во времена, когда ты не был редактором, ты видел художественные тексты с внешней стороны. Скажем, как одетого человека. Ныне ты видишь насквозь всё анатомическое строение, смотришь сквозь пиджак и кожу, наблюдаешь кровеносную систему, органы, мышцы, мозг, скелет. Римский-Корсаков видел у тональностей цвет. Ты чувствуешь у слова пульс.

Полезна такая эволюция в первую очередь для тебя самого. Если, конечно, ты не просто редактор, а ещё и писатель.

 

© Олег Чувакин, 24 июля 2018

Услуги опытного редактора, а заодно и корректора через Интернет. Ваш текст причешет и отутюжит Олег Чувакин. Вам сюда!

Подписывайтесь на «Счастье слова» по почте!

Email Format
35

Отзовись, читатель!

avatar
  Подписка  
Подписаться на