О пользе редакторской работы

Редактор, писатель, правка, тексты, рассказы, польза редакторской работы

Редактор — человек, который не только подправляет, но зачастую полностью переписывает чужие тексты. Литературный редактор именно этим и занимается. От оригинала остаётся голый сюжет (да и он, случается, перекраивается вплоть до пришивания новой развязки).

Picture of Олег Чувакин
Олег Чувакин
Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

Существует мнение, разделяемое известными писателями, что работа редактора «не полезна» для самого редактора. Точно так же «не полезна» работа организатора литературного конкурса и члена жюри.

Почему?

Роль редактора или члена жюри сопряжена с чтением множества чужих текстов, в том числе довольно слабых, ученических или вовсе бездарных. А давно установлено: то, что ты читаешь, влияет на то, что ты пишешь. Опытным путём прозаики обнаружили сочетаемость читаемого и сочиняемого. Когда пишешь, скажем, рассказ, лучше читать не романы, а рассказы. И непременно те, что соответствуют нынешнему твоему замыслу и сотворены пером близких по духу прозаиков. Иначе чтение будет мешать.

А тут — посторонние сочинения, вдобавок незрелые. Их не то что переписать — их бы выкинуть. Но нет. Права не имеешь. И ты переписываешь их, переделываешь от начала до конца, правишь и шлифуешь, очищаешь от ошибок, выстраиваешь логику повествования, следишь вместо автора за ступеньками композиции и наконец доводишь хоть до какой-нибудь художественности. На выходе — всё-таки литература, пусть ремесленная, посредственная, троечная, напоминающая о задних партах в советских классах. После твоей работы задние парты тянут уже на четвёрочку. В лучшем же случае ты гордишься своею работою, и былые троечники пересаживаются поближе к доске.

Три в одном: писатель, редактор, литобработчик
Олег Чувакин выправит, обработает, допишет ваши рассказы, сказки, повести, романы; робкие наброски превратит в совершенный текст. 30 лет практики (с 1994). Олег разберёт ваши ошибки, промахи и недочёты, даст полезные советы и научит им следовать. Поднять слабый черновик до подлинно литературного уровня? Будет сделано!

Так проходит год за годом. Позади — тонны выправленных рукописей. Многие неряшливые, бесформенные тексты ты превратил в достойные рассказы, из других смастерил нечто удовлетворительное, что хотя бы не стыдно отнести в редакцию самодеятельного альманаха или почитать вслух на встрече литературного объединения. И почти о каждом сочинении, где оставила след красная твоя паста, где пациент дозволил вмешаться хирургу-редактору, ты с полной уверенностью можешь сказать: стало лучше, стало здоровее. Степень улучшения разная, но она имеется всегда. Иначе за редакторский труд, за операцию, за резание и зашивание не стоит и браться.

Возвращаемся к «не полезно». Точна ли эта оценка, верна ли?

Нет.

В шесть он позавтракал и, вернувшись в номер, прочёл оба рассказа. Написано было по-настоящему хорошо. Недостатком предыдущих вариантов, причиной, по которой он не продал их, была не интрига — сюжет всегда был его сильной стороной. Дело было в стиле, а пять лет редакторской работы многому научили Кейта.

Это цитата из романа Фредерика Брауна «Что за безумная Вселенная!» Герой книги, Кейт Уинтон, вдруг осознал: за пять лет редакторской работы в журнале он сделался настоящим писателем. Нужно было лишь отточить стиль, и в этом ему помогла правка чужих рассказов.

Когда ты каждый день правишь ошибки и промахи других, ты начинаешь замечать гораздо больше собственных. Это аксиома. Факт. Результат долгой практики. Его не нужно объяснять и доказывать.

И вот следствие.

Чем больше у тебя редакторской практики, тем выше будет качество твоих собственных текстов. Ты будешь придираться к себе как к худшему из тех, кого безжалостно правил!

Во времена, когда ты не был редактором, ты видел художественные тексты с внешней стороны. Скажем, как одетого человека. Ныне ты видишь насквозь всё анатомическое строение, смотришь сквозь пиджак и кожу, наблюдаешь кровеносную систему, органы, мышцы, мозг, скелет. Римский-Корсаков видел у тональностей цвет. Ты чувствуешь у слова пульс.

Полезна такая эволюция в первую очередь для тебя самого. Если, конечно, ты не просто редактор, а ещё и писатель.

© Олег Чувакин, 24 июля 2018
Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «О пользе редакторской работы»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

Отзовитесь!

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.

Сам себе редактор
Научитесь править свои тексты сами. За один урок
Author picture

Возьмите у меня всего один урок. Я изучу ваш текст и выдам вам список типичных ошибок в стиле, композиции, сюжете. Вы одолеете их все при мне.

Станьте самому себе редактором!