Евангелие досуга

Аффтар, пеши исчо!Так себе!Недурственно!Замечательно!Автор молодец! 5+! (Оценок: 1, средний балл: 5,00 из 5)
Загрузка...

Досуг, евангелие досуга, 4-часовой рабочий день,Бертран Рассел, Бронни Уэр

 

1 Мая. День труда. День всемирной солидарности трудящихся. Праздник рабочих, если вспомнить дедушку Ленина. Сомнительный День весны и труда, придуманный российскими рыночными властями, видимо, для того, чтобы капиталист на «Мерседесе» и его низкооплачиваемый наёмник, бредущий по крошечной полоске городского тротуара, могли на один день в году забыть о классовой вражде.

При капитализме первомайская дата должна ассоциироваться у нас не с праздничной атмосферой, воздушными шарами, кумачовыми транспарантами и духовым оркестром, но с работой, трудом, семью потами, профессиональными болезнями и хронической усталостью, а часто и бутылкой после смены или нервного дня в офисе — дабы забыться или расслабиться (эвфемизм).

Поговорим, товарищи, о четырёхчасовом рабочем дне — мечте многих философов, писателей, да и не только их. Добывать свой хлеб, трудясь с утра до ночи, — занятие не самое приятное. В сущности, это лёгкая форма каторги. Многие люди рано утром просыпаются с лютой ненавистью в мозгу, а вечерами едва плетутся домой, ощущая себя рабочей скотиной (термин Джека Лондона).

В древности, когда идеи о законодательном ограничении рабочего времени ещё не родились, трудовая истина выражалась однозначно: «…в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».

Позднее, с появлением технологий и развитием техники библейские утверждения устарели и были подвергнуты сомнению. Ещё позднее была раскритикована и эксплуатация человека человеком. Наконец, даже 8-часовой рабочий день, проповедуемый Бэконом, Марксом и Энгельсом, перестал устраивать передовых (говорю без иронии) мыслителей.

Товарищи Кампанелла, Джон Литгоу, Чехов и другие всерьёз рассуждали о 4-часовом рабочем дне. Герберт Спенсер писал, что «труд не должен переходить те пределы, когда он вызывает расстройство организма», и ещё что «нам уже достаточно проповедовали «евангелие труда», пора уже проповедовать евангелие досуга».

В СССР «буржуазного» Спенсера не жаловали, а идеи Маркса и Энгельса о восьмичасовом рабочем дне в стране рабочих и крестьян претворили в жизнь. Впрочем, в конце 1991 года Советский Союз приказал долго жить, и капитализм, мягко именуемый «рыночной экономикой», вновь вернул многих людей в состояние «рабочей скотины». Даёшь 12-часовой рабочий день! Даёшь неделю без выходных! «Телевизор да бутылка!» — так правдиво описал своё состояние после работы персонаж одного моего рассказа, списанный с натуры.

Между тем тяжёлая трудовая жизнь лишает людей не только возможности раскрыть таланты и постичь себя, но и самой возможности об этом задуматься. У человека попросту отнимается то, что мы называем свободным временем. Недаром о пролетариате писал не кто-нибудь из утомлённых пролетариев, малограмотных и работавших в XIX веке по 12 и 14 часов в сутки, а писали Маркс и Энгельс, имевшие для научной деятельности время и средства. «…тот класс, который представляет собой господствующую материальную силу общества, есть вместе с тем и его господствующая духовная сила», — указывали они в «Немецкой идеологии». А о новом индустриальном обществе поведал миру не утомлённый заводской работяга, а Джон Гэлбрейт, бывший преподавателем в Калифорнийском университете, в Гарварде и Принстоне, членом редколлегии «Fortune», послом в Индии, президентом Американской экономической ассоциации.

Именитый британский философ Бертран Рассел в статье «Похвала праздности» так писал о четырёхчасовом рабочем дне:

«В мире, где никто не вынужден работать более четырёх часов в сутки, каждый, кто обладает научным любопытством, будет способен удовлетворить его. Каждый художник будет в состоянии рисовать, не умирая с голода, каковы бы ни были его рисунки. Молодые писатели не будут вынуждены привлекать к себе внимание сенсационными китчами, написанными с целью приобретения экономической независимости, необходимой для монументальных работ, — к которым, когда время наконец подходит, они теряют склонность и способность. Люди, в своей профессиональной деятельности заинтересовавшиеся каким-либо аспектом экономики или управления, получат возможность развить свои идеи без академической обособленности, нередко делающей работы университетских экономистов далёкими от реальности. Врачи получат время для изучения прогресса медицины. Учителя не будут раздражённо пытаться преподавать привычными методами вещи, изученные ими в юности и с тех пор признанные неверными.

Кроме всего прочего, взамен издёрганных нервов, усталости и расстройств пищеварения придут счастье и радость жизни. Обязательной работы будет достаточно, чтобы сделать досуг приятным, но недостаточно, чтобы вызвать изнеможение. Если люди не будут утомлены в свободное время, им подойдут не только пассивные и пустые развлечения. Минимум один процент будет, вероятно, посвящать время, свободное от профессионального труда, занятиям, имеющим некоторую общественную важность, и здесь незаурядность человека сможет проявиться невозбранно, поскольку от этого не будут зависеть средства к существованию, и не будет нужды подчиняться нормам, установленным седобородыми учёными мужами. Однако преимущества досуга проявят себя не только в этих исключительных случаях. Обычные мужчины и женщины, получив возможность жить счастливо, станут более дружелюбными, менее назойливыми и менее склонными смотреть на других с подозрением. Тяга к войне отомрёт частью по этой причине, а частью потому, что война будет влечь за собой долгую и тяжёлую работу для всех. Из всех моральных качеств мир больше всего нуждается в миролюбии, миролюбие же — следствие спокойствия и безопасности, а не жизни, наполненной энергичной борьбой. Современные способы производства предоставили возможность спокойствия и безопасности для всех. Мы избрали, однако, изнурительную работу для некоторых и недоедание для остальных. Вплоть до настоящего момента мы продолжаем быть столь же энергичными, какими были до появления машин. Здесь мы проявили неразумие, однако нет причины быть глупцами вечно».

А вот что говорится в книге австралийской медсестры Бронни Уэр «Пять главных сожалений умирающих»:

«Много лет я работала, ухаживая за безнадёжными больными. Моими пациентами были люди, которые из хосписов отправляются домой умирать. Они разделили со мной особенный период своей жизни. Я была с ними в последние дни, когда им оставалось прожить от трёх до двенадцати недель».

Одним из основных сожалений, которыми поделились умирающие с медсестрой, оказалось вот это:

«Жаль, что я работал так много.

Об этом говорили все пациенты мужского пола, за которыми я ухаживала. Они упустили взросление собственных детей и общение со своими спутниками жизни.

Женщины тоже упоминали об этом. Но поскольку большинство из них принадлежало к старшему поколению, многие из пациенток не были кормильцами семьи. Все мужчины, за которыми я ухаживала, глубоко сожалели о том, что провели такую большую часть своей жизни, занимаясь однообразной работой ради добычи средств к существованию».

Товарищи! Давайте пожелаем своим родным, друзьям, соседям и знакомым самого главного: поменьше пота и побольше счастья!

 

© Олег Чувакин, 2015

183

Отзовись, читатель!

66 comments — "Евангелие досуга"

Подписаться на
avatar
Гость

поговорить то можно)))

Гость

Да-да. Поговорить. А само дело, увы, чистая утопия.

Гость

Баба-Яга против евангелия досуга. ))) Вон что мы видим нынче с его господством — гей-парады, алкоголизм, наркотики и т.д. Незанятый ничем человек не знает, куда себя деть. К тому же труд труду рознь. У кого-то он тяжелый физически, у кого-то — интеллектуально и психологически. Разные виды деятельности не причешешь под одну гребенку. И идея Рассела насчет исчезновения войн при 4-часовом рабочем дне тоже весьма утопична.))) Но вот толстовская идея — о смене видов труда каждые 4 часа — звучит реалистично. ИМХО

Гость

Это спорно. Алкоголиков я много видел. В том числе когда работал в цеху. Многие люди пьют как раз от «устатку». И пьют каждый день. Джек Лондон тоже описывал пьянство от трудоголизма (прачечная, «Мартин Иден»). «Незанятые» — это всё-таки меньшинство на планете.
Чехов, можно сказать, достиг идеала, когда жил в Мелихове. Примерно четыре часа работы за письменным столом, а потом возня с деревьями в саду или ещё что-нибудь.
С утра до ночи работать, да ещё на нелюбимой работе, и только для того, чтобы прокормиться и прокормить семью, — это сущий ад для человека.

Гость

Ну, вот я и говорю — толстовско-чеховский вариант. Но никакого безделья.

Гость

< < Давайте пожелаем своим родным, друзьям, соседям и знакомым самого главного: поменьше пота и побольше счастья!>> — Оно, конечно, пожелать можно и нужно, только «не всё так однозначно».))) И не так прямолинейно-утопично, как мечтает Рассел. Войны, например, возникают не потому, что рабочий день у населения больше 4 часов. Они возникают как раз от желаний тех, у кого рабочий день даже и меньше 4 часов и кому не надо в поте лица своего добывать пропитание. Ну, и т.д. В принципе, Толстой правильно, на мой взгляд решил эту задачу в своей жизни: он трудился изрядное число часов в день, но менял виды деятельности (физический и интеллектуальный труд) именно через 4 часа. Тем не менее это был не досуг, а именно труд.)))

Гость

У Толстого была такая возможность: менять виды деятельности. Была она и у Чехова. У многих людей её не было и нет. Её не было, к примеру, у тех несчастных крестьян и рабочих, о которых немало написал тот же Толстой. Он ведь искренне недоумевал: зачем же рабочие соглашаются на ужасные условия труда и нищенскую плату, когда можно не соглашаться?

Гость

Да, у Толстого такая возможность была и он ее использовал именно на разнообразный труд. В то время как у многих из его сословия такая возможность была и они ее не использовали, т.е. не трудились. А среди рабочих были и такие, кто успевал и работать, и учиться. А когда рабочий день уменьшился до 8 часов, они и творчеством смогли заниматься. Это я к тому, что не досуг должен увеличиваться за счет уменьшения времени труда, а формы труда должны чередоваться. Это второе. А первое — для того, чтобы иметь такую возможность перейти на 4-часовой рабочий день, нужно иметь огромное благосостояние, чтобы платить за 4 часа зарплату, достаточную для пропитания семьи, и чтобы обеспечить для приложения талантов в остальное время материальную базу.

Гость

Тут надежда только на прогресс. Впрочем, можно ещё надеяться, что кому-то занятия творчеством принесут деньги. Да ещё и такие деньги, что человек в конце концов сможет самореализоваться. Вот это главное. В конце концов, речь только об этом. При восьмичасовом (а в России и по 10 часов работают, и по 12 в день) дне самореализоваться нельзя: усталость накапливается. Вот это плохо: «Рабочий соглашается всю жизнь жить под землею или делать всю жизнь одну сотую предмета, всю жизнь однообразно махать руками среди грохота машин только потому, что без этого у него не будет средств к жизни» (из Толстого, «Рабство нашего времени»). И второе. «А когда рабочий день уменьшился до 8 часов, они и творчеством смогли заниматься» (цитата из вас, Людмила). Сам я долгое время работал в цехе. И в дневную смену, и в ночную. После 8-часового трудового дня силы остаются только на то, чтобы съесть ужин и немедленно уснуть. Даже книгу читать нельзя, глаза слипаются. А ведь это я ещё молодой был, 23, 24 года. Снимаю шляпу перед тем, кто может творить после рабочего дня в цеху. Мне подобные примеры неизвестны. Что уж точно делает рабочий после смены, так это берёт в руки стаканчик.

Гость

Кто-то берет стаканчик, а кто-то гармонь в клубе. Всякое бывало и бывает. Кстати, при 4-часовом рабочем дне времени для стаканчиков еще больше.

Гость

Да, это правда. Но Бертран Рассел и другие умницы не имели в виду стаканчик и вообще праздное времяпрепровождение, говоря о досуге. Говоря о досуге, они имели в виду его НАПОЛНЕНИЕ. А тот, кто тянется к стаканчику, может и вообще не работать. Где он, неработающий, берёт деньги на выпивку, — загадка, но он часто пьян. Таких персонажей я знаю много…

Гость

Так вот я и говорю, что эти умницы мечтали об утопии, связывая с 4-часовым рабочим днем исчезновение войн (они никогда не исчезнут, это биология), вежливость и прочее. И откуда возьмется НАПОЛНЕНИЕ у Васи или Боба? Чтобы заняться творчеством, нужны не только способности, но и опять же деньги — на материалы, на мастерскую, на учебу и т.д.

Гость

Вот потому-то многие люди и откладывают свою жизнь на старость: «Вот выйду на пенсию…»

Гость

Это не вежливостью, это сознательностью называется. О ней все мечтали: и утописты, и коммунисты, и анархисты, и Толстой. И всё это упирается в итоге в безвыходный идеализм, в попытку сознанием переделать бытие. Толстой, к примеру, мечтал об особенном, свободном разделении труда (см. упомянутое «Рабство нашего времени»). Закончу дискуссию словами Писарева: «Надо мечтать!»

Гость

Если я, возвращаясь домой с работы в 11-12 ч. вечера, ещё и гармонь в руки возьму!)) Люди, берегитесь!))) Но я согласна, что творчество должно занимать хоть какую-то часть жизни. Без этого не жизнь!

Гость

Ирина Антонова, но если Вы домой сегодня вернулись в 11 вечера, то, наверно, следующее утро свободно?))) Или какой-то другой день. Неужели вернулись те времена, когда рабочий день длится 10-12 часов?

Гость

Mila Finney, я Вам завидую! Вам очень к лицу розовые очки! Не снимайте их!)))

Гость

Ирина Антонова, сарказм Вашего ответа не разъясняет ситуацию. Ну, да ладно. Не хотите ответить, не отвечайте.

Гость

Ирина Антонова, я живо представил вас с гармонью в полночь в моей деревне. :) Улыбался.

Гость

Во всём должна быть МЕРА.

Гость

Да, действительно превращают людей в рабочую скотину! Мысли должны быть только о хлебе насущном и не более того.

Гость

День за днём человек тупеет, уставая от монотонной работы. Джек Лондон, испытавший всё это на себе, тут совершенно прав. Остаётся только мечтать о том, что восьмичасовой рабочий день когда-нибудь укоротится, и человек сможет подумать о том, зачем он явился в этот мир. Раскрыть себя. В конце концов, восьмичасовой рабочий день тоже сложился не сразу. За него боролись. Когда-нибудь придёт время и 4-часового…

Гость

Уже узнаю вашу Успенку…

Гость

Да, на фотографии вид с холма на Успенку.

Гость

Ну-у-у не знаю…

Гость

Извините. Засобачил «энтер» и автоматом закрылся комментарий. Что имею в виду — мне, видимо, везло на работу. И когда рабочим и позже. Мог продолжать сверх восьми часов и дело не в деньгах. Конечно, бывало, что и взвоешь. Но тут надо просто пересилить себя и поставить вполне выполнимую цель, после достижения которой еще немного продолжаешь делать неприятную работу, но уже с некоторым превосходством над неприятностью. По своему опыту знаю, что любое насилие над собой (желаниями, возможностями организма и пр.), если оно приносит чувство гордости от того, что пересилил себя, это благо. Но если заставляешь себя и тебе это неприятно, то это страшный вред физическому и умственному здоровью. Кстати, о насилии над собой. Несколько раз получалось так, что в результате тяжелой работы головой выходила прекрасная вещь и чувство от этого было непередаваемо прекрасным. Правда, гораздо чаще упирался в тупик, но даже розы у моей тещи (96 уже!) лучше растут на навозе.Еще раз извините.

Гость

Если «везло на работу» и «дело не в деньгах», Александр, то это счастье. Я ведь рассуждаю о самореализации, о творческом потенциале человека. Если есть любимая работа, есть своё дело, то какие, к чёрту, четыре часа? Своему призванию надо отдавать всю жизнь. Однако многие люди вынуждены работать целыми днями на нелюбимой работе исключительно пропитания ради. И это плохо. Так жить нельзя.

Гость

Олег Анатольевич! А вот для этого, кроме всего прочего, и нужно государство. А пока. ЭХ-Х-Х!!! Видимо, мне еще везло на моих начальников. За редким исключением они не отделяли себя от подчиненных. И если была грязная, нудная работа, то вставали первыми и показывали, как это надо делать. Бывало, что показывали не то и не так, что и как надо, но было видно, что НЕ ОТДЕЛЯЛИ СЕБЯ. Основная масса моих начальников четко понимали, что у них больше прав, но и больше обязанностей и ответственности. А зарплата возрастала всего на 10-15% от ступени к ступени. Помню, что 7 разряд при работе по сменам зарабатывал 270-300; сменный мастер аналогично; нач. участка, при работе в день, 300-350; зам.нач.цеха 400-450; нач.цеха 500, директор завода 700. Коэффициент к нынешним реалиям полагаю 130-140. У последних четырех в месяц спокойно набегало 250 часов работы, вместо стандартных 172. Конечно и дрянь в начальниках попадалась. Но она не высовывалась, а вот что бороться с ней почти перестали к 80-85 годам, так плоды и пожинаем. По зарплате с нач.цеха вровень стояли наши уборщицы — работали ДО трех часов в день при зарплате 120 руб. А как сейчас будет жилы рвать рабочий, мастер, если на его критику, предложения, замечания отвечают: «Не нравится — уходи».

Гость

«Не нравится — уходи» — это теперь система. Системное заявление. Давно уже стало системным. С 1990-х гг. К нему ещё частенько добавляют: «Незаменимых людей не бывает». Я работал в Тюмени в одной газете в 1990-х, её хозяин любил эту фразу повторять.

Гость

Круто, как раз вчера говорил с работниками одного своего клиента о необходимости снижения рабочего времени в целях сохранения трудового коллектива до лучших времен

Гость

А я затеяла во дворе терраску… Мужики сказали: У нас праздников нет! Вот и у меня похоже, тоже…не будет. Вот такое 1 мая!

Гость

Хорошее дело. Я тоже много чего затеял… Мощный стабилизатор установить, проводку заменить, ещё кое-чем заняться… И писать, надо потихоньку писать ранними утрами. Если я прекращу писать, те три десятка человек, что меня регулярно читают, расстроятся. Не могу этого допустить.

Гость

Но душой я за Рассела!

Гость

У нас нет классовой вражды, я знаю капиталиста на жигулях и его работников сплошь на изделиях немецкого авто парома, правда купленного в кредит

Гость

Это очень хороший пример, Юрий. Выпьем за вашего капиталиста.

Гость

У нас классовая вражда увеличивается вместе с разницей в доходах. Но она не всегда грамотная, эта вражда.

Гость

«У кого-то щи не густы — у кого-то жемчуг мелок!»

Гость

Оно самое. :)

Гость

Содержание этой статьи не дает пищи для развития ума. Нет ни свежей идеи, ни потрясающих фактов.

Гость

Противоречия между трудом и капиталом увеличиваются…

Гость

Да. И при нарастании противоречий конец придёт не труду, ибо человека создал труд, и без труда не будет ничего. Конец придёт капиталу.

Гость

Капитал — это, прежде всего, накопленный труд!

Гость

Прежде всего капитал есть эксплуатация и узаконенный грабёж.

Гость

Ленин был прав?

Гость

Ув. Олег! Похоже, Вы бОльший марксист, чем сам Маркс!

Гость

Тут надо заметить, что я не верю в коммунизм. И Марксу с Энгельсом предпочитаю Спенсера.

Гость

А во что Вы верите? И почему именно Спенсера?

Гость

В эволюцию и приспособленцев. Потому, собственно говоря, и Спенсер.

Гость

Эволюция — процесс жестокий. А приспособляться можно по-разному: это зависит, в первую очередь, от морального статуса каждого индивида. Спенсер -корифей позитивизма: один из главных его тезисов — «Нет Бога, кроме непознаваемого.» Трезвомыслие, пожалуй, его главный козырь, но у него оно просто «зашкаливает»!

Гость

— «Нет бога, кроме Непознаваемого, и Герберт Спенсер пророк его», — вдруг произнес судья.
Мартин тотчас же повернулся к нему.
— Дешёвая острота, — заметил он спокойно, — впервые я услыхал её в Сити-Холл-парке из уст одного рабочего, которому следовало, пожалуй, быть умнее. С тех пор я часто слышал эти слова, и всякий раз меня тошнило от их пошлости. Как вам самому не стыдно! Имя великого и благородного человека среди ваших словоизлияний — словно капля росы в стоячей луже. Вы внушаете мне отвращение!
(«Мартин Иден».)

Гость

Сергей Ильин Вот именно. ВИЛ был прав……. А мы всё ходим по кругу…..

Гость

Джек Лондон, конечно, писатель неслабый. Но слишком уж «левый»! Сам-то он «какому Богу молился»? Похоже, что он был таким же «философом», как и «ВИЛ»: последний-то вполне цинично утверждал, что к любой философии походит с единственной меркой: степенью ее полезности для дела революции! Если это свидетельствует о какой-то его «правоте», то вопрос об Истине можно считать праздной блажью, а взыскующих ее — шизанутыми чудаками. Но предпочитаю быть именно таковым в глазах всех этих «ВИЛов», и пусть они лопнут от злости!

Гость
Гость

1 мая не Ленин придумал! В Европе тоже отмечают этот праздник труда. И тут тоже выходной день. В Швейцарии в этот день школьники посещают работу своих родителей. Традиция такая

Гость

Да, спросила у поляков — отмечают, выходной у них. Удивилась :)

Гость

Я тоже очень удивилась, когда узнала, что 1 мая — действительно международный день труда

Гость

Ну, я нигде и не пишу, что его Ленин придумал.

Гаянэ Мацейчик
Гость

Да, действительно! Но российские рыночные власти тоже ни при чем.

Гость

Почему вдруг? Именно при чём. Праздник «весны и труда» — это их детище.

Гость

Нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются:
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января — новогодние каникулы;
7 января — Рождество Христово;
23 февраля — День защитника Отечества;
8 марта — Международный женский день;
1 мая — Праздник Весны и Труда;
9 мая — День Победы;
12 июня — День России;
4 ноября — День народного единства.
(Трудовой кодекс Российской Федерации, закон №197-ФЗ от 30.12.2001.)

Гость

Спасибо!

Светлана Ломакина
Гость
Светлана Ломакина

Так толково написано, что даже свои пять копеек вставить неудобно. Но всё-таки.
Я сегодня попыталась договориться с работодателем на полставки — ваши четыре часа. Результат — за четыре я должна успевать то, что делала за восемь. Работа, правда, не сложная, но отупляет однообразием и глупостью происходящего (в администрации новости «партии» пишу).
Почитала вас, захотела быть русской дворянкой. Варенье на даче варить, грозу слушать и стишки в альбом писать.
Эх…

Владимир Алексеев
Гость
Владимир Алексеев

Лучше пожелаем счастливого пота. А уж его количество во временном измерении пусть каждый определяет самостоятельно!

Стелла Странник
Гость
Стелла Странник

Интересно, что в Индонезии 1 мая — тоже красный день календаря. И он называется Международный день трудящихся. Но этот народ больше любит отдыхать, чем трудиться. На этой неделе, например, всего один рабочий день. А праздники, связанные с балийским Новым годом (новым 1939-м годом эры Saka Hindu, который выпал в этом году на 28 марта) как-то незаметно захватил и Пасху, и два праздника после Пасхи… Прошло 5-6 больших праздников, каждый — по 3 дня. Почти до конца апреля, когда наступил Кунинган (он, кстати, отмечается дважды в году, как и Галунган), и души умерших, якобы спустившиеся на землю, чтобы провести праздники со всеми, наконец, покинули смертных. Культ праздника настолько силен, что на Ниепи — День тишины ежегодно остров несет миллионные потери — отменяется более 400 рейсов самолетов, закрываются банки, платные мосты и дороги, и бесплатные тоже, супермаркеты, пляжи… — буквально все! Люди молчат сутки, не зажигают огня, не смотрят телевизор, не выходят на улицы… Я в этом году делала фоторепортажи с этих праздников, они есть в моем разделе, так что уже и не хочу повторяться. Жила в нескольких странах и могу сравнивать. На Бали больше всего праздников. А Россия очень отстает в этом плане…

wpDiscuz