Можно ли спасти искусство от смерти? От коммерциализации, забвения былых достижений, вырождения и исторической гибели? Да. Если вы — герой рассказа Ллойда Биггла-младшего «Музыкодел».
В рассказе «Какая прелестная школа!» персонажи Ллойда Биггла-младшего спасают школьное образование, вместо океана науки погружающееся в пропасть развлечений и погибающее под тлетворным ядом масскульта, поднимающегося, как тесто на дрожжах, на всеобщем отупении.
В рассказе «Музыкодел» («The Tunesmith», 1957) главный герой волею судьбы (и профессии) становится воскресителем музыки, а за нею, уже невольно, и других искусств.
Против него, спасителя музыки, поднимаются плотными рядами дельцы и бездари-конвейерщики от искусства: из союза исполнителей, в котором состоят люди, не умеющие играть на музыкальных инструментах; из союза музыкоделов, где числятся композиторы, сочиняющие «коммерсы» — незатейливые сопровождения для рекламных частушек; из союза текстовиков, чьи члены пишут рекламные тексты, исполняемые затем под «коммерсы» и транслируемые с экранов. Рекламные тараторки под аккомпанемент — всё, что осталось от литературы.
Другой музыки в пустом мире нет. Бах здесь — древность вроде египетской мумии.
Вы рискнули бы спасти музыку, выручить искусство? Даже если бы вам пришлось противопоставить себя омертвляющей культуре новейшего времени? И её всемогущим хозяевам?
Тогда вы победите. Вас не сломают даже 49 лет ганимедских рудников.
Вы вернётесь на Землю с изуродованными руками. Вернётесь глухим стариком. Похожим на привидение.
Наградой вам будут возрождённые концертные залы и памятники Баху. И музыканты вместо музыкоделов. И композиторы вместо сочинителей «коммерсов».
Таков Эрлин Бак. Музыкодел, сотворённый пером Ллойда Биггла-младшего.
© Олег Чувакин, 27-28 апреля 2018