Людмила Чайка. Сибирский гость

Человек с книгой, фото, иллюстрация к рассказу

 

Текст прислан на конкурс «Художественное слово» 30.03.2017 г.

Об авторе. Людмила Чайка.

 


 

Сибирский гость

 

Анна всегда была хохотушкой, вернее сказать доверчивой хохотушкой. В своей студенческой среде она имела кличку «пионерка», хотя возраст её давно перевалил за школьный. Если уж быть совсем точными, ей было 27 лет.

Время было советское, шёл 1984 год, перестройка ещё не началась, и ветер перемен ещё не начал кружить и вьюжить по России, однако чувствовалось, что страна идёт к очередному своему рубежу. Вместе со страной и Аня подошла к той черте, чтобы считаться «перезрелой невестой», поэтому все её знакомые и друзья подыскивали нужного кандидата на вакантное место жениха.

Аня была вхожа в кинематографические и писательские круги, везде у неё были знакомые, однако мужчины, как назло, попадались женатые или уж совсем не «комильфо». У её подруги Любочки, которая училась в Литературном институте, намечалась небольшая вечеринка, куда и была приглашена Анна после работы. Работала наша героиня в одном из многочисленных НИИ, которыми кишела советская столица в те времена. Приехала она в одно известное общежитие, где жили будущие литераторы, они же сейчас студенты дневного отделения.

Её уже ждали, в центре комнаты стоял наспех накрытый стол, на нём незамысловатая закуска, вокруг сидели человек 6-7 гостей. Она знала всех, кроме одного человека, который стоял у окна. «Сергей, начинающий писатель»,— представили Ане незнакомца.

Уже сидя за столом, девушка внимательно изучала молодого человека. Простое, скуластое лицо, как будто высеченное из камня, широкие брови, взгляд исподлобья, кряжистая фигура. «Наверно издалека»,— подумала девушка. «Не женат», — прошептала ей на ухо Любочка, чем ещё больше подогрела интерес к нему.

Вечер выдался знатный; выпитый алкоголь ударил в голову — мужчины шутили, женщины заразительно смеялись. К концу вечера, когда все стали расходится, у Ани оказался провожатым Сергей, впрочем, чему она и не сопротивлялась. Ей льстила его неженатая кандидатура, навеянная будущими литературными победами, его везде представляли как подающего надежды «деревенщика». Сергею понравилась симпатичная москвичка, стильно и со вкусом одетая (в те далёкие времена ещё не было изобилия китайских одёжек), и Аня отшивала свои модные вещички у знакомой портнихи, тщательно следя за своим гардеробом.

Они шли по вечерней Москве, была ранняя осень. Шелест опавшей листвы под ногами скрадывал лёгкую напряжённость между совершенно незнакомыми людьми, волею судеб оказавшихся вместе здесь и сейчас.

 

Куда я — такой,

Кому я — такой,

От горькой любви

Потерявший покой?

И взгляд мой безумен,

И вид мой ужасен.

Спокойным и тихим

Я просто опасен.

 

Услышав первые строчки стихов, Аня узнала автора сразу — это был любимый ею поэт Василий Фёдоров. Сергей дочитал до конца стихотворение, и она в ответ прочитала ему:

 

Боюсь не смерти я.

Нет, нет!

И не предсмертного мученья,

Боюсь до смерти отлученья

От увлечений юных лет.

 

И они весело рассмеялись, поняв, что любят вместе одного и того же поэта. Беседа становилась всё более непринуждённой и доверительной. Они читали стихи и шли по вечернему городу, по петляющим улицам, не замечая времени и пространства. Когда они вышли на Садовое кольцо, в шуме несущихся большим потоком машин, они уже не слышали слова друг друга, но чувствовалось, что им приятно и хорошо идти рядом, как будто что-то незримое связывало их вместе.

Когда они вышли на Чистопрудный бульвар, где уже можно было спокойно говорить, Сергей рассказал, что приехал из Сибири, у него есть однокомнатная квартира. «Но вот только нет жены», — посетовал он, — «Есть правда одна зазноба москвичка, да только не хочет она уезжать из Москвы».

 

—А ты бы смогла? — Сергей резко заглянул ей в глаза.

— Что? — ответила Аня.

— Поехать со мной в Сибирь?

 

Аня от неожиданности замерла. Такого поворота она никак не ожидала.

«Ты подумай»,— сказал Сергей, « Я тебя не тороплю, я уезжаю домой через неделю». В воздухе повисла дурацкая пауза.

Молодые люди уже подошли к Аниному дому, время уже было близко к полуночи. Обменявшись телефонами и пожав друг другу руки, они расстались. После сделанного Сергеем предложения девушка чувствовала смущение и неловкость…

Дома её ждала, мама. Хотя время было позднее, она не спала.

 

— Мама, меня позвали замуж!

— Наконец-то,— ответила мама.

— Только надо ехать в Сибирь.

— А куда? Какой город?

— А вот это я не спросила…

 

Мама рассмеялась: «Ложись уж спать невеста, уже поздно…»

Анна легла в постель, уснуть не получалось, навязчивые мысли, как мухи роились в голове, она всё время ворочалась, а завтра надо было идти на работу. Но усталость взяла своё и она заснула. И приснился ей сон.

Холодно, зябко… Аня в одной тоненькой комбинации, с пуховым серым платком, накинутом на плечи, идёт по вагону, вагон общий, сидячий; плачут дети, ругаются бабы с мужиками, никто не обращает на неё внимания.

Она проходит один вагон, второй, третий; гудит паровоз, пахнет углём. Аня посмотрела в морозное окно. Вдруг поезд резко затормозил: «Остановка! Город Тобольск!» Девушка выскочила на перрон и увидела вокзал.

«Девонька, ты же совсем босая!», — сказала стоявшая рядом какая-то тётка. «Тобольск»,— прочитала Аня по буквам на здании вокзала надпись.

Неожиданно появился какой-то мужик, накинул на неё тулуп и усадил в телегу. И они поехали. Город показался обычным, одноэтажным, выделялась лишь церковь, своей важностью и мощью. Телега остановилась около дома напротив церкви. Откуда ни возьмись, набежали дети, стали хватать её за руки, теребить её за волосы.

И вот она уже за столом, ей наливают кружку чая и говорят: «Ты из столицы?

«Видишь церковь, там барышни тоже такие же красивые, как и ты, на службу ходили, не наши, чужие, и мальчик с ними…» На столе гудел самовар, под столом орала истошно кошка, хлопнули ставни, зазвучал колокол …

И тут Аня проснулась. Она долго не могла понять, что это было. Но надо было собираться на работу. День пролетел быстро, без событий. Только приснившийся сон навевал на неё странные мысли и подозрения. Аня была девушкой советского воспитания и поколения; когда она училась в школе — она прошла все уровни социализации: от октябрёнка до комсомолки, поэтому поступив в институт и войдя в возраст «невесты» она стала мало обращать внимания на политическую жизнь страны и события, её кружила и занимала только любовь, любовь, любовь…

Даже когда началась война в Афганистане, она даже этого и не заметила, ведь юноши, с которыми она училась, были не призывные, и это было для неё самое главное.

Вместе с ней работала Елена Эдуардовна, женщина около пенсионного возраста, которая славилась в коллективе начитанностью и широким кругозором, в разгадывании кроссвордов ей не было равных. Собираясь домой и складывая в сумочку весь косметический набор юной леди, Аня спросила у неё:

 

— Елена Эдуардовна, а Вы не можете мне рассказать, чем знаменит город Тобольск?

— Печальное место…

— Чем?

— Туда отправили после отречения последнего царя вместе с семьёй в ссылку. Потом и расстреляли всех.

Аня опешила:

— А дети у царя, какие были?

— Четыре девушки и один мальчик. Красивые все…

Елена Эдуардовна ещё много чего-то говорила Ане, но та уже не слышала ничего, в голове всё смешалось-приснившийся сон, Сергей, убитые царские дети.

 

Когда девушка приехала домой, быстро поужинав, помыв посуду, потолкавшись на кухне с соседкой за место у раковины (Аня жила с мамой в коммунальной квартире) она заняла «боевой пост» напротив общего в квартире телефона, который стоял на маленькой табуреточке в углу около входной двери. И она дождалась. Позвонила подруга Любочка, очень интересовавшаяся как происходило «провожание до дома». Аня рассказала ей всё в подробностях и задала самый главный вопрос, который мучил её с утра:

 

— Люба, а Сергей, в каком городе живёт в Сибири?

— В Тобольске. Говорят красивый город!

 

Ещё немного поговорив для приличия, девушка вернулась к себе в комнату.

Что-то ей расхотелось замуж…

 

На следующий день, когда она была на работе, ей позвонил Сергей и пригласил на свидание. Судя по голосу, он выпил для храбрости и был в приподнятом настроении. В отличие от него Аня была настроена критически и разговаривала односложно.

В те далёкие советские времена, когда ещё не было мобильных телефонов и, когда на работе и дома был один городской стационарный телефон на всех, все присутствующие при разговоре обычно слушали, о чём говорят по телефону (ну не затыкать же уши!) Правда, коллеги Ани поступили интеллигентно, они вышли покурить.

 

— Я не приду,— сказала Аня

— Почему?

— Потому что я не поеду с тобой в Сибирь. Наверно я люблю Москву, прости!

— Ты…ты …предательница!

 

Сергей ещё долго кричал в трубку, его голос уже звучал неразборчиво, но очень эмоционально, под самый конец она только услышала язвительные слова:

— Я напишу роман и в нём опишу тебя, твой гадкий поступок. Жди!

 

Когда Аня пришла домой, мама спросила:

— Когда вещи будешь собирать?

— Никогда. Мне и тут хорошо.

— Ты не поедешь в Сибирь?

— Нет, это была ошибка.

 

Прошло много лет, страна изменилась до неузнаваемости, шагнула из социализма в капитализм, технический прогресс принёс нам всемирную сеть, мобильные телефоны, компьютеры; стали доступны путешествия в любую точку земного шара.

Аня стала Анной Николаевной, побывала дважды замужем и дважды развелась, только вот проходя мимо сверкающих витрин книжных магазинов, глядя на красивые обложки книг, их стройные корешки, она всегда задавалась вопросом:

«А может здесь написано про меня?»

 

© Людмила Чайка, 2017

Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Людмила Чайка. Сибирский гость»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

2 отзыва

  1. Красивая и грустная история. Я была уверена, что она скажет — да! Удивила истеричная реакция героя на отказ. Она же ничего не обещала! Они даже не целовались. А что было бы, если бы героиня согласилась?..

    1. Спасибо , Гаянэ .Вы первая написали мне отзыв на мой рассказ.Про героиню могу сказать,что с её стороны это была только зарождающаяся симпатия(даже не влюблённость),но она могла бы перерасти в любовь.Но видно он(герой) -не её судьба! Может они были знакомы в»прошлой жизни» или встретятся опять в «новой» .Закон Кармы никто не отменял.

Отзовитесь!

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.