Поверим алгеброй гармонию!

Алгебра, математика, поверим алгеброй гармонию

 

Уважаемые участники конкурса! Жюри сочло необходимым дать пояснения по некоторым аспектам изучения представленных рассказов.

Да, именно так: изучению. Причина заключается в том, что постоянно развиваются методы и средства оценки различных текстов с применением алгоритмико-программных (компьютерных) средств. Разумеется, речь не идёт о какой-то компьютеризированной методике исследования сюжета или художественности. Но грамотность вполне поддаётся первичному анализу, то есть анализу, направленному на выявление орфографических ошибок; иногда и лексических, которые могут легко появиться в силу использования просторечия или сленга.

Напомню, что великому Леонардо принадлежит идея о поверке гармонии алгеброй. К счастью, до сих пор не создано математических инструментов, позволяющих заменить человеческое восприятие художественного литературного творения компьютерной программой.

Вам по душе сайт «Счастье слова»? Он работает без рекламы, на голом энтузиазме! Поддержите его владельца, купите сборник лирических рассказов «Многоточия»! Всего двести деревянных! Сюда, пожалуйста.

Но о чём же тогда речь?

Александр Пешков, учёный, специалист, семантический анализ

К.т.н. Александр Пешков

Любой текст направлен на «своего» читателя. Так, например, появляются любители фантастики, поэзии, приключенческих романов, публицистики, etc. В особых случаях мы встречаем людей, с упоением читающих кулинарные рецепты или описания действия каких-то технических устройств, способы разведения гладиолусов и правила оказания первой медицинской помощи. Вторые читатели ничем не отличаются от первых, но они читают тексты с ярко выраженной определённостью предмета описания, что совершенно исключает даже вероятность построения фантазий и собственного домысливания так, как если бы они были авторами таких текстов. Представьте изучение инструкции по эксплуатации телевизора. Вряд ли в этом случае будут уместны собственные трактовки технических указаний. Это не описание признания в любви. Это жёсткий алгоритм управления техническим устройством. Можно уверенно сказать, что неопределённость подобных текстов ничтожно мала.

Совершенно иначе обстоит дело с художественными произведениями.

Художественная литература насыщена большим количеством способов повествования, усиливающих эмоциональное воздействие на читателей. Возможно создание такого текста, в котором описываемый предмет вообще не будет упомянут, но читатель поймёт, о чём идёт речь. С позиций информатики неопределённость таких текстов весьма велика. Неопределённость в отражении существования или разработки алгоритма, дающего нам жёсткое правило восприятия литературного произведения. У разных читателей, естественно, будут разные впечатления от прочтения. Априори исходные данные обычно очень скупы: жанр произведения, автор и ещё несколько не очень важных сведений. Естественно, эти исходные данные могут повлиять на читателя, но в основном они влияют на выбор им данного произведения. Если, скажем, вы обожаете публицистику В. А. Гиляровского, то время от времени вы будете её перечитывать.

 

 

* * *

 

Итак, я хочу, чтобы вы, уважаемые конкурсанты, легко восприняли сведения о том, что есть тексты, которые мы воспринимаем всегда однозначно и без сильных эмоций. И есть тексты, не обладающие такой однозначностью. Действительно, я старался, чтобы подход к этому выводу и сам вывод выглядели очень просто, даже банально. Наука информатика говорит, что все тексты имеют различную энтропию. Энтропия и есть мера неопределённости, которую я использовал для изучения ваших произведений. Эта величина носит вероятностный характер и рассчитывается по формуле, предложенной учёным Клодом Шенноном. Есть и специальные компьютерные программы, помогающие выполнять расчёт энтропии, то есть количественную характеристику текста.

Так мною обрабатывались все поступившие рассказы. Цель — исключить рассказы, слабо соответствующие заданной теме конкурса. Естественно, математические расчёты не становились решающими в этом отборе, но оказывали хорошую поддержку. Замечу, что рассказы, помещённые в лонг-лист, обладают очень близкими значениями энтропии, то есть принадлежат множеству, определённому условиями конкурса.

Кроме энтропии, проводился расчёт информативности текста. Следует указать, что обычно оценку получают в битах, единицах информации. В нашем случае отобранные произведения имеют схожую информативность. Поэтому в дальнейшем изучение творческих работ имело смешанный характер, но с повышенным вниманием к качественным оценкам.

Я полагаю, что каждый из конкурсантов по-своему оценил собственное произведение. Это вполне естественно, но научный подход говорит, что оценка «стороннего наблюдателя» точнее. Проверьте это сами. Представьте, что вы — сторонний наблюдатель, эксперт, а ваша задача — выбрать себе помощника для оформления документации. Каждый претендент будет настаивать на том, что он — лучший. Но у вас есть собственная шкала ранжирования достоинств помощника, основанная на вашем опыте, знаниях и предпочтениях. В ряде случаев ваши предпочтения могут отрицательно отразиться на выборе. Их следует формализовать и избавиться от особо мешающих непредвзятому выбору. В итоге вы найдёте нужного человека.

Изложенное выше не в полной мере отражает объём выполнявшегося анализа. Должен сказать, что, кроме указанных, применялся грамматический анализ, состоящий из синтаксического и лексического, но это уже не так специфично воспринимается и, наверное, не требует дополнительных пояснений.

Мой уважаемый коллега по судейству, организатор этого замечательного конкурса Олег Чувакин уже опубликовал лонг-лист, в котором указаны авторы и их работы с примечаниями члена жюри. Публикации предшествовало обсуждение, выявившее совпадение мнений. Определение состава короткого списка (шорт-лист) разногласий тоже не вызвало, как и определение будущих победителей. Принятое мною решение я считаю правильным и обоснованным. Давление на меня никто не оказывал. Хочу также уточнить, что я имею 42-летний стаж работы и научных исследований.

Я очень рад, что в конкурсе приняло участие такое большое количество писателей. Конкурс стал международным. Думаю, эта традиция продолжится. Желаю всем участникам хорошего, умного, достойного творчества!

 

С уважением —

кандидат технических наук,

доцент Института математики,

естественных и компьютерных наук

Александр Пешков

Услуги опытного редактора, а заодно и корректора через Интернет. Ваш текст причешет и отутюжит Олег Чувакин. Вам сюда!

Подписывайтесь на «Счастье слова» по почте!

Email Format
190

16
Отзовись, читатель!

avatar
4 Ветка отзывов
12 Ветка ответов
0 Подписчики
 
Наибольшее число ответов
Горячая тема
8 Число отозвавшихся
Александр Пешковмануйлова СветланаНеттаОлег ЧувакинТатьяна Попова Авторы последних отзывов
  Подписка  
Подписаться на
Нетта
Гость
Нетта

Спасибо, это очень интересно. Вообще математика — наука универсальная и наверняка можно разработать алгоритм оптимизации способов повествования — минимальная затрата времени и оперативной памяти при наибольшем эмоциональном воздействии на максимальное количество читателей :) Шучу, конечно, но а почему бы и нет?

Александр Пешков
Гость
Александр Пешков

Это зависит от критерия оптимизации. Разрабатывались компьютерные программы, сочинявшие стихи, музыку. По понятным причинам применения не нашли.

Наталья Михайлова
Гость
Наталья Михайлова

Ужас!!! Почитал бы это Чехов, а так же Белов, Распутин и Астафьев…

Оксана Танкова
Гость
Оксана Танкова

)))))) Да,для меня тоже как-то странно литературу математикой измерять(((

Татьяна Попова
Гость
Татьяна Попова

Ну. а я почувствовала себя блондинкой:). Со мной такое нечасто бывает:).

Оксана Танкова
Гость
Оксана Танкова

Аналогично))

мануйлова Светлана
Гость
мануйлова Светлана

Измеряют не замысел, а исполнение, то есть соотношение частей, из которых состоит произведение, пропорции. И в этом плане математика беспристрастна. Вот юные психологи, воодушевленные тем, что могут теперь познать душу (хотя, пардон, человеческое поведение), бывают неприятно удивлены как много в психологии математики…сплошная математика и статистика. Так же и в литературе математике вполне есть место.

Александр Пешков
Гость
Александр Пешков

Ужас? Василий Иванович Белов, с которым я задушевно беседовал, так не считал. Его жена, Ольга Ивановна, учила меня русскому языку и в дальнейшем (я ей рассказывал о достижениях науки) относилась к подобным научным изысканиям очень хорошо. К сожалению, ничего не могу сказать о мнении Чехова, Распутина и Астафьева.

Нетта
Гость
Нетта

А вообще, я хочу сказать огромное спасибо Александру, как члену жюри. Это же гигантский труд, обработать такое количество текстов, и как бы интересно это не было, на какой-то этапе это становится тяжелой работой.

А еще наука и искусство настолько плотно взаимосвязаны, что порой их и отличить невозможно, и ваша, Александр, работа, в очередной раз это доказала. Спасибо.

Александр Пешков
Гость
Александр Пешков

Уважаемая Нетта, благодарю Вас! Я хочу, чтобы и другие участники конкурса поняли, что циркулем художественное слово не измеряется.

мануйлова Светлана
Гость
мануйлова Светлана

Красота в гармонии. А гармония это единство сюжета, стиля, грамотности. Красота в идеальности всех составляющих, которые можно анализировать, изучать, развивать. Как, например, изучают скульпторы золотое сечение Фибоначчи, которое дает идеальные пропорции. Александр — супер, потому что затронул тему математического анализа художественных произведений. Недаром говорят — математика — царица всех наук. Но понять его дано немногим)))