Грамотность, воображение, трудолюбие

Тетрадь, чистая, ручка, писатель, написать книгу

В России писателей стало больше, чем читателей. Нынче почти каждый, кто идёт в Интернет, с маниакальным ожесточением долбит по клавиатуре и мнит себя Львом Толстым XXI века.

Picture of Олег Чувакин
Олег Чувакин
Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

Век писателей

На сайтах «Самиздат» или «Проза.ру» и прочих подобных — сотни тысяч участников. Все пишут, пишут и ещё раз пишут. Пишут также блогеры, журналисты, чиновники, копирайтеры, рерайтеры, политики, обитающие в «Твиттере», домохозяйки… Кого только не тянет в писатели!

Неужели писать так легко? И этим может заняться каждый, надо только иметь компьютер и выход в сеть?

Думать так — большая ошибка, как говорил один персонаж Шварценеггера. Писать так же трудно, как быть хирургом, каменщиком, фрезеровщиком, архитектором, биологом или столяром-краснодеревщиком. Надо много знать и много уметь, тем более в XXI веке.

В наше время от автора требуется многое: от умения набирать, верстать и редактировать собственные электронные книги до публикации их на специализированных сайтах и даже озвучивания. Но это дело техники, этому можно научиться.

Три в одном: писатель, редактор, литобработчик
Олег Чувакин выправит, обработает, допишет ваши рассказы, сказки, повести, романы; робкие наброски превратит в совершенный текст. 30 лет практики (с 1994). Олег разберёт ваши ошибки, промахи и недочёты, даст полезные советы и научит им следовать. Поднять слабый черновик до подлинно литературного уровня? Будет сделано!

Основное — способности, данные человеку от природы. Их можно развить, но приобрести их, увы, нельзя. Нельзя создать в себе талант искусственно. Даже трудолюбие привить себе не так-то просто; многие здесь и ломаются.

Способности к языку, воображение и трудолюбие

Вот «три кита», без которых писатель не состоится: 1) способности к языку и безупречная грамотность; 2) богатое воображение; 3) выдающееся трудолюбие. «Китов» я вычислил на основании собственного прозаического опыта.

Язык. Грамотность. Стиль

Грамотности (орфография, грамматика, пунктуация, мастерское владение письменной речью и общее ощущение красоты фразы) научиться «по правилам» чертовски трудно. За правописание и связную речь «отвечает» ген грамотности. Британские учёные утверждают, что он есть у всех, но будто бы не у всех «настроен» на родную речь. Англичанин может быть малограмотным в родной речи, потому что его ген чуток… к японским иероглифам. Я к таким заявлением отношусь скептически, а потому говорю лишь о способностях, проявляющихся при обучении и чтении. Одним людям язык даётся легко, без усилий (что-то вроде абсолютного слуха, какой бывает у музыкально одарённых детей), для других это мучительный и малорезультативный процесс. «Талант, и всё тут!» — объяснял Чехов своему младшему другу Бунину.

Человек, который пишет (в газете!): «Лишь двое из них были девушками», «На высоком постаменте появилась табличка, в которой говориться» или «они с пеной рта доказывали», явно занимается не своим делом.

Богатство воображения

Без воображения в литературе делать попросту нечего. Одной грамотности для писательства недостаточно. Без фантазии авторов не было бы ни «Войны и мира», ни «Эрроусмита», ни «Смерти чиновника», ни «Макбета». Воображение развивается жизненным наблюдением и постоянным чтением. Изначально оно тоже даётся от природы. Это вторая составляющая писательского таланта. После грамотности.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда

Трудолюбие. Здесь тоже природа поделила людей: есть люди упрямые и настойчивые в достижении цели, умеющие каждодневно работать над словом, и есть тунеядцы, пространно (и часто в нетрезвом виде) рассуждающие о вдохновении и более мечтающие, нежели сочиняющие.

«Никакого вдохновения не существует, — говорил У. С. Моэм. — По крайней мере, мне его не удалось обнаружить». Чехов и Джек Лондон тоже не верили во вдохновение. Все эти люди писали и правили свои тексты каждый день. И оставили после себя объёмные собрания сочинений. В США издан сорокатомник Джека Лондона. А в СССР издательством «Наука» был выпущен в 70-80-х годах прошлого века тридцатитомник Чехова (сочинения и письма, 18 + 12). Для сорока лет жизни первого и сорока четырёх второго это весьма впечатляющие результаты. И речь не только о количестве, но и о качестве.

Оцените силу своего таланта

Оцените своё воображение, своё владение языком и своё отношение к писательству. Подумайте о том, есть ли у вас талант.

Попробуйте понять (лучше посоветуйтесь с кем-то на этот счёт), грамотны ли вы (филологическое образование не спасает, диплом грамотности не подтверждает), сильно ли ваше воображение (почитайте-ка «Силу воображения» Саймака) и готовы ли вы вкалывать за письменным столом по несколько часов в день, гробя здоровье.

Если на перечисленные вопросы ответ будет «скорее нет, чем да», не отчаивайтесь. Смотрите на жизнь оптимистично. Профессия писателя давно вышла из моды. Тиражи книг падают; люди предпочитают книгам телевизор и ролики в сети. Присмотритесь к профессиям электрика, металлурга или хлебороба.

Author picture
Не спешите заказать редактуру. Не швыряйтесь деньгами. Сначала покажите свой рассказ или отрывок романа

Кому показать рассказ или роман? Писателю! Проверьте свой литературный талант. Закажите детальный разбор рукописи или её фрагмента.

Да, и ещё. Чувство юмора — ещё одно свойство, весьма желательное для литератора. Но тут я не смею настаивать, и в список «китов» способность к юмору не включаю. В конце концов, кому-то надо писать серьёзные книги!

© Олег Чувакин, 2015
Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Грамотность, воображение, трудолюбие»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

11 отзывов

  1. Вот я и присмотрелась к профессии библиотекаря… Ленивая и неграмотная потамушта!)))

  2. Уважаемый Олег Чувакин !. С моим ответом на Ваш Пост о шести рассказах Чехова, Вами особо отмеченных, случилась такая история. В тот момент, когда я уже предполагала отправить мой ответ на Ваш Пост, отказал монитор моего компьютера кстати, теперь новый. Тогда я решила ответить более подробно, потому что мне весьма импонировало почти полное СОВПАДЕНИЕ особо отмеченных и мною рассказов Чехова. В моей Хронике об этом СОВПАДЕНИИ мой пост почти в сАмом начале. Не настаиваю, но мне хотелось бы убедиться, не исказила ли я очень сильно идеи Вашего Поста. Безусловно, в несовпадении моих взглядов на упомянутые рассказы с Вашими, взглядами писателя, я и не сомневаюсь. А ещё я хотела бы убедиться в том, что и я ответила на Ваш Пост о шести рассказах Чехова, Вами особо отмеченных. Спасибо.

  3. Спасибо, Олег, за Чехова. В тысячный раз убедилась, что изящество и краткость превращают простоту и незатейливость истории в шедевр. Но — непросто быть писателем среди тех, кто путает Гоголя и Горького, Алексея и Льва Толстых объединяет (не подозревая о третьем Толстом),и чтобы совсем меня убить, вероятно, напрягшись, «нахмурив свой узенький лобОк», все-таки победоносно изрекает, что «Войну и мир», конечно, написал Лев ИСАЕВИЧ Толстой. Да-с, Муму написал не Тургенев. А Хемингуэй, потому что на книжной обложке был нарисован старик в лодке.

    1. Думаю, что беда всё- таки не в том, что кто- то не знает, скажем, имени автора рассказа «Каштанка», а в том, во-первых, что он не стал этот рассказ читать. А в этом рассказе собачка, обожающая своего хозяина, получала от него тумаки и в минуту горькую произносила про себя: «Так жить невозможно». Можно, конечно, и не задуматься над этим «высказыванием» собачки, а я так с ранних лет положила на это «высказывание» глаз. А ещё круче, как сейчас говорится, увидел название произведения «Гусев», например, прочёл несколько строк, да и перелистнул за ненадобностью. А в рассказе- то том такоооое… Или произнести ТРИ ХА — ХА , дочитав о том, что бедный Ванька так и отправил письмо родному дедушке без адреса , и единственный родной ему человек не узнает, как тяжело ему на чужой стороне…

  4. Олег, когда-то давно на лекции по научному коммунизму профессор Л.Коган сказал, что культурная жизнь в это прекрасное время будет иметь особенность: все больше людей из объектов культуры будут превращаться в субъектов, т.е. активно творить… Может, процесс пошел=)))?.. И без коммунизма=)))..

    1. Да, верно, процесс идёт. Субъектов всё больше, объектов всё меньше. Количественные изменения породили новое качество.

  5. меня тоже пугает Этот ПОТОК пишущих; однажды спросила закомую даму: о чём пишете? — а так…о том -о сём…что под глаза попадётся… Её предыдущюю » книжку» не смогла читать…по счастью есть иммунитет от таких «творений»…Но испытаваю неловкость — ведь кто- то ждёт….и позитивную оценку.

Отзовитесь!

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.

Сам себе редактор
Научитесь править свои тексты сами. За один урок
Author picture

Возьмите у меня всего один урок. Я изучу ваш текст и выдам вам список типичных ошибок в стиле, композиции, сюжете. Вы одолеете их все при мне.

Станьте самому себе редактором!