Конфеты с холодком. Искусство безыскусного

Тундра, грибы, красноголовики, сопки, Дальний Восток

 

Искусство рассказывать жизнь. Екатерина Яшина, «После тебя».

От Эльбруса с Казбеком до Магадана. Неделя на поезде. Сопки, морошка, минус пятьдесят. И любовь, излучающая тихое счастье, которым не хочется хвастаться.

По форме рассказ, по содержанию — роман. Так было сказано в своё время о рассказах Чехова. Собственно, в том-то и состояло чеховское новаторство.

Рассказ Екатерины Яшиной «После тебя» — образец именно такой короткой прозы, чьё содержание выходит за пределы сюжетного рассказа. Не случай, не ситуация, не узкий конфликт интересов создают здесь сцену.

Здесь герой — сама жизнь. Точнее, любовь. Но не эфемерное чувство, обряженное в романтические одежды, а реалистическая любовь со стажем, продолжающая жить и тогда, когда стаж у одного из любящих обрывается. Впрочем, обрывается ли? Того не ведаем мы.

Та сила вселенская, та чернота космическая, что бросает нас в дали звёздные, уносит одного из двоих, забирает одного из пары. И тогда другому остаётся ждать. И говорить. Говорить! Молчать невмоготу. Столько слов, верных, точных, необходимых, сказано за годы и десятилетия, уплывшие корабликами памятными в прошлое, — и вдруг оборвать поток, умолкнуть.

Нет.

И Рита говорит. И не только говорит. Она и конфеток мятных, с холодком, какие он любит, принесёт. И кофейку бы с молоком налила, да не положено. Привыкла жить с оглядкой — и целоваться на людях так и не приучилась.

«Опосля» — вот что Боря обещал своей Рите. Уйти в звёздную ночь Вселенной следующим. Вторым. Чтоб сердце любимой не разбить.

Но не властен над этим человек. Буковки «Е. Б. Ж.» добавлял к письмам и дневникам Толстой, снабжал предусмотрительно буковками планы и обещания.

«Уж я после тебя», — говорит теперь Рита, и слышится за этим мастерски недосказанное: «Уж я за тобой».

Искусство безыскусного. Умение выразить в нескольких малых страничках жизнь с её обыкновенной любовью — это, пожалуй, и есть то нечастое проявление литературного дарования, когда автор интуитивно выхватывает из миллионов подробностей лишь те детали, что дают чудесное превращение: вместо сюжета читается сама жизнь. «У нас, русских, вообще с сюжетами никуда, — писал Юрий Казаков Виктору Лихоносову. — Нет у нас сюжетов, а больше так, «жизнь», это у лучших, у плохих же ничего нет».

Екатерина Яшина идёт трудной дорогой. Ибо жизнь всегда будет больше сюжета, богаче сюжета.

Вот, правда, тыкву с репкой сравнивать в рассказе не следует. Это я как деревенщина советую. И «колосилось» — глагол, которому место не в огороде, а за околицей. Ну да кто из нас совершенен?

 

© Олег Чувакин, 5-6 октября 2019

Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Конфеты с холодком. Искусство безыскусного»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

3 отзыва

  1. Хорошо… Какие слова точные нашли:»Искусство безыскусного»! И не случайно моих любимых Казакова и Лихоносова вспомнили…

  2. Спасибо Вам, Олег! За «искусство безыскусного», за анализ текста, который заставил улыбнуться тыкве с репой) Вы-мастер вычленять из всего произведения главный философский стержень! Спасибо Вам за напутствие, за доброту и за рекомендации к дальнейшим творческим работам! И хорошо, наверное, что все мы несовершенны!) Это ведь и есть наш стимул и волшебный пендель)

  3. Екатерина, и правда, написала один из самых тёплых и сильных рассказов на нынешнем конкурсе. Искренне желаю ей победы!

Добавить комментарий для Ирина Бирюкова Отменить ответ

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.