Александр Балашов. Потолочный заяц

Потолочный заяц, рассказ о студенте медколледжа, автор Александр Балашов

 

Текст прислан на конкурс «Художественное слово» 28.02.2017 г.

Об авторе. Александр Балашов, живёт в г. Курчатове Курской обл. «Пишу рассказы со школьной скамьи. Ваш конкурс заинтересовал меня. Представляю на суд компетентного жюри свой небольшой рассказ о настоящем Поэте».

Примечание организатора. Текст на 30% превышает заданный условиями объём в 10.000 знаков с пробелами. И всё же принято решение допустить рассказ на конкурс. Текст хорош, и отсекать от него треть было бы попыткой превратить квадрат в треугольник. В дальнейшем поблажки по объёму получат и другие участники, сюжеты которых потребовали больше пространства. Однако жюри учтёт в оценке отклонение от правил.

 


 

Потолочный заяц

 

Данила Берёзкин, студент семнадцатой группы специальности «Фармация» медицинского колледжа, обложившись учебниками и справочниками, готовился к переэкзаменовке по профильному предмету — фармацевтике. Данилу считали без пяти минут фармацевтом, но он был поэтом по призванию. За окном комнатушки, которую он на паях с однокашником Лёшкой на городской окраине снимал у чудака-пенсионера со смешной фамилией Лом, уже вовсю распоряжалась весна. Апрель не жалел зелёной краски в своей весёлой палитре. С первого же погожего дня второй месяц весны без устали принялся раскрашивать окрестности цветом пробуждающейся природы, начиная с робких нежно-салатовых штрихов в проклюнувшихся почках до сочно-изумрудных мазков на потянувшейся к солнцу молодой траве.

В такое время Даниле было не до нудно-скучной фармацевтики, экзамен по которой ему уже во второй раз ему предстояло сдавать такой же скучной и бледной, как парацетамол, Варваре Семёновне, старшему преподавателю медицинского колледжа. Далеко не молодую женщину с мраморным, будто рубленным бездарным скульптором лицом, студенты, словно в насмешку, прозвали «Варвара-краса». Наверное, из-за старомодной косы, которую Варвара Семёновна всю свою сознательную жизнь холила и лелеяла. Седеющую косу старший преподаватель колледжа и одновременно куратор курса поэта Данилы Берёзкина Варвара Касаткина, несмотря на колоссальную педагогическую занятость, всё-таки не забывала периодически подкрашивать, добиваясь безупречного насыщенного цвета переспелого каштана. Свою реликтовую косу она художественно укладывала и с достоинством носила на голове, как носят хрупкую, но очень дорогую им корону, победительницы самых престижных конкурсов красоты.

— Скажи мне, Данила Берёзкин, — на экзамене по фармацевтике спросила Касаткина, — зачем ты выбрал профессию, которая тебе совершенно неинтересна?

— Не я выбирал, — вздохнул Данила, понимая, что, запутавшись в хитромудрых названиях препаратов, на этот раз даже «тройки с жирным минусом» не дождётся. — Меня в ваш колледж родители запихнули. Я стихи с раннего детства писал. Я — поэт, Варвара Семёновна, в душе. Мои стихи в журнале «Кот и пёс» три раза публиковались…

Варвара Семёновна многозначительно хмыкнула и покачала головой:

— Поэт он, видите ли…Не тот, Берёзкин, поэт, кто рифмы плесть умеет, как сказал классик. Что такое поэзия, если разобраться по-научному? Игра слов — забава. А тебе профессия нужна. Про-фесс-ия! Соображаешь, Берёзкин?

Данила, пряча улыбку, послушно кивнул.

— Профессия — это то, что тебя кормит и людям жить помогает! А стишки — это… — она на минуту задумалась, подбирая нужное слово, — это развлечение, хобби, так сказать. Твои родители добра тебе хотели, чтобы ты людям помогал… Грамотно лечил их нужными лекарствами. А для этого, Берёзкин, нужно много, очень много читать спецлитературы и всё запоминать.

Стареющая классная дама помолчала, поправила косу-корону и сокрушенно вздохнула:

— И что из тебя, Берёзкин, получится? Ума не приложу… Выгонять тебя с последнего курса для колледжа и государства нерентабельно, а делать с тобой что-то всё-таки нужно. Знаю, что ты наряжаешься шутом и не с самыми усидчивыми сокурсниками ходишь с этими, как их?…

— Волонтёрами, — подсказал Берёзкин.

Варвара Семёновна подсказку не приняла.

— …Ходите, нарядившись клоунами, по больничкам, — продолжила она. — Ты там стишки, говорят, почитываешь смешные?.. Благотворительность — дело хорошее. Но если ты хорошо усваиваешь учебную программу. А юморить, веселить — тут большого ума не надобно. Вот великий Пушкин, между прочим, говорил, что не хотел бы быть шутом даже у Господа Бога…

Варвара Семёновна, глядя на улыбку, которая во время её обличительного монолога села на губы нерадивого студента, раздражённо хлопнула тетрадью по столу.

— И чему ты вечно улыбаешься? — воскликнула Варвара Семёновна. — Кто ты, Берёзкин, в конце концов? Гений, шут или доморощенный дебил?

Данила, задумчиво глядя в окно, виновато пожал плечами:

— Я — поэт, кажется…

— Иди, поэт! — не прощаясь, бросила Варвара Семёновна, вкладывая весь запас своего воспитательного сарказма в слово «поэт». — И много-много читай по моему предмету, если не хочешь вылететь из колледжа за пять минут до диплома.

У дверей она остановилась, медленно повернула монументальную голову в сторону Берёзкина и посоветовала:

— Чем клоуном наряжаться и шута горохового изображать, неустанно читай «Фармацевтику»! Читай, читай и читай, не теряя времени! Дам тебе ещё один шанс стать человеком. Последний, заметить, Берёзкин.

— Спасибо, Варвара Семёновна, — грустно ответил Данила. — Счастливой вам весны!

Старший преподаватель колледжа, не оборачиваясь, бросила в ответ:

— Шут ты гороховый, а не поэт, Берёзкин.

 

Тогда, вернувшись на съёмную квартиру, Данила, бросив своё бренное тело на любимый диван, спросил Лёшку:

— А может, Лёш, прав был Пушкин?

— В чём? — не понял Алексей, примеряя перед зеркалом шутовской колпак Данилы.

— Поэт — это шут или?.. — повторил свой вопрос Данила. — Кто такой сегодня — поэт?

Лёшка, удивившись вопросу соседа по комнате, сказал:

— Ты у нашего хозяина об этом спроси. У профессора Лома. Он ведь, ребята говорили, когда-то, пока с головой дружил, в универе преподавал. Доктор философии всё же…

— Спрошу, — ответил Данила.

— Так ты идёшь с нами? — уточнил друг. — Сегодня нас ждут больные детишки в первой градской.

Данила не ответил, повернувшись лицом к стенке, швырнул тетрадку со стихами на пол.

— Ну-ну, — бросил Берёзкину Алексей. — Мучайся дальше.

Когда Лёшка ушёл, Данила, подняв тетрадь, с лицом скорбящего на похоронах дальнего родственника, стал выкладывать из сумки справочники и толстые скучные книги по фармацевтики.

В дверь комнаты постучали.

— Входите, открыто, — вяло отозвался поэт.

В комнату в полосатом махровом халате «времён Очакова и покоренья Крыма» вошёл хозяин квартиры, старый университетский профессор.

Окинув груду книг быстрым живым взглядом, старик спросил:

— Читаешь?

— Угу, — без энтузиазма ответил поэт. — Простите, профессор…. Мне много прочитать нужно — переэкзаменовка назначена.

Чудаковатый хозяин трёхкомнатной квартиры кивнул:

— Понимаю, понимаю… Римский писатель Плиний Младший как-то сказал, что следует читать много, но не многое.

И экс-профессор тихо засмеялся, теребя в руках небольшую книжицу в потёртом кожаном переплёте.

Берёзкин поднял глаза на старого чудака и спросил:

— Как это?

— Да так это, — улыбнулся в ответ старик. — Я тут, господин поэт, невольно услышал ваш разговор с товарищем по учёбе…

— С Лёшкой?

— С Лёшкой, с Лёшкой, — кивнул он. — Насчёт поэта и поэзии. И решил сделать тебе подарок… Волшебная, скажу тебе, поэт Данила, книга… Даёт тайное знание, как овладеть магией слова…

Данила был польщён, что его наконец-то назвали поэтом, и невольно перевёл взгляд на потрёпанную невзрачную книжку, которую профессор Лом держал в руках. На обложке тускнели полустёртые слова — «МАГИЯ СЛОВА». Берёзкин не сдержался и в сердцах махнул рукой: в глазах начинающего поэта читалось — «только мне перед переэкзаменовкой этой дури и не хватало!..»

Экс-профессор, о котором все говорили, что он давно уже с катушек съехал, перестал улыбаться и положил старинную книжку на стол.

— Вот оно искусство, как в немногом сказать о многом, — сказал он. — Это, молодой человек, ключ к разгадке всего таинства, имя которому — Поэзия. Когда усвоишь эти уроки, тогда и произойдёт чудо. Самое настоящее чудо, молодой человек. Магия слова в сердце рождается.

Берёзкин заглянул в глубоко посаженные глаза старика, на минуту ему стало страшно — да он, и впрямь, сумасшедший! Это у него весеннее обострение, пронеслось в голове поэта. Недаром же, говорят, в весенний период активизируются все маньяки и шизики!..

Профессор будто прочитал мысли студента.

— Ты так не думай, Данила, — мягко сказал он, поглаживая обложку книги. — Я, как ты выражаешься, с катушек не съехал. Поймёшь магию слова, многое поймёшь в этой непростой жизни. Тогда и свою фармацевтику сдашь Варваре Семёновне. А ты её обязательно сдашь, уверяю тебя…

— Может, предскажите — когда?

— Как только усвоишь уроки из этой «Магии»… Тогда без проблем сдашь экзамен. Это случится в четверг, после дождика, 6 апреля, в 15 часов тридцать минут по Москве.

— А что потом? — недоверчиво спросил Берёзкин.

— А потом и самый свой главный экзамен сдашь, когда научишься творить сердцем. Тогда и чудо случится.

— Чудес, Эдуард Васильевич, не бывает. Не та эпоха, — парировал Берёзкин, уверенный, что бедный старик, которого он уже не боялся, а жалел, действительно вошёл в весеннюю фазу обострения своего хронического недуга.

— Увидишь потом, какое чудо эта самая «Магия Слова» творить может, — сказал философ и вышел из комнаты, которую у него снимали студенты.

 

 

* * *

 

6 апреля, когда Данила Берёзкин пришёл на переэкзаменовку к Варваре-красе, ласковое весеннее солнышко пригревало расцветающую землю. На небе не было ни облачка. Но в половине третьего вдруг пошёл сильный дождь. Данила, поглядывая на часы, терпеливо ждал экзаменатора, размышляя, где это нелёгкая носит Варвару Семёновну. Раньше она никогда на экзамен не опаздывала.

— Прости, Данила Берёзкин, — извинилась она, опоздав на двадцать минут. — Неожиданно начался дождь, пришлось вернуться за зонтом.

Она немного промокла под апрельским дождём и теперь, распустив каштановые волосы по плечам, неожиданно для Данилы став действительно стала Варварой-красой. Варвара Семёновна поймала восхищённый взгляд студента, улыбнулась и сказала:

— Хватит лирики. Перейдём к делу. Расскажи-ка мне, пожалуйста, о седуксене. Ответишь — зачёт, не ответишь — не обессудь, дружок…

Берёзкин закрыл глаза, как учила подаренная профессором Ломом книга, мысленно обратился к своему сердцу, прошептав:

— Седуксен…

— Да-да, дружок. Именно так, препарат…

Преподаватель ещё не успела закончить начатую фразу, а в голову неведомо откуда уже пришли нужные Даниле слова.

— Седуксен, — начал Берёзкин, — это производное бензодиазепина, оказывает миорелаксирующее, седативное и противосудорожное действие…

Варвара Семёновна удивилась и подняла руку:

— Достаточно, коллега. Вот видите, как много можно сказать в немногом. Вижу, что много читали и многое знаете. Экзамен сдан!

 

…Берёзкин не шёл — летел над тротуаром, окрылённый полученной оценкой. Он был счастлив от мысли, что теперь уж точно — не вылетит из колледжа и не огорчит маму с папой, живущим с его сестрой и братиком в маленьком русском городке. Старые липы на аллее благосклонно кивали поэту ветвями с молодой клейкой листвой. В высоком весеннем небе, умытом благодатным весенним дождём, показался курлыкающий клин журавлей — птицы из чужих краёв возвращались на милую их сердцу родину.

— Данька, ты просто цветёшь и пахнешь! — встретив друга на автобусной остановке, воскликнул Лёшка. — Пойдёшь сегодня с нами в детскую онкологическую?

— Пойду! — твердо ответил Берёзкин.

— В костюме шута?

— Как всегда — в весёлом клоунском колпаке, а на носу красный шарик на резинке.

— Тогда ровно в пять, у приёмного отделения детской онкологической больницы. Ты знаешь, это на Семашко, — сказал Лешка.

— Обязательно буду!

Алексей уже почти влез в автобус, но обернулся и, держась за чью-то куртку, крикнул:

— Свои весёлые стишки ребятишкам почитаешь!.. Им же там грустно!

 

У поэта Берёзкина не было новых стихов. Но он только точно знал: сегодня они обязательно родятся в его сердце. А раз так, то обязательно произойдёт чудо.

…Когда их волонтёрскую группу подвели к палате под номером девять, сопровождавший студентов заведующая отделением приложила палец к губам и тихо сказала:

— Здесь лежит девочка Соня… Третья стадия… Она так давно не улыбалась, а это только усугубляет её болезнь… Если бы ей вернуть в детство… Если бы сделать такое чудо, то надежда бы вернулась…

— Мы постараемся, — сказал Лёшка.

— Уж постарайтесь, ребятки, — тихо ответила врач.

Соня лежала на кроватке и грустно смотрела в белый потолок потухшим взглядом. Лёшка толкнул Данилу в бок — мол, не молчи, скажи что-нибудь весёлое.

Но язык у поэта будто прилип к гортани. Данила посмотрел на потолок, куда был устремлён взгляд бедной девочки, и вдруг увидел там солнечный зайчик.

— Здравствуй, зайчик! — сказал Данила.

Соня грустно вздохнула:

— Он — ненастоящий. Солнечный.

— А хочешь, он станет настоящим зайцем?

— Очень хочу, — тихо ответила девочка и печально посмотрела на поэта. — Но это ведь невозможно…

— Всё возможно, Соня! — ответил поэт. — Сейчас потолочный заяц оживёт и запрыгает пушистым комочком прямо у тебя на кровати. Не веришь? Я — маг, я сумею…

И Данила озвучил только что родившиеся в его сердце слова:

 

— Зайчик солнечный играет,

Он залез на потолок,

Заглянул в кроватку к Соне —

И ожил вдруг, скок да скок!

 

И случилось невозможное. Об этом потом долго судачила вся детская онкологическая больница. После прочтения Данилой стишка про «потолочного зайца» солнечный зайчик мягко опустился с потолка палаты прямо в кроватку больной девочки. И на глазах изумлённых врачей и сокурсников Данилы он превратился в самого настоящего живого зайчика. Беленького, пушистого и очень игривого.

— Живой! — восхищённо прошептала девочка. И первый раз за последние страшные месяцы злой и жестокой болезни улыбнулась.

— Это — чудо! — пряча навернувшиеся на глаза слёзы, сказала заведующая детским отделением, пожимая руку Поэту. — Это самое настоящее чудо!

 

© Александр Балашов, 2017

Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Александр Балашов. Потолочный заяц»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

34 отзыва

  1. ну вот, а говорили — литература умерла.. никуда она, родимая, не умерла.. спасибо, что не обрезали текст. и автору — спасибо..

  2. быстро набежало. Олег, вы расчитывали сколько рассказов будет на конкурс?

    1. Предполагал, что будет штук шестьдесят: по одному на каждый день конкурса.

    1. Олег Чувакин Я лайками буду отмечать только те рассказы, которые мне понравятся.

    2. Помните это: «Рассказы писать крайне трудно: любое слово в них беззащитно и на виду»?

    3. Я вас позову в жюри в следующем году. Громко-громко буду звать.

    4. Олег Чувакин Да! Поэтому написать простыми предложениями рассказ, который бы «зацепил» читателя — дело непростое! Всё-таки надо быть к себе очень требовательными. А этот рассказ хорош, понравился!

    5. про астролябию тоже хорошо. но все рассказы достойны внимания

    6. Все прочитываются внимательно, все сортируются, раскладываются по полочкам.

  3. Текст прочитан наполовину, но скажу-замечательный. И всё-таки есть грамматические и стилистические ошибки, как ни странно. Время- утро, ещё не ложилась спать. Заканчиваю, дочитаю завтра.

    1. Скорее, встречаются опечатки. Очень редкие. Пример: «…неожиданно для Данилы став действительно стала Варварой-красой». Опытный корректор такое, конечно, не пропустит. С грамматикой же у товарища Балашова всё замечательно. Падежей он не путает. Это писатель из прежних поколений, из тех, что к родной речи относились и относятся трепетно.

  4. Вот шикарно, не побоюсь этого слова, написано. На порядок лучше, сильнее того, что я раньше читала.

  5. В таком случае прошу уважаемое жюри дать разрешение на замену моего текста более расширенным — я ведь урезал его до 10 000 знаков, поскольку в правилах было указано так, боялся что не допустят к конкурсу. А первоначальный вариант был куда живее!

    1. Жюри может на это пойти. Но вы должны знать, Герман: рассказ А. Балашова принят лишь в виде исключения и недополучит на голосовании баллов за превышение объёма. Я специально написал об этом в примечании перед рассказом. Вы можете «нарастить» свой текст, но тогда и вы лишитесь баллов на голосовании жюри. Лично я отниму за превышение объёма три балла из десяти. Это существенно снизит шансы автора на победу. Думайте, пожалуйста.

      1. Вы меня убедили, Олег. Думаю, «наращивать» рассказ уже смысла нет ,его прочитали уже в том виде, в котором он вписался в формат. Я лучше напишу новый и поучаствую в другом конкурсе, который будет проводиться потом.
        По поводу «Потолочного зайца» — отзыв не пишу специально, т.к. я не могу быть объективен. Но рассказ прочитал, теперь ищу другие рассказы этого автора в Сети )))

  6. Как же трогательно!!! Скажете, сентиментальная, но я плакала!!!
    Спасибо автору огромное!!!

  7. Я хорошо знаю творчество этого талантливого автора. В моей библиотеке есть его книги. Рассказ «Потолочный заяц», на мой взгляд, лучший из тех конкурсных рассказов, которые я прочитала. НАСТОЯЩАЯ литература: прекрасный русский язык, подтекст (полифония текста), лёгкая ирония, сострадание к ближнему. Всё это не может не отзываться в сердцах тех, кто любит и ценит Художественное Слово, чувством искренней благодарности к светлому Таланту автора.

  8. Голосую за «Потолочного зайца»! Рассказ украсит любой сборник прозы. Учись, молодая поросль, КАК нужно писать даже на заданную тему. Моя оценка — 5 звёзд!

  9. Прочитав рассказ А.Балашова «Потолочный заяц», не могу не выразить благодарность автору за актуальность темы, за прекрасный литературный язык, за умение коротко и ясно излагать свои мысли. И студент Данила, и старый мудрый профессор, и преподаватель, и болеющая девочка Соня — все они герои нашего времени. Совет профессора помогает Даниле, а доброта сердца Данилы помогает девочке, и она впервые за долгое время, поверив в чудеса, улыбнулась. А это значит, что у нее, как и у Данилы, появилась надежда на лучшее. Восхищаюсь талантом автора, который в коротком рассказе сумел образно передать все главные качества, которых так не хватает людям в нашей жизни сегодня — простого человеческого участия в судьбе живущего рядом.

    1. Точно подмечено, Любовь! Почти мини-рецензия. Думаю, что сами пишите. Угадал?

  10. Магия Балашовского слова завораживает, также, как и сокрытая между строчками мысль. Правда, до этой мысли читателю надо еще самому дойти. Но на то и стоящая литература, чтобы не разжевывать и не класть в рот, а подтолкнуть читателя думать, размышлять. У кого есть вкус, у того и хорошее послевкусие останется.
    Сработано на совесть! Есть чему учиться.

  11. Лучший, по моему мнению, конкурсный рассказ «Потолочный заяц» я дал на оценку своей группе студентов специальности «Журналистика». Их 23 человека. И все (без исключения) поставили автору «Зайца» оценку «отл.» Категорически присоединяюсь к мнению будущих «золотых перьев России».

  12. Добренько,тёпленько. Автора чувствуешь сквозь текст-человек Весны. А про ошибки уже писали.

  13. Хорошая и очень добрая вещь. А ошибки — на уровне опечаток, я думаю. Это простительно. Идею следует оценить по достоинству.

  14. Я как будто вернулся в детство,Александр свежо ,весело и очень правдиво .На месте ОЛега и его жюри я бы вручил премию ВАм

Добавить комментарий для Станислав Отменить ответ

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.