Сотрудничество автора и редактора

Олег Чувакин, редактор, советчик, друг автора, сотрудничество

Сотрудничество автора с редактором приводит к счастливому результату в единственном случае: когда двое сыгрались в творческом дуэте и уже не могут расстаться.

Олег Чувакин
Олег Чувакин
Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

Сложности в сотрудничестве редактора и автора

Сотрудничество писателя с редактором должно привести к положительному результату. Однако негативный опыт совместной работы распространён очень широко.

Основная причина несостоявшегося либо неудовлетворительного сотрудничества — непонимание многими авторами самой сути редакторского труда.

Взаимное непонимание характерно не только для писательства. В торопливую эпоху люди разучились ценить и свой, и чужой труд во всех сферах деятельности. Интеллектуальный труд исключением не является. Вместо обстоятельного подхода повсеместно применяется метод «тяп-ляп», иначе — «и так сойдёт».

Качественный продукт или качественную услугу ныне найти проблематично. «Тяп-ляп» укоренился, стал общепринятой практикой; количество породило новое качество. Сегодня «тяп-ляп» — норма, а ответственный подход — отклонение. Быстрый, наспех сколоченный сарай — в порядке вещей, а попытки строить медленно и обстоятельно, с пропиткой и сушкой, вызывают раздражение.

Когда, познакомившись с рукописью, редактор говорит, что роман придётся переписывать целый год, автор спрашивает, нельзя ли сделать правку побыстрее, скажем, за ближайшие выходные.

Это типичный пример непонимания.

Основные проблемы сотрудничества автора с редактором:

  • низкая квалификация: редактор некомпетентен и не справляется с поставленными задачами;
  • кушетка психиатра: нанятый редактор компетентен и опытен, но автор-заказчик считает себя гением и прибыл за комплиментами — за них он и намерен платить;
  • сидит на потоке: редактор не обладает достаточными знаниями в той области, в которой пишет автор, зато горит желанием нахватать заказов;
  • финансы поют романсы: у автора мало денег; вариант: автор не ценит чужой труд;
  • лень-матушка: у писателя достаточно денег, но нанятый редактор ленив, не обладает усидчивостью, трудолюбием и терпением, у него больше тяги к дивану и телевизору, чем к письменному столу;
  • профессиональное непонимание: писатель уверен, что редактор выведет его книгу в мировые бестселлеры и завалит его валютными миллионами.

Положительный опыт сотрудничества редактора и автора

Какой автор и какой редактор могли бы наладить эффективное сотрудничество и получить положительный опыт совместной работы?

Вот словесные портреты тех двоих, что соединятся в гармоничный творческий дуэт.

Разборчивый редактор…

Редактор: трудолюбивый, работоспособный и ответственный, обладающий высочайшей самодисциплиной, весьма разборчивый к заказам (берёт те, которые выполнит на пять с плюсом, за потоком не гонится), опытный в своём деле и работу свою любящий. Она — его призвание.

Отличительная черта такого специалиста — частые отказы потенциальным клиентам. Он не сидит целыми днями в чатах, соцсетях и не убивает своё время (жизнь!) на пустопорожнюю болтовню. Он не любит отвлекаться, ибо сосредоточенно работает. Над чем работает? Над заказами. Над будущими книгами.

Он имеет имя, он почти всегда занят, он знает цену своему труду и его результату. Он не сотрудничает с грошовыми биржами фриланса и не продаёт свой труд за два доллара.

Его цель — не заработать на банку пива, а создать вместе с писателем хорошую книгу.

На результат своего труда он даёт пожизненную гарантию. Он правит чужую рукопись как свою — и хочет совершенствовать её и в будущем. Бесплатно. Это не измеряется деньгами.

…и талантливый автор

Автор: умный и способный литератор или публицист, человек, умеющий ценить свой и чужой труд, понимающий, что написать и отредактировать книгу — две неразделимые части одной долгой работы, и желающий создать прекрасный роман.

Author picture
Не спешите заказать редактуру. Не швыряйтесь деньгами. Сначала покажите свой рассказ или отрывок романа
Кому показать рассказ или роман? Писателю! Проверьте свой литературный талант. Разбор рукописи объёмом до 33333 знаков за сутки.

Быть может, так родится на свет единственная его книга. Зато настоящая, без скидок и оговорок.

Этот человек не мнит себя великим и неподражаемым. Он признаёт несовершенство своего стиля, он чувствует критику, он стремится вникнуть в редакторские указания. Редактор потратил часы, дни и недели на эти указания; настал черёд писателя. Понимание тоже требует времени и труда. Спешка недопустима и здесь.

Автор рукописи не страшится алой правки в тексте и длинной ленты комментариев на полях. Он пришёл не за похвалой, он видит эффект в результате.

Он понимает, что редактирование рукописи — даже в виде тройной читки-правки — не является исчерпывающим. Он смиряется с тем, что правка романа, которая часто превращается в полное переписывание, растягивается на полгода, на год, на два года. И он оплачивает этот титанический труд.

Автор соглашается с тем, что дополнительно ему могут потребоваться узкоспециализированные консультанты и бета-ридеры.

Автор понимает, кого нанимает. Редактор не маркетолог, не делец, не издатель. Он не занимается продвижением и продажей электронных и бумажных книг.

Наконец, автор готов трудиться совместно с редактором. Он готов сам править в сюжете, в описаниях, в диалогах, в характерах — там, где нанятый им редактор обнаружил слабые места или лакуны.

Конечно, автор может попросить редактора исполнить роль литературного негра, однако готов к труду и сам, благо способности позволяют. Ведь он автор. Отец. Рукопись — его детище.

Заодно он учится писать. Опыт сотрудничества автора и редактора поистине бесценен. Проработав год-другой с редактором, писатель перечитывает свои первые черновики, затем последние — и с восторгом обнаруживает собственный рост в стиле, в композиции, в сюжете. Друзья и знакомые говорят, что стиль его письма изменился, что даже в заметках в «Фейсбуке» и в электронных письмах он достигает теперь небывалой выразительности — любые его тексты интересно читать!

Вот такой автор и такой редактор придут к успешному сотрудничеству. Идеал сотрудничества — его постоянство, когда сложившийся дуэт превращается в тандем и крутит парные педали годами и десятилетиями.

Клавиатура, стол, Олег Чувакин, редактор, создание книг

Автор + редактор = тандем. Залог успешного сотрудничества

Редактор — универсал в своей профессии. Точно такой же универсал, каким бывает автомеханик или программист. Этот человек одновременно литературный обработчик, консультант, учитель художественного слова, верстальщик электронных книг и даже строитель писательских сайтов. Ему это интересно!

Широкая его специализация при множестве умений означает, что он увлечён своим делом, что оно — его призвание. И означает, что он с той же увлечённостью будет работать на благо своего заказчика, а тот со временем станет его другом.

Прежде чем выбрать себе редактора, автор должен не спеша подумать о будущем сотрудничестве, всесторонне его представить. Заказчик должен полистать каталог редакторских услуг, познакомиться со всеми возможностями будущего исполнителя.

Участник дуэта, советчик и друг

О редакторе следует думать как об участнике дуэта, советчике и друге.

Сотрудничество с ним следует представлять как этап развития.

К редактору следует относиться как к себе. Его следует любить как себя.

Тогда всё получится. Книга состоится.

Состоится потому, что редактор будет любить её как свою.

© Олег Чувакин, 7 июня 2021
Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. П. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Помощь писателям

Олег Чувакин. Прозаик. Редактор. Литературный обработчик. Вдохновитель

Не стесняйтесь правды жизни. Не беритесь за книгу в одиночку. Бородатый прозаик выправит, перепишет, допишет, сочинит за вас рассказ, сказку, повесть, роман. Удивите читателей волшебными образами и великолепным стилем. Хотите всё сделать сами? Олег научит, Олег покажет, Олег вдохновит!
Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям:
Пистолет, оружие, роман с острым сюжетом, иллюстрация
Памятка пишущему

Садишься за письменный стол с намерением сочинять? Намерение похвальное! Писать книги — верная дорога к богатству и славе.

Чернила, перьевая ручка, труд писателя, рукопись
Легко ли писать книги?

Писать книги. Легко ли это? Сел за стол, открыл ноутбук, набарабанил сколько-то тысяч знаков — рассказ готов, опубликовать его! Так можно? Нет. Но все думают, что можно.

Чудо, ангел, город, фантастика, начинающий писатель, автор, советы, стиль, красота
Мои советы начинающим писателям

Полезные советы начинающим писателям. Как приучить себя к систематическому литературному труду и добиться красоты слога. Как перестать мучиться и начать творить.

Зима, снег, девушка, мечты, вечность, бессмертие, история о музыканте
Как научиться писать свои истории

Научиться писать свои истории несложно. Усаживаетесь в кресло, заносите пальчики над клавиатурой… Уже слышали такие советы? Над вами подшутили! Есть правила, без которых историю не написать.

Дорога, облака, шторм, фантазия, машина, темп повествования, проза, фантастика
Темп повествования в прозе

Неверно заданный темп повествования приведёт к ямам в композиции, ломаному ритму и в итоге к полному авторскому провалу. Литературное произведение не состоится.

Избавьтесь от ошибок

Ручка, красная, паста, редактор, услуги, правка текстаПисатели! Любите читающую публику. Дорожите ею. Отдавайте ошибки редактору, а не издателям и читателям!

Получите рецензию
Оставьте отзыв

✍ Олег любит неравнодушных читателей и заказчиков. Отзывайтесь, не молчите! Распишитесь на сайте! Правила: допускаются анонимные отзывы; регистрация не требуется; комментарии премодерируются. Хотите аватарку? Зарегистрируйтесь под своим e-mail на Gravatar.com и сохраните там своё личико. Оно тотчас проявится здесь!

Читательских комментариев на «Счастье слова»: 10970.

Проверьте силу таланта
Вы писатель.
Вас захвалили.
Нужна оценка таланта?
Приготовьте рукопись!

2 ответа

  1. Можно вообще ничего не делать. Можно сделать — «как получится». Профессионал может сделать профессионально. Но профессионализм — это не предел. Сделать профессионально, и с Душой — вот верх человеческого мастерства! Я хочу, чтобы меня всегда окружали именно такие Мастера. Какой бы сферы это не касалось. Получается же, скорее, с точностью до наоборот. Такой стала реальность, к сожалению. А может, и была такой. Но это не повод для тех, кто ценит свой труд и совершенствуется в нём — влиться в толпу неумех и болтунов.

    1. Спасибо тебе большое, Роман! С душой, да ещё бородатой — это по-нашему!

Отзовитесь!

E-mail не публикуется. Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.