Пациентка

Сердце, анатомия, врач, экран

Текст участвует в конкурсе рассказов «История любви».

Об авторе: Наталья Баранникова. Живёт в Германии, по профессии актриса мюзикла, работает на сцене, а также за письменным столом, редактором, спичрайтером, преподавателем русской словесности и тренером по искусству речи.


Этот рассказ был здесь, но теперь его нет. На то воля автора.

Правила конкурса, в котором рассказ участвовал, твёрдо устанавливают:

1.12. Конкурсанты сохраняют за собой авторские права, но дозволяют организатору бессрочно разместить свои рассказы на сайте «Счастье слова». «Бессрочно» означает на всё то время, пока сайт жив.

Однако жизнь куда сложнее даже самых сложных правил.

Сайт жив. И он поживёт ещё какое-то время.

Ведь жив его хозяин.

Ведь сердце его бьётся.

Олег Чувакин, 6 марта 2023 года
Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Пациентка»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

30 отзывов

  1. Очень сильное начало, аж сердце забилось. Интересная структура. Предсказуемо грустная и нежная развязка. Спасибо!

  2. Ох уж эти доктора! Сердцееды!

    Какое хорошее начало у рассказа: динамичное, образное. Как живо передана сумятица ситуации для пациента. За 5 коротких, но стремительных глав успеваешь проникнуться нежданной страстью, пережить гамму чувств от кратковременной вспышки нечаянного счастья до грусти от мимолетности происходящего, от безысходности, от неминуемости расставания. И тут возникает глава «Доктор» и… всё портит.
    Эх, не хотела бы я её читать! В ней морализаторство, в ней автор лишил читателя сладкого чувства недосказанности, пищи для ума и души, лишил послевкусия. Если автор планировал «выслушать и другую сторону» в тексте, нужно было бы, на мой взгляд, делать это аккуратнее, ведь это получилась чуть ли не самая сложная часть рассказа. Без неё не было бы накала интриги, и сюжет был бы похож на жизненную зарисовку события, которое случается довольно часто со многими. Правда, в коротких страстях «врач—пациент(ка)» для каждого остаются загадкой чувства другой стороны. А здесь была попытка показать всю полноту коллизии, но, к сожалению, это так и осталось попыткой. Откровенная слабость последней главы обидно смазала общее хорошее впечатление от текста. Мне верится, что у автора хватит творческих сил и таланта доработать эту финальную часть.

    В целом — мне было близко. Героиня моего рассказа, вошедшего в список финалистов прошлогоднего конкурса, тоже случайно влюбилась в доктора. Так что «плавали, знаем». ))

    1. Правильно, что последняя глава другая. Фэйсом об тэйбл. Он живет в другом мире. «Невозможна романтика, недоступна». То есть, он не позволяет себе заглянуть за ржавую калитку, но может, и хотел бы.
      Мне нравится)))

      1. Я не против последней главы. Я о том, что она «провисла». Она переполнена ненужными описаниями мыслей, разжёвываниями для читателя вещей, которые он и сам был в состоянии понять. В этой части текста больше рассказано, чем показано. Мне бы хватило одного куска от слов «Она спала. Он остановился у двери…» до слов «Поправляйтесь.» Ну и завершить «похлопыванием по карманам» и до конца. И всё! Остальное нужно было оставить читателю. Такому, как я. Иначе не над чем думать, нет послевкусия. У меня.))

        1. Согласна с вами, Иветта! После такого сильного начала эта глава разочаровывает, упрощает и уплощает коллизию.

    2. Иветта! Тихий низкий голос мужского меньшинства пытается пробиться через щебет и вздохи. Да, возможно, нас лишили сладких объятий на больничной койке, («Им так мешали нелепые трубочки капельницы… Жар болезни смешался с потом страсти… ) Но… Для меня «Доктор» — кульминация! И в ней чеховская пронзительность истории.

      1. Дорогой Городской читатель!
        «Разделились беспощадно мы на женщин и мужчин», как сказал хороший поэт.
        Но я писала не о нехватке сентиментальностей (нас лишили сладких объятий на больничной койке — ага, только этого нам и не хватало!), а о силе (или, точнее, слабости) выразительных средств автора. Воспользоваться словом так, чтобы захватило дух — за пределами гендерной принадлежности и читателя, и автора.
        И глава «Доктор» разочаровала не смысловым наполнением, а тем, что автор не дожал её творчески. Она, возможно, и кульминация, но «в ней чеховская пронзительность»… Я бы оставила это на усмотрение каждого отдельного читателя.))

    3. Дорогая Иветта,
      «морализаторство» и рассудительность доктора и должны были быть контрастом, но, с другой стороны, именно той же самой банальностью, в которую угодила пациентка. Как вы сказали, такое случается довольно часто — да, именно! Мне хотелось художественно рассмотреть банальность. И именно в банальности заключена безысходность, и герои это прекрасно понимают. Никто из них не переступал «черты» и не делал намеков.
      Все произошло в их воображении. Но от этого все же забилось… И это тоже, увы, банально))

      Спасибо за эмоциональный отзыв! Так и увидела, как вы, тряхнув кудрями и вздохнув, стучите нетерпеливо по столу, измышляя, как бы высказать свое негодование покорректней, не обидеть автора)))))

      1. Уважаемая NB!
        Критика текста часто ошибочно принимается за желание обидеть, в то время как она призвана помочь автору отточить перо до уровня премии «Букера», «Большой книги» или хотя бы Нобелевки в области литературы. Если же сам автор таких целей не преследует, а остаётся самому себе приятным, то любые комментарии с читательскими пожеланиями рассматриваются им как намерение обидеть. Мне жаль, что мой отзыв воспринялся не как критические заметки по тексту, а как желание насолить. Как говорится, извините за компанию.))

        1. Да что вы! я и не думала обидеться, и ваш отзыв не рассматривала как «желание насолить». Вы не так поняли, как жаль… Я уважаю всю «компанию» этого сайта.
          И критические отзывы — самые ценные и продуктивные, так я думаю.
          Уж простите меня

          1. Ну, какие извинения! Я не писала, что вы обиделись. Я писала о «желании обидеть» и «намерении обидеть». Вы отвечаете за то, что сказали (написали), я — за то, как поняла сказанное (написанное).

            … стучите нетерпеливо по столу, измышляя, как бы высказать свое негодование покорректней, не обидеть автора))))

            Не думаю, что эта фраза — бином Ньютона. Именно её я и откомментировала.))

            1. Нет-нет, Иветта))) это я представила себе ситуацию, в которой сама читаю текст, который сначала затянул, потом разочаровал, и я должна ответить автору… у меня так воображение работает, по-актерски, примерка обстоятельств. Эта картинка даже не совсем в ваш адрес. Я настолько расстроена вашей реакцией, извините меня, пожалуйста. Впредь буду аккуратней с биномами…

              1. Я хорошо знаю такое состояние, когда тебе не нравится продукт чьего-то творчества, но ты же ничего не имеешь против «творца», может, даже и уважаешь его, может, даже любишь. Как подобрать правильные слова??? С одной стороны у тебя эмоция, с другой — рассуждение… вот как-то так…

                1. Наталья, меньше всего я хотела вас расстроить своей реакцией!))

                  Когда читаешь конкурсный рассказ в сети, восприятие текста несколько иное, чем когда покупаешь печатный сборник рассказов. Чтении конкурсного рассказа — это даже не вопрос простого нравится-не нравится. Это вдумчивое отношение к тексту, порой далёкое от праздного удовольствия скольжения по строчкам.
                  Олег изначально позиционирует конкурсную площадку как бесценную для автора возможность обратной связи с читателем. Именно поэтому здесь принято так активно и подробно комментировать, а в этот раз для лучших комментаторов предусмотрена даже отдельная денежная премия. Я в это число не войду по условиям конкурса, поэтому отзываюсь на тексты исключительно на волонтерских началах. Причём комментирую только те рассказы, которые зацепили. Делаю это тогда, когда виден потенциал роста автора, когда взгляд стороннего читателя может помочь.)) Так что исключительно мир и творчество. И никаких обид!))

  3. Есть такое (даже научное) наблюдение, что в период повышенных эмоций (положительных или наоборот) , вероятность возникновения взаимного притяжения, симпатии и даже любви намного больше, чем, скажем, в среднестатистическом сером офисном дне. В рассказе показан именно такой момент, острой симпатии, притяжения — в неординарной ситуации, в ситуации, когда все эмоции на виду. Да что там эмоции — сердце оголено.
    Мне было не очень понятна фраза «Увидев ее имя среди пациентов, помещенных в одноместную палату, он отчего-то обрадовался, будто его предположения о ее исключительности оказались верными.» — у нее было исключительное имя?
    Последняя глава была надуманной, нас уверяют, что молодой доктор почувствовал то же. Что он должен был влюбиться. Но я как-то не очень поверила. Мне кажется, что рассказ был бы лучше без этого. Может это героиня обернулась в коридоре, с надеждой, но коридор был пуст. Немецкий доктор ушел по своим делам. Как-то так мне прочиталось.

    1. Думаю, доктор не то что б влюбился. Он взволнован.
      Он отказывается от того, что могло бы быть, в пользу того, что есть. И так же сделала героиня.

      1. Я думаю, что для доктора это была обычная рутиная работа. Сосками доктора не удивить. А тем паче, сердцем на экране. А вот для героини это была совершенно особенная ситуация: стресс, болезнь, необычные обстоятельства, вот она и профессиональное внимание доктора восприняла через увеличительное стекло оголенных эмоций (и органов). Сам молоденький доктор к этому привык наверняка, вот и не знал, куда девать глаза. Опять экзальтированные пациентки прожигают взглядами халат! (один мой близкий друг — доктор, симпатичный молодой человек, немец, — отбою нет от пациенток. И он всем должен улыбаться, щупать пульс и заглядывать в глаза, ведь по глазам много можно определить, особенно после наркоза или во время приема. Чего они не знают, конечно, друга моего женщины совершенно не интересуют в романтическом плане. Так то вот). Но я наслушалась историй именно такого плана. Чуть ли не помаду сразу после операции. И чулки с поясом на рутинном осмотре. И это все понятно. Симпатичный молоденький доктор — старо, как мир, и — наверняка! — способствует быстрой поправке! :)) А сам рассказ неплохой и именно о том.

        1. УБРАТЬ ДОКТОРА! оставить фантазии пациентки и фатальную недосягаемость! калитку в несуществующее! сердцебиение и сладкие слезы!
          УБРАТЬ! УБРАТЬ! УБРАТЬ!
          (но можно над этим еще подумать)

          1. Да! Недосягаемый доктор, повелитель сердец! Он увидел ее сердце — ну как после этого домой к мужу и ребенку? :)

        2. Мне ценно ваше мнение, мнение автора «Весны»! Но дайте немного побороться с вами за мою пациентку. Она не надевала чулки, не красила губы и не прожигала его халата пониже сердца :) И даже не осталась посмотреть, не оглянулся ли он, чтоб посмотреть, не оглянулась ли она.
          И он — теоретически мог, но ничего не предпринимал.
          Они смиренно прожили то самое «старо как мир», зная из старых сказок, что ничего из этого не выйдет.
          Но, что же, всё нам к размышлениям. Помогаем друг другу, братья и сестры писатели.

  4. Импрессионизм. То есть — впечатление, выраженное словами, как неровными мазками… Вот что мужчинам неподвластно. Вот просто как-то так, всплесну руками, всплакну, улыбку спрячу, отдамся чувству, охладею внезапно, и останусь чиста, и верна своим мечтам, не променяю их на конкретность, которая не то, не то…
    Женский мир, непознанный и нелогичный, для нас «докторов». А мы, мы робкие, и от того наглые, мы ранимые, и от того жесткие. Мы слабые, и от того наращиваем мышцы и бряцаем оружием. Два мира. Как те двери Ж и М. Дверь Ж. Там тайна, там пахнет духами, там тихо, там скромно. Можно только подсмотреть украдкой. Дверь М. Все просто, и стены исписаны и исписаны писсуары. Сюда девочкам нельзя.
    Но я увлекся… О чем бишь я… И почему вдруг туалетная тема? Наверное интимность, стыдливая беспомощность болезни, дающая право М ворваться в Ж не постучавшись. Все это есть, наверное, в этом рассказе. Иначе, почему я вообще это пишу здесь. И, что интересно. По-моему абсолютно «чеховская история»
    Я торонут. Спасибо

    1. Это вы странно изъясняетесь, как импрессионист. Но спасибо за «спасибо»!)))

  5. История, которая (рано или поздно, так или иначе) происходит с каждым. Но рассказана так, как дано рассказать далеко не каждому. Спасибо за проникновенный взгляд на то, что бывает скрыто в четырех камерах анатомического объекта!

Добавить комментарий для NB Отменить ответ

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.