О мухах и мелочах

Электрогитара, аккорды, риффы, проигрыши, музыка, музыкант, счастье

 

Текст участвует в конкурсе «Счастливая душа».

Об авторе: Алиса Басманова. От первого лица: «Меня зовут Алиса, мне 22 года. Я историк по образованию, подозревающий себя писателем по призванию. Что ж, это отличный шанс проверить свои способности!»


 

Счастье, вопреки множеству разношерстных убеждений, это не даруемая демиургами всех сортов благодать, снисходящая на каждое живое существо по праву рождения. Перефразирую расхожее выражение: счастливыми не рождаются — счастливыми становятся. И то далеко не все. Категория «счастье» имеет множество смыслов — примерно столько, сколько мыслящих существ вмещает в себя Вселенная. Кто-то мнит счастье в глобальных банальностях вроде любви, финансового благополучия, самореализации, семьи с целым выводком детишек, безделье, пресловутой мудрости и ещё бог весть в чём. Для кого-то счастье, как и дьявол, в мелочах: в круглом, не искажённом желтке утренней яичницы, в улыбке приятного бариста, к которому забегаешь за американо или латте с карамельным сиропом каждое утро перед тем, как пойти по своим рутинным делам, в жесте, которым добрый друг поправляет волосы, в пушистых котятах, которые кувыркаются во дворе каждое жаркое лето, в оповещении о новом сообщении от того самого человека на заблокированном экране. Кто-то скажет, что счастье — это каждое преодолённое препятствие на пути к глобальной цели, а кто-то вовсе скажет, что счастья нет. Кто-то мыслит счастье неуловимым моментом, а кто-то — долгосрочным состоянием. Но я здесь не для того, чтобы разбираться в определениях счастья и доказывать правильность или неправильность каждого из них. Счастье для каждого своё, и я хочу рассказать о моём собственном.

Я не отношусь ни к одному из тех типов, что перечислены выше, но в то же время я и есть все они. Я вижу счастье и в банальном большом, и в совсем незначительном, я вижу счастье в моменте, и в то же время я не вижу счастья вообще. Как и любой из нас, я не знаю и никогда не узнаю, что же всё-таки на самом деле есть счастье, но, как и все, я знаю, когда я счастлива и когда несчастна. Моё счастье кроется в любимом гитарном риффе в прослушанной тысячи раз песне или в том мгновении, когда новая для меня песня отзывается в груди чем-то, похожим на микровзрыв. В красивой коротенькой фразе, которая может крыть в себе вещи, о которых можно думать годами и все ещё не раскрыть до конца. В том, как сюжеты визуализируются перед моим внутренним взором, настолько точно попадая в моё восприятие эстетики, что едва ли не стирается грань между реальностью и той самой эстетикой. Моё счастье — замечать крошечные жесты любимого человека и находить их отпечатавшимися в памяти, как нечто невероятно красивое, сравнимое лишь с описанием красоты явившегося средневековому монаху библейского ангела. В том, чтобы смотреть в любимые глаза не моргая и знать, что так на меня ещё никогда никто не смотрел и больше никто не посмотрит. В нахождении параллелей между реальностью и вымыслом, в полупрозрачных чертах близких друзей у вымышленных персонажей. В удавшейся шутке, в воспоминаниях о смешных и дурацких вещах, что приключались с нами, в смехе любимых людей, разносящемся будто бы на километры вокруг чувством нужности и сопричастности. Моё счастье — и в этом тексте тоже, в мысли о том, что, закончив его, я покажу этот набор слов своим друзьям и, быть может, они улыбнутся, узрев свои образы сквозь тончайшую пелену этих фраз.

Пожалуй, я согласилась бы с теми, кто считает, что счастье — это мелочи, неочевидные стороннему наблюдателю. Это не цельный кусок одного большого чувства. Счастье складывается из крошечных осколков, которые приходится собирать всю жизнь, порой успевая потерять или вытеснить старые осколки новыми, но все же успевать складывать определённые витражи раз за разом. Но своё собственное счастье нужно уметь не только отыскать в свалках навязанных обществом категорий и вариаций, с боем заполучить, кропотливо собрать по кусочкам и склеить самым мощным клеем. Необходимо, и я думаю, даже больше, чем уметь его отыскать, справиться с тем, чтобы не потерять ни само счастье, ни способность к нему стремиться. Счастье — это ещё и способность помнить прекрасное, повседневное или нечто, что случалось лишь раз в жизни, когда, казалось бы, все огни разом померкли и жизнь превратилась из бесконечного горизонта в узенькую пыльную каморку под лестницей, похожую на ту, где детство пришлось провести Гарри Поттеру. Счастье — это золотая середина между крайностями: благодетельностью и пороком, любовью и ненавистью, памятью и забытьём, сном и явью, прошлым и будущим, мудростью и глупостью.

Никогда счастье не бывает случайным, далеко не гарантия счастья и судьба родиться в благоприятных условиях. Не принесёт удовлетворения и иллюзия счастья, заработанная без труда. Счастье — это путь, полный преодолений и штурмов, это борьба с судьбой, богом и чем угодно, ведь человек, мня себя царём природы, на самом деле слабейшее, хрупкое создание, и сломать его можно даже не прилагая никаких усилий, достаточно может быть одного неосторожного слова или взгляда. Быть счастливым — это значит отыскать себя под слоями надуманных черт и критериев, воспитанных обществом страхов и клише, искоренить все лишнее и оставить лишь пригодное, как советовал Шерлок Холмс, очистить чердак своего разума от всего ненужного и оставить там лишь то, что действительно пригодится. Счастлив человек, в чьих мыслях не роятся мухи, порождённые останками гниющего мусора, натасканного в разум в попытках заглушить пульсирующую пустоту.

О счастье можно рассуждать сколько душе угодно, всю жизнь можно пытаться выяснить, где же оно, твоё укутанное предзакатным золотом солнца, сверкающее и чистое, словно россыпь бриллиантов, счастье, и так никогда не узнать, что же именно твоё счастье. Даже если ты знаешь, что ты самый счастливый в мире человек, никогда тебе не дать полноценного ответа, что именно сделало тебя счастливым. Так и я не знаю, что же делает меня счастливой, если не все те миллиарды крошечных телодвижений любимых мною людей, миллионы символов, что я печатаю на знакомых даже лучше собственных пяти пальцев подсвеченных бугорках клавиатуры, тысячи аккордов и риффов, что я слышу в сотнях песен каждый день, и с десяток собственных фантазий, что не выходят из головы долгие годы. Но все, что я знаю, — это то, что только один человек способен сделать каждого из нас счастливым, и этот человек — именно тот, кто пробегает этот клубок спутанных мыслей глазами.

 

© Алиса Басманова

Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «О мухах и мелочах»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

Один отзыв

  1. Алиса, Вы абсолютно правы! Можно всю жизнь рассуждать о счастье, пытаться убедить других в своём, якобы в верном понимании счастья. Но ни разу не изведать этого самого чувства счастья. Не побывать в состоянии счастья. А можно побывать, но не понять. Главное, чтобы стремление к счастью не пропадало, иначе мы превратимся в роботов, ботов и живых мертвецов. Вы написали об аккордах — так и есть, музыка делает нас счастливее. Очистить от хлама и мух чертоги разума — злободневная тема, по крайней мере для меня. Мухи улетают очень неохотно)

Добавить комментарий для Роман Отменить ответ

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.