Вкус карамели

Карамель, остров карамели, диафильм, вкус карамели, рассказ Олега Чувакина

Март. В лужицах на оттаявшем чёрном асфальте отражается солнце, в глазах танцуют жёлтые пятна. Серое снежное крошево шуршит под сапожками и ботиками. Подготовительная группа детского сада, построенная в колонну по два, идёт на экскурсию в библиотеку. Воспитательница следит, чтобы никто не поскользнулся, не упал. В алом плаще и белом берете Зоя Аркадьевна походит на художницу.

Олег Чувакин
Олег Чувакин
Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

Мне меньше семи. Я шагаю в середине колонны. Со мной в паре друг Женька.

Библиотека — какое длинное слово! Как заклинание. Немного боязно, и хочется засунуть руки в карманы.

Идти, наверное, далеко. Может, по пути мы сделаем привал, и воспитательница разрешит разжечь костер. Хорошо бы раздобыть спичку: не простую, а охотничью, с толстой бело-коричневой головкой, которая шипит и не гаснет в воде.

Я говорю про привал Женьке. Он противно смеётся: костры и привалы бывают в лесу, а не в городе. Колька Фомичёв впереди подслушивает и тоже смеётся.

Дальше я иду молча. Обидно, что Женька и Колька смеются.

Первый этаж кирпичной пятиэтажки — это и есть библиотека. На чёрной вывеске золотятся под стеклом вытянутые буквы. Я читаю: «областная», потом «детская».

Зоя Аркадьевна предупреждает, чтобы мы входили по одному, но мы входим по пять. Так интереснее: ты крутишься, тебя как бы засасывает.

В фойе тепло, сухо, сладковато пахнет старыми книгами. Из окон тянутся солнечные лучи, в них кувыркается пыль.

Из раздевалки две тётеньки ведут нас в зал, он называется «абонементный». На светлом столе библиотекаря лежит подшивка журнала «Весёлые картинки» с закладками. Из пластмассовой подставки торчат карандаши, одинокий фломастер и три ручки: с красным, зелёным и синим колпачками. Много места на столе занимает фанерный ящик, на котором написано тушью: «Формуляры». Вдоль окон, до дальней стены, высятся стеллажи с книгами. Мы притихаем. Книги живут в тишине, как, например, рыбы живут в воде, птицы в воздухе, а грибы в земле. Тётеньки всё знают о книгах. Я догадываюсь: тётеньки попали сюда потому, что прочитали все книги. Кто прочитал все книги, тому дают светлый стол, шариковые ручки и формуляры.

Нас ведут в читальный зал.

«Ух ты!» — шепчет Колька. На последнем столе в среднем ряду, на стопе из энциклопедий установлен фильмоскоп. Из круглого голубого дула струится чуть видимый белый свет. Женька хмыкает: «Лучше бы телик включили!»

Шикая на самых шумных, Зоя Аркадьевна рассаживает нас за столы. Нас двадцать, но в просторном зале кажется, что меньше. Библиотекарши зашторивают окна (становится темно и здорово) и раскатывают рулон белого экрана на центральном широком стеллаже.

Одна тётенька начинает крутить плёнку в фильмоскопе, меняя кадры, а вторая медленно, голосом, полным тайны, читает титры.

— Матросы!.. — говорит она, и меня пробирает счастливая дрожь. — Остров!..

Author picture
Не спешите заказать редактуру. Не швыряйтесь деньгами. Сначала покажите свой рассказ или отрывок романа

Кому показать рассказ или роман? Писателю! Проверьте свой литературный талант. Закажите детальный разбор рукописи или её фрагмента.

Откуда-то веет тропическим жаром. Моя кожа чешется и облезает от раскалённого солнца. От берега откатывается прозрачная зелёная волна. Большая, белая с серым чайка бросает на моё лицо прохладную тень.

Остров не простой, а карамельный. Диафильм так и называется: «Остров карамели». Матросы-сластёны попали на сладкий остров и объелись конфет. Холмы из карамели блестят на экране, как золото. Ленивые матросы в тельняшках жирные, липкие, они приклеились к острову.

Главное — не слопать вкусный остров целиком!

У берега плавает карамель. В океане не солёная вода, а сироп.

Во рту у меня сахарно, вязко. Карамельно во рту! Я глотаю слюни, приподнимаюсь со стула: не прилип ли?

Кто-то горячо дышит мне в ухо, теребит мой рукав. Матрос?.. Я вздрагиваю и облизываю натянувшиеся, слишком гладкие губы. Вкус карамели во рту пропадает.

Надо мной расширяется луч фильмоскопа, в нём дымится маленькая радуга. Я оглядываюсь по сторонам. Двадцать девчонок и мальчишек с разноцветными от луча волосами смотрят на экран.

Вон Танька Куклицкая, там Саша Союзников, за передним столом Колька Фомичёв. У Таньки в глазах рыжие огоньки, её рот приоткрыт, зубы блестят. Саша жуёт воротник. Он всегда его жуёт, когда показывают или рассказывают интересное. А Колька Фомичёв встаёт и поворачивается к фильмоскопу: «Подождите! Я недосмотрел!» На Колькиных щеках, носу и лбу золотятся карамельные залежи.

Я смотрю на Женьку. Он сжимает холодными пальцами мою руку и будто стонет: «Не верю! Растает остров! Матросы утонут. Киты их слопают». Друг ёрзает на стуле, ему невтерпёж. Он должен рассказать о своём открытии библиотекаршам, воспитательнице, всей группе. Женька растопыривает пальцы в луче фильмоскопа и как бы цапает остров и матросов. «Растает!» — твердит он.

— Шеня-а! — страшно шипит воспитательница. Она вредная, зато иногда справедливая.

«Нет, остров не растает, он снизу не карамельный, — уговариваю я себя. — А киты людей не едят». Я забываю про диафильм, я мучаюсь: надо что-то ответить Женьке. На экране мелькают поцарапанные буквы: «Конец», надорванная плёнка хрустит под резиновыми валиками. Досадно: я просмотрел, что стало с матросами.

На улице возле библиотеки Женька, опираясь на Колькины и мои плечи, подпрыгивает в строю. Он как бы старается стать выше. Он кричит:

— Остров растает! Так не бывает! Эх вы, малышня ясельная!

Саша Союзников, Колька Фомичёв, Танька Куклицкая — и все, все! — удивлённо, пучеглазо переглядываются. И подхватывают, будто песню:

— Растает! Растает! Не бывает!

Воспитательница улыбается. Она повязывает шарф Таньке и не кричит на Женьку с Колькой, которые машут руками, пуляют варежками на резинках и нарушают строй. Значит, Зоя Аркадьевна заодно с ними. Никакая она не художница! Она как все. Думает, что остров ненастоящий.

А я — против всех.

Остров карамели не растает.

Он особенный: из тех, что не тают.

Из вечной карамели. Из специальной карамели.

«Специальный» — волшебное слово моего папы. Его работа называется «инженер-конструктор», и когда мне что-то непонятно, папа говорит заветное слово.

— И книги все — понарошку! — Женька шагает в строю и говорит глухо и громко, приставив ладоши ко рту, как рупор. — Не по правде!

Я разглядываю кромки тонкого льда, нависшие над лужами. В лужах больше нет солнца. Дует холодный ветер, небо походит на клейстер.

— Книги — это чешуя! — гудит Женька. — Чешуя, вот что!

Все в нашей группе говорят: чешуя. Непонятно, кто первый придумал. Какое гадкое, обидное слово! Почему книги — чешуя? И почему у меня нет слова, чтобы отменить чешую?

В группе Женька качается на деревянном коне. Есть свободный конь, но я перекладываю на ковре кубики. Я думаю. На кубики капают слёзы.

Тётеньки приглашали всех записаться в библиотеку. Но Танька (рыжие огоньки) и Саша (сжёванный воротник) слушали Женьку, а не тётенек.

Значит, никто не придёт.

А я приду.

Вечером в библиотеке горят люстры, на близкой полке отсвечивает глянцем книга. Я с папой. Я держусь за его руку.

За светлым столом я узнаю Людмилу Фёдоровну, тётеньку, что читала титры. Она говорит мне: «Ага!» Говорит не так, словно я попался в ловушку, а так, будто между нами возникла тайна. Тётенька и я — больше никто не знает.

Папа уходит на крыльцо покурить. Я тороплюсь. Я расспрашиваю Людмилу Фёдоровну про остров карамели. Специальной карамели!

— Скажи, ты веришь в сладкий остров? — Людмила Фёдоровна наклоняется ко мне через стол. Её глаза сиреневые, и пахнет от неё сиренью, а на улице снег и лёд.

— Да! — Я не говорю, я выдыхаю.

— Тогда ты там побывал. Во что веришь, то правда.

Я чувствую вкус ребристой карамели во рту.

И вдыхаю сладкий, сладкий запах книг.

Я подружусь с Людмилой Фёдоровной. Жаль, что она взрослая. Я бы подарил ей коллекцию фантов — я умею делать ровные треугольные фанты из конфетных обёрток, — и научил бы её лепить вооружённых проволокой солдатиков из пластилина: это поинтереснее девчоночьих кукол. Ещё у меня есть старинная медная монета, я выкопал её совком из земли. Наверное, в нашем дворе на улице Тульской зарыт сундук с монетами. Или с карамелью. Да, жаль, что Людмила Фёдоровна взрослая! Но я догоню её, вырасту, и мы крепко подружимся.

Я стану как она.

Я прочитаю все книги.

И мне дадут стол с формулярами.

© Олег Чувакин, 2005
«Вкус карамели». Рассказ. Читает Олег Чувакин. 25 января 2016 года.
Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Вкус карамели»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

100 отзывов

  1. «Очешуенно» — так говорит моя дочь подросток. Не знаю, откуда прибилось, но произносится ею постоянно. Да, карамельный остров — это круто.

  2. «И мне дадут стол с формулярами».-Спасибо, Олег . Так по-детски и трогательно!

  3. Олег, спасибо! Я библиотекарь с 35-летним стажем работы . Спасибо за позитив, теплоту и любовь к книгам.

    1. О, как я всех вас люблю, дорогие мои! Будьте здоровы, любимы, счастливы и улыбайтесь читателям!

    2. Олег, спасибо! Творческих успехов! У Вас талант ,позитив, свет, тепло!

    3. Пожалуйста! :) Я всегда говорю: без читателя нет писателя. Если у меня есть талант, то он — для вас, друзья!

  4. Приятный рассказ! Помню, как радовалась, записавшись в библиотеку в пятилетнем возрасте. )

    1. Не хотели. Но я сама научилась читать очень рано. И книги читала до неприличия быстро. Это, конечно, ненормально.(

    2. Похоже, мы оба ненормальные. Я тоже читал до неприличия быстро. Некоторые библиотекарши не верили, что я столько прочитываю. Помню, однажды меня даже заставили пересказывать содержание нескольких книжек.

      1. …я тоже очень любила читать быстро, но пересказывать библиотекарю я не любила, потому что была очень стеснительной… спасибо Олег за рассказ!!! Библиотекари — народ особый…., душевный….))

  5. ЗДОРОВО! С большим удовольствием прочла с утра. Теперь все те проблемы, которые «нависают» и «кричат», стали поменьше. Олег, Вы очень вкусно написали, точно, правдиво.

    1. Большое спасибо, Валентина! Я очень рад. Пусть ваш день будет счастливым!

  6. ))) Вспомнила скороговорку, которую я давала на уроках по русской фонетике: Вёз корабль карамель. Наскочил корабль на мель. И матросы две недели Карамель на мели ели. )))

    1. Спасибо, Людмила! Интересная скороговорка. А я до сих пор помню диафильм про карамельных матросов.

    2. У меня в детстве было много диафильмов, но про карамельный остров точно не было.

    3. У меня его тоже не было, хотя диафильмы я обожал. Зато я его на самом деле смотрел в библиотеке!

  7. Мудро сказано: будьте как дети… Я рассказ увидела еще утром, но специально дождалась спокойного часа,чтобы получить удовольствие от прочтения. Диафильмы в детской библиотеке помню. Но, к сожалению, с городской детской библиотекой в детстве мне не повезло. Я терпеть не могла, когда библиотекарь мне говорила: вот это полка для второго класса, выбирай только здесь! Для для полки для 3-го я так и не добралась, потому что попала в профсоюзную библиотеку у мамы на заводе, а там мне давали все, что только захочется! Вот, где была книжная жизнь! Рассказ такой теплый, душевный, как все, что выходит из-под вашего пера. Спасибо от всех библиотекарей, ведь в детских библиотеках реально работают настоящие волшебницы!!!

    1. Ирина, большое вам спасибо! Да, полки — это маленькое зло. Я тоже с этим сталкивался. Когда не хватало того, что было в библиотеке, выручали домашние книжные шкафы. Или диафильмы. :)

  8. Какой хороший и добрый рассказ! Единственное обо что я «споткнулась» — это плащ в феврале! Но если действие происходит в южном городе, то наверно такая одежда допустима)) А рассказ от лица мальчишки — просто прелесть! Вы очень добрый человек и бесспорно талантливый писатель! Мне очень понравилось)) Желаю Вам вдохновения и новых сюжетов))

    1. У неё с подкладкой был. :) Марина, вы, как всегда, даёте замечание по делу. В старом варианте рассказа был месяц март. Нарисована, конечно, оттепель, и всё же, всё же… Я вернул март в чистовик, сейчас исправлю и в «Фейсбуке». Большое спасибо!

    2. У меня есть несколько знакомых воспитателей д/с. Они одеваются на улицу всегда очень тепло, т.к. гуляя с детьми, они всё-таки, как правило, стоят или ходят, а не бегают — поэтому им особо не жарко))

    3. Марина — мой неутомимый консультант. :) Да, всё верно: их задача — наблюдать, чтобы Маша, Петя или Снежана не расквасили себе носы и не ободрали коленки.

    4. Олег! Мне с работы сообщили, что Ваша книжка пришла и лежит у меня на столе — дожидается)) Встреча с ней состоится в сентябре)) так что не потерялась она! Спасибо Вам!

    5. Подчинённые доложили начальнику. :) Я очень рад. Значит, почтовый Интернет не обманывает. Надеюсь, вам что-нибудь понравится из этой книжки, Марина!

  9. так хорошо.. ) Вы вправду смотрели этот диафильм в библиотеке? Я поверила! ^_^ Единственно меня смутило — «стопа из энциклопедий» и «фильмоскоп». Хоть мой дошколёнок и знает, что такое энциклопедия, вряд ли этим словом сходу назовёт стопку книг вдалеке )) Или я заморачиваюсь?

  10. Заморачиваетесь. :) В семидесятых годах, да, кстати, и в шестидесятых тоже, были очень популярны детские энциклопедии. По крайней мере, я знаю два издания. Столь трудное слово было известно и было в ходу. :) С фильмоскопами тоже многие дети были знакомы. Это была дешёвая штука, запросто покупалась в магазинах. Это же не кинопроектор. Диафильмы стоили копейки. Спасибо за отзыв, Светлана!

  11. Ой, я сейчас какие энциклопедии!! Хороший рассказ, Олег! Спасибо!!!

  12. а кино — проектор у нас тоже есть и диафильмы!! любим! и иногда в нашей любимой РГДБ смотрим в Комнате Сказок — это такое путешествие в детство! и трепет — что же там будет на следующей картинке? )))

  13. Великолепно! Молодцы! У меня вот диафильмов нет, увы. И посмотреть негде.

  14. Я познакомлю с «Карамелью» ейских «волшебниц» из детской библиотеки, не возражаете? Наша городская, которой и я когда-то отдала 10 лет жизни, празднует в августе 70-летие. Я ее назвала когда-то «ровесницей победы», и прижилось… Спасибо!

  15. Добрый день, Ирина! Знакомьте, конечно, буду только рад. Вашу городскую поздравляю с юбилеем!

  16. Олег Чувакин, вы, вероятно,полагаете, что в библиотеках до сих пор фильмоскопы крутят :-) Душевно, конечно, однако, «библиотекарша»это также оскорбительно, как врачиха, училка, пожарник…

  17. 7 сентября иду на праздник 70-летия детской библиотеки и познакомлю «волшебниц» с вашим рассказом. Уверена, им очень понравится!

    1. О, это чудесно! С нетерпением жду отзывов. Передавайте волшебницам сибирский привет от мальчишки-бородача.

    2. «Волшебниц» во время подготовки к юбилею «упахали» по полной, наши чиновники обратили официальную часть в междусобойчик… Зам министра культуры Краснодарского края пожаловал… Ну это необходимо, нужно же наконец крышу в библиотеке отремонтировать. А потом, сели отдыхать, тут и я с Вашим рассказом… Вижу, как начали они улыбаться, как потеплели их уставшие лица. Говорю: в этом рассказе секретный код, по которому книжные люди разных поколений находят друг друга: «если ты поверил — значит ты действительно там побывал», и далее так по жизни после каждой прочитанной книги. Оставила им распечатку «Карамели», они перечтут, сохранят. Спасибо! Поделятся впечатлениями, передам их Вам!

    3. Ирина, буду ждать. При случае передавайте им привет от карамельно-яблочного деревенщины.

  18. Начитал вчера, 25 января, на диктофон рассказ «Вкус карамели». Сегодня склеил, сжал, разместил на сайте. Запись двухканальная (стерео). Слушайте!

  19. Здорово! У меня перед глазами всплыл целый ряд детсадовских фотографий,где мы строем с воспитательницей гуляем в парках…

    1. Мне иногда кажется, что детство было вчера. А чаще — наоборот: что от моих нынешних лет до детства — огромная пропасть времени. Лет триста, не меньше.

  20. Прекрасный рассказ! Браво!(я работала тёткой- библиотекаршей. Очень любила свою работу. И теперь стараюсь поделиться интересной информацией или высокой поэзией, музыкой .Возможно, найдется хоть один «мальчик «,который поверит в нетающий карамельный остров…

  21. Во рту липко…Жду изжогу.Грустно… Когда это все было??? Помню первый класс как будто вчера-вся жизнь пролетела.

    1. Я до сих пор помню этот запах библиотечный. Из детства. Дух книжного храма.

  22. Только закончила читать последние пять конкурсных рассказов и увидела Ваш рассказ . Время — 3 часа ночи, но мужественно решила прочесть. И я удивилась, как просто и занимательно пишете от лица маленького человечка , используя детские выражения, проникаясь в глубь искренней и доверчивой души ребёнка , думая его мыслями и чувствами. Это и есть Талант. Спасибо!

  23. Это и верно — вкус карамели. Я уже читала у вас её, карамель. И запомнила с первых строк. И опять — вкууусно)

  24. А я вам дарю энергию добра от этого человека) Хороших книг и приятных впечатлений! И если библиотеки существуют, значит это много кому нужно!

    1. Без библиотек меня бы, пожалуй, не было. Меня в полном смысле слова создали книги. И тётеньки с формулярами. :)

    2. Я вас понимаю) и об этом бы рассказала, как в свою деревенскую библиотеку с авоськой ходила). Но сегодня опять работа. Убегаю. Эх

    1. Есть, однако, люди, которые ненавидят этот рассказ. Лично с такими общался. Слюной брызгали. Читал, помню, в университетской аудитории, так один профессор там с пол-литра слюны пролил… И возразил ему единственный храбрый человек. Молодой, но, увы, не студент, а гость.

Добавить комментарий для Irina Biryukova Отменить ответ

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.

Как стать писателем?
Как обойтись без редакторов и курсов?
Author picture

Возьмите у меня всего один урок. Я изучу ваш текст и выдам вам список типичных ошибок в стиле, композиции, сюжете. Вы одолеете их все при мне.

Станьте самому себе редактором!