Конкурсные обзоры (2017)

Лимонница, бабочка, арабис, фото

 

От участника конкурса Рината Мусина поступило предложение публиковать обзоры представленных на суд жюри рассказов. Попробую эту хорошую идею реализовать.

Обзоры «соседних» текстов участниками конкурса постоянно практикуются, например, на «Самиздате» (раздел библиотеки Мошкова, samlib.ru). Я сам не раз составлял такие обзоры. Благодаря высказанным мнениям читателей, одновременно являющихся авторами, обозреваемые могут получить весьма полезные критические указания или советы. Безвозмездно.

Обратная сторона такого рода обзоров — вездесущая конкуренция. На том же «Самиздате» и в других публичных местах, где авторы борются за место под солнцем, нередко возникает взаимная травля. Оскорбления, групповые атаки на того, кто не кому-то угодил, низкие оценки сопернику по конкурсу, зависть, необъективность в суждениях, высказывание мнения о тексте, который «критик» даже не удосужился прочесть, — всё это в сети процветает и приносит плоды. От такой критики в кавычках никакой пользы автору, разумеется, нет. Цель агрессивных сетевых перебранок — не помощь автору, а борьба за существование. Как учил мистер Спенсер, наиболее приспособленный переживает наименее приспособленного. В нашем литературно-биологическом случае исход борьбы зачастую трагичен: талантливый прозаик или поэт уступает бездарному боевитому приспособленцу, пустившему в удобренную почву корни и нарастившему ветки-связи.

Этого я допустить не могу и не допущу.

На «Художественном слове» порядок конкурсных обзоров устанавливается следующий:

— любой желающий, включая читателей, не участвующих в конкурсе, по внимательном прочтении всех или нескольких конкурсных текстов может публично высказаться и составить критический обзор;

— размещение резко негативных отзывов в обзорах категорически не допускается. Дамы и господа, обозревайте, пожалуйста, только тех авторов, чьи сочинения вам полюбились или почти полюбились. Разумеется, отрицательные отзывы не запрещаются: критикуйте на здоровье, оставляя комментарии к конкретному рассказу. Но и там знайте меру;

— отправлять готовый обзор следует мне, Олегу Чувакину, через контактную форму (ссылка). Исправления и дополнения в обзор вносить нельзя. Да, на конкурсе могут появиться новые рассказы, и обозреватель может захотеть высказаться и о них. Пожалуйста, составляйте и присылайте мне вторую часть материала. Не забудьте как-нибудь озаглавить свой обзор;

— идеальное время для создания и отправки на сайт обзора — с 21 по 28 апреля. Приём произведений уже прекратится, а мнения членов жюри известны ещё не будут: имя победителя прозвучит с 28 по 30 апреля;

— я открыл специальную рубрику для обзоров: «Обзоры-2017». Все допущенные статьи появятся там.

«К барьеру!» — выкрикивают секунданты. Я же тихо зову к миру.

 

Олег Чувакин, организатор,

26 марта 2017

Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Конкурсные обзоры (2017)»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

10 отзывов

  1. Прекрасно. Спасибо.
    Все-таки надо понимать, что иногда критик (ан) просто устает от лазания по чужим страницам и бесполезной битвы с десятью-двадцатью ребятами, которые готовы биться за свое детище до последнего. Тем более что автор внезапно начинает испытывать зуд написать критику на критику критика.
    Обзор — концентрированная эмоция — прочитал, выделил группы на оценку 1-2-3-4-пять, понравилось — не понравилось, шедевр-хорошо-посредственно… автор отпишется (обычно) один раз — и все нормально.

    1. Очень важно быть компетентным критиком, который понимает сам , о чём пишет. Поэтому возражений от Авторов будет меньше. Во- вторых . должна быть честность со стороны обозревателя , то есть, он не должен быть заинтересованным лицом , предвзятой личностью по отношению к Автору. Автор должен быть критичным по отношению к своему творчеству и не вести склоки по отстаиванию слабых позиций в текстах своих рассказов. Автор должен быть сильным и не поддаваться чувству обиды от критики. Из огромного числа рассказов будет всего один Победитель. И тот, кто будет испытывать чувство обиды, тот не настоящий Писатель. Он этим покажет, что он не способен расти, развиваться, трудиться во имя красоты и силы Литературного Слова. Тот , кто предъявляет к себе, как к Писателю, большие требования, тот никогда не скажет , какой он хороший и его неправильно оценили. Качество лучшего текста сразу выявится , ярко засияет , сразу будет очевидным факт — Лучший из Лучших . И это сразу увидят профессионалы в Жюри. А мелкие распри в среде пишущей Братии — не очень приличный фактор, который дескридитирует личность Автора . Простите, но мне так кажется.

  2. Я с удовольствием почитаю обзоры, как сейчас с интересом читаю комментарии к рассказам, и к своему, и к чужим. Сама писать обзор не буду, т.к. комментарии под всеми понравившимися мне рассказами уже написала. А вот под рассказами, которые не понравились или вызывают замечания или сомнения, не пишу. Не считаю себя вправе. Я не профессиональный писатель, не критик литературный. Если что-либо мне не нравится, это отнюдь не означает, что рассказ плох. Что касается «битв» авторов-конкурентов, они меня лишь удивляют. О какой конкуренции можно говорить в литературе, в искусстве, где нет четких критериев оценки, где все субъективно и неуловимо? Это ж не бег или поднятие тяжестей, тут секундами или килограммами ничего не измеришь. А унижая «конкурента» ты лишь унижаешь себя, разве не так?

    1. Тем не менее, борьбу за существование никто не отменял. И это ужасно, когда приспособленец со всей своей лютостью обрушивается на беднягу, чья заслуга лишь в том, что он талантлив.

      Помимо субъективного и неуловимого, всегда присутствует объективное и заметное. Язык автора (от элементарной грамотности до вершин стиля — всё в этом понятии), богатство воображения, мастерство сюжета, умение держать ровный темп повествования и др. В поэзии это удачные (неудачные) рифмы, соблюдение размера и прочее. В литературе, как и в музыке, живописи и любом искусстве, тоже есть техника. Обустройство салонов, кают и палуб — так образно описывал эту технику Солоухин в «Камешках на ладони».

      1. Олег, дело в том, что то, чтр объективно и заметно профессионалам (профессиональным писателям, критикам, журналистам, филологам) часто непостижимо для непрофессионалов, к которым отношу себя. Ну, за исключением правил русского языка, конечно)))

        1. Нынче такие профессионалы, что хоть святых вон выноси, как говорили в чеховские времена. Есть на моём сайте подрубрика «Смех сквозь слёзы», посмотрите на досуге. А ведь были писатели в России, в редакторах не нуждавшиеся и даже правившие полуграмотных типографских наборщиков (Чехов, к примеру). Это идеал, нужно к нему стремиться, дорогая Татьяна. И все мы в какой-то мере судьи. В первую очередь судьи самим себе. Самый строгий, самый придирчивый судья для автора — сам автор. Пишем, переписываем, снова переписываем. Чехов все свои сочинения для собрания издателя Маркса переписал. ВСЕ. Не стоит занижать для себя планку; напротив, её всё время повышать нужно.

          1. Олег, я с Вами согласна! Талант сразу заметен. Грамотность, ровный стиль, профессионализм в описаниях любых объектов по сюжету, а не обрывки фраз и сумбурность повествования. Текст- это музыка слов , которые нужно не только писать, но и чувствовать их. Когда читаешь классиков, то невозможно оторваться от произведения. Мысль течёт ручейком. Сейчас не обязательно быть грамотным,если все за тебя исправит корректор. Гоголь писал о мещанах, которые не стремились к знанию своего родного края. Зачем это нужно, если поезд и так довезёт.

            1. Спасибо, Анна. Чехов, Бунин, а прежде Толстой правили сами себя, т. е. их нельзя было отнести к тому племени, которому непременно требуется корректор.

              Проза и поэзия — та же музыка. Нельзя и представить, чтобы за композитором работал некто вроде корректора. Чтобы за Рахманиновым, который видел тональности в разных цветах, кто-то что-то на нотном стане подправлял.

              В идеале писателю следует стремиться к безукоризненно чистой речи. К образцовой речи. К такой, чтоб не стыдно было поместить её в школьные учебники литературы и языка.

  3. Олег, я отправил 2-ю часть обзора, опять 10 рассказов, на ваше усмотрение как размещать, просто что-то филоню, а они пылятся, чего зря лежать то? Тем более что дав себе установку 10 штук в 1 части — как-то после 10-го начинаешь расслабляться, а тут раз, послал, и можно со спокойной душой кропать над следующей частью. Вот как то так.

Добавить комментарий для Олег Чувакин Отменить ответ

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.