Нежелание быть разборчивым приводит к неумению быть им. Эффект обложки как зеркало: он отражает неспособность индивида к критическому суждению.
Эффект обложки в искусстве есть признание таланта и творческих заслуг индивида преимущественно по внешним признакам.
Некто принят в Союз художников, объявлен его членом — значит, общество вправе считать его настоящим живописцем. Кто-то другой в членах не числится — значит, пока рановато думать о нём как о художнике. Некто прославился как автор книг в суперобложках и лауреат литературных премий, — стало быть, он писатель. У его неудачливого коллеги по ремеслу нет ни первого, ни второго — выходит, он застрял возле нулевой отметки, и ему на кожу впору ставить штампик: «Сперва добейся».
Общество столь прямолинейно в своих оценках не потому, что критерии спроса с творца высоки, но потому, что спрашивать не умеет. Точно так же, как вопрос борьбы с преступностью или вопрос образования делегируется гражданами государству, вопрос оценки книг перекладывается на издателей, фильмов — на кинокритиков и жюри фестивалей, картин — на искусствоведов. Вырабатывать собственное мнение больно хлопотно. Пусть достойных выберут другие!
Эффект обложки для персоны создаётся и поддерживается через шоу на ТВ, публикации в популярных журналах, выставки, лавровенчание и премирование, награждение орденами, издание новых книг или выпуск альбомов, шумные мероприятия public relations, мелькание в политике, членство в организациях, академиях и союзах. Один из типичных случаев проявления эффекта обложки в литературе художественно высмеян Булгаковым: «Помилуйте, это, в конце концов, смешно, — не сдавался Коровьев, — вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет!»
Эволюционно эффект обложки означает следование социумом стадному инстинкту: публика привечает того деятеля от искусства, кого прежде освятили пресса и экран, издательства, премиальные фонды и раздатчики званий. Составляющие общество индивиды, как правило, собственного мнения не имеют и охотно принимают за него мнение чужое, размноженное теми, кто произвёл с известной ему целью частный эффект обложки. Биологическое и социальное сливаются здесь в единое целое: эффект обложки позволяет всплывать и торжествовать наиболее выдающимся приспособленцам.
Экономически эффект обложки выражается в готовности потребителя искусства дать денег тому производителю искусства, которому уже дали денег другие потребители. «Чтобы писать портреты, нужны заказчики. Чтобы пришли заказчики, нужно имя. Чтобы обрести имя, нужны портреты. Порочный круг» (Вудхауз).
Информационно эффект обложки следует оценивать как регулярное замусоривание эфира: зачастую общество вынуждено, поддавшись пропаганде, покупать третьесортную или вовсе бракованную продукцию, выставленную на главных витринах, не замечая первоклассного товара, пылящегося на нижних полках или обретающегося в подвалах. Толстой говорил о читателях модных книг: «Это всё равно, как если бы человек, имея здоровую и питательную пищу, стал бы брать из помойной ямы очистки, мусор, тухлую пищу и есть их».
Философски количественный эффект обложки приводит к общему снижению качества искусства и его вырождению. Творец не в состоянии одарить вечным, социум не в состоянии оценить вечное. Искусство становится сиюминутным явлением, эпизодом новостей.
© Олег Чувакин, 11-13 сентября 2017
Согласен. Такой эффект существует.
Носитель такого эффекта даже в новое платье короля поверит.
Очень точное определение, Олег! Способность критического суждения и отличает личность от единицы массы, от фрагмента толпы. Собственного суждения не имеешь — топаешь за теми, кто производит эффект обложки. 86%.
Карлейль и Спенсер предпочитали круглое число: 90%. Второй как раз рассуждал о выборах.
Отличная статья, но спорная. Коль существует «искусство обложки», значит, она будет занимать определенное место в пиаре книг. А иначе следует выработать единый шаблон и обязать авторов и издательства использовать только их. В конечном итоге спрос диктует все-таки не обложка: если читатель убедился. что под ней — пустота или халтура, — никакие красочные обложки впредь автору не помогут. Тут. мне кажется, суть не в обложках, а в более серьезной проблеме, поднятой автором: думать мы так и не научились, а также иметь собственное мнение. Поскольку первый процесс требует непривычного напряжения извилин, а второй — ответственности и умения спорить: имея собственное мнение, нельзя носить его в себе, — мнение надо учиться отстаивать.
Анна, речь совсем не о книжных обложках. Остальное верно. Кстати, красочные обложки и стильные упаковки продавать товар помогают. Иначе бы их не делали. Иначе бы все нынешние обложки выглядели бы как советские академические собрания сочинений. «Пустота и халтура» и в России, и по всему миру вполне успешно продаётся.