Эффект обложки

Букинистический магазин, книги, много книг, бульварная литература, фото

Олег Чувакин
Олег Чувакин
Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

 

Нежелание быть разборчивым приводит к неумению быть им. Эффект обложки как зеркало: он отражает неспособность индивида к критическому суждению.

Эффект обложки в искусстве есть признание таланта и творческих заслуг индивида преимущественно по внешним признакам.

Некто принят в Союз художников, объявлен его членом — значит, общество вправе считать его настоящим живописцем. Кто-то другой в членах не числится — значит, пока рановато думать о нём как о художнике. Некто прославился как автор книг в суперобложках и лауреат литературных премий, — стало быть, он писатель. У его неудачливого коллеги по ремеслу нет ни первого, ни второго — выходит, он застрял возле нулевой отметки, и ему на кожу впору ставить штампик: «Сперва добейся».

Три в одном: писатель, редактор, литобработчик
Олег Чувакин выправит, обработает, допишет ваши рассказы, сказки, повести, романы; робкие наброски превратит в совершенный текст. 30 лет практики (с 1994). Олег разберёт ваши ошибки, промахи и недочёты, даст полезные советы и научит им следовать. Поднять слабый черновик до подлинно литературного уровня? Будет сделано!

Общество столь прямолинейно в своих оценках не потому, что критерии спроса с творца высоки, но потому, что спрашивать не умеет. Точно так же, как вопрос борьбы с преступностью или вопрос образования делегируется гражданами государству, вопрос оценки книг перекладывается на издателей, фильмов — на кинокритиков и жюри фестивалей, картин — на искусствоведов. Вырабатывать собственное мнение больно хлопотно. Пусть достойных выберут другие!

Эффект обложки для персоны создаётся и поддерживается через шоу на ТВ, публикации в популярных журналах, выставки, лавровенчание и премирование, награждение орденами, издание новых книг или выпуск альбомов, шумные мероприятия public relations, мелькание в политике, членство в организациях, академиях и союзах. Один из типичных случаев проявления эффекта обложки в литературе художественно высмеян Булгаковым: «Помилуйте, это, в конце концов, смешно, — не сдавался Коровьев, — вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет!»

Эволюционно эффект обложки означает следование социумом стадному инстинкту: публика привечает того деятеля от искусства, кого прежде освятили пресса и экран, издательства, премиальные фонды и раздатчики званий. Составляющие общество индивиды, как правило, собственного мнения не имеют и охотно принимают за него мнение чужое, размноженное теми, кто произвёл с известной ему целью частный эффект обложки. Биологическое и социальное сливаются здесь в единое целое: эффект обложки позволяет всплывать и торжествовать наиболее выдающимся приспособленцам.

Экономически эффект обложки выражается в готовности потребителя искусства дать денег тому производителю искусства, которому уже дали денег другие потребители. «Чтобы писать портреты, нужны заказчики. Чтобы пришли заказчики, нужно имя. Чтобы обрести имя, нужны портреты. Порочный круг» (Вудхауз).

Информационно эффект обложки следует оценивать как регулярное замусоривание эфира: зачастую общество вынуждено, поддавшись пропаганде, покупать третьесортную или вовсе бракованную продукцию, выставленную на главных витринах, не замечая первоклассного товара, пылящегося на нижних полках или обретающегося в подвалах. Толстой говорил о читателях модных книг: «Это всё равно, как если бы человек, имея здоровую и питательную пищу, стал бы брать из помойной ямы очистки, мусор, тухлую пищу и есть их».

Философски количественный эффект обложки приводит к общему снижению качества искусства и его вырождению. Творец не в состоянии одарить вечным, социум не в состоянии оценить вечное. Искусство становится сиюминутным явлением, эпизодом новостей.

 

© Олег Чувакин, 11-13 сентября 2017

Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Эффект обложки»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

6 отзывов

  1. Очень точное определение, Олег! Способность критического суждения и отличает личность от единицы массы, от фрагмента толпы. Собственного суждения не имеешь — топаешь за теми, кто производит эффект обложки. 86%.

    1. Карлейль и Спенсер предпочитали круглое число: 90%. Второй как раз рассуждал о выборах.

  2. Отличная статья, но спорная. Коль существует «искусство обложки», значит, она будет занимать определенное место в пиаре книг. А иначе следует выработать единый шаблон и обязать авторов и издательства использовать только их. В конечном итоге спрос диктует все-таки не обложка: если читатель убедился. что под ней — пустота или халтура, — никакие красочные обложки впредь автору не помогут. Тут. мне кажется, суть не в обложках, а в более серьезной проблеме, поднятой автором: думать мы так и не научились, а также иметь собственное мнение. Поскольку первый процесс требует непривычного напряжения извилин, а второй — ответственности и умения спорить: имея собственное мнение, нельзя носить его в себе, — мнение надо учиться отстаивать.

    1. Анна, речь совсем не о книжных обложках. Остальное верно. Кстати, красочные обложки и стильные упаковки продавать товар помогают. Иначе бы их не делали. Иначе бы все нынешние обложки выглядели бы как советские академические собрания сочинений. «Пустота и халтура» и в России, и по всему миру вполне успешно продаётся.

Добавить комментарий для Анна Артюшкевич Отменить ответ

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.

Как стать писателем?
Как обойтись без редакторов и курсов?
Author picture

Возьмите у меня всего один урок. Я изучу ваш текст и выдам вам список типичных ошибок в стиле, композиции, сюжете. Вы одолеете их все при мне.

Станьте самому себе редактором!