Час расплаты

Сердце, лёд, стол, час расплаты

 

Час расплаты настигнет того, кто отступился от любви. Настигнет завтра или годы спустя. Бегства от любви судьба не прощает!

Ей двадцать, а ему под тридцать. Она свободна, а он женат. И время судьбы его отсчитывает Час Волка. Рассказ Владимира Резника.

Реалистический текст, в котором всякая деталь художественна и узнаваема, а герой мучительно отпечатывается в сердце, сливаясь с автором.

…настоящая жизнь начиналась с наступлением Часа Волка. Миллионы мучимых похмельем суровых мужчин, как малые дети, ждали, когда наконец… выйдет из домика под номером одиннадцать на огромных часах на серой бетонной стене театра Образцова весёлый волк с ножом в лапах и пойдёт «нарезать закуску».

Час Волка — символ примирения героя с судьбой. С судьбой, открестившейся от любви. Час Волка есть новый отсчёт старого времени, времени, бывшего до любви. Час Волка — возврат к прежнему кругу жизни. Стрелка, указующая на стакан, в которым тонет эпизод, породивший бурю в прошлом, но до будущего не докатившийся.

Поцелуй в нос и «пока» вместо «прощай» изображают замкнутый круг любви в очень коротком рассказе Катарины Красавиной «Последнее свидание».

Сотри губную помаду. Пусти слезу. Любишь того, с кем трудно? Или того, с кем легко? Кто сказал, что любовь — штука лёгкая? Ты уверен, что это свидание — последнее?

У такой любви неразрешимая судьба: у неё нет ни начала, ни конца — одна лишь затянувшаяся середина.

Конца нет и у истории, изложенной Михаилом Азариянцом.

Рассказ «Мимолётная любовь» повествует вовсе не о мимолётной любви. Чувство, зародившееся с первого взгляда, готово влиться в судьбу героя, оказавшегося в чужом городе, и, вероятно, переменить его жизнь. Или и этого человека ждёт час расплаты? Автор предпочёл скрыть от нас то, о чём сам пишет: «Но этот случай для меня особенный…»

По-настоящему трагический час расплаты описывается в эпистолярном рассказе молодого автора, укрывшегося за псевдонимом Оливер Далв.

Если юношеская любовь — проявление лёгких и понятных чувств, знак стремлений сердца и влечений тела, то любовь зрелая — символ, объединяющий рациональное и сакральное, лежащее за гранью сознания. Можем ли мы контролировать то, чего не понимаем?

Солнце всё так же восходит и заходит, пускает лучи в старое окно, а ты уже умер. Ты уже заплатил. Осталось заплатить твоей любимой…

«Мандариновый трип» Константина Жукова — один из самых длинных рассказов на конкурсе. Авторская манера повествования необычна: по-видимому, мы имеем дело с психоделическим реализмом.

Открыть загадку любви герою помогает мандарин. Фрукт поистине необыкновенный. Впрочем, это, конечно, сладкая выдумка. Необыкновенен здесь герой. Пожалуй, среди персонажей последних конкурсных рассказов это единственный герой, которому не грозит страшный час расплаты.

Героя Виктора Рымарева, автора короткого рассказа «У дороги чибис», расплата поджидает с другой стороны.

Опасный возраст. Переоценка ценностей. Половина его друзей растит чужих детей. А он?

Найдётся сколько угодно желающих занять его место. И чужого дядю его кровинки станут называть папой. Или даже папочкой…

И это семейное счастие?

Или очередная пауза в беге жизни?..

Добраться до счастья. Пройти сквозь время, пробиться через толщу лет. И понять, что любовь была с тобой рядом чуть ли не полвека. Рассказ Татьяны Ивановой.

— Знаешь, Тань, а ведь я всё понял, — хрипло сказал он, — оказывается, я всю жизнь любил только тебя. И не осознавал этого.

Увы, поздно осознаёт простую истину гуляка и бабник. Жизнь-то прожита!

И прожита не только им, но и той, которая его долгие годы любила.

Во всей полноте раскрывается тема семейного счастья в рассказе Елены Берлянд «Милочка».

Его призвание — писать стихи? Рифмовать мимозы с морозами? Нет, его стезя — любовь. И понимает это только один человек. Но больше и не нужно!

Тот дом, где женщина мудра, злая судьба обходит за три квартала.

Ева Арамис (участвовавшая, кстати, в прошлогоднем конкурсе) порадовала читателей лирическим текстом под названием «Люся Счастливая».

Час расплаты настигает старого человека, любовь которого следовало бы охарактеризовать одним точным понятием: привычка. Он привык к жене. Поначалу кажется, что поздно пробудившееся чувство к жене, уже покойной, оживает не только в воспоминаниях, но и в детях. Но это лишь сердечный мираж.

Кто же тут счастлив? Неужели Люська, Ахчи Лусик, которую старик вышвырнул из своего сердца и дома, как старое пальто?

Кошмар расплаты преследует и героиню «Фантомных болей» Олеси Горгоровой.

Он, далёкая тень прошлого, составил всего несколько эпизодов её молодости, но уложил их в память навсегда. Он талантлив и, следовательно, жизнь его не может пойти криво, застрять поперёк мечты.

Спустя годы она предаётся мучительному и сладкому чувству ностальгии.

Вот компьютер, вот экран: найти незабываемого друга молодости в интернете, порадоваться за него! И она находит. Некролог!

 

 

* * *

 

Конкурс «История любви» продолжается. До 10 июля ещё далеко, а до 20 июля ещё дальше. Каждый участник конкурса вправе написать свой обзор рассказов или отзыв на какой-либо полюбившийся рассказ и прислать мне, Олегу Чувакину, через контактную форму. Обзоры, достойные публикации, появятся на сайте.

 

 

* * *

 

На сайте «Счастье слова» с 22 мая выключен рейтинг произведений. Авторы, конечно же, заметили, что пропали золотые звёздочки, ранее красовавшиеся под названием рассказов.

Я отключил оценки не по причине какой-то технической неполадки, а из-за злоупотреблений. Звёздочки больше не появятся. Пришёл час расплаты (хи-хи).

Помните: лучший способ похвалить или покритиковать рассказ — написать к нему отзыв. Это можно сделать и от своего имени, и анонимно. Анонимность на сайте не возбраняется.

Помните и другое: ни рейтинг, ни число комментариев, ни их содержание никоим образом не повлияют на мнение жюри.

 

© Олег Чувакин, 24 мая 2018

Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Час расплаты»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

8 отзывов

  1. Олег, спасибо за обзор! Как всегда, читаю его с неменьшим, а то и с бОльшим интересом, чем конкурсные рассказы. И очень жду нового обзора Инны.

    1. Пожалуйста, Татьяна! Новый обзор Инны выйдет завтра. Сегодня уже не успеваю.

  2. Как всегда: круто и талантливо, тонко и по-доброму. Вы умничка, Олег, и очень трепетно ощущаете слово. Примите моё искреннее восхищение)

    1. Благодарю вас, о мудрейшая! Завтра постараюсь опубликовать ваш драгоценный конкурсный обзор.

  3. по поводу звездочек — полностью согласен. Очень приветствую это решение. А то я знаю одного человека, только выложили его рассказ, тут же кто-то единиц понаставил. Он в панику, а я ему: да не переживай ты, это всё подстава.

    1. Да, это всё игры. Об игре в истории человечества всё написал Хёйзинга, мне нечего добавить.

      Мне звёздочки были нужны для сниппета в поисковых машинах. Со звёздочками лучше видно результат поиска. Теперь будет видно хуже.

  4. Замечательный обзор — прочитала на одном дыхании. Спасибо, Олег, за интересный анализ, психоанализ))

Добавить комментарий для Инна Ким Отменить ответ

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.