Хайнлайн: брать куда труднее, чем отдавать

Обложки книг Роберта Хайнлайна, американские издания, коллаж, фото

Олег Чувакин
Олег Чувакин
Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

 

Роберт Энсон Хайнлайн родился в 1907 г., умер в 1988-м, в один год и одну весну с К. Саймаком. Кстати, Саймаку мистер Хайнлайн посвятил роман «Иов, или Осмеяние справедливости».

Хайнлайн учился в школе в Канзас-Сити. Канзас-Сити упоминается в ряде его романов, в том числе в том, где автор подводит итог творчеству, — «Уплыть за закат».

Литературное его начинание связано с рассказом «Линия жизни», который писался в 1939 году на конкурс. После Второй мировой войны Хайнлайн жил только литературными доходами. Был награждён многими премиями, в том числе семь раз «Хьюго».

Три в одном: писатель, редактор, литобработчик
Олег Чувакин выправит, обработает, допишет ваши рассказы, сказки, повести, романы; робкие наброски превратит в совершенный текст. 30 лет практики (с 1994). Олег разберёт ваши ошибки, промахи и недочёты, даст полезные советы и научит им следовать. Поднять слабый черновик до подлинно литературного уровня? Будет сделано!

В первую очередь Р. Э. Х. — романист. Писал также повести, рассказы и сценарии.

Тем, кто незнаком с книгами Хайнлайна, рекомендую прочесть романы «Дверь в лето», «Иов, или Осмеяние справедливости», «Чужак в стране чужой», «Свободное владение Фарнхэма», «Двойник», «Луна — суровая хозяйка».

Роберт Хайнлайн — это звёзды, параллельные миры, коты, бессмертие и романтика.

 

 

* * *

 

Цитаты из романов мистера Хайнлайна:

 

Суть философии состоит в том, чтобы принимать Вселенную такой, какая она есть, а не в том, чтобы насильно пытаться подогнать её к какой-то выдуманной форме.

Author picture
Не спешите заказать редактуру. Не швыряйтесь деньгами. Сначала покажите свой рассказ или отрывок романа

Кому показать рассказ или роман? Писателю! Проверьте свой литературный талант. Закажите детальный разбор рукописи или её фрагмента.

Иов, или Осмеяние справедливости (Алек)

 

Правительство! Три четверти жадных паразитов, а остальные дебилы. Никуда, конечно, не денешься, человек — животное общественное и без правительства обойтись не может, примерно так же, как без прямой кишки. Только зачем притворяться, будто неизбежность зла превращает его в добро?

Чужак в стране чужой (Джубал)

 

Демократия — очень плохая система, единственное её оправдание состоит в том, что она гораздо лучше любой другой системы. Хуже всего то, что демократически избранные правители являются зеркальным изображением своего электората, уровень получается предельно низкий, но куда же от этого денешься?

Чужак в стране чужой (Джубал)

 

Мерилом своего успеха я считаю читательское признание, выраженное в денежной форме, а на все прочие похвалы мне попросту начхать. Поддержка искусства — merde! Художник, не способный заработать себе на жизнь, — импотент; художник, живущий на правительственные подачки, — шлюха грошовая.

Чужак в стране чужой (Джубал)

 

Лохи не ценят то, что достаётся им бесплатно.

Чужак в стране чужой (Майк)

 

Брать куда труднее, чем отдавать.

Чужак в стране чужой (Майк)

 

Стать писателем за два часа?

Всего один урок. С вашим текстом. Вы и писатель. Больше никого. За 120 минут вы научитесь избавляться от типичных ошибок в сюжете, композиции и стиле. Закрепив полученные навыки, вы сможете обходиться без редактора.

Мне вообще нравятся кошки. Ими нельзя владеть. Они — свободные граждане. Собаки, например, дружелюбны, веселы и верны. Но они — рабы. Это не их вина, их выводили по этому признаку. Рабство всегда вызывает во мне тошнотворное чувство, даже если это раболепие животных.

Свободное владение Фарнхэма (Хью)

 

Ведь уже на протяжении многих лет самый надёжный способ выжить — быть совершенно никчемным и оставить после себя выродок столь же никчёмных детей.

Свободное владение Фарнхэма (Хью)

 

Гибель миллионов книг казалась ему событием более страшным и делом более жестоким, чем убийство людей. Все люди рано или поздно умирают. Смерть ни для кого не делает исключения. Но книга не должна умирать, и грешно убивать её, ведь книги — олицетворение человеческого бессмертия.

Свободное владение Фарнхэма (Хью)

 

Доктор Джубал говорит, что слово «любовь» подразумевает субъективные ощущения, при которых благоденствие другой личности — непременное условие вашего собственного счастья.

Кот, проходящий сквозь стены

 

Счастье есть привилегия целый день заниматься тем, что тебе представляется важным.

Уплыть за закат (Джубал)

 

«Хлеба и зрелищ» — это раковая опухоль демократии, её неизлечимая болезнь. Поначалу демократический режим работает превосходно. Но как только государство дает право голоса всем поголовно, будь то производитель или паразит — значит, этому государству придёт конец. Как только плебс поймёт, что можно сколько угодно голосовать за «хлеб и зрелища», и полезные члены общества будут не в силах его остановить, — он будет голосовать за «хлеб и зрелища», пока не обескровит государство до смерти или пока оно, обессиленное, не уступит захватчикам и варвары не войдут в Рим. — Джубал грустно пожал плечами. — Мой мир был прекрасен, пока им не завладели паразиты».

Джубал Харшоу указал мне на ещё один симптом, неизменно предшествующий, по его словам, крушению культуры: исчезновение хороших манер, обычной вежливости, уважения к правам других людей. «Философы от Конфуция до наших дней не уставали это повторять. Но признаки этого рокового симптома разглядеть нелегко. Ну что такого, если упускается вежливое обращение к человеку? Или если младший самодовольно называет старшего просто по имени? Подобным послаблениям в этикете не всегда придают значение. Но существует один безошибочный признак упадка хороших манер — это грязные общественные туалеты. В здоровом обществе общественные комнаты отдыха, туалеты, умывальные так чисты, опрятны и так хорошо пахнут, как ванная в приличном частном доме. В больном же обществе…»

Уплыть за закат

 

К концу века следовало бы скорее сказать «люди больше не умели читать». Изучая историю своей родной планеты и своего столетия в разных параллелях времени, я узнала, что упадок и разрушение, наступавшие во всех параллелях, объединяла одна общая черта: безграмотность. В трёх параллелях этому скандальному явлению сопутствовала наркомания, уличная преступность, коррупция и расточительность правительства. В моей параллели неисчислимые психопатические поветрия перешли в религиозную истерию; в седьмой параллели велись бесконечные войны; три параллели объединяло крушение семьи и брака, но в каждой параллели неизменно присутствовала общая безграмотность, причём — разгадайте-ка загадку — на обучение одного студента затрачивалось больше средств, чем когда-либо ранее. Никогда ещё не затрачивали так много, чтобы достичь столь малого. К 1980 году и сами учителя стали полуграмотными.

Уплыть за закат (Морин)

 

И уж истинный упадок претерпевал здравый смысл. В Соединённых Штатах стали считать выдающимися людьми артистов развлекательного жанра и профессиональных атлетов. Им поклонялись и видели в них лидеров: они высказывали своё мнение по самым разным вопросам и относились к себе столь же серьёзно, как и все окружающие. В конце концов, если спортсмену платят больше миллиона в год, почему бы ему не считать себя важной персоной… Стало быть, всем интересно знать его мнение о внутренней и внешней политике, хотя он выдаёт своё невежество и безграмотность всякий раз, едва открывает рот. Ведь большинство его фанатов столь же невежественно и безграмотно: болезнь прилипчива.

Уплыть за закат (Морин)

 

© Олег Чувакин, предисл., сост., коллаж, 30 сентября 2017

Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Хайнлайн: брать куда труднее, чем отдавать»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

4 отзыва

  1. Олег, спасибо за эту подборку цитат! «Чужак в чужой стране» — наверное, моя самая любимая книга, меня она когда-то поразила. С тех пор, как прочитала ее, всё учусь грокать) Недавно перечитала, и снова поразилась и порадовалась: часто бывает, что вкусы меняются, и книги со временем теряют свое очарование. С этой книгой — не так. Вот только с переводом названия беда, по-русски звучит коряво, не передает многозначности слова «strange».

    1. О да. Грокать! Мне особенно запомнились романы «Луна — суровая хозяйка», «Дверь в лето» и «Иов, или Осмеяние справедливости». Из вещей малых — «Неприятная профессия Джонатана Хога». Повесть о любви, кстати. И весьма романтичная.

Добавить комментарий для Александр Пешков Отменить ответ

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.

Как стать писателем?
Как обойтись без редакторов и курсов?
Author picture

Возьмите у меня всего один урок. Я изучу ваш текст и выдам вам список типичных ошибок в стиле, композиции, сюжете. Вы одолеете их все при мне.

Станьте самому себе редактором!