Как написать конкурсный рассказ

Рассказ на конкурс, как написать, лист бумаги, пишущая машинка, писатель, руки

Эта заметка не учит «правильно» писать конкурсные рассказы и выходить на финишную прямую литературных состязаний. Она рассказывает о трепетном отношении отца-автора к литературному детищу.

Основная ошибка многих конкурсантов кроется в самом восприятии литературного конкурса. Игра, выполнение задания, набор баллов — вот каким они видят своё участие.

На конкурсе, стремящемся вывести на свои страницы литературные произведения и наградить талантливых авторов, такой подход не пройдёт. «Играя» в конкурс, участник ничего не добьётся.

Точно так же, проявляя игровое начало, многие авторы относятся к публикациям в журналах, сетевых ли, бумажных ли. Мол, отправлю-ка я этой редакции что-нибудь, авось прокатит, авось меня заметят.

Заметят, но не прокатит. В худшем случае фамилия и e-mail легкомысленного игрока попадут в чёрный список. Слышали укороченное, как АКС-74У, словечко «игнор»? Так вот, это про тех, кто рассчитывает на «авось».

Рассчитывать надо на талант, а не на удачу в игре.

Про игровое начало в человеческом обществе всё рассказал профессор Хёйзинга. Моя же маленькая цель — объяснить, какой подход к творчеству оценят конкурсные организаторы.

Подход этот столь же прост, сколь сложен.

Прост он в понимании, а сложен в исполнении.

Писать нужно сердцем. Не выполняя конкурсное «задание» в школьном понимании этого слова (я говорю не об эрзац-конкурсах литРПГ или фанфиков, я говорю о тех конкурсах, чьи организаторы думают об оригинальной литературе), а создавая произведение. Создать значит прожить сюжет, влюбиться в героев, возненавидеть героев, выписать каждую фразу, каждую реплику, отшлифовать, снова отшлифовать и наконец обрадовать самого себя, создателя.

Конкурс вдохновил писателя на такое свершение? Значит, его организаторы выполнили одну из главных своих задач.

Литературный конкурс, задуманный для творцов, а не игроков, не устанавливает жёстких тематических рамок и не приемлет буквоедства. Тема, установленная правилами, должна пониматься не как набор ключевых слов для поисковых машин (бывают ведь и такие конкурсы, но какая уж там литература!), а как намеченный путь ко вдохновению. Дух состязательности всегда вдохновляет, воспламеняет душу, заставляет сердце биться быстрее. Истинно талантливый автор никогда не станет мешать чувства и завидовать соседу по конкурсу: гордость и собственный дар не позволят. Игроки же станут завидовать и мучиться — это их отличительная черта.

Рассказ, созданный сердцем, рассказ, в строки которого, как в вены, творец влил свою кровь, тотчас заметят и конкурсные читатели, и члены жюри, и меценаты. Он будет выделяться среди «игровых» рассказов, выскакивать из их однообразного ряда даже в том случае, если написан несовершенно.

Вдохновенное, выстраданное, пропущенное через душу — непременно произведение искусства. Игровое, школьное, сочинённое ради «попробовать», «добиться», — всегда второй с половиной сорт.

Посмотрите на рассказы финалистов конкурса «История любви» 2018 года. Никто из шести финалистов не играл в конкурс. Именно в этом причина их успеха.

Процитирую сам себя («Сто дней конкурса», 18 июля 2018 г.):

Будущие победители и будущие финалисты отнеслись к конкурсу с трепетом.

Ради создания лучшего прозаики открыли старые чемоданы, с треском и скрипом выдвинули из тумб рассохшиеся ящики, вынули сберегаемые до этих пор наброски, дорогие сердцу листочки, упрятанные когда-то и пробуждения ожидающие.

Прозаики сожгли всё, что не годилось для рассказа о любви, и переписали начисто всё, что годилось.

Только так и могло быть. Только так и нужно.

Не важно, начинающий автор, продолжающий или маститый. Важно создавать, а не играть и притворяться.

Создать. Сотворить. Вот единственный способ написать конкурсный рассказ. Остальное игра. Развлечение. Пустое.

Пока игрок скачет на Пегасе, талант на Пегасе взлетает.

Спросите-ка себя: подготавливай я своё собрание сочинений, включил бы я туда этот рассказ?

© Олег Чувакин, 6 февраля 2019
Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. П. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Помощь писателям

Олег Чувакин. Прозаик. Редактор. Литературный обработчик. Вдохновитель

Не стесняйтесь правды жизни. Не беритесь за книгу в одиночку. Бородатый прозаик выправит, перепишет, допишет, сочинит за вас рассказ, сказку, повесть, роман. Удивите читателей волшебными образами и великолепным стилем. Хотите всё сделать сами? Олег научит, Олег покажет, Олег вдохновит!
Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям:
Пистолет, оружие, роман с острым сюжетом, иллюстрация
Памятка пишущему

Садишься за письменный стол с намерением сочинять? Намерение похвальное! Писать книги — верная дорога к богатству и славе.

Чернила, перьевая ручка, труд писателя, рукопись
Легко ли писать книги?

Писать книги. Легко ли это? Сел за стол, открыл ноутбук, набарабанил сколько-то тысяч знаков — рассказ готов, опубликовать его! Так можно? Нет. Но все думают, что можно.

Чудо, ангел, город, фантастика, начинающий писатель, автор, советы, стиль, красота
Мои советы начинающим писателям

Полезные советы начинающим писателям. Как приучить себя к систематическому литературному труду и добиться красоты слога. Как перестать мучиться и начать творить.

Зима, снег, девушка, мечты, вечность, бессмертие, история о музыканте
Как научиться писать свои истории

Научиться писать свои истории несложно. Усаживаетесь в кресло, заносите пальчики над клавиатурой… Уже слышали такие советы? Над вами подшутили! Есть правила, без которых историю не написать.

Дорога, облака, шторм, фантазия, машина, темп повествования, проза, фантастика
Темп повествования в прозе

Неверно заданный темп повествования приведёт к ямам в композиции, ломаному ритму и в итоге к полному авторскому провалу. Литературное произведение не состоится.

Олег Чувакин
Он любит летний лес, зимние сугробы, медленное чтение и сочинение рассказов. Научитесь создавать прекрасные литературные тексты вместе с ним!

Отзовитесь!

E-mail не публикуется. Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.