Как написать конкурсный рассказ

Рассказ на конкурс, как написать, лист бумаги, пишущая машинка, писатель, руки

 

Эта заметка не учит «правильно» писать конкурсные рассказы и выходить на финишную прямую литературных состязаний. Она рассказывает о трепетном отношении отца-автора к литературному детищу.

Основная ошибка многих конкурсантов кроется в самом восприятии литературного конкурса. Игра, выполнение задания, набор баллов — вот каким они видят своё участие.

На конкурсе, стремящемся вывести на свои страницы литературные произведения и наградить талантливых авторов, такой подход не пройдёт. «Играя» в конкурс, участник ничего не добьётся.

Три в одном: писатель, редактор, литобработчик

Коснитесь карандашика: он живой! Олег Чувакин выправит, обработает и допишет ваши рассказы, сказки, повести, романы; робкие наброски превратит в совершенный текст. Четверть века практики. Занимайте очередь: заказы принимаются уже на 2021 год!

Точно так же, проявляя игровое начало, многие авторы относятся к публикациям в журналах, сетевых ли, бумажных ли. Мол, отправлю-ка я этой редакции что-нибудь, авось прокатит, авось меня заметят.

Заметят, но не прокатит. В худшем случае фамилия и e-mail легкомысленного игрока попадут в чёрный список. Слышали укороченное, как АКС-74У, словечко «игнор»? Так вот, это про тех, кто рассчитывает на «авось».

Рассчитывать надо на талант, а не на удачу в игре.

Про игровое начало в человеческом обществе всё рассказал профессор Хёйзинга. Моя же маленькая цель — объяснить, какой подход к творчеству оценят конкурсные организаторы.

Подход этот столь же прост, сколь сложен.

Прост он в понимании, а сложен в исполнении.

Писать нужно сердцем. Не выполняя конкурсное «задание» в школьном понимании этого слова (я говорю не об эрзац-конкурсах литРПГ или фанфиков, я говорю о тех конкурсах, чьи организаторы думают об оригинальной литературе), а создавая произведение. Создать значит прожить сюжет, влюбиться в героев, возненавидеть героев, выписать каждую фразу, каждую реплику, отшлифовать, снова отшлифовать и наконец обрадовать самого себя, создателя.

Конкурс вдохновил писателя на такое свершение? Значит, его организаторы выполнили одну из главных своих задач.

Литературный конкурс, задуманный для творцов, а не игроков, не устанавливает жёстких тематических рамок и не приемлет буквоедства. Тема, установленная правилами, должна пониматься не как набор ключевых слов для поисковых машин (бывают ведь и такие конкурсы, но какая уж там литература!), а как намеченный путь ко вдохновению. Дух состязательности всегда вдохновляет, воспламеняет душу, заставляет сердце биться быстрее. Истинно талантливый автор никогда не станет мешать чувства и завидовать соседу по конкурсу: гордость и собственный дар не позволят. Игроки же станут завидовать и мучиться — это их отличительная черта.

Рассказ, созданный сердцем, рассказ, в строки которого, как в вены, творец влил свою кровь, тотчас заметят и конкурсные читатели, и члены жюри, и меценаты. Он будет выделяться среди «игровых» рассказов, выскакивать из их однообразного ряда даже в том случае, если написан несовершенно.

Вдохновенное, выстраданное, пропущенное через душу — непременно произведение искусства. Игровое, школьное, сочинённое ради «попробовать», «добиться», — всегда второй с половиной сорт.

Посмотрите на рассказы финалистов конкурса «История любви» 2018 года. Никто из шести финалистов не играл в конкурс. Именно в этом причина их успеха.

Процитирую сам себя («Сто дней конкурса», 18 июля 2018 г.):

Будущие победители и будущие финалисты отнеслись к конкурсу с трепетом.

Ради создания лучшего прозаики открыли старые чемоданы, с треском и скрипом выдвинули из тумб рассохшиеся ящики, вынули сберегаемые до этих пор наброски, дорогие сердцу листочки, упрятанные когда-то и пробуждения ожидающие.

Прозаики сожгли всё, что не годилось для рассказа о любви, и переписали начисто всё, что годилось.

Только так и могло быть. Только так и нужно.

Не важно, начинающий автор, продолжающий или маститый. Важно создавать, а не играть и притворяться.

Создать. Сотворить. Вот единственный способ написать конкурсный рассказ. Остальное игра. Развлечение. Пустое.

Пока игрок скачет на Пегасе, талант на Пегасе взлетает.

Спросите-ка себя: подготавливай я своё собрание сочинений, включил бы я туда этот рассказ?

 

© Олег Чувакин, 6 февраля 2019

Услуги редактора

Обратись к опытному редактору, а заодно и корректору

Бородатый прозаик выправит, перепишет, допишет, сочинит за тебя рассказ, сказку, повесть, роман. Купи себе редактора! Найди себе соавтора!
Олег Чувакин рекомендует:
Журнал молодых писателей Пролог
«Талантам надо помогать». О журнале молодых писателей «Пролог»

Суровые, беспощадные условия, высеченные на сайте «Пролога» как на скрижали, затрудняют писателю доступ в журнал: «Пролог» дает выход на сайт только талантливым произведениям, без ссылок на ученичество или возраст автора, придерживаясь известной поэтической формулы: «Талантам надо помогать. Бездарности пробьются сами».

Кактус, колючий, колючки, глаза, книга, читатель
Бета-ридер. Впереди редактора

Желаете узнать всю правду о своей рукописи и своих литературных способностях? Наймите бета-ридера. За небольшую плату он прочтёт ваш роман или сборник рассказов и даст тексту строгую оценку.

Ребёнок, мальчик, плюшевая игрушка
Борода редактора

Литературный редактор созидает медленно. Слов «срочно» и «аврал» в в его лексиконе нет. Он творец, и творец много выше автора, ибо автор в наши дни величина малая, ноль с запятой и циферкой тысячной.

Тетрадь, чистая, ручка, писатель, написать книгу
Грамотность, воображение, трудолюбие

В России писателей стало больше, чем читателей. Нынче почти каждый, кто идёт в Интернет, с маниакальным ожесточением долбит по клавиатуре и мнит себя Львом Толстым XXI века.

Велосипед, без колёс, книга без букв, агенты, Ябеда-Корябеда
Дело Ябеды-Корябеды живёт и побеждает

«Жизнь, алчность, творчество». О ком эта книга? Что означает выражение «Зачем стать?», употребляемое господами книгоиздателями? Как правильно умножить часы на людей и разделить на деньги? Правда ли, что человек произошёл от древнего романтика, а роман «Обломов» написал Гоголь? Что такое «коша в шоколаде»? И почему дело Ябеды-Корябеды живёт и побеждает?

💝

Отзовись, читатель!

E-mail не публикуется. Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.