Как написать конкурсный рассказ

Рассказ на конкурс, как написать, лист бумаги, пишущая машинка, писатель, руки

Эта заметка не учит «правильно» писать конкурсные рассказы и выходить на финишную прямую литературных состязаний. Она рассказывает о трепетном отношении отца-автора к литературному детищу.

Основная ошибка многих конкурсантов кроется в самом восприятии литературного конкурса. Игра, выполнение задания, набор баллов — вот каким они видят своё участие.

На конкурсе, стремящемся вывести на свои страницы литературные произведения и наградить талантливых авторов, такой подход не пройдёт. «Играя» в конкурс, участник ничего не добьётся.

Точно так же, проявляя игровое начало, многие авторы относятся к публикациям в журналах, сетевых ли, бумажных ли. Мол, отправлю-ка я этой редакции что-нибудь, авось прокатит, авось меня заметят.

Заметят, но не прокатит. В худшем случае фамилия и e-mail легкомысленного игрока попадут в чёрный список. Слышали укороченное, как АКС-74У, словечко «игнор»? Так вот, это про тех, кто рассчитывает на «авось».

Рассчитывать надо на талант, а не на удачу в игре.

Про игровое начало в человеческом обществе всё рассказал профессор Хёйзинга. Моя же маленькая цель — объяснить, какой подход к творчеству оценят конкурсные организаторы.

Подход этот столь же прост, сколь сложен.

Прост он в понимании, а сложен в исполнении.

Писать нужно сердцем. Не выполняя конкурсное «задание» в школьном понимании этого слова (я говорю не об эрзац-конкурсах литРПГ или фанфиков, я говорю о тех конкурсах, чьи организаторы думают об оригинальной литературе), а создавая произведение. Создать значит прожить сюжет, влюбиться в героев, возненавидеть героев, выписать каждую фразу, каждую реплику, отшлифовать, снова отшлифовать и наконец обрадовать самого себя, создателя.

Конкурс вдохновил писателя на такое свершение? Значит, его организаторы выполнили одну из главных своих задач.

Литературный конкурс, задуманный для творцов, а не игроков, не устанавливает жёстких тематических рамок и не приемлет буквоедства. Тема, установленная правилами, должна пониматься не как набор ключевых слов для поисковых машин (бывают ведь и такие конкурсы, но какая уж там литература!), а как намеченный путь ко вдохновению. Дух состязательности всегда вдохновляет, воспламеняет душу, заставляет сердце биться быстрее. Истинно талантливый автор никогда не станет мешать чувства и завидовать соседу по конкурсу: гордость и собственный дар не позволят. Игроки же станут завидовать и мучиться — это их отличительная черта.

Рассказ, созданный сердцем, рассказ, в строки которого, как в вены, творец влил свою кровь, тотчас заметят и конкурсные читатели, и члены жюри, и меценаты. Он будет выделяться среди «игровых» рассказов, выскакивать из их однообразного ряда даже в том случае, если написан несовершенно.

Вдохновенное, выстраданное, пропущенное через душу — непременно произведение искусства. Игровое, школьное, сочинённое ради «попробовать», «добиться», — всегда второй с половиной сорт.

Посмотрите на рассказы финалистов конкурса «История любви» 2018 года. Никто из шести финалистов не играл в конкурс. Именно в этом причина их успеха.

Процитирую сам себя («Сто дней конкурса», 18 июля 2018 г.):

Будущие победители и будущие финалисты отнеслись к конкурсу с трепетом.

Ради создания лучшего прозаики открыли старые чемоданы, с треском и скрипом выдвинули из тумб рассохшиеся ящики, вынули сберегаемые до этих пор наброски, дорогие сердцу листочки, упрятанные когда-то и пробуждения ожидающие.

Прозаики сожгли всё, что не годилось для рассказа о любви, и переписали начисто всё, что годилось.

Только так и могло быть. Только так и нужно.

Не важно, начинающий автор, продолжающий или маститый. Важно создавать, а не играть и притворяться.

Создать. Сотворить. Вот единственный способ написать конкурсный рассказ. Остальное игра. Развлечение. Пустое.

Пока игрок скачет на Пегасе, талант на Пегасе взлетает.

Спросите-ка себя: подготавливай я своё собрание сочинений, включил бы я туда этот рассказ?

© Олег Чувакин, 6 февраля 2019
Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Как написать конкурсный рассказ»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

Отзовитесь!

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.