Эта заметка не учит «правильно» писать конкурсные рассказы и выходить на финишную прямую литературных состязаний. Она рассказывает о трепетном отношении отца-автора к литературному детищу.
Основная ошибка многих конкурсантов кроется в самом восприятии литературного конкурса. Игра, выполнение задания, набор баллов — вот каким они видят своё участие.
На конкурсе, стремящемся вывести на свои страницы литературные произведения и наградить талантливых авторов, такой подход не пройдёт. «Играя» в конкурс, участник ничего не добьётся.
Точно так же, проявляя игровое начало, многие авторы относятся к публикациям в журналах, сетевых ли, бумажных ли. Мол, отправлю-ка я этой редакции что-нибудь, авось прокатит, авось меня заметят.
Заметят, но не прокатит. В худшем случае фамилия и e-mail легкомысленного игрока попадут в чёрный список. Слышали укороченное, как АКС-74У, словечко «игнор»? Так вот, это про тех, кто рассчитывает на «авось».
Рассчитывать надо на талант, а не на удачу в игре.
Про игровое начало в человеческом обществе всё рассказал профессор Хёйзинга. Моя же маленькая цель — объяснить, какой подход к творчеству оценят конкурсные организаторы.
Подход этот столь же прост, сколь сложен.
Прост он в понимании, а сложен в исполнении.
Писать нужно сердцем. Не выполняя конкурсное «задание» в школьном понимании этого слова (я говорю не об эрзац-конкурсах литРПГ или фанфиков, я говорю о тех конкурсах, чьи организаторы думают об оригинальной литературе), а создавая произведение. Создать значит прожить сюжет, влюбиться в героев, возненавидеть героев, выписать каждую фразу, каждую реплику, отшлифовать, снова отшлифовать и наконец обрадовать самого себя, создателя.
Конкурс вдохновил писателя на такое свершение? Значит, его организаторы выполнили одну из главных своих задач.
Литературный конкурс, задуманный для творцов, а не игроков, не устанавливает жёстких тематических рамок и не приемлет буквоедства. Тема, установленная правилами, должна пониматься не как набор ключевых слов для поисковых машин (бывают ведь и такие конкурсы, но какая уж там литература!), а как намеченный путь ко вдохновению. Дух состязательности всегда вдохновляет, воспламеняет душу, заставляет сердце биться быстрее. Истинно талантливый автор никогда не станет мешать чувства и завидовать соседу по конкурсу: гордость и собственный дар не позволят. Игроки же станут завидовать и мучиться — это их отличительная черта.
Рассказ, созданный сердцем, рассказ, в строки которого, как в вены, творец влил свою кровь, тотчас заметят и конкурсные читатели, и члены жюри, и меценаты. Он будет выделяться среди «игровых» рассказов, выскакивать из их однообразного ряда даже в том случае, если написан несовершенно.
Вдохновенное, выстраданное, пропущенное через душу — непременно произведение искусства. Игровое, школьное, сочинённое ради «попробовать», «добиться», — всегда второй с половиной сорт.
Посмотрите на рассказы финалистов конкурса «История любви» 2018 года. Никто из шести финалистов не играл в конкурс. Именно в этом причина их успеха.
Процитирую сам себя («Сто дней конкурса», 18 июля 2018 г.):
Будущие победители и будущие финалисты отнеслись к конкурсу с трепетом.
Ради создания лучшего прозаики открыли старые чемоданы, с треском и скрипом выдвинули из тумб рассохшиеся ящики, вынули сберегаемые до этих пор наброски, дорогие сердцу листочки, упрятанные когда-то и пробуждения ожидающие.
Прозаики сожгли всё, что не годилось для рассказа о любви, и переписали начисто всё, что годилось.
Только так и могло быть. Только так и нужно.
Не важно, начинающий автор, продолжающий или маститый. Важно создавать, а не играть и притворяться.
Создать. Сотворить. Вот единственный способ написать конкурсный рассказ. Остальное игра. Развлечение. Пустое.
Пока игрок скачет на Пегасе, талант на Пегасе взлетает.
Спросите-ка себя: подготавливай я своё собрание сочинений, включил бы я туда этот рассказ?