Страница, предваряющая текст романа, открывает читателю дверь в литературный мир писателя. Предисловие к книге пишет не автор, а посторонний человек. Тот, кто автора любит.
Предисловие и пролог. Рекламная и композиционная разница
Не путайте завлекающее читателя предисловие (foreword) с вводной частью романа — прологом (introduction). Я говорю это и привожу англоязычные термины во избежание известной путаницы. В наше время авторы путают эпиграф с прологом, что уж говорить о предисловии!
Пролог — неотъемлемая композиционная часть произведения, предваряющая основное повествование. Он не подписывается, ибо ясно: его написал автор книги.
Предисловие, созданное для знакомства читателя с чьим-то мнением о книге, не является элементом произведения. Предисловие подписывается, ибо у него иной автор.
Ниже я рассказываю только об этом предисловии. Завлекающем и заманивающем, но вместе с тем искреннем и вдохновенном. Написанном посторонним человеком ради введения читателя в мир автора и заодно ради рекламы книги. Правдивой рекламы.
Ни предисловие, ни звёзды не спасут писателя от беды
Описанное выше книжное предисловие стремятся заполучить товарищи, желающие продвинуть свою книгу, привлечь к ней дополнительное читательское внимание.
Рекламное предисловие традиционно сочиняется и подписывается людьми, имеющими некоторый вес в литературных кругах. Имя человека, уже чего-то там достигшего, украшает книжку своим авторитетом и притягивает неискушённого читателя-потребителя.
Предупреждаю: на искушённого эта лукавая замануха не действует. И даже наоборот: предисловия разных там членов и лауреатов читателя отталкивают.
Это какого такого читателя? Меня, к примеру. Я не люблю, когда авторы толкают впереди себя лавровенчанного дядю. Ведь что такое, в сущности, украшение именем? Это подавление авторитетом.
Подобный деятель, лауреат и член, вхожий туда и сюда, обычно не имеет ни времени на сочинение предисловия, ни желания читать рукопись автора. Этот занятой тип просит писателя самого сочинить заманивающую страницу. А он, авторитет, готовый текст подмахнёт. За деньги. И за бутылку коньяку, на этикетке которого звёзд чуть меньше, чем в космосе.
Товарищи авторы, написавшие первую книгу! Предостерегаю вас! Никаких таких авторитетов, особенно с бутылками, писателю не надо. Не те это звёзды, которыми следует любоваться.
Если у писателя нет слов, если ему нечего сказать людям, то никакой авторитет, пусть и настоящий, его не спасёт. Авторитеты прозрачны — и за ними отлично просматривается беспомощность автора.
Итог предисловия. Чем больше доверия, тем лучше
Вы всё же решились на предисловие? Хорошо. За предисловием обращайтесь к тому, кто:
- прочитал вашу рукопись — на самом деле прочитал;
- излучает искренность и не лжёт на заказ;
- любит ваш стиль, ваших героев, душою болеет за вас;
- способен вывести вас в люди, помочь чем-то помимо предисловия, а ещё лучше — уже помог;
- умеет писать вдохновенно, с огнём и тягой.
Вот такому человеку читатели поверят!
Читательское доверие — главный итог предисловия.
Никогда дутому авторитету не выиграть бой у чистого доверия.
Кто пишет предисловия к книгам
Автором предисловия может быть знакомый писатель, литературовед, критик, ваш постоянный читатель, руководитель литературного объединения. Им может быть учёный (если ваша книга есть специализированный труд), специалист в узкой области, ваш коллега, сподвижник.
Плохо, когда предисловие к книге берутся писать издатели и редакторы. Особенно вторые. Эти люди знают все огрехи выправленных книг. Их впечатление сильно отличается от читательского.
Пусть предисловие напишет тот, кто прочитал чистовик, а не черновик. Черновики не предназначаются для читателей.
Слагаемые предисловия: человек и жизнь
Доверие начинается с автора книги. В первых абзацах предисловия обычно рассказывается об авторе.
Кто пишет предисловие, тот обязан лично знать автора. Дутый авторитет проигрывает уже на этом этапе. Он не знает ничего и потому просит автора самостоятельно что-нибудь «накатать». А он потом подпишет.
Не соглашайтесь на это. Этот лентяй вам не друг. Ваш стиль в предисловии умные читатели раскусят, а над дутым авторитетом посмеются. Это ваша цель? Конечно же, нет.
С первых строк предисловия перед нами открывается живой человек, написавший книгу. Увлекательную. Потрясающую. Недаром о нём сказано с такой любовью в самом начале. Читатель уже любит и автора предисловия, и автора романа.
Рассказ об авторе подводит к истории создания книги. Если история не нужна или не представляет собой ничего особенного, раздел опускается.
В предисловии нет обязательных разделов, за исключением первого — о господине авторе. Вот автора из предисловия никак не выкинешь. Без него и книги нет.
Идём далее. Мудрый автор предисловия соотносит прочитанный роман со своей жизнью. Находит неожиданные совпадения или параллели. Отыскивает жизненные мотивы, близкие ему и писателю. Показывает, как близка ему философия автора книги. Наконец, приглашает читателя познакомиться с романом. Или повестью. Или сборником рассказов. Или что там у вас ещё!
Предисловие не призвано восхвалять автора книги. Получать удовольствие от живого текста, хвалить автора — занятия для читателей.
Автор предисловия избегает маркетинговых уловок и пишет правду. Он благодарит писателя за создание радостного литературного мира, за выданную ракету для путешествия души, за открытое счастье слова.
Ничего этого в прочитанном романе нет? Тогда честный человек откажется писать к ней предисловие.
Завершает предисловие подпись. Отсутствие подписи вызовет адское недоверие.
Сколько страниц? Не наскучит ли предисловие читателю?
Размазывать ни к чему. 1-2 страницы. 2-4 тысячи знаков.
Исключения составляют предисловия к собраниям сочинений. Там разворачиваются длинные простыни. Но я тут говорю о предисловии к книге, а не к собранию книг.
Предисловие не должно подавлять роман.
Главное — вовсе не предисловие. Главное — книга.
Роман важнее предисловия!
Если предисловие затмевает книгу, дело плохо.
Если книга затмевает предисловие, дело тоже плохо.
Необходим баланс.
Стиль автора предисловия прекрасен, а стиль автора романа посредственен? Катастрофа: романист проиграет прямо на старте. Лучше уж отказаться от идеи предисловия.
Предисловие невыносимо скучно, а роман полон захватывающих приключений? Последнего читатель никогда не узнает: ведь он бросит книгу на предисловии.