Как написать предисловие

Магазин, продавщица, книги, предисловия, покупатель, автор
— Хочу купить книги с предисловиями. Заверните мне штуки три!

Страница, предваряющая текст романа, приоткрывает читателю литературный мир писателя. Предисловие к книге пишет не автор, а посторонний человек. Тот, кто автора любит.

Picture of Олег Чувакин
Олег Чувакин
Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

Предисловие и пролог. Рекламная и композиционная разница

Не путайте завлекающее читателя предисловие (foreword) с вводной частью романа — прологом (introduction). Я говорю это и привожу англоязычные термины во избежание известной путаницы. В наше время авторы путают эпиграф с прологом, что уж говорить о предисловии!

Пролог — неотъемлемая композиционная часть произведения, предваряющая основное повествование. Он не подписывается, ибо ясно: его написал автор книги.

Предисловие, созданное для знакомства читателя с чьим-то мнением о книге, не является элементом произведения. Предисловие подписывается, ибо у него иной автор.

Ниже я рассказываю только об этом предисловии. Завлекающем и заманивающем, но вместе с тем искреннем и вдохновенном. Написанном посторонним человеком ради введения читателя в мир автора и заодно ради рекламы книги. Правдивой рекламы.

Три в одном: писатель, редактор, литобработчик
Олег Чувакин выправит, обработает, допишет ваши рассказы, сказки, повести, романы; робкие наброски превратит в совершенный текст. 30 лет практики (с 1994). Олег разберёт ваши ошибки, промахи и недочёты, даст полезные советы и научит им следовать. Поднять слабый черновик до подлинно литературного уровня? Будет сделано!

Ни предисловие, ни звёзды не спасут писателя от беды

Описанное выше книжное предисловие стремятся заполучить товарищи, желающие продвинуть свою книгу, привлечь к ней дополнительное читательское внимание.

Рекламное предисловие традиционно сочиняется и подписывается людьми, имеющими некоторый вес в литературных кругах. Имя человека, уже чего-то там достигшего, украшает книжку своим авторитетом и притягивает неискушённого читателя-потребителя.

Предупреждаю: на искушённого эта лукавая замануха не действует. И даже наоборот: предисловия разных там членов и лауреатов читателя отталкивают.

Это какого такого читателя? Меня, к примеру. Я не люблю, когда авторы толкают впереди себя лавровенчанного дядю. Ведь что такое, в сущности, украшение именем? Это подавление авторитетом.

Подобный деятель, лауреат и член, вхожий туда и сюда, обычно не имеет ни времени на сочинение предисловия, ни желания читать рукопись автора. Этот занятой тип просит писателя самого сочинить заманивающую страницу. А он, авторитет, готовый текст подмахнёт. За деньги. И за бутылку коньяку, на этикетке которого звёзд чуть меньше, чем в космосе.

Товарищи авторы, написавшие первую книгу! Предостерегаю вас! Никаких таких авторитетов, особенно с бутылками, писателю не надо. Не те это звёзды, которыми следует любоваться.

Если у писателя нет слов, если ему нечего сказать людям, то никакой авторитет, пусть и настоящий, его не спасёт. Авторитеты прозрачны — и за ними отлично просматривается беспомощность автора.

Итог предисловия. Чем больше доверия, тем лучше

Вы всё же решились на предисловие? Хорошо. За предисловием обращайтесь к тому, кто:

  • прочитал вашу рукопись — на самом деле прочитал;
  • излучает искренность и не лжёт на заказ;
  • любит ваш стиль, ваших героев, душою болеет за вас;
  • способен вывести вас в люди, помочь чем-то помимо предисловия, а ещё лучше — уже помог;
  • умеет писать вдохновенно, с огнём и тягой.

Вот такому человеку читатели поверят!

Читательское доверие — главный итог предисловия.

Author picture
Не спешите заказать редактуру. Не швыряйтесь деньгами. Сначала покажите свой рассказ или отрывок романа

Кому показать рассказ или роман? Писателю! Проверьте свой литературный талант. Закажите детальный разбор рукописи или её фрагмента.

Никогда дутому авторитету не выиграть бой у чистого доверия.

Кто пишет предисловия к книгам

Автором предисловия может быть знакомый писатель, литературовед, критик, ваш постоянный читатель, руководитель литературного объединения. Им может быть учёный (если ваша книга есть специализированный труд), специалист в узкой области, ваш коллега, сподвижник.

Плохо, когда предисловие к книге берутся писать издатели и редакторы. Особенно вторые. Эти люди знают все огрехи выправленных книг. Их впечатление сильно отличается от читательского.

Пусть предисловие напишет тот, кто прочитал чистовик, а не черновик. Черновики не предназначаются для читателей.

Слагаемые предисловия: человек и жизнь

Доверие начинается с автора книги. В первых абзацах предисловия обычно рассказывается об авторе.

Кто пишет предисловие, тот обязан лично знать автора. Дутый авторитет проигрывает уже на этом этапе. Он не знает ничего и потому просит автора самостоятельно что-нибудь «накатать». А он потом подпишет.

Не соглашайтесь на это. Этот лентяй вам не друг. Ваш стиль в предисловии умные читатели раскусят, а над дутым авторитетом посмеются. Это ваша цель? Конечно же, нет.

С первых строк предисловия перед нами открывается живой человек, написавший книгу. Увлекательную. Потрясающую. Недаром о нём сказано с такой любовью в самом начале. Читатель уже любит и автора предисловия, и автора романа.

Рассказ об авторе подводит к истории создания книги. Если история не нужна или не представляет собой ничего особенного, раздел опускается.

В предисловии нет обязательных разделов, за исключением первого — о господине авторе. Вот автора из предисловия никак не выкинешь. Без него и книги нет.

Идём далее. Мудрый автор предисловия соотносит прочитанный роман со своей жизнью. Находит неожиданные совпадения или параллели. Отыскивает жизненные мотивы, близкие ему и писателю. Показывает, как близка ему философия автора книги. Наконец, приглашает читателя познакомиться с романом. Или повестью. Или сборником рассказов. Или что там у вас ещё!

Предисловие не призвано восхвалять автора книги. Получать удовольствие от живого текста, хвалить автора — занятия для читателей.

Автор предисловия избегает маркетинговых уловок и пишет правду. Он благодарит писателя за создание радостного литературного мира, за выданную ракету для путешествия души, за открытое счастье слова.

Ничего этого в прочитанном романе нет? Тогда честный человек откажется писать к ней предисловие.

Завершает предисловие подпись. Отсутствие подписи вызовет адское недоверие.

Книжный магазин, книги на полках, образцы предисловий в книгах
— Книги с самыми лучшими предисловиями, дорогой покупатель!

Сколько страниц? Не наскучит ли предисловие читателю?

Размазывать ни к чему. 1-2 страницы. 2-4 тысячи знаков.

Исключения составляют предисловия к собраниям сочинений. Там разворачиваются длинные простыни. Но я тут говорю о предисловии к книге, а не к собранию книг.

Стать писателем за два часа?

Всего один урок. С вашим текстом. Вы и писатель. Больше никого. За 120 минут вы научитесь избавляться от типичных ошибок в сюжете, композиции и стиле. Закрепив полученные навыки, вы сможете обходиться без редактора.

Предисловие не должно подавлять роман.

Главное — вовсе не предисловие. Главное — книга.

Роман важнее предисловия!

Если предисловие затмевает книгу, дело плохо.

Если книга затмевает предисловие, дело тоже плохо.

Необходим баланс.

Стиль автора предисловия прекрасен, а стиль автора романа посредственен? Катастрофа: романист проиграет прямо на старте. Лучше уж отказаться от идеи предисловия.

Предисловие невыносимо скучно, а роман полон захватывающих приключений? Последнего читатель никогда не узнает: ведь он бросит книгу на предисловии.

© Олег Чувакин, 17 мая 2023
Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Как написать предисловие»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

Отзовитесь!

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.

Сам себе редактор
Научитесь править свои тексты сами. За один урок
Author picture

Возьмите у меня всего один урок. Я изучу ваш текст и выдам вам список типичных ошибок в стиле, композиции, сюжете. Вы одолеете их все при мне.

Станьте самому себе редактором!