Как правильно написать книжную аннотацию

Умная женщина, писательница, библиотека, книги, хорошие аннотации, как написать
— Нужно взять книги и посмотреть образцы аннотаций!

Написать хорошую аннотацию к роману значит передать в сжатом виде завязку произведения и побудить читателя углубиться в книгу. Для написания аннотации нужны знание текста и литературное мастерство.

Олег Чувакин
Олег Чувакин
Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

Две задачи книжной аннотации

Аннотация — анонс содержания, помещённый на второй странице книги под выходными данными. В анонсе не раскрывается всё содержание текста. Хорошо написанная аннотация кратка, конкретна, увлекательна и настраивает читателя на покупку.

Аннотации присутствуют в научных монографиях, в публицистических книгах, в художественной литературе.

Задач у книжной аннотации две:

  • кратко, но ёмко передать необходимую часть содержания;
  • привлечь внимание будущего читателя.

Каким бы ни было содержание книги, аннотация всегда будет рекламной.

Три в одном: писатель, редактор, литобработчик
Олег Чувакин выправит, обработает, допишет ваши рассказы, сказки, повести, романы; робкие наброски превратит в совершенный текст. 30 лет практики (с 1994). Олег разберёт ваши ошибки, промахи и недочёты, даст полезные советы и научит им следовать. Поднять слабый черновик до подлинно литературного уровня? Будет сделано!

Хорошая книжная аннотация — это рекламный призыв

В искусстве написания книжных аннотаций много от рекламы.

Хорошая реклама раскрывает пользу от товара и побуждает товар купить. Плохая реклама от товара отталкивает.

То же верно для аннотаций. Хорошая аннотация заинтересовывает человека и побуждает книгу купить. Плохая аннотация погружает в скуку и отпугивает.

В первом случае человек становится покупателем и читателем. Во втором он отказывается от мысли купить книгу. Автор и издатель проиграли.

Как приступить к романной аннотации

Вы сумели написать роман. Значит, сумеете написать и аннотацию. Если вы не можете написать внятную аннотацию, значит, и роман ваш никуда не годится.

Опытные авторы могут написать аннотацию на старте. Романа ещё нет — аннотация уже есть. Позднее она переписывается, редактируется. Даже меняется до неузнаваемости. Ведь роман сочиняет не только автор — ему помогают персонажи. Лучшие романы вообще написаны их героями; авторы выступили в роли наборщиков.

Сочиняя аннотацию, листайте свой роман. Смотрите на содержание, на названия глав. Вспоминайте ход сюжета. Отмечайте мысленно основные действия главного героя, выделяйте ключевые конфликты и их разрешение.

Завязка даст вам основной материал для аннотации. На кульминацию только намекните. Развязку в аннотацию не тащите. Иначе вы дадите читателю то, что теперь называют спойлером.

Не выдавайте свой сюжет целиком. Покажите часть идеи — главной мысли, но не раскрывайте интригу полностью.

Ваша цель — заманить читателя. Но не обмануть. Хорошая реклама — отнюдь не враньё.

Author picture
Не спешите заказать редактуру. Не швыряйтесь деньгами. Сначала покажите свой рассказ или отрывок романа

Кому показать рассказ или роман? Писателю! Проверьте свой литературный талант. Закажите детальный разбор рукописи или её фрагмента.

Заманивайте читателя

Пишите аннотацию правильно: давайте читателю именно то, что содержится в вашем сюжете, не водите его за нос. Однако часть содержания утаите.

Здесь возникает разница между рекламой коммерческого товара и рекламой книги. Состав товара, к примеру, стиральной машины, не может быть ни скрыт, ни преувеличен. Описание товара соответствует тому, что упаковано в коробку.

Книга — дело иное. Если выдать, пересказать всё её содержание заранее, интерес к покупке у читателя пропадёт. Есть даже такие читатели, которые не любят у глав названий. Потому что и они могут выдать романные события.

Передавайте в аннотации только то, что подводит к решающему конфликту. Такой вариант введения в содержание подогреет читательский интерес.

И не думайте, что для толстых романов вроде «Войны и мира» или «Госпожи Бовари» краткого описания не хватит. Хватит. Дело в мастерстве описания, а не в объёме томов.

Элементы правильной аннотации

Элементов правильной аннотации пять.

  1. Главный герой — сердце аннотации. Без главного героя аннотация немыслима. С центральным персонажем что-то случилось. С этого всё и начинается.
  2. Условия: место действия, время действия, антураж, среда. Покажите героя в определённой среде.
  3. Конфликт: обозначьте драматическое. Выньте столкновение интересов из завязки. Из события, давшего начало сюжету.
  4. Идея. Подать главную мысль произведения в аннотации — отличный ход. Заразите будущего читателя своей писательской философией.
  5. Интрига. Наметьте путь героя, покажите его антагониста. Подберите такие слова для обоих, чтобы в читателе проснулись разом любовь и ненависть.

Не следует без веской причины исключать какой-либо из элементов.

Если читатель не увидит времени и места действия, он не поймёт, в какой эпохе развивается сюжет.

Если читатель не обнаружит в романной аннотации главного героя, он поставит книгу обратно на полку. Людей интересуют люди. Читателей интересуют герои.

Отзывы на обложке — чепуха и мусор. Герой в аннотации на второй странице — необходимость и ценность.

Размер романной аннотации

Аннотация — не описание всего действия на протяжении сюжета. Не путайте аннотацию и синопсис.

Два-три, от силы четыре абзаца — вот типичный размер хорошей аннотации.

Не бойтесь перемешивать короткие абзацы с длинными. Завершённость мысли — вот что важно для содержания абзаца.

Как надо писать книжную аннотацию. Десять советов

  1. Дорожите художественным стилем. Избегайте лексических штампов и мертвящего канцелярита. Пишите живым языком.
  2. Выверяйте каждое слово в аннотации. Она коротка; все слова в ней на виду.
  3. Продумывайте суть, удаляйте лишнее и неуместное.
  4. Бойтесь прилагательных.
  5. Бойтесь банальностей и трюизмов.
  6. Никому не подражайте: не списывайте аннотации у популярных авторов и не переделывайте под себя. Роман-то вы не списали!
  7. Не торопитесь. Нет времени на аннотацию? Позвольте, откуда же у вас время на роман?
  8. Пишите аннотацию сами. Делайте так всегда! Практика не только научит вас писать хорошие аннотации, но и повысит уровень вашего писательского мастерства.
  9. Первые свои аннотации показывайте опытным редакторам или писателям. Рекомендую бородатых редакторов.
  10. Во время работы помните: книгу с плохой аннотацией не купят. От плохой аннотации отвернётся и бесплатный сетевой читатель.

Аннотации, которые отпугнут читателя

Нередко аннотации к романам или повестям пишут дешёвые фрилансеры, которым лень или некогда прочитать произведение. Они проглядывают первые страницы и последние — тем и ограничиваются.

Последствия метода «тяп-ляп» печальны: аннотация не отвечает содержанию. Купивший книгу читатель расстроен, он зол и негодует. Он больше никогда не купит товар этого автора, да и издательства тоже. И не имеет значения, что аннотацию писал не автор романа, а некто посторонний.

С самого начала важно понимать: автор обязан участвовать в написании аннотации. Даже если редактор издательства навязывает романисту свою аннотацию, автор должен отстаивать свой подход и своё мнение.

Типичные недостатки аннотации, которые отпугнут читателя:

Стать писателем за два часа?

Всего один урок. С вашим текстом. Вы и писатель. Больше никого. За 120 минут вы научитесь избавляться от типичных ошибок в сюжете, композиции и стиле. Закрепив полученные навыки, вы сможете обходиться без редактора.

  • аннотация явно не соответствует романному сюжету;
  • плохой стиль;
  • сделан упор на второстепенные сюжетные линии вместо основных;
  • абстрактность вместо конкретности: нет точных слов, показывающих описанный мир и его жителей;
  • автор увлёкся самоцитированием;
  • не хватает ключевых элементов: главного героя, места действия, времени действия, интриги, дающей завязку;
  • зазывной текст не состоялся: вместо мотора продаж реклама превращается в тормоз!

Примеры неудачных аннотаций к книгам

Пример первый:

Нам всем надо много думать над принятыми решениями и их последствиями. Люди, цените свою жизнь ради себя и своих близких. Данную работу автор посвящает современному поколению во всём мире.

Здесь нет ни главного героя, ни места действия, ни обстановки, ни сюжетной завязки, ни намёка на конфликт. Вдобавок автор смешал аннотацию с посвящением.

В неуклюжем этом абзаце просматриваются и стилистические недочёты: канцелярит при скудном авторском лексиконе.

Пример второй:

Служитель смерти пытается остаться собой и окончательно избавиться от живых эмоций.

Одного предложения недостаточно для передачи сути мистического конфликта и идеи произведения. У краткости тоже есть мера.

Читатель не поймёт, кто главный герой: «служитель смерти» — заявление абстрактное. Читатель не знает, что такое «остаться собой».

«Эмоции», безусловно, указывают на интригу, и это уже плюс. Но в каких условиях, в каком обществе происходит внутренняя борьба «служителя», читатель не ведает.

Пример третий:

Они выбирали десерт.

Семён открыл меню. Его палец стал скользить по строчкам.

Но Валентине меню не требовалось. Не требовался и десерт. Сейчас она скажет ему…

Какая же это аннотация? Это цитата, отрывок из романа. Скопировано несколько абзацев из романного текста. Писать аннотацию автору было, по-видимому, лень.

Пример четвёртый:

Баол стремится вернуть свою возлюбленную Окси, с которой он расстался. В поиске ему должна помочь стеклянная фигурка — приз, выдаваемый финалистам викторины, проводимой суперкомпьютером. Однако есть загвоздка: Баол не знает, где найти фигурку, чтобы выполнить задуманное, то есть найти девушку.

Разжёвывание разжёванного. Масса лишних слов. Если уж герой стремится вернуть возлюбленную, то незачем писать про то, что он с нею расстался. Притяжательное местоимение «свою» лишнее. И пояснение «то есть найти девушку» тоже ни к чему. Читателя следует априори считать человеком разумным.

Вместо громоздкого «должна помочь» лучше написать: «помогла бы». Неудобоваримое «приз, выдаваемый финалистам викторины, проводимой» легко сокращается до «финальный приз викторины, проводимой».

Далее страдает уже не стиль, а логика: отчего же главный герой не знает, где найти фигурку? И зачем её искать? Отправился на викторину да победил суперкомпьютер!

Пример пятый:

Книга полна юмора и приключений! Необыкновенный мир, населённый уникальными персонажами, окунёт вас в море удовольствия! Раньше вы не читали ничего подобного!

Именно так сочиняют плохую рекламу начинающие копирайтеры. Они окунают читателей совсем не в море.

Что мы читаем? Набор абстрактных клише. Блистательно отсутствуют все увлекающие элементы аннотации. Нет ни героя, ни мира, ни завязки. Зато есть обещания. Такие размытые, что их постеснялись бы и политики.

Примеры хороших аннотаций к романам и повестям

Я не стану цитировать чужие аннотации, составленные издателями либо авторами. Приведу три своих примера.

Аннотация к повести «Плагиат по требованию» (2015):

Школьная повесть из советских времён, из короткой эпохи генсека Ю. В. Андропова. Повесть о любви и дружбе. О любви и дружбе, до которых человеку очень трудно добраться. Особенно если ему пятнадцать лет…

В восьмом «А» есть всё то же, что и в других классах других школ провинциального города: классная руководительница и староста, хулиганы и подхалимы, троечники и отличники, девочки красивые и невзрачные, мальчики умные и спортивные, жители первых парт и обитатели «камчатки». Есть здесь и «белая ворона» — Виталий Черницкий, тощий очкарик, любитель вести политинформации и сочинять фантастические рассказы с идейным уклоном. Над ним глумятся его недруги. В один тяжёлый день подросток, которому недавно исполнилось пятнадцать лет, решает отплатить своим мучителям. Обстоятельства складываются в его пользу.

К каким последствиям приведёт его решение? В мире, который отчего-то на глазах начинает искривляться?..

Аннотация к роману «Закон для всех эпох» (2017):

Близкое будущее. Много поразительных перемен произошло за те годы, что минули с нынешней поры. Футбол стал игрой на вышибание, психология доросла до науки чудес и превращений, туманная дымка истории обернулась явью, за подростками присматривает детская полиция, летние каникулы сокращены до двух месяцев, а мальчики и девочки в некоторых школах отказываются узнавать одноклассников.

Именно это случилось в седьмом «А», где ученица Катя Мыкина, побывавшая на психологических сеансах, вместо собственного лица получила иное. Одноклассники жестоко глумятся над «новенькой» и устраивают ей настоящий террор.

В том же классе учится Павлин Луганцев по прозвищу Дворянчик. У него на вооружении суровый принцип: «Дружба нужна тем, кто не умеет за себя постоять!» В седьмом «А» ему завидуют и одновременно его боятся: он решителен, бесстрашен и упрям, он участник опасного дворового футбола. Павлин не ладит ни с учителями, ни с одноклассниками, которые устраивают ему изобретательные пакости. Он тоже смеётся над слабой Катей. Но скоро выясняется, что судьбу Паши и Кати ведут две таинственные фигуры…

Аннотация к повести «Новогодний призрак» (2019):

Трифон Холодцов: уникальный представитель вида Homo sapiens с температурой 32 градуса по Цельсию. Евпраксия Оладушкина: лаборантка НИИ оккультных наук, вечно всё путает и теряет. Кот Тимофей Валерьянович: переводит речь призраков и не любит варенье.

Будущее, о котором все мы мечтаем. Будущее, где сказки больше, чем нефти, где состоялся контакт с Дедом Морозом, где можно устроить генеральную уборку душе, влюбиться в свою противоположность и обрести гармонию.

Аннотации к своим повестям, романам и сборникам рассказов я пишу сам. Совершенствуюсь в этом искусстве много лет.

Можно ли выправить неудачную аннотацию?

Выправить или заново написать аннотацию можно. Начинающий писатель, который не справляется с задачей, обращается к писателю зрелому. Есть и другой вариант: заказать аннотацию у опытного редактора.

Мне доводилось переделывать аннотации на заказ.

Приведу пример выправленной аннотации к сборнику волшебных историй.

Оригинал:

Как только кудесник входит в свою любимую кладовку, с ним немедленно случается новая история. Побыть наедине волшебнику никак не удаётся. Приходится снова и снова восстанавливать нарушенный порядок в мире.

Сказочные истории рассказывают о странствиях кудесника и его друзей в уголке мира, полном загадок и тайн.

Выправленный (переписанный) текст:

У златовласого кудесника Арсения есть дом, а в доме есть кладовка. Когда-то в этой кладовке была придумана и сотворена планета Земля. Только Арсению это неведомо. Ведь он-то приходит в кладовку перебрать старые вещи.

Всякий раз, когда дверь закрывается, Арсения кто-то хватает и забрасывает туда, где людей надо спасать. Один человек застрял в кармане гиганта ростом до неба, другой прилип к сладкому облаку, а третий записал ноты в неверном ключе, отчего весь мир зазвучал фальшиво.

Беда в том, что Арсений не очень-то хороший волшебник…

Желаете заказать аннотацию? Заказывайте!

Итак, правильно составленная аннотация, написанная выразительным языком, привлечёт к вашему произведению читателей и покупателей. Неудачная же аннотация их отпугнёт.

Вы боитесь наделать ошибок и потому желаете заказать аннотацию у писателя или редактора?

Я писатель и редактор: два молодца в одном лице. Я пишу аннотации на заказ.

Только это не так-то просто. Чтобы написать хорошую аннотацию, я должен внимательно прочитать ваш текст. Я бы сказал: изучить.

Я не лентяй. Я люблю читать и анализировать тексты начинающих писателей: романы, повести, рассказы.

Аннотации на заказ я пишу клиентам, заказавшим у меня бета-ридинг, редакторский анализ либо правку рукописи.

Пожалуйста, перейдите на страницу редакторских услуг. Там я рассказываю обо всех своих услугах и называю их стоимость. Там есть контактная форма для заказов.

И пусть ваше слово станет счастливым!

© Олег Чувакин, 10 и 15 мая 2023
Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Как правильно написать книжную аннотацию»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

Отзовитесь!

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.

Как стать писателем?
Как обойтись без редакторов и курсов?
Author picture

Возьмите у меня всего один урок. Я изучу ваш текст и выдам вам список типичных ошибок в стиле, композиции, сюжете. Вы одолеете их все при мне.

Станьте самому себе редактором!