Сто дней конкурса

Пишущая машинка, стол, писатель

 

От лица жюри и от себя лично благодарю всех, кто сказал на сайте слово любви, кто прочувствовал, как это трудно — провести конкурс не формально, не для комсомольской галочки, а отдать ему сто дней жизни.

Сегодня, 18 июля, конкурсу «История любви» исполнилось ровно сто дней. Будем считать сей день завершающим.

Я прочитал все конкурсные рассказы (иные дважды и трижды), все поступившие комментарии и написал немало ответов. Конкурс «История любви» и прошлогодний конкурс «Художественное слово» дали мне полное понимание ожиданий публики от такого рода состязаний. Точнее сказать, окончательное понимание, ибо до этих пор я сам прошёл порядка 150 конкурсов (и не только сетевых), за некоторыми подглядывал в замочную скважину, другие наблюдал открыто.

Моё понимание укладывается в пять пунктов.

1. Публика желает, чтобы её тексты разбирали, критиковали, чтобы её (публику) научили писать и обратили в армию первоклассных беллетристов. (И всё это бесплатно.) Публику волнуют признание, слава, поклонники, выдвижение рукописей и книжек на крупные премии, выступления перед аудиторией и вообще покорение словом широких трудящихся масс, а также масс с Рублёвки. Однако публика не озадачена вопросом ни таланта, ни причиной собственного стремления к литературе. «Мама сказала, у меня получается писать, а учительница ставила мне пятёрки по русскому». Это здорово, но это не причина. Многих т. н. авторов тянет в писатели просто потому, что у них есть дешёвый Интернет, компьютер и клавиатура. Достаточно вычесть эти штуки из жизни — и человек не станет писать. (Ответьте сами себе на этот вопрос, только прежде дочитайте до конца и не спешите с ответом.) Вдобавок публика отчего-то не воспринимает простой факт: при избыточном предложении на рынке спрос на писателей недостаточен. Экономическая теория нередко даёт дельные советы. Непризнанным авторам, которые не дружат с родным языком, не разбираются в литературных формах и жанрах и не умеют сложить сюжет, непременно следует выучить закон спроса и предложения. Если даже умеющим всё вышеперечисленное людям не суждено прорваться в телевизор и заполучить стотысячные тиражи, то какой итог ждёт неумех?

2. Значительная часть конкурсной публики в состязании желает исключительно победы, да такой, чтоб захватить первое место, ну, в крайнем случае, второе. Настрой совершенно ошибочный! Говорю это как умеренный оптимист (по результату пройденного психологического теста доктора Зелигмана, который представляется мне весьма объективным и довольно точным). На конкурс надо идти, настраиваясь на поражение. Странная установка? Нет. Повторю: я прошёл полторы сотни разных конкурсов. Настраивай я себя каждый раз на победу, я бы заработал психиатрический диагноз и переселился бы в палату. Нет худа без добра: проигрыш на конкурсе даёт ценный опыт участия и даёт стимул к совершенствованию. Победа тоже даёт опыт и стимул, но другого рода. Победа всегда расслабляет, разнеживает; а поражение злит и тем укрепляет, создаёт боевой задор. Недаром Рэй Брэдбери учил в производстве рассказов заводиться не только от любви, но и от ненависти. Разозлились на жюри? Напишите текст высшего класса, покажите всем, какой вы мастер!

3. Иные конкурсанты, привычные к творческим баталиям на «Прозе.ру» или на «Самиздате», считают «Счастье слова» схожей конкурсной площадкой. «Большая ошибка!» — заметил бы персонаж А. Шварценеггера, передёргивая затвор. К счастью (пусть прозвучит тавтология), «Счастье слова» — совсем не такая площадка и никогда такой не станет. И многие участники конкурса эту особенность поняли и приняли — именно потому они и пришли на «Историю любви». «Счастье слова» — частный сайт, а не общественный, где каждому дозволено зарегистрироваться и опубликовать всё, что душа его пожелает. Здесь не дозволено. По этой же причине скандальчики и склоки здесь давятся и пресекаются, голосование с накрутками исключается, продвижение к заветным призовым местам по блату немыслимо, самосудов не предусмотрено, а вопрос «быть или не быть» решает только жюри. И решает кулуарно, чтобы не порождать лишних споров. (Для тех, кто не знает, что такое «самосуд». Так называется предварительный этап, на котором участники голосуют за рассказы друг друга. Это отборочный тур сетевого конкурса, посредством которого основная масса участников отсеивается. В такого рода голосовании за чужие тексты соперники по конкурсу обычно обязаны использовать весь диапазон оценок: скажем, от 10 до 1. Система широко распространена не только на «Самиздате», но и на относительно крупных сетевых конкурсах. Она позволяет облегчить работу жюри, т. е. избавляет членов жюри от чтения текстов, заваленных колами и двойками и таким образом отфильтрованных, однако объективность и профессионализм подобного подхода стремятся к нулю. Кроме того, значительная часть участников нарочно выдавливается из конкурса произвольно низкими оценками, расставляемыми соперниками. Так вот, кнопочных голосовалок на «Счастье слова» никогда не будет.)

4. Часть публики из числа тех писателей, чьи сочинения не прошли на конкурс, изволила возмущаться поведением организатора, швырявшего тексты в мусорную корзину. Мне писали письма филологи со стажем, писатели, думающие об издании книг, авторы, тексты которых предварительно прочли «эксперты». Я не поленился ответить каждому недовольному, а экспертов наградил кавычками. В специальном комментарии под положением о конкурсе собраны все отказы. Комментарий о-о-о-очень длинный. Целая лента. Посмотрите, почитайте. Иные отказы с пояснениями я там не поместил, поскольку они давались в личной переписке, а публиковать её я считаю неуместным. Некоторые из отвергнутых свои ошибки признали, а возмущение забрали. Вероятно, и это тоже польза от конкурса.

5. Меньшая (однако наиболее понимающая) часть публики, участвовавшей в конкурсе, поздравила в отзывах финалистов и победителей. А большинство попряталось по норкам. Дорогие мои, ну что же вы? Где ваше воспитание? Где доброта и вежливость? Где интеллигентность? Где умение проигрывать? Где, в конце концов, любовь? Если вы не поздравите других, то, возможно, настанет такое время, когда не поздравят и вас. Никто из троих победителей и не подозревал о своей грядущей победе. Все они рады и счастливы. Так подарите им ещё одну улыбку!

 

 

* * *

 

Будущие победители и будущие финалисты отнеслись к конкурсу с трепетом.

Ради создания лучшего прозаики открыли старые чемоданы, с треском и скрипом выдвинули из тумб рассохшиеся ящики, вынули сберегаемые до этих пор наброски, дорогие сердцу листочки, упрятанные когда-то и пробуждения ожидающие.

Прозаики сожгли всё, что не годилось для рассказа о любви, и переписали начисто всё, что годилось.

Только так и могло быть. Только так и нужно.

Победили рассказы, написанные звёздными чернилами, освещённые рыжим огнём красных гигантов.

Это не игра.

Чем дальше будет идти конкурс на «Счастье слова», тем меньше будет у него участников. И тем ценнее будет каждое сказанное ими слово.

 

© Олег Чувакин, 17-18 июля 2018


 

P. S. И добрый совет напоследок. Поскольку конкурс скоро превратится в особый журнал с небольшим числом публикаций, журнал, лучшие авторы которого будут получать то ли премию, то ли гонорар, я рекомендую тем товарищам, что напрасно ждут указаний, замечаний, помощи, правки и отзывов, не рваться на конкурс, а обращаться к редактору. И платить ему деньги. Лучше один разок увидеть, как «нетленка» покраснела под карандашом редактора и корректора, чем полжизни воображать себя непризнанным гением, чей час пока не пробил. Das Verständnis ist hilfreich! Прошу понять меня правильно: я не навязываю своих услуг и никогда не навязывал их конкурсантам (правка запрещалась условиями конкурса). Мало того, я ангажирован уже до сентября, и в новых клиентах не заинтересован. Однако настойчиво советую начинающим прозаикам записаться на правку к какому-нибудь опытному редактору: авторская самооценка и оценки друзей очень часто завышаются до неприличия.

Будьте счастливы!

 

Бородатый О. Ч., хозяин «Счастья слова»

Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Сто дней конкурса»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

24 отзыва

  1. Уважаемый Олег! Сейчас прочла, что Вы написали о конкурсе здесь, и… «стало страшно мне теперь, что я не ту открыл бы дверь, другой бы улицей прошёл…» Взаправду стало страшно, что в моей жизни могло и не случиться этого счастья — встречи с Вашим сайтом и участия в «Истории любви».

    Я всегда избегала участия в конкурсах, условием которых было голосование в сети. Где побеждал тот, кто знал как накрутить за двадцать минут полторы тысячи лайков, то ли подогнав взводик интернет-френдов, то ли вообще купив бота. Мне всегда была интересна только оценка профессионалов и конкурентов. Но труд жюри этого конкурса и Ваш лично превзошёл все мои возможные представления о такого рода деятельности. Я строго рассчитывала на «не возвращаются и не рецензируются». Меня лишь грела мысль, что оценивать работы будут специалисты. А тут тебе и промежуточные отчёты, и математический анализ, и несколько отдельных постов о лонг- и шорт-листах, полнейший и качественный разбор текстов каждого, увенчанный материальным вознаграждением победителей!

    Я чётко понимаю, что, подключившись к конкурсу на излёте его временнЫх рамок, я взяла от этого общения несоизмеримо больше, чем могла бы себе позволить помыслить! Даже если бы не добралась до финала. Главный мой трофей — два ваших (Ваших) комментария о моём тексте. Даже если бы они были разгромными, я бы всё равно была бы благодарна за «разбор полётов».

    И теперь я неотступно думаю: это как же нужно любить Слово и людей, чтобы в наше время держать такую марку!

    Ах, как же всё-таки приятно не ошибиться интуицией и первым впечатлением!

    Ваше имя и имя Вашего сайта отныне для меня знак качества.

    Поздравляю Вас и Ваших сподвижников с завершением 100-дневного марафона! Титанический труд!

    Безмерное спасибо!

    1. О Иветта! Благодарю вас от всей своей бородатой души! Речь ваша словно вода живая.

  2. Я, наверно,самый счастливый участник, проигравший этот конкурс. А собственно, ничего другого я и не ожидала. Просто хотелось попробовать, какое на вкус это самое «Счастье»… Оказалось, довольно приятным. Спасибо,Олег, что не полетела в корзину моя «Санта Лючия»! Я первый раз была на вашем сайте, когда отправляла рассказ. Нет, он не казался мне идеальным, но воспользоваться услугами редактора было уже поздно. Подписалась на новости сайта,чтобы заранее быть в курсе событий. И скажу вам по секрете!!!!!! это самый первый мой рассказ, так что спасибо вам за оценку без «мусорки». Сил вам и здоровья! С уважением Алла

    1. Если так, то оптимизма вам не занимать, Алла. Большинство людей любит выигрывать, а в случае неудачи испытывает досаду. Что до моих редакторских услуг, то конкурсных рассказов они не касались и не могли касаться. Однако участникам конкурса никто не запрещал обращаться к другим редакторам. В природе эта разновидность Homo sapiens до сих пор встречается.

  3. Олег, спасибо вам за неимоверную, для меня, например, – абсолютно непостижимую работу. Я имею в виду не только временную и физическую нагрузку, но и ту нравственную боль, которую вам пришлось вытерпеть. Для человека, который понимает, что такое хорошая проза, страстно любит ее, читать слабые тексты – мучительная боль, адово страдание). А вы же их прочитали, те тексты, которые не приняли на конкурс. Желаю вам, Олег, чтобы ваши рассказы писались, сайт жил и развивался. Ежели вы, к нашей радости, решитесь снова на конкурс – пусть будет еще больше сильных и интересных работ.

      1. Нетта, вам спасибо за прочтение и мои поздравления). Ваш рассказ еще не переболел во мне, колет тонкой иголкой. Только не расслабляйтесь, пожалуйста). Пишите дальше

        1. Спасибо, Любовь. Я пока и не думаю расслабляться, наоборот, я напугана, что это был единичный случай и больше никогда ничего не получится :) Другая крайность, конечно.

    1. Большое спасибо, Любовь! Да будет так! К счастью, я читал не все тексты, иные летели в корзину тотчас по поступлении. Зачем, к примеру, читать открытое письмо Путину или сочинение, в первом же абзаце которого автор посадил два десятка ошибок? И всё же прочесть пришлось очень много. Хорошо, что есть люди, это понимающие.

  4. Спасибо, Олег, что вы все-таки провели этот конкурс. Здоровья и терпения вам! Сайт отличный, и журнал будет отменным!

      1. Я раньше никогда не только не участвовала в конкурсе, но и, честно говоря, не имела ни малейшего представления обо всей этой «кухне». И только теперь, читая отзывы других участников, начинаю в полной мере понимать и оценивать труд Олега и его сподвижников. И отличие его конкурса от всех остальных. Я то наивно думала, что на всех творческих конкурсах такая доброжелательная атмосфера. Но вот знающие люди говорят, что нет и нет.
        И за создание такой атмосферы тоже надо поблагодарить организатора конкурса.
        Впрочем, удивляться нечему: прочитав его рассказы, сразу понимаешь, что от такого человека может исходить только свет, добро и радость.
        Я еще раз от всей души благодарю всех, кто счел нужным откликнуться.
        Поверьте, я очень тронута и признательна. Дорогие участники конкурса, вы все замечательные! Надеюсь, что мы еще не раз встретимся на сайте «Счастье слова».

        1. Благодарю вас, Ольга! Непременно встретимся. Здесь всегда открыто. Больше того, ежели я надумаю создать журнал, здесь появится новая публика. Эх, создать бы хороший литературный сайт и заниматься бы одной только литературой! Я бы и построил его сам, и вёл бы, и продвигал. Однако без меценатов тут не обойтись. Ни конкурс, ни журнал себя не окупят, тут всегда будет даже не ноль, а финансовый минус. Да и нет у меня желания набивать сайт рекламой (этот вопрос я изучал на практике больше года). А именно реклама — основной, а часто и единственный доход сайтов. Словом, нужен кто-то из Австралии.

  5. Олег!
    Прекрасный анализ и разбор мотивов и «полётов». Всё так! Единственно, что установка «настроя на поражение» мне не близка. Тогда уж ближе поговорка напёрсточников: «Выиграл – не радуйся, проиграл – не горюй». Ну, или если брать литературные аналогии: «Но пораженья от победы / Ты сам не должен отличать». А ещё страшно заинтриговали рассказом о будущем журнале. Буду следить за развитием идеи.
    Спасибо за конкурс!

    1. А вы, Владимир, и не должны проигрывать. В. Резнику место либо на пьедестале почёта, либо в числе немногих финалистов. И свежий шорт-лист премии Бабеля тому подтверждение.

    2. Что до идеи с журналом, то под нею я понимаю отбор для публикации исключительно хороших текстов. И авторы самых лучших из них получат премии (гонорары). Буду думать над этим. Конкурс «История любви» едва не вышел за пределы моих возможностей. И если я замахнусь на аналогичный конкурс, мне пришлют, надо полагать, штук 300 сочинений, а то и больше. Это целый мешок. Поэтому журнал. Минус количество, плюс качество. При сохранении состязательной формы. Я ведь и затевал конкурсы ради поиска друзей и единомышленников, а не ради разбора ученических текстов. И я очень рад: «История любви» получилась куда более сильным конкурсом, нежели конкурс прошлого года, уже потому, что на состязание пришли более сильные авторы. Вы молодцы! Так держать!

      1. Ох, Олег.
        Огромный груз вы на себя взваливаете. И финансовый (с ним ещё справиться можно) и, главное, гигантские затраты времени. А как вы помните, сами ссылались на Сенеку: «… именно его не возместит даже самый благодарный».
        В любом случае, удачи вам и посильной помощи от единомышленников!

        1. Благодарю вас, Владимир! Хватаю удачу и жму руку единомышленнику!

  6. Да, конкурс завершен, но остались яркие и трогательные рассказы на странице сайта, и осталось ощущение трепетного прикосновения к тайнам загадочной и непостижимой Любви… Мне бы хотелось поблагодарить и организаторов, и членов жюри за их проделанный титанический труд, за чудесную доброжелательную атмосферу в самом конкурсе, за тонкое послевкусие грусти, которое всегда присутствует, когда заканчивается что-то важное и дорогое… Выражаю признательность всем читателям, уделившим время моему рассказу, и, в частности, оставившим свои — очень важные для меня — отзывы. И, конечно, от души поздравляю финалистов, и желаю и им, и всем участникам конкурса — летнего настроения, неиссякаемого вдохновения и дальнейших творческих побед!!!

    1. Благодарю вас, Алина! Отдыхаем, радуемся оставшейся половинке лета, набираемся сил для нового (очень трудного!) конкурса!

    1. Вам, Боря, спасибо за конкурсную активность. Обещаю до осени отдыхать от конкурсов. А потом начну думать о новой состязательной форме — журнале с премиями.

      1. Уважаемый Олег, доброго времени! Впервые зашла на ваш сайт, увидев на него ссылку у одного френда на ФБ. Если можно, напишите, пож-та, будет ли еще подобный прошедшему конкурс и когда. С наилучшими пожеланиями успехов вам и Ко.

Добавить комментарий для Любовь Баринова Отменить ответ

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.