Инна Ким. Уже финал?!

Книга в интерьере, столик, ваза, диван, иллюстрация

 

Учительница русского языка и литературы, утомлённая красноглазая русалка, вернувшаяся из полицейского участка, куда её несколькими часами ранее доставили за хулиганскую попытку исправить вывеску магазина «Обои», предвкушающе протянулась за ручкой. Ага! Так и знала: «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Повторы! Тавтология!

Ах, Лев Николаевич, снова ленитесь поискать синонимы! А это у нас что такое: «она принуждена была встать с своего ложа, в негодовании и в папильотках»? Так-так-так! Из рук вон мерзкое «ссс» плюс нарушение правил смыслового согласования негодования и папильоток… Стыдно, Фёдор Михайлович! Как ЕГЭ-то будем сдавать?

Она удовлетворённо огляделась: на книжных полках, поддерживая плечами переплётов слабонервных товарищей, угрюмо замерли испуганные томики классиков. И, конечно же, малодушный Гоголь опять упал в обморок, бесчувственно прошелестев на пол страницами «Мёртвых душ»!

Да! «Висит на сцене в первом акте бензопила, ведро и ёж. Заинтригован Станиславский. Боится выйти в туалет». Но не тревожьтесь, драгоценнейшие мастера и маргариты! Это ружьё — училка — не выстрелит. Пусть себе пылится на стене — Чехов мягкий, он простит.

Хотя и не для одного лишь красного словца она здесь выведена: вот что хотите со мной делайте, а платье может «наивно» болтаться… Да оно просто обязано! 1) Если не по возрасту — к примеру, слишком льняное и цветастое для забальзаковской дамы. 2) Если платье элементарно не подходит к шляпке-глазам и массивным белым бёдрам. И т.д. и т.п.

Но это так, к слову, всего лишь лёгонькое брюзжание моей собственной внутренней училки… Они ведь у нас тоже разные — как сами мы. Меня, например, всегда наслаждают в читаемом: живой свежий язык, чистая затейливая звукопись, редкий сюжет, такая кульминация, чтоб до сладких слёз, такая развязка, чтобы осталось горько-нежное послевкусие мыслей и чувств. Только чтение — и оценивание прочитанного — вещь интимнейшая. Как любовь.

Не скажу, что нашла на этой площадке такой рассказ, какой собрал бы в себе сразу всё: свежесть словописи, сладкий сюжетный манок. Трудно быть богами — так и тянет поездить на уже заезженном, взять эпитет, болтающийся у самого уха-горла-носа и тысячи раз уже писанный, поиграть давно обыгранными беспроигрышными чувствами читателей. Но и откровенно слабых текстов здесь тоже нет. Здорово! А главное — много талантливых своеобычных авторов, у которых хотелось бы ещё что-нибудь почитать.

Правда, никто из них в финал не вышел. Но это как раз ожидаемо: условия конкурса все помним? Лирика с неким фантастическим допущением… Всё справедливо! И к тому же все финальные рассказы — это честно! — очень славные, хорошие, светлые, приятные и, что видимо немаловажно, простые. Какие-то, это лично мне, понравились больше, а какие-то — меньше… Но понравились!

Только не зацепили — на «придуманный» ещё древними греками катарсис. Когда плачешь сквозь смех и смеёшься сквозь слёзы, и что-то тяжёлое, разъедающее выходит из смеющейся-плачущей тебя, а внутри остаётся тёплая солнечная тишина, как у успокоившегося на маминых коленях ребёнка.

Вот, к примеру, чудный, хороший рассказ «Дивный сад»… Ну не могу я ничего с собой поделать — мешает «Зелёная дверь» Герберта Уэллса, зачитанная в детстве до дыр! И так с большинством не одних финальных — всех здешних рассказов. Будто я у кого-то что-то где-то когда-то — уловимо или неуловимо такое — уже читала. Нет, речь не о плагиате, конечно, а об авторском переосмыслении. Но мне-то как раз его силы и не хватает… Ты, например, Борхес и берёшь Минотавра, или ты Достоевский, а твой герой — Иван Царевич… Нет, это уже не они, а Астерий и Николай Ставрогин!

Увы, во многия знания действительно многия печали: печально быть лишённой невинности восприятия… И печально не шевельнуться душой в ответ на наивность, в общем-то, очень милого рассказа «Герои будущих книг». И даже суровый призрак Льва Николаевича — в рассказе Рината Мусина — меня не трогает. Я могу испытывать лишь эстетическое удовольствие: ясно, гладко написано… О хорошем, правильном, важном написано… И всё.

Но я искренне, весело, невинно-наивно рада, что нечаянно «напала» на «Художественное слово» Олега Чувакина и его удивительно атмосферный конкурс: здесь было по-настоящему приятно, тепло и хорошо; здесь ни один рассказ меня не разочаровал, а некоторые просто очаровали. Даже моя внутренняя училка улыбается. Только жаль, что уже финал, а то мы с училкой привыкли.

 

С благодарностью, Инна Ким.

Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Инна Ким. Уже финал?!»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

19 отзывов

    1. Мне придётся стать конкурсным директором. Будущее предрешено.

    2. Со словом конкурсный не очень, уж очень плохие ассоциации с этим словом, лучше директор контроля слова

  1. Друзья, поблагодарим Инну за активное участие в конкурсе! Она прочла немало рассказов, участвовавших в этом состязании. И написала немало отзывов.

    1. И не надейтесь, Олег: «I’ll be back»:) Я теперь на Ваш сайт регулярно буду захаживать)))

  2. Инна. Могу поспорить, что имя и рассказ финалиста конкурса будут ЗАБЫТЫ раньше, чем он получит переводом приз)). Ваши » хороший автор на необитаемом острове способен написать 13 вещей за 13 месяцев — естественно, за 13 миллионов (долларов)» очень сильно рискуют войти в длиннющий список литературных афоризмов и ЗАПОМНЯТСЯ надолго. Вот увидите)))

    1. Ринат, неожиданно (но приятно). А если по чесноку: и в моём рассказе, и в Вашем, и в «Жалах» Романа Комарова, в который я просто влюбилась, с лирикой не очень. Только лично я бы с ума сошла, выбирая из тех, где лирики предостаточно, «самый-самый» и даже 18 «самых». А сам конкурс на собственной родненькой горбушке тянуть? Не представляю!

    2. Ринат Мусин: Могу поспорить, что имя и рассказ финалиста конкурса будут ЗАБЫТЫ раньше, чем он получит переводом приз))
      Забыты кем- Ринат?)) Теми из 148и выставивших свои рассказы на этом конкурсе, из которых никто, кроме вас, чтоб написать ваши обзоры, и жюри, которое вынуждено читать всё, не прочел и половину выставленного? Смешно. Те кто прочёл и кому понравилось — запомнят! А когда он — победитель — будет объявлен, то его рассказ прочтут и остальные. И, думаю, что запомнят. И вы запомните)) И то, что ваше мнение будет отличаться от мнения жюри, вряд ли что-то изменит в дальнейшей судьбе этого рассказа и этого автора. И уж точно не стоит пророчествовать, что из этого «запомнится», а что нет. Не стоит на этот конкурс переносить атмосферу «Самиздата».

  3. Инна! Спасибо, что так изящно и ясно выразили мои собственные мысли :)

  4. Инна, вы описали то, что чувствую я! Хочется катарсиса, а он берет и не наступает. Причем это относится даже не столько к рассказам, поданным на конкурс, сколько к литературе вообще. Уже три года ищу книгу, которая мне понравится, и все мимо. Видимо, у меня отсох орган, отвечающий за чувство катарсиса. Приходится читать на сухую.
    Конкурс Олега — это шикарный подарок нам всем. Положи свой текст на литературный сайт — и он окажется в братской могиле. А тут читатели! Живые читатели! Некоторые даже с катарсисом. Или как мы с вами — учителя, подлавливающие зевгмы у Толстого. Свобода, равенство, братство, йухху!

    1. Роман, насчёт катарсиса — Андрей Платонов! Ювенильное море, Чевенгур, Котлован — очень рекомендую. Язык — наслаждение невозможное. Сюжет — прямо в солнечное сплетение (динамитной шашкой). Читаю, наслаждаюсь, реву. Потом внутри благословенная пустота: все свои проблемки и переживаньица не разглядишь и под микроскопом, а мир снова прекрасен и свеж, как в детстве.
      Ещё Борхес — в последнее время я на нём плотно сижу (как наркоман на героине).
      А вот из неумерших, увы, никого (с катарсисом).
      Насчёт живых читателей — это да! Нет таких писателей — «для себя». Мы все их жаждем — доверчивых, вдумчивых, незлых.
      Но вот что приятно удивило именно здесь, у Олега: сами писатели. У меня всегда был и остаётся большой круг общения с художниками, музыкантами, режиссёрами, само собой, журналистами тоже — своих товарищей по цеху они все, мягко говоря, не любят. А тут такая расслабляющая благожелательная атмосфера — это очень клёво.
      И ещё о читателях: а сбросьте-ка, если не жалко, какие-нибудь ссылки на «своё» — с удовольствием почитаю)))

      1. Да, вы правы, надо перечитать Платонова. В юности он меня возмущал, но просто время не пришло. С Борхесом, как и с другими латиноамериканцами, не сложилось. А вы читали «Зулейху»? Из свежих книг эта произвела на меня наибольшее впечатление.

        У меня пока мало что написано. По сути, я хоть и не молодой, но начинающий автор. Я не знаю, разрешает ли Олег у себя ссылки на сторонние ресурсы. Поэтому если будет интересно, наберите в поисковике «Роман Комаров Картограф». Третья-четвертая ссылка выведет вас на Прозу.ру, где лежит мой роман «Картограф». Там появляется демон Додон.

        А где можно почитать вас?

        1. Комментарий с любой ссылкой блокируется и уходит на модерацию. Внешние ссылки для молодого сайта весьма и весьма нежелательны. Я прошу это понять и принять. В виде исключения вы можете дать здесь адреса своих ресурсов таким вот образом: proza.ru/avtor/komarovroman (отрезаете «http» и «www»). Правда, в этом случае ваши комментарии могут угодить в спам. И придётся подождать, пока я их оттуда вытащу.

          1. Спасибо, Олег. Вы очень милый и славный хозяин) В принципе, достаточно имени, названия произведения и на всякий случай названия ресурса — найти просто. Роман нормально направил:) Вообще попытаюсь прозу заинтересовавших меня здесь людей сама поискать.

        2. Роман, прямо сейчас на весеннем пролете фантазии 2017 висит мой рассказ «Сны Иситы» (анонимно). Вот бы интересно Ваше мнение — мы ведь очень разные! Все прозеру позабросила много лет назад. Есть ЖЖ — в поисковике » Макондо Инна Ким». Туда я кое-что изредка подкидываю. Картограф уже нашла и загрузила. Спасибо)

          1. Спасибо! Рассказ обязательно прочитаю, отзыв оставлю там, на форуме. ЖЖ, правда, придется читать и комментить анонимно, мой аккаунт давно удален, а новый пока не буду заводить. Политика ЖЖ очень огорчает.
            Будем друг другу читателями!

Добавить комментарий для Юрий Балакин Отменить ответ

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.