Зелёный снег. Путешествие к Арктуру

Зелёный лес, зелёный снег, Дэвид Линдсей, Путешествие к Арктуру, Торманс, Иван Ефремов

Дэвид Линдсей. «Путешествие к Арктуру»

Прочёл философскую фантастическую повесть Дэвида Линдсея «Путешествие к Арктуру» (1920). Посыл этой книжки, несмотря на наведение её автором готического туману, довольно прост: если индивид вместо обретения истины стремится к удовольствиям, то его ждёт сплошная боль. Впрочем, и стремление к истине — на удивление горький процесс. Радости на этом пути не найти. Она доступна лишь существу высшего порядка. Философского пессимизма в тексте хоть отбавляй.

Олег Чувакин
Олег Чувакин
Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

Должно быть, именно потому Иван Ефремов взял имя вымышленной планеты Торманс для романа «Час Быка», в котором талантливо обрисовано кастовое общество, угнетаемое прославляемым тираном. Тем не менее, я бы поостерёгся называть «Путешествие к Арктуру» антиутопией: в книге нет как таковых ни правителей, ни общества, ни критикуемой схемы их сожительства.

Послушаем самого автора, рассказавшего нам о буднях путешественника, попавшего на планету Торманс.

Будни путешественника на Тормансе

«Всё время мы находились так близко к свету и не догадывались об этом. Вечно погружённые в прошлое или будущее, всё время не обращали внимания на настоящее, а теперь оказывается, что, кроме настоящего, жизни вообще нет».

«Не создавай закона для вселенной и на все времена, а лишь для себя и на свою маленькую, фальшивую жизнь».

«Говорят, что когда мир родился, с ним родился Крэг — дух, состоящий из частиц Маспела, которые Создатель не знал, как преобразовать. И с тех пор ничто в этом мире не шло так, как надо, потому что Крэг повсюду следует по стопам Создателя и разрушает всё, что тот творит. К любви он добавляет смерть; к сексу — стыд; к разуму — безумие; к добродетели — жестокость; к красивой внешности — кровавые внутренности. Таковы поступки Крэга, поэтому те, кто любит этот мир, зовут его дьяволом. Они не понимают, Маскалл, что без него мир потерял бы свою красоту».

«Чтобы быть свободным человеком, нужно иметь свою собственную вселенную».

«Его ощущения перешли в зрительный образ, и он увидел зрелище, заставившее его побледнеть. В небе, занимая его почти целиком, висел гигантский светящийся шар. Этот шар весь состоял из двух видов движущихся существ. Там были мириады маленьких зелёных частиц, размером от очень мелких до почти неразличимых. На самом деле они не были зелёными, но Найтспор почему-то видел их такими. Все они стремились в одном направлении — к нему, к Маспелу, но они были слишком слабые и маленькие, чтобы хоть немного продвинуться. Их активность создавала тот маршевый ритм, который он ощущал раньше, но этот ритм не был присущ самим частицам, а являлся следствием тех препятствий, которые они встречали. А вокруг этих атомов жизни и света вились намного большие вихри белого света, двигавшиеся по спирали в разные стороны, унося с собой зелёные частицы. Их вращательное движение сопровождалось вальсирующим ритмом. Найтспору показалось, что зелёные атомы не только участвуют в этом танце против своей воли, но и испытывают вследствие этого мучительный стыд и деградацию. Те, что покрупнее, были устойчивее, чем совсем мелкие, некоторые держались почти неподвижно, а одна продвигалась в том направлении, в котором хотели».

«Он наконец понял, что весь мир обречён на вечную муку, чтобы это одно Существо могло ощущать радость».

Свет двух звёзд. Зелёный снег Торманса

Читатель вправе задать мне вопрос: откуда в названии записи взялся зелёный снег? Ответ: с Торманса. Не один Арктур, но две звезды, два светила по воле Линдсея окрашивают местный снег в причудливые тона, давая не только ему, но и всей планете более сложный, нежели на Земле, спектр основных цветов.

© Олег Чувакин, 26 ноября 2015
Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Зелёный снег. Путешествие к Арктуру»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

13 отзывов

    1. Не всем. Только тем, кто умеет читать медленно. Точнее, очень медленно. Читатели, привыкшие к action, этот текст не осилят. Те, кто не склонен к философии, тоже будут зевать.

    2. можете что-то сказать о книгах Макс Фрай, я не читала, но как то заинтересовалась, после того как увидела интервью с ней?

    3. Есть много, очень много книг, которые я никогда читать не стану… В принципе, Солоухин в «Камешках» ответил давно на этот вопрос: «Как это ты можешь судить об этом писателе? Ведь ты не прочитал ни одной его книги». — «Да. Но это тоже о чём-нибудь говорит».

    4. я слово «никогда» стараюсь не употреблять, потому что многое зависит от мировоззрения, а оно, слава богу, меняется у меня с возрастом

Добавить комментарий для Yulia Gereeva Отменить ответ

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.

Как стать писателем?
Как обойтись без редакторов и курсов?
Author picture

Возьмите у меня всего один урок. Я изучу ваш текст и выдам вам список типичных ошибок в стиле, композиции, сюжете. Вы одолеете их все при мне.

Станьте самому себе редактором!