Литературная обработка текста. Задача для писателя

Литературная обработка текста, волшебство, глаз писателя

 

Что такое литературная обработка текста? Какова её стоимость? Кто оказывает соответствующие услуги?

Точные слова вместо мусора

Задачу литературного преображения текста решает писатель. На машины надежды нет. Нельзя вот так запросто включить компьютер, в режиме онлайн вставить в окно набор символов и получить в следующем окне волшебную сказку или увлекательный научно-популярный материал.

Нет! Искусственного интеллекта, который мог бы писать за человека и править за него, улучшать написанное, не существует. Те, кто превозносит новомодные сервисы, ошибаются. Машинопоклонники далеки от творчества и не понимают, как подбираются точные слова, как строятся фразы, логически выстраиваются абзацы, отбиваются разделы и блоки, как работает мысль творца, связующая его и будущего читателя незримой нитью интеллекта, как создаётся, структурируется и передаётся в завершённом виде аудитории гармоничный текст — тот, что воспринимается публикой с удовольствием и запоминается своею оригинальностью.

Три в одном: писатель, редактор, литобработчик

Коснитесь карандашика: он живой! Олег Чувакин выправит, обработает и допишет ваши рассказы, сказки, повести, романы; робкие наброски превратит в совершенный текст. Четверть века практики. Занимайте очередь: заказы принимаются уже на 2021 год!

Когда автор не справляется со столь сложной задачей, ему на помощь приходит не программный код, а живой литобработчик.

Только человек оживит исходный текст: перепишет сухую экономическую статью, скучное эссе, занудное обращение политика, канцелярский документ с его казённым стилем, речь оратора, сочинённую без огонька, будто не для слушателей, а для галочки. Талантливый литературный обработчик перескажет даже описание товара на сайте: сделает его неповторимым, увлекательным, забавным — да хоть озорным. Одарённый писатель вычистит рекламный черновик так, что тот станет чистеньким, опрятным и, главное, узнаваемым. Опытный литератор выбросит однообразный словесный мусор вроде «под ключ», «в короткие сроки», «скидки постоянным клиентам», «цены ниже рыночных» и придумает неповторимую художественную замену. Вместо слепого копирования набивших оскомину выражений, притупляющих внимание потенциальных клиентов и зачастую потребителями пропускаемых, он с удовольствием расскажет уникальную историю. При необходимости история уместится в несколько слов.

Живого творца программа не заменит. Онлайн-сервисов, которые от начала до конца красиво переберут-перескажут черновой вариант текста, выполнят интеллектуальную работу за человека, не существует. В наши дни нет даже куда более простой программы — такой, что полностью заменила бы корректора. В сети нет алгоритма, который действовал бы подобно позитронному разуму неутомимого робота из рассказа А. Азимова и за минуты перерабатывал бы текст статьи или целого тома. Реклама нейронных сетей и суперпрограмм, идеально проверяющих тексты, — чепуха, в которую верят только малограмотные обыватели. С тем же успехом можно верить обещаниям политиков из телевизора.

Живые тексты для живых людей

Литературная обработка текста не относится исключительно к сфере беллетристики. Наряду с неряшливым стилем нынешних литераторов просится в обработку деревянный язык многих учёных, промышленников, популярных личностей, блогеров, журналистов и копирайтеров. Редакциями СМИ и аналитических порталов, хозяевами сайтов копирайтинга и рерайтинга нанимаются специальные редакторы. Лучшие редакторы — это писатели и одновременно читатели со стажем, хорошо знакомые с искусством публицистики и прозы, прекрасно знающие родной язык и имеющие недюжинную фантазию. Они с удовольствием — да-да, они любят это дело! — перелопатят однообразные сочинения товарищей копирайтеров, допишут за авторов, где надо, обработают и выдадут текстовый продукт на зависть конкурентам. После художественной правки безликие тексты обретают душу, становятся произведениями искусства.

Сравните картинки, поиграйте разделителем:

Услуги писателя-телепата? Покажите прейскурант!

Стоимость литературной обработки — величина переменная. Изучая чей-нибудь прейскурант с ценами «от» и «до» и с непременным дополнением в виде «по договорённости», никогда нельзя быть уверенным, что уложишься в «от».

Цена писательских и редакторских услуг такого рода колеблется примерно от трёх-четырёх сотен рублей за тысячу знаков текста и до 1-5 рублей за 1 знак. Сближающейся стоимости услуг литобработчика, общей цены, определяемой невидимой рукой рынка, в этой сфере нет и не предвидится. Рынок здесь, так сказать, руками разводит. Невидимыми. Писателей, способных оживить мёртвый материал, сотворить настоящее волшебство и готовых этим волшебством (прямо-таки пугающим) каждый божий день заниматься, накапливая ценный опыт, днём с огнём не сыщешь.

Разбег в цене литобработки объясняется не только богатством опыта и разницей в личном подходе исполнителей к правке, но и качеством исходного материала. Трудозатраты! Одно дело — работа с черновиком, представляющим собой набор ошибок, нелепостей и штампов, а то и «копипаст» чужих описаний, от которого придётся избавляться, другое — шлифовка авторского текста, над которым кто-то изначально неплохо потрудился. Переработка удовлетворительно написанного текста обойдётся заказчику гораздо дешевле.

Наибольшая цена устанавливается там, где у клиента нет даже черновика как такового, а есть лишь наброски на салфетке или смутные устные идеи, на стадии договора дополняемые «ну», «в общем» и невербальным языком. Какая уж тут переработка! Это создание материала. И тут впору говорить не только о писательском таланте исполнителя, но и о телепатических способностях.

Произведение искусства. То, чего нет у Вани в соседнем офисе и у Коли с конкурирующего сайта. Неповторимость. Единый стиль. Красота. И любовь поисковых машин — с первого взгляда.

— Это можно купить?

— Да. Ставьте задачу. А стоимость найдётся.

 

© Олег Чувакин, сентябрь—октябрь 2020

Услуги редактора

Обратись к опытному редактору, а заодно и корректору

Бородатый прозаик выправит, перепишет, допишет, сочинит за тебя рассказ, сказку, повесть, роман. Купи себе редактора! Найди себе соавтора!
Олег Чувакин рекомендует:
Журнал молодых писателей Пролог
«Талантам надо помогать». О журнале молодых писателей «Пролог»

Суровые, беспощадные условия, высеченные на сайте «Пролога» как на скрижали, затрудняют писателю доступ в журнал: «Пролог» дает выход на сайт только талантливым произведениям, без ссылок на ученичество или возраст автора, придерживаясь известной поэтической формулы: «Талантам надо помогать. Бездарности пробьются сами».

Кактус, колючий, колючки, глаза, книга, читатель
Бета-ридер. Впереди редактора

Желаете узнать всю правду о своей рукописи и своих литературных способностях? Наймите бета-ридера. За небольшую плату он прочтёт ваш роман или сборник рассказов и даст тексту строгую оценку.

Ребёнок, мальчик, плюшевая игрушка
Борода редактора

Литературный редактор созидает медленно. Слов «срочно» и «аврал» в в его лексиконе нет. Он творец, и творец много выше автора, ибо автор в наши дни величина малая, ноль с запятой и циферкой тысячной.

Тетрадь, чистая, ручка, писатель, написать книгу
Грамотность, воображение, трудолюбие

В России писателей стало больше, чем читателей. Нынче почти каждый, кто идёт в Интернет, с маниакальным ожесточением долбит по клавиатуре и мнит себя Львом Толстым XXI века.

Велосипед, без колёс, книга без букв, агенты, Ябеда-Корябеда
Дело Ябеды-Корябеды живёт и побеждает

«Жизнь, алчность, творчество». О ком эта книга? Что означает выражение «Зачем стать?», употребляемое господами книгоиздателями? Как правильно умножить часы на людей и разделить на деньги? Правда ли, что человек произошёл от древнего романтика, а роман «Обломов» написал Гоголь? Что такое «коша в шоколаде»? И почему дело Ябеды-Корябеды живёт и побеждает?

💝

Отзовись, читатель!

E-mail не публикуется. Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.