Фантастическую повесть «Негромкий голос труб», принадлежащую перу Ллойда Биггла-младшего, я рекомендую тем, кто неравнодушен к культуре. Шутка ли: культуролог делает революцию на чужой планете!
У Ллойда Биггла-младшего, как и у Роберта Силверберга, есть свой still small voice. Силверберг написал в 1960 году великолепный рассказ «Still Small Voice» («Тихий вкрадчивый голос»), а Ллойд Биггл-младший в 1968 году подарил человечеству чудесную повесть «The Still, Small Voice of Trumpets» («Негромкий голос труб»).
Как видим, у мистера Ллойда Биггла-младшего голос музыкальный. Оно и неудивительно: автор повести — музыковед. И все его книги пронизаны духом не только музыкального искусства, но и эстетикой, ощущением прекрасного. Вдобавок к этому Ллойд Биггл-младший, являясь мастером сюжетной интриги и обладая незаурядным талантом детективщика, искусно проводит через повесть нить, достойную самого Шерлока Холмса. (Кстати, Биггл писал книги и о Холмсе!) Повесть становится столь увлекательной, что оторваться от неё решительно невозможно!
Герои Ллойда Биггла несут планете Гурнил демократию. Не на окровавленных штыках и не на смертоносных ракетах, нет. Бюро Межпланетных Отношений вооружено изречением, превратившимся в девиз: «Демократия, навязанная извне, есть худшая форма правления». Бюро не навязывает, а лишь подталкивает. И делает это, надо заметить, вовсе не изящно. Топорно делает!
Тут -то и вступает в дело (казалось бы, случайно) Департамент Культурологических Исследований с Земли. Бюро Межпланетных Отношений (БМО) отчего-то потребовало на планету Гурнил офицера-культуролога.
И мистер Форзон на планету прибывает.
Команда БМО, впрочем, встретила его неприветливо.
Да и плана насчёт народного свержения жестокого самодержавия у мистера Форзона не оказалось. Более того, он предпочёл действовать по наитию. И по этому самому наитию чуть не остался без левой руки, угодив в полон к королю и его министру и заняв очередь за пытками: сначала вырвем у тебя ноготок, затем фалангу отломаем, потом вторую, и так переберём все твои пальчики, а там и руки поотрубаем…
Властвуют всегда самые жестокие: этому учил ещё Лев Толстой. «Стоит только вдуматься в сущность того, на что употребляет свою власть правительство, для того, чтобы понять, что управляющие народами люди должны быть жестокими, безнравственными и непременно стоять ниже среднего нравственного уровня людей своего времени и общества», — писал он. Вот и местный король, как выяснил главный герой Биггла-младшего, не чурался пыток и приказывал стражникам рубить провинившимся или неугодным левые руки, а затем ссылал их в «деревню одноруких», с глаз долой — чтоб совесть не донимала.
Незавидная у мистера Форзона судьба!
Но нет: во тьме жуткого подвала с крысами брезжит свет, и сюжетная лента стремительно разворачивается.
Наитие культуролога не подкачало: народ Гурнила бунтует.
И во главе бунта стоят музыканты-трубачи из деревни одноруких. Левых рук у них нет, и они держат трубы правыми.
Но почему бунт? Почему революция?
Революция происходит не потому, что феодалы жестоко притесняют и обирают крестьян, не потому, что производительные силы и производственные отношения вступили в противоречие, но потому, что король посягнул на чувство прекрасного подданных!
Технические средства революции — не булыжники, не копья с мечами, не станнеры и не летающие в небе тарелки. Основным средством служит… мундштук для трубы! Та штука, куда дуют музыканты. На Гурниле ни мундштуков, ни духовых инструментов не существовало, хотя металлические трубки имелись. Мундштук — внедрение земных агентов. Точнее, внедрение культуролога Форзона, единственного землянина, который обратил внимание на особенности местной культуры и, главное, на обожание жителями Гурнила искусства. Поклонение их всем искусствам, а в особенности музыкальному, столь велико, что они готовы за музыку умереть. В прямом смысла слова!
Голоса духового оркестра так полюбились гурнильцам, что, когда король духовую музыку запретил, не в силах смотреть на музыкантов, чьи левые руки были отсечены по его приказу, народ взбунтовался и запрудил дворцовую площадь.
«Совесть беспринципного индивида пробуждается при звуках трубы».
Так кратко сформулировал свой базисный принцип для Бюро мистер Форзон.
© Олег Чувакин, 23-27 апреля 2018