Текст участвует в конкурсе рассказов «История любви».
Об авторе: Нигяр Магеррамова. «38 лет. Живу в Баку, воспитываю двоих детей. Сотрудничаю с местным глянцевым изданием. Всегда мечтала написать и издать книгу. Решила поучаствовать в конкурсе, чтобы узнать ваше авторитетное мнение: стоит ли перевести мечту в цель?»
День не предвещал ничего особенного. Будни вообще убийственно похожи друг на друга. Не вмешаешься, не привнесешь в какой-нибудь вторник или четверг дружеское застолье, хороший фильм или чашку горячего шоколада в любимой кофейне — и все, считай, пропал, затерялся этот дарованный свыше отрезок времени, растворился среди сотен таких же безликих сиамских собратьев. Поэтому, когда будильник, установленный на 6 утра, не прозвонил в положенное время и даже проигнорировал семичасовой рубеж, я не особо расстроился. Ну, проспал, с кем не бывает, всего-то и делов — написать объяснительную, отделаться легким испугом или символическим штрафом. С самого детства я привык не заморачиваться по таким пустякам и жил согласно философии отца, коронная фраза которого — «Да мужик ты, в конце концов!» — стала основным жизненным концептом, снискав мне славу великого пофигиста. Ныть, канючить и забивать голову всякими суевериями в виде черного кота у подъезда я тоже приучен не был. Ну, что скрывать, торопился, шел быстрее обычного, а дорогу переходил вообще кое-как. Да ладно, здесь всего-то пройти несколько метров еще, а потом завернуть в переулок, еще раз налево и толкнуть тяжелую, скрипящую дверь…
Мыслями я уже был там, в большом шумном холле, здоровался с коллегами и виновато улыбался секретарше, которая новым технологиям не доверяла и для учета опоздавших коллег по старинке вела тетрадку, куда старательно вписывала имена злостных нарушителей дисциплины. Именно эта книга истины в торжественных случаях вынималась из секретного ящичка и вручалась с особым блеском в глазах жаждущему крови и отмщения директору. Его никогда не интересовали все эти электронные таблицы и объяснительные, а вот талантливые примечания Марины, которыми она щедро приправляла безжизненную запись «опоздал на … минут» без преувеличения тянули на премию Пулитцера.
Но сегодня была объявлена война обыденности. Предстояло еще много интересного. Казалось, где-то в небесной канцелярии всем ангелам раздали стаканчики с попкорном и усадили в первый ряд наблюдать за моими приключениями.
Если честно, я не успел ничего понять. Вспышка, глухой удар, а потом темнота. Сложно сказать, сколько это длилось, течение времени не всегда подчинено земным законам. Нет, я не плутал по извилистым коридорам, не видел белого света в конце тоннеля и не слышал голосов. Было темно, пусто и приятно. Но потом меня начали тормошить и, кажется, даже бить по лицу для пущего эффекта. И я невольно открыл глаза.
Сразу несколько пар очков внимательно наблюдали за мной. А то, что возлежал на асфальте я, не вызывало никаких сомнений. Тело ныло, болел висок и становилось нестерпимо душно. Краем глаза я успел подметить, что кто-то снимает шоу с моим дебютом на телефон. Послышалось завывание скорой, и — первая мысль, пронзившая словно током: я что, умираю? Нет, нельзя! У меня же скоро свадьба!
И память тут же подала с полки ассоциаций огромную увесистую папку. На ее обложке красовалась голубоглазая блондинка, из тех, что обычно участвуют в конкурсах красоты, нравятся всем зрителям, но не побеждают, так как корона должна достаться не вот такой идеальной красавице, а непременно девушке с изюминкой. Изюминкой может служить непомерно тяжелая челюсть, раскосые глаза или огромный рот, словно одолженный из жутких сказок братьев Гримм.
Я заприметил Аленку еще в восьмом классе. Она только переехала с родителями в новый район, перешла в нашу школу и даже оказалась соседкой — мы жили на одной улице. Один взмах ресниц — и сильная половина класса была у ее ног. На протяжении месяцев я терпеливо носил ее рюкзак, провожал и встречал, дарил подарки и дрался со всеми подряд. В итоге ее сердце дрогнуло, и мы, к потехе всех моих друзей, стали «тили-тили-тесто» — женихом и невестой.
Две недели назад мы подали заявление в ЗАГС и теперь вовсю готовились к свадьбе. То, что это дело хлопотное, я, конечно, догадывался, но чтобы на пути желающих создать ячейку общества возникали такие коллизии, не подозревал. Однако квесты преодолевались с завидным упорством, и шаг за шагом мы приближались к заветному дню. Сегодня, например, Аленка должна была провести весь день у портнихи, а вечером мы собирались наведаться в кондитерскую, где после дегустации всех имеющихся в ассортименте свадебных тортов нам предстояло выбрать лакомство на торжество. Мы бы так все и сделали, только произошло то, что произошло…
Казалось, полусонная улица очнулась от спячки и наслаждается как нельзя кстати подвернувшимся зрелищем. В дело включились все: подъехала карета скорой помощи, сновали подростки, старики, собаки. Толпа зевак, жаждущая подробностей, упорно не хотела расходиться. А посредине этого народного единения все еще возлежал я, испуганно озираясь и задаваясь мучительным вопросом: что же все-таки происходит?
На корточках передо мной сидел парнишка лет двадцати. Он с тревогой присматривался ко мне (как оказалось позже, я практически кинулся под колеса его «Тойоты», чуть не доведя его до преждевременной кончины). Из-за его спины выглядывала молодая особа, судя по морфологическим признакам, сестра… потерпевшего. Да, думаю, потерпевшими были все-таки они, перепуганные насмерть, они смотрели на меня как на великое божество, способное в один миг положить конец их спокойному существованию. Где-то в глубине души мне стало жаль ребят, но я строго посмотрел на парнишку, и тот сразу загрустил и отвел глаза.
Неожиданно, к вящему неудовольствию встрепенувшейся публики, желавшей еще насладиться реалити-шоу, представление закончилось. Скорая забрала меня, а брат с сестрой поехали за каретой. Толпа, должно быть, еще пошепталась пару минут, посмаковала детали, а потом сникла и разбрелась.
Грустно понурив головы, прохожие поплелись выполнять свои скучные обязанности, пока очередной форс-мажор не выведет их из житейского оцепенения.
По дороге я прикидывал, может ли оказаться ноющая боль в локте переломом и были ли в истории нашего города женихи в гипсе. Однако все обошлось: это был вывих, руку вправили и отпустили меня на все четыре стороны. Наехавшего на меня автомобилиста звали Валера. Он без конца извинялся и говорил, что все готов оплатить, возместить. Предстояло еще уладить формальности с полицией. Никаких претензий у меня не было, а искреннее сожаление и заботливость ребят тронула. Я успокоил Валеру как мог, но отделаться от него оказалось делом непростым. Он вызвался отвезти меня домой и настойчиво уговаривал разрешить зайти вечером, дабы удостовериться, все ли в порядке. На том и порешили.
Я позвонил на работу и, придав голосу трагичности, рассказал о случившемся. Видимо, актером я был хорошим, мне разрешили остаться дома до конца недели. Аленка завопила и собиралась бежать ко мне, бросив платье, но я уговорил ее закончить все дела, забежать в кондитерскую и принести мне три самых вкусных образца кондитерского искусства. Остаток дня я провел на диване, потирая ушиб и периодически впадая в дремоту. Ни с чем не сравнимый кайф.
А вечером, как и обещали, зашли ребята. Как оказалось, они не местные. Приехали в гости к родственнице. Погостили, что называется. В какой-то момент я поймал себя на том, что думаю над двумя вопросами сразу. Первый — почему сестра Валеры так странно на меня смотрит. И второй — как так получилось, что я даже не знаю ее имени.
— А вы… чем занимаетесь? — бодро начал я, надеясь на подсказку, когда Валера отлучился на балкон покурить.
— Меня Ира зовут, — улыбнулась она. — Я художница.
— Это интересно. А что рисуем? Натюрморты с яблоками?
— Людей. Человека. Я вас рисую, — неожиданно произнесла она, глядя куда-то вдаль, и мне стало как-то не по себе от такой шутки.
Пока я думал, как бы поостроумнее ответить, вернулся Валера. Я загадал про себя, что, если он еще раз спросит, не болит ли локоть, я их выставлю. Тем более что Алена была уже на подходе. Но эти двое и не думали уходить.
Аленка явилась с коробкой пирожных и немедленно усадила ребят пить чай. Мы вместе выбрали нужный тортик, и я прикидывал, что вот, еще немного, и придется приглашать их на свадьбу. Но, оказалось, они уезжают через неделю.
Навязчивость Валеры и сверлящий взгляд его сестрицы начинали меня напрягать. Я проводил их до двери, закрыл за ними дверь и выдохнул. Трудный выдался денек. Да и ночь оказалось не подарком. Мне снилась всякая чертовщина, включая Иру, и проснулся я разбитым и злым.
Оказалось, главное представление впереди. Утром я обнаружил под дверью конверт. Небольшой альбом с карандашными рисунками, датированными последними тремя годами. На всех рисунках был изображен я. Счастливый и грустный, катающийся на велосипеде, поедающий мороженое, спящий. Все эти моменты на рисунках случались со мной, я их помнил. Это была моя история жизни в иллюстрациях.
Минут пять я стоял как громом пораженный. Возможно ли такое вообще? Кто она, черт возьми, такая? Почему следила за мной? На последней странице альбома я обнаружил записку. Название кафе и время. Она назначила мне встречу.
Я ничего не стал рассказывать Алене, ибо это походило на бред, и отправился на вынужденное свидание злой как черт. Ира уже ждала меня и, судя по всему, очень волновалась. Я подсел к ней, не пытаясь скрыть раздражения, и тут она подняла глаза.
Если бы я взялся описывать ее внешность, она получилась бы дурнушкой. Но это было не так. И ее глаза… в них была история. История всего человечества, моя, наша история…
Мы проговорили два часа. О всех прочитанных книгах и увиденных фильмах, о гнетущих мыслях и путях выхода из безысходности. Не перебивая и не тяготясь длинными фразами собеседника, вдумываясь в каждое слово и находя его ценным и важным для себя. Чтобы узнать человека, недостаточно целой жизни. Чтобы обрести родственную душу, хватит нескольких минут.
Я так и не узнал, почему она рисует меня. Все это вдруг оказалось второстепенным. Однако она сама вытолкнула меня из блаженного состояния.
— Тебе пора, я знаю. Иди. И постарайся не думать о плохом.
Я ушел, будучи уверенным, что это наша последняя встреча. Что ж, пусть эта девчонка останется сказочным воспоминанием. Никогда прежде я не испытывал к женщине подобных чувств. Обычно я всегда западал на внешность. За девять лет знакомства с Аленой мне ни разу не пришло в голову поговорить с ней о чем-то абстрактном. Нам просто было хорошо. И я был уверен, что люблю ее. Что же вдруг притянуло меня к этой странной девушке? Как бы там ни было, я мужчина и верен своему слову. У меня свадьба на носу, и я выкину из головы весь этот бред с картинками и больше не увижу эту чудачку.
Мы встретились на следующий день. Потом снова и снова. Меня затянуло в какое-то неведомое болото, из которого не было пути назад. Все эти идеи о реинкарнациях и потерянных половинках были для меня чепухой на постном масле. Как же я вдруг оказался втянут в эти платоновские дела? Я просто хотел видеть ее. Ежедневно, терзаясь чувством вины, обманывая свою невесту, я шел на встречу с ней, чтобы вновь заглянуть в ее глаза.
Ира рассказала мне, что после окончания художественного училища на некоторое время выпала из общественной жизни. Неудачные отношения, творческий кризис, отсутствие работы. Хандрила страшно. И однажды просто сделала в альбоме набросок. Рука стала увереннее выводить черты, и наконец получился вполне себе реальный я. Я стал ее фишкой. И она представляла, как я живу, и рисовала. Каждый день. Постепенно жизнь стала налаживаться. Но любимого персонажа она не бросила. Он был ее талисманом, неотъемлемой частью жизни. Она не могла знать меня. Я не был светским персонажем, никогда не появлялся в журналах или газетах. Мы не могли встретиться с ней нигде. Но я знал эти глаза, я помнил их. Я тонул в них, захлебывался и снова всплывал на поверхность, где меня ждала моя суровая реальность.
А потом она уехала. Наша последняя встреча была невыносимо тяжелой. Она тихо плакала, положив голову мне на плечо, а я глядел куда-то в пустоту и ничего не чувствовал, только холод внутри. Словно я был не я, живой человек из плоти и крови, а нарисованный простым карандашом персонаж в трехмерном пространстве, без нутра и переживаний.
Свадьба прошла как в пьяном угаре, хоть я и не притронулся к спиртному. Не под силу было огненному зелью справиться с моим состоянием. Я знал, что со временем все померкнет и забудется. Я сумею справиться, я сильный. Нужно лишь время и терпение.
Все действительно налаживалось. Быт с Аленой оказался очень даже приятным. Она заботилась обо мне как могла, и я не мог не ценить этого. На работе меня порадовали повышением, а на лето родители Аленки подарили нам поездку в Европу. Все мои желания и даже мечты постепенно сбывались. Только вот все, что могло сделать меня счастливым, таковым меня не делало.
У меня был обязательный ритуал. Каждый вечер перед сном я доставал тот самый альбом и рассматривал его. К горлу подступал ком, и в тот самый момент, когда Алена выходила из ванной комнаты, и я поспешно прятал свое сокровище и отгонял грустные мысли прочь.
А потом он пропал. Однажды его просто не оказалось на месте. Я перерыл все шкафы и пришел в бешенство, не найдя его. Аленка рыдала и не сознавалась, но я знал, что это она. Она знала, все это время она догадывалась… Я хлопнул дверью и вышел прочь. Вдохнул воздух. Но он почему-то не оказался глотком свободы. Скорее, одиночества…
…Поезд мчал меня в незнакомый город. Мерное постукивание колес навеяло приятную дремоту, но через несколько минут я проснулся и очень четко осознал, что еду в никуда. Я не знал ни номера, ни адреса. Да что там, даже фамилии этой чудачки я не помнил. Почему я искал какого-то мифического счастья там, где его могло и не оказаться? Только потому, что это выбивалось из обычной картины благополучного существования?
Я задавал себе много вопросов, гуляя по улицам чужого города и всматриваясь в лица прохожих. Старался найти знакомые штрихи в уличных плакатах и изучал номера автомобилей. Все было тщетно. У меня не было ни одной зацепки. Пару раз я окликнул прохожих девушек. Нет, обознался. Извините.
Да что я тут вообще делаю? В какую-то долю секунды пришло ясное осознание надуманности всего происходящего. Вечная погоня за чем-то эфемерным, выходящим за рамки обыденности, желание быть где угодно, но только не здесь, и обладать чем-то неясным, главное, чтобы иным… Даже если бы Ира сейчас прошла мимо меня, то непременно под руку с каким-нибудь мужчиной, в руках у которого оказался бы точно такой же альбом, как у меня, только с его изображением. Таков уж сценарий. Закон жанра. Вечером я купил билет домой.
В квартире меня ждал альбом. Он лежал на самом видном месте. Пересмотренный сотни раз и выученный наизусть. Изображавший веселого, жизнерадостного паренька, которым я был до того, как он ко мне попал. А может, это и не я вовсе?
Но это было не главное. Дома меня ждала Аленка. Вернее, не дождалась и уснула на диване прямо в одежде. Всю обратную дорогу в поезде я холодел от мысли, что больше не увижу ее. Что она ушла, уехала, устала от глупых выходок… Но она была здесь, и только это оказалось действительно важно. Мое настоящее, невыдуманное счастье. Без налета мистики и трагических перипетий. Обесцененное и чуть было не утраченное…
Я открыл окно и выпустил из рук альбом. Он расправил крылья-листы и полетел, подбадриваемый ветром. В страну грез, откуда никогда не возвращаются…
В комнате стало холодно. Я достал одеяло и укрыл Алену.
© Нигяр Магеррамова
Сначала мне не очень понравилось. Показалось, что многовато канцеляризмов (пассивного залога, например). Плюс ещё тема «красивая пустая девушка против духовной дурнушки» заставила поморщиться (не сама даже тема — немного топорно ее подали на мой взгляд)
Но финал просто супер! Удивил. Слава богу, что не сбежал от жены к какой-то там художнице))))
Здравствуйте, Ольга! Спасибо за отзыв! Да, канцеляризмы — это мой бич, я воюю с ними, видимо, пока не очень успешно. Рада,что вам понравился финал)
Хороший рассказ , и делает его именно финал. Банальный сюжет переворачивается, как калейдоскоп, и вспыхивает чудесными красками. Хотя и до финала есть очень милые находки: девушка, которая рисует парня три года подряд и вдруг его встречает в реале. Кто-то на одном этом бы «выехал». А Вы сделали ещё лучше. Ну а над языком нам всем надо работать — это нескончаемый и сладостный процесс) Однозначно рекомендую писать книгу! Во всяком случае, получите удовольствие.
Спасибо, Инна! Вы меня очень вдохновили!
Рада. Вы талантливый человек. Если позволите, ещё один совет: если Вы и в начале рассказа оставите какой-нибудь крючок для читателя — будет круто. До появления художницы всё спокойно и предсказуемо. Не знаю что — это Ваша история, — но чем-то надо зацепить. Чуть-чуть. Тогда будет вау.
Спасибо!
Я уж было подумала, что герой так и проживет в чужом городе, скитаясь по улицам, и превратится в бомжа или городскую достопримечательность. Нет, вспомнил, что есть «синица в руке». Спасибо:)
Вам спасибо за отзыв)
Рассказ вызывает сложные чувства. Перипетии главного героя укладываются в давно известную фабулу: любил одну, случай свёл с другой, проверил чувства, вернулся к первой. В таких обстоятельствах автору нужно брать читателя лихой закрученностью сюжета (что в этом рассказе, к счастью, есть) и силой слова, а с ним много проблем.
По стилю текст скорее публицистический, от художественной прозы в нём мало. В рассказе от первого лица смысл сказанного понятен и убедителен, он как бы преподносит читателю факты, очевидные рассказчику, в то время как художественный текст предполагает, что читатель вовлечётся эмоционально самостоятельно. Словом, героев и ситуации нужно показывать, а не рассказывать о них.
А потом она уехала. Наша последняя встреча была невыносимо тяжелой. Она тихо плакала, положив голову мне на плечо, а я глядел куда-то в пустоту и ничего не чувствовал, только холод внутри.
Автор не показал «невыносимую тяжесть» расставания, а предложил поверить ему на слово, посчитав, что наречия «невыносимо» вполне достаточно, чтобы эмоционально окрасить эпизод.
Или
… и, судя по всему, Алёна волновалась.
Судя по чему? Мне, как читателю, автор не показал того, что ему самому было очевидно. И таких моментов в тексте много.
Сам язык текста тоже требует оттачивания. К примеру, вычурный глагол «возлежал» не только было бы уместно употребить всего один раз, но хотя бы не располагать его повторение так физически близко к первому.
Выражение оказался втянут в платоновские дела для меня так и осталось загадкой.
Или
… судя по морфологическим признакам, сестра… потерпевшего
Что такое «морфологические признаки»? Нужно ли для понимания рассказа о любви обращаться к анатомическому (или какому другому) словарю?
Позабавили некоторые смысловые нестыковки.
Проговорили два часа о всех прочитанных книгах и увиденных фильмах, о гнетущих мыслях и путях выхода из безысходности.
Это ж сколько всего-то на двоих вы прочли книг и посмотрели фильмов, если уложились в два часа, в которые вошли ещё и беседы на вселенские философские темы?
Или … мне снилась всякая чертовщина, включая Иру…
Текст пестрит расхожими фразами, придуманными когда-то кем-то, и ставшими популярными благодаря своей яркой образности: «к вящему неудовольствию», «как громом поражённый» и многие другие. Но ценность авторского слова в его аутентичности. Трудно придумать самому такое, чтобы растащили на цитаты, но замысел писательства отчасти и в этом, в игре со Словом.
В одном комментарии нет возможности и смысла упоминать каждый недочёт. У меня и без них получилось довольно пространно.
Не стала бы всё это разбирать, если бы не прямая просьба автора.
Автор спрашивает, стоит ли писать. В литобъединениях Краснодара, где я живу, маститые писатели, такие как Виктор Лихоносов, говорят,что проверить себя легко: если можешь, не пиши.
Только сам человек решает, хочет ли он писать, будет ли. Нигяр, у вас есть желание, оно заметно. И потенциал в вас тоже чувствуется. И если вы не остановитесь на уровне «подружке понравилось», а станете пробивать дорогу к широкому читателю, вас ждёт много увлекательного на этом (адски трудном) пути, включая счастье творческого и всякого другого роста и развития. На мой взгляд, у вас всё получится. Удачи!
Большое спасибо, Иветта, за ценные советы! Для меня это очень важно.
Знаете, самостоятельно расти очень трудно. Прежде всего самому нужно много читать хорошей литературы, классической и современной, чтобы определиться с собственным вкусом. В писательском деле начинающему автору очень помогает какое-нибудь литературное объединение, куда можно прийти поучиться у состоявшихся авторов, если такие есть. Почитать своё и выслушать критику. Там же послушать/почитать произведения других, таких же учащихся. Разобрать, что нравится и не нравится у них. Говорят, хочешь понять сам, объясни другому. Этот метод работает! Когда критикуешь другого, про себя понимаешь ещё больше. А когда напишешь сам, полезно отстраниться и перечитать глазами стороннего читателя. Это трудно, но можно научиться. Да много чего можно, если хочется. Дорогу осилит идущий.
Ещё раз удачи, землячка!
Ещё раз спасибо!