Марта

Лес и небо, Олег Чувакин, рассказ Марта

Очень густые, но лёгкие, волнистые каштановые её волосы укрывают уши, ложатся на плечи, завешивают щёки, когда она, сидя в своём парикмахерском кресле, ожидая клиента, склоняется над столом, низко склоняется, в задумчивости перебирая на столе что-то. От шагов, от голоса она трепетно вскакивает, взглядывает на вас смущённо, соглашается радостно, мягко и удивительно просто: «Да!» Лицо её круглое, смугловатое, щёки чуть впалые, глаза карие и тёмные. Широкие, русские глаза, в глубине хранящие неуловимый казахский намёк. Глаза блестят, в их блеске тает степной песок.

Олег Чувакин
Олег Чувакин
Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

Она в синем шуршащем халате с короткими рукавами. На полы халата кое-где налип и электрически шевелится русый, чёрный, седой волос, чужой волос. Она пряма, узкоплеча, плоска, как девочка-школьница. Кто знает, сколько ей лет! Руки её худые, неожиданно белые. Может быть, смуглость её лица не от степного предка, а от загара. А может, под одеждой она полосатая, как конфета.

Зовут её Марта. В имени этом есть что-то прибалтийское и нет ничего казахского.

Она обёртывает вам шею полупрозрачной клейкой бумагой, мгновенье обнимает шею маленькими вытянутыми ладонями, застёгивает на спине накидку. Волосы ваши тяжелеют от воды, состриженные слипшиеся пучки сползают по накидке, падают на пол. На ножницы, расчёску, пальцы Марты налипают мелкие мокрые волоски. Стрижёт она с наслаждением, с сосредоточенной ленивой нежностью. Проворная её соседка успевает обслужить двух-трёх клиентов, два-три раза выдвинуть ящик стола и убрать деньги, а для Марты не существует ни времени, ни ящика. Воздух в парикмахерской сладковато-парфюмерный, влажно-тропический воздух, поёт радио, левая рука Марты покоится на вашем затылке, в правой сонно урчит машинка, подбривающая висок. В зеркале отражается тихая, гипнотическая улыбка Марты, мигают блестящие внимательные глаза, вздрагивают, остро изламываясь кверху, чёрные узкие брови.

Вы закрываете глаза, будто бы оберегая их от сыплющихся волос. Вы думаете о чём-то, однако это «что-то» беспредметно, бессвязно, размыто, то течёт, то тает, как мыльная пена. Будто вспомнив давным-давно забытое, вы открываете глаза и видите перед лицом согнутые в локтях тонкие белые руки. Марта ровняет вам по расчёске чёлку, ножницы щёлкают, пряди хрустят и осыпаются, ложатся косыми тёмными дорожками на ваши колени, а за руками, за ножницами вы видите натянувшийся короткий рукав халата, видите склонённое, как бы удлинившееся от вашей тени лицо Марты, видите закушенную губу, полоску зубов, белеющих за рдяной помадой, и чувствуете слабый, прерывистый поток тёплого дыхания.

Щёточкой сметает Марта с вашего лица колкие волоски, обдувает феном шею, быстро подумав, берёт ножницы, снимает чуть-чуть над ухом осторожно, рукой невесомо касаясь волос, и большой и средний её пальцы, вдетые в сомкнутые кольца ножниц, прощально замирают в зеркале. Три кольца украшают её пальцы: свободные кольца ножниц и тесное обручальное. Добрый муж с весёлыми глазами у Марты и четыре стройные девочки со смуглыми, слегка казахскими лицами.

Вам пора покидать кресло, вы суетливо расплачиваетесь, вам отчего-то совестно расплачиваться, вы переплачиваете, но и это совестно, и вы ошеломлённо, восторженно говорите Марте спасибо. Говорите вы одно слово, но на лице вашем написана книга. Марта благодарно, радостно улыбается в ответ, устало переступая — говорят, парикмахер работает не руками, а ногами, — и ваша стриженая голова кружится, а пол, как палуба, качается и плывёт. Хорошо бы вам упасть перед Мартой на колени, обнять её ноги, прижаться к ногам щекой и прошептать в синий халат: «Спасибо!»

И вот уходите вы на улицу, унося с собой тайну — необъяснимую, непостижимую, прекрасную своей необъяснимостью, непостижимостью, и желтеет светло июньское солнце, и кажется вам, что вы трогаете руками небо.

© Олег Чувакин, 2005
«Марта». Рассказ. Читает Олег Чувакин. 17 февраля 2016 года
Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Марта»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

36 отзывов

  1. О! Красиво. Хотя… четырех дочерей, пожалуй, много для изящной фигурки школьницы.

  2. Всем Мартам, пробудившим подобные чувства и, как следствие, запечатленным в красивом слове посвящается.. Хотя, нет, она одна такая и это очевидно, поэтому ощущения еще красивее.. Отлично!

  3. Ну, знаете, Олег, знал бы я эту Марту, давно стал бы ходить в парикмахерские :)

    1. Просто образ прелестной искусницы Марты))) у Фасбиндера была милая библиотекарша Марта в одноимённом фильме, вспомнилась сразу… однако Райнер Вернер не был ни прозаиком, ни романтиком, да и вообще… :)

    2. Фильма не видел, к сожалению. А может, к счастью. К счастью для рассказа.

    3. Однозначно! И Марта у каждого своя! И поэтами и прозаиками становятся часто после встречи с НЕЙ! (я так думаю) )))) Удачи вам, дорогие, поэты и прозаики!!!

    4. Alvina Ruskevich Действительно, можно и попробовать. Кто не рискует, остаётся без сюрпризов :)

  4. Ах, Олег, какой вы, однако, мастер! Что может быть будничнее, чем посещение парикмахерской, а в профессии этой, казалось бы. ничего поэтического… А у Вас… Марта… почти Маргарита! И место, где она священнодействует, становится особенным! Сегодня, в этот понедельник, Вы, Олег, волшебник!

    1. Большущее спасибо, Ирина! Поэзия и романтика кругом: нужно лишь присмотреться…

  5. Олег, читала и все это видела реально. Написано с такой любовью, так ярко! Спасибо и удачи!

    1. Спасибо, Татьяна! Да, это старый мой рассказ. И он выставлялся на один сетевой мини-конкурс, где вы его и читали.

  6. Нам понравилось. Надо быть большим мастером, чтобы в коротком рассказе уместить всю философию жизни. Очень трогательно. Спасибо!

  7. Сейчас в современных писательских кругах есть такое поветрие называть себя писателем, причём громко заявлять. Но только читатель скажет об этом. Достаточно прочитать короткий рассказ или эссе, можно судить о человеке-писателе. Я к тому, что сочинить такое непросто и этот рассказ «Марта» этому подтверждение. Ещё раз спасибо. Прочитаю Ваши рассказы своим читателям на литературной встрече. Ждём ещё.

    1. Большое спасибо! Будет замечательно, если кто-то услышит мой маленький рассказ. Писал я его долго: девять дней. Позднее ещё не раз переписывал. Последняя редакция сделана совсем недавно, в сентябре 2015 года.

  8. Спасибо за этот короткий, но такой яркий и чувствительный рассказ! Ваши рассказы хороши ещё тем, что они воспроизводят картину и ощущения испытываемые нами и отображённые вами так ярко и наглядно, а это не каждому дано! Спасибо!

  9. Спасибо за рассказ, Олег! Так хорошо прочитать с утра … Мне ваша манера повествования напомнила Амфитеатрова

  10. Добавил сегодня, 17 февраля, аудиоверсию рассказа «Марта». Слушайте!

Добавить комментарий для Tatyana Pavlova Отменить ответ

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.

Как стать писателем?
Как обойтись без редакторов и курсов?
Author picture

Возьмите у меня всего один урок. Я изучу ваш текст и выдам вам список типичных ошибок в стиле, композиции, сюжете. Вы одолеете их все при мне.

Станьте самому себе редактором!