Экскурсия

Санкт-Петербург, вечер, огни, город, улицы, после дождя

 

Текст участвует в конкурсе рассказов «История любви».

Об авторе: Мария Наговицына.


 

Лёва любил этот город со всей страстью, какую только можно испытывать к туманам, дождям, холодному свинцу Невы и сумрачным подворотням, где убить и ограбить — пустяковое дело. Сейчас мой герой стоит, облокотившись на ограду Аничкова моста и, сжимая в руке телефон, пребывает в крайней эйфории. Он глупо улыбается вздыбленным коням, что выглядит странно среди толпы, которая обтекает его подобно бурливому горному потоку. Кто-то неуклюже толкнул Лёвку в плечо, и телефон нырнул в Фонтанку. «Бульк!» — жалобно отозвался мобильный, но эта крупная для современного обитателя мегаполиса неприятность не расстроила мужчину. Он вышел из состояния задумчивости и пошёл в бар «48 стульев», который находился неподалёку. Именно здесь он собрался отметить своё долгожданное повышение по службе, ради которого вскоре улетит в Лондон.

В баре, к Лёвиному удивлению, оказалось мало людей: воркующая парочка в полутёмном углу и трое юношей у окна с уютными абажурами на подоконнике. Играла приглушённая джазовая музыка, тени низко висящих ламп скользили по стенам и отражались на лицах посетителей. Лёва подошёл к бармену:

— Один «Портал», пожалуйста.

Он обожал коктейли этого бара — редкие, вкусные и пьянящие.

— Удачный день? — улыбнулся бармен, подавая напиток кислотно-лимонного цвета.

— Очень, — довольно кивнул мужчина, рассматривая мутный коктейль в бокале. — Уронил телефон в воду.

Симпатичное лицо бармена стало унылым, как утро осеннего понедельника.

— Уронил после звонка босса. Получил повышение, послезавтра переезжаю в Лондон. Я пять лет ждал, по ночам оставался в офисе и иногда без выходных… Как я ждал этого!

Работник у стойки изобразил радость за Лёвку. Все бармены умеют правдоподобно изображать как счастье, так и печаль за посетителей — особенность профессии.

Лёва не стал садиться. В бар вошла девушка — она тоже подошла к стойке, торопливо просмотрела меню и заказала апельсиновый сок. Лёву удивили её длинные волосы, причудливым образом уложенные на голове — сейчас такие изящные причёски редко встретишь. А коктейль, как обычно в «48 стульях», оказался дьявольски хорош: в меру пьянящий, с приятной кислинкой.

Тем временем девушка с чудо-причёской стала суетливо копошиться в своём огромном фиолетовом рюкзаке и нервно бормотать: «Чёрт! Не могла же забыть! Растяпа!»

Лев, слегка ободрённый алкоголем (иначе бы постеснялся), обратился к посетительнице:

— Я могу вам помочь?

Она подняла голову от рюкзака и несколько секунд растерянно смотрела на мужчину. Это смутило его, но удивительная игра света на лице странной незнакомки заставляла ещё глупее таращиться на неё. Девушка нахмурилась и снова начала что-то искать. На стол вывалились жетоны метро, смятая карта города, жвачки, паспорт, три книги (!), среди которых Лёва успел различить «Будденброков». Он мысленно похвалил выбор и повторил свой вопрос. Откуда только смелость нашлась? Уж не эйфория ли действует таким образом? Тем временем показался билет на поезд, и Лёвка всё понял: она приехала в Петербург, теперь ищет кошелёк, а его нет! Незавидная ситуация: в чужом городе — и без средств.

— Забыли деньги? — Лёва неожиданно для себя взял её за руку и повёл к барной стойке. — Я оплачу. Не волнуйтесь.

Девушка отчаянно замотала головой и воскликнула:

— Нет, где-то у меня есть карта…

Лев тем временем уже заплатил за напиток и повернулся к девушке:

— Впервые в Петербурге?

Незнакомка схватила рюкзак и отчаянно замотала головой; отдельные кудри выбились из причёски, делая лицо трогательно-милым:

— Нет, нет, а вот кошелёк впервые так оставила. Тем более что я сама…

— Бывает. А хотите, покажу вам город, который знаю я? Проведу экскурсию. Простите, вы торопитесь, наверно.

— Да, у меня вечером поезд, но…

— А до вечера? — Лёва чувствовал, что каждый вопрос звучит нагло и самонадеянно, но послезавтра он надолго, может, навсегда, покинет этот депрессивно-уютный город, а девушка уже вечером уедет к себе. Так почему бы не воспеть свою любовь к Петербургу в лёгкой прогулке с этой незнакомой девушкой? Не слушая слабых возражений, Лёва заказал ещё два коктейля, для себя и спутницы.

— Сейчас я покажу вам то, что сам больше всего люблю здесь. Поверьте, ни на одной обычной туристической экскурсии вам не расскажут многих фактов.

Девушка приятно улыбнулась: Лёва с его волнением и странной говорливостью показался ей одиноким. Она даже и не догадывалась, как права в своих предположениях.

— Если с чего-то начинать, то с библиотек и книжных, — сказала она. — Я люблю книги.

— Заметил. — Лёвка кивнул на её рюкзачище. — Хорошо, на нашем пути как раз есть пара интересных мест с книгами.

Когда они вышли из «48 стульев», погода начинала портиться. Графитовые облака неподвижно зависли над крышами зданий, ветер усилился, а нахохленные голуби сердито разбегались под ногами прохожих во все стороны.

Невский гудел, ревели автомобили, купола зонтов проплывали в серой пелене дождя, как неведомые медузы. Лёва то забегал вперёд, то заставлял девушку остановиться, резко жестикулировал и часто ловил на себе удивлённые взгляды. Но ему было всё равно: незнакомка так внимательно ловила каждое слово из хвалебной оды городу на Неве, так искренне смотрела в глаза, так робко задавала вопросы, что весь мир превратился для Лёвки в сумбурную феерию фонарей, ярких витрин, дождевых капель и песен уличных музыкантов.

Проспект привёл их к «Искателю» — букинистическому магазину на набережной Мойки.

— Запах старых книг напоминает о маме. Она была учителем литературы, — сказала незнакомка.

Лёва молчал: исподтишка любовался её тонкими бледными пальцами, которые аккуратно листали книги; любовался мокрыми кудрями в причёске; поражался непохожести на тех, других… Их было достаточно в жизни, чтобы перестать влюбляться. Тем более теперь, когда послезавтра в Лондон. И вдруг Лёвке показалось, что переезд уже не даёт того сладкого чувства превосходства, не тешит самолюбие, а, напротив, отдаляет от чего-то важного и желанного.

Когда вышли из магазина, дождь перестал. Спустились в метро почему-то в молчании. Лёве больше не хотелось взахлёб рассказывать о Петербурге, делиться сокровенным с этой чужой. Он был зол на неё и на себя.

— Куда мы едем теперь? — спросила она, когда метро выплюнуло толпу на поверхность.

Мужчина постарался беспечно спросить:

—Твой поезд во сколько?

— В десять вечера. Время ещё есть, ты хорошо рассказываешь.

Лёва хотел соврать, что пора ему домой, но… Махнул рукой, разрешил себе привязаться и почувствовал облегчение, будто решил что-то и принял эту участь.

Хрустящие ароматные булочки в каком-то непонятном кафе, двор, где прошло детство Лёвки, — он показывал всё самое дорогое в этом городе контрастов и чудес. Он был похож на умирающего, который в последние секунды жизни торопится рассказать какую-то тайну.

Когда до поезда оставалось ещё три часа, купили вино, сели на ступеньки, ведущие к Неве, и пили, глядя на дерзких чаек. Лёва так и не спросил имени спутницы, куда она уедет, не думал, почему заплатил за неё в баре и даже не удивился, когда она начала рассказывать о любимых поэтах, с лёгкостью цитируя их строки. Именно лёгкость. Весь день, проведённый в сумасбродной прогулке по суровому городу, был пронизан лёгкостью.

— Ещё я не показал тебе улицу Джона Леннона. Это самая короткая улица в Петербурге. А, может, и в мире. Не знаю. — За отрывистыми фразами Лёва пытался скрыть волнение. — Не все местные жители знают о ней. Там недалеко есть милая галерейка, но, видимо, мы там не побываем. До поезда полтора часа.

Девушка сделала глоток вина и откинулась на локти: в сумерках сентября она выглядела как одно из гранитных изваяний на берегах Невы.

— Проводишь на поезд?

Вот так — подарил ей свой город, свою Неву, свой мирок. И она увезёт их далеко, в неизвестном направлении. И его сердце, как бы пошло это ни звучало, тоже увезёт.

«Да брось ты! — рассмеялся внутренний голос. — Лондон — твоя осуществлённая мечта, а помнишь нелюбимую работу, этих коллег, внеплановые поручения… И представь, ты всего добился сам, своим трудом! Отпускай девушку, пусть едет. Ни в коем случае не провожай».

— Ни в коем случае не уезжай, — задумчиво пробормотал он.

— А? Что? — спросила мисс Беспечность.

Потом она встала, надела фиолетовый рюкзачище и протянула Лёвке ладонь. Смотрит сверху вниз, слегка наклонив кудрявую голову — божественный миг. Мужчина принял её руку, тоже встал, и они в молчании дошли до метро, приехали к Балтийскому вокзалу. Стояли перед электронным табло тоже в молчании и глупо таращились на расписание поездов, будто важнее этого не было на свете.

«Попросить номер, узнать имя, город, хоть что-нибудь!» — кричало в голове.

Но девушка уже встаёт, чтобы пойти на посадку. Момент упущен, сердце ухает и обрывается, заставляя глаза некрасиво погаснуть.

На платформе густые сумерки и дым, пахнет дождём и дешёвыми духами. Лёвка даже не смотрит, какой это поезд.

— Спасибо за экскурсию. Я никогда не забуду этот день, ты волшебник.

Вот они, эти слова! Внезапно принятое решение не успело задержаться в голове и тут же вылетело испуганными словами:

— Стой! Я поеду с тобой, в твой город!

Девушка смеётся. Вот оно что, ей всего лишь смешно!

— Я должен был улететь в Лондон, мне предложили там работать, но это не то. Пять лет я шёл не к тому. Город сам подарил встречу с тобой, с этим странным рюкзаком твоим и книгами этими… Я не лечу в Лондон, я еду к тебе.

Смех незнакомки становится всё заливистее. Лёва в полной растерянности и бессильной злобе. Наконец, она стала серьёзной, поправила рюкзак и сказала:

—Хочешь в мой город? Значит, оставайся в Петербурге.

Лёвка растерялся.

— Я живу тут всю жизнь, болтун. Ты даже и не выслушал меня в том баре. Билеты — это поездка к родителям в гости. Через три дня я проведу для тебя другую экскурсию. По моему Петербургу.

 

© Мария Наговицына

Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Экскурсия»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

8 отзывов

  1. Какой славный и симпатичный рассказ) Приятно читать. И концовка милая. С наилучшими пожеланиями!

  2. Мария, почитала с интересом. Рассказ немного похож на пересказанный сон. Получилось мило, хотя у меня много вопросов, и язык местами шероховатый, даже создает впечатление переводного текста. Концовка забавная, да. Спасибо, что поделились!

  3. И правда, симпатично. Хотя «история любви» несколько односторонняя. Девушка, обещающая через три дня показать «свой» Петербург, скрыла от нас свои эмоции на этот счет, так же, как и не поведала Леве в течение всей прогулки того, чего он не дал сказать ей в баре. Загадочная.

    Мне понравилось, что сомнения заставили глаза «некрасиво погаснуть».

    Не понравилось, что Вы называете Лёву «мужчина», ну, он мужчина, что с того. «Мужчина постарался беспечно…» — да мы уже с начала рассказа знаем его имя))
    А имя девушки не знаем. А вдруг она — мисс Беспечность. А непохоже.
    Очень точный момент — зря я делился с «этой чужой». Откат эмоций для нового выстрела. Но «бессильная злоба» в финале, кажется, перебор. Растерянность — самое то.
    Но это все субъективное мнение, Вы понимаете.
    Спасибо))

  4. Не верю! Как-то уж совсем не реалистично выглядит главный герой, так легко отказавшийся от своей давней, почти осуществлённой мечты. В середине рассказа я, признаться, подумала, что герой уедет в Лондон вместе с обретённой любовью: везёт так везёт! А он, словно вечно недолюбленный, растаял от первой похвалы, и как-то быстро всё решил, в том числе и за спутницу, будто заручился её согласием на совместную жизнь.

    Сам рассказ больше похож на зарисовку, чем на законченное произведение. Не выписаны образы, нет яркой картинки для читательского воображения: ни внятной внешности героев, ни их возраста, и даже любимый Питер не читается. Коктейли прописаны тщательнее.
    Язык текста неровный, неточный. Автор будто сам не определился, кто для него герой — свой парень Лёвка, отстранённый «мужчина» или нейтральный Лёва. Художественность слова тоже хромает: несколько абзацев начинаются с незатейливого «когда»: Когда они вышли из «48 стульев»… ; Когда до поезда оставалось ещё три часа… ; Когда вышли из магазина…… Всё это, увы, не добавляет радости читателю. Жаль.

  5. О! Вот хипстеры докатились и сюда! Привет! :-) и все та же несбыточная мечта о Лондоне. И странные прически с походами по кафе и по антикварным букинистам. Все на месте. Но и хипстеры могут быть «мужчинами». И писателями. :) Не бросайте, но сторонитесь клише — они вас выдадут! :)

Добавить комментарий для Мария Отменить ответ

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.