История одной женщины

Бабушка, история любви, 1941 год

 

Текст участвует в конкурсе рассказов «История любви».

Об авторе: Анастасия Нелаева.


 

День выдался жаркий. Лучи солнца проникали сквозь прозрачную занавеску и, отскакивая от всевозможных ложек, сотейников, тарелок, кастрюль, оставляли на стенах и потолке солнечных зайчиков. Теплый воздух, приносивший с улицы запах свежескошенной травы, попадая на кухню, смешивался с ароматами уже готовых и только готовящихся блюд. Женские голоса не умолкали ни на секунду: один просил передать корзину с овощами, другой — посмотреть, что с пирогом в духовом шкафу, третий отправлял детей играть в сад, чтобы они не бегали по дому, четвертый пел… Во всю шла подготовка к вечернему застолью.

Услышав из гостиной бой старинных прадедушкиных часов, Аня сняла фартук, вытерев об него испачканные в муке руки, и поспешила на верх, в комнату бабушки. Предварительно постучав в дверь и услышав: «Войдите», девушка застала пожилую женщину сидящей за столом, заставленном коробочками разных размеров, стопками фотоальбомов и разложенными фотокарточками. Ее бабушка внимательно изучала одну, держа в руке, то ли сосредоточенно всматриваясь, то ли любуясь изображением, и Ане стало неловко от того, что своим присутствием она каким-то образом может нарушить царившую здесь атмосферу.

— Бабушка, ты просила напомнить… — тихо начала девушка.

— Я знаю, знаю, — перебила женщина, по-прежнему не смотря в ее сторону. — Знаешь, что это? — спросила она, спустя короткую паузу.

Аня подошла чуть ближе, присматриваясь к маленькой фотокарточке, пытаясь понять, что на ней изображено. Спустя несколько секунд она отрицательно покачала головой.

— Это моя свадебная фотография.

Девушка взяла ее в руки. Карточка и правда была похожа на свадебную фотографию, за исключением пышного платья у невесты и дорого костюма у жениха. Вдруг выражение лица у Ани изменилось, выдавая ее легкое непонимание, сомнение и настороженность. Пытаясь сдержать свое любопытство и возникшие вопросы, ей удалось сказать лишь:

— Какая милая фотография! Вы очень красивая пара, — спустя несколько секунд, переборов себя, она добавила: — Судя по тому, в каком эта карточка состоянии, она тебе очень дорога.

«Этот молодой человек не похож на моего деда, — подумала Аня. — Хоть я и мало знаю о жизни бабушки, но неужели она…»

Пожилая женщина улыбнулась какой-то игривой улыбкой на слова внучки, но по ее глазам стало понятно, что ей известны все вопросы, все сомнения девушки. Поняв это, Аня смутилась и сделала пару неловких шагов к двери, но ее остановил голос бабушки:

— Наверное, большое упущение, что единственная внучка не знает о моей судьбе практически ничего, ты так не думаешь?

Девушка стояла, перебирая в руках край кофты, не зная, что ответить.

— Ты ведь знаешь, что я вышла за Петра во второй раз? — Аня молча кивнула. — Видела его фотографии в молодости? Подойди, посмотри.

Смущенно подойдя к столу и открыв альбом, который подала ей бабушка, Аня стала рассматривать фотографии: на одной группа мужчин поднимает бревно; на следующей — молодой человек с правильными чертами лица и развивающимися волосами косит траву, а рядом стоят девушки с вилами, наблюдая за ним; на третьей — тот же молодой человек идет, играя на баяне, в окружении молодых юношей и девушек…

— А теперь посмотри сюда, — женщина дала внучке в руки свою свадебную карточку. Аня начала всматриваться… Увидев удивленные, вопрошающие глаза девушки, пожилая женщина, не скрывая своего смеха, сказала: — Садись, сейчас все расскажу.

 

 

* * *

 

— Я вышла замуж маленькой, неопытной, наивной девочкой, знавшей только одно — она любит и любима. Мне было всего 17, — начала свой рассказ Анина бабушка, откинувшись на спинку резного стула. — У нас не было практически ничего, но мы точно знали, что наш брак будет долгим и счастливым и что у нас будет большой дом, где мы сможем жить вместе со всеми нашими детьми и внуками. А еще мы были твердо уверены — никакие трудности не смогут изменить нас и разрушить нашу любовь, — с этими словами она посмотрела на внучку и улыбнулась, явно посмеиваясь над своими юношескими мечтами. — Так мы были абсолютно счастливы ровно 4 дня, хотя для нас, конечно же, это время прошло незаметно. Он сказал, ему нужно уехать на военные сборы, — она говорила спокойно и размеренно, но на этом моменте ее голос немного изменился. — Естественно, никто из нас и не думал, что эта разлука будет долгой: пара-тройка недель, и он вернется. Но… как раз спустя эти пару недель началась война… — голос ее стал заметно тише, но говорила она по-прежнему спокойно. — Я хочу, чтобы ты никогда не узнала на собственном опыте, через что я прошла, — добавила женщина после небольшой паузы.

Сидя молча, словно погруженная в транс, она машинально перебирала в руке одну из фотокарточек. Спустя некоторое время она улыбнулась и продолжила:

— Мы жили в Псковской области, и, поэтому, когда моей матери стало известно, что немецкие войска подошли к Витебску, она немедленно отправила меня к родственникам отца в Ижевск. Там я пробыла до лета 1945-го. Работала на оружейном заводе, обеспечивая нужды фронта… а параллельно наблюдала за ходом военных действий в абсолютном неведении, что случилось с моей матерью, с моим мужем и где они сейчас. Когда мне все-таки удалось вернуться домой, оказалось, что дома-то нет… Мое село было практически полностью сожжено… Но, каким-то чудом соседняя деревня выдержала натиск и осталась почти нетронутой. Наверное, мне повезло, что родители моего мужа жили именно в той деревне. Увидев меня живой, они очень обрадовались, однако эта радость быстро сменилась грустью. Они рассказали, что несколько немецких рот, пришедших сюда, собирались сделать из села базу, где они могли бы жить. Встретив сопротивление жителей, сожгли все дома, а тех, кто, видя это, не успел, не смог спастись, или до последнего оборонялся — убили. В том числе и мою мать… — голос ее дрогнул, и она женщина отвернулась от Ани к окну, всматриваясь куда-то вдаль.

— Затем они пришли в эту деревню и сказали, что сожгут и ее, если подобное повторится, — продолжила она, по-прежнему смотря в окно. — Выхода не было. Но когда я спросила про своего мужа… — она посмотрела на внучку и подозрительно чуть улыбнулась. — Мне показали извещение, в котором было сказано, что… мой муж пропал без вести. Глубоко внутри я знала, я верила, что он жив, но обстоятельства… Я долго пыталась узнать, в какую часть его отправили, где он воевал, но никто мне так ничего и не сказал. Я была в отчаянии. У меня была только наша свадебная фотография.

Какое-то время женщина держала в руках эту потертую и пожелтевшую от времени фотокарточку, рассматривая счастливые лица двух молодых людей.

— Спустя пару лет в Калинине (сейчас это Тверь), куда я уехала, встретила Мишу, твоего деда. Мы поженились, дети, внуки… Ну, об этом ты более-менее знаешь. Твой дедушка был большим любителем рассказывать истории, — в ее голосе чувствовала теплота и светлая печаль. — Но надо отдать ему должное — нам удалось создать крепкую, дружную семью. Хоть и были трудности, а без них никак, но он всегда был рядом и делал все, чтобы мы ни в чем не нуждались. Возможно, он был бы сейчас жив, если бы не заболел тогда…

Через год после его похорон я решила, что и мне уже осталось недолго (да, да, я так думала), и поехала в село, чтобы в последний раз увидеть родные места. Я не была там с 45-го года, и, увидев на пожарище дома… у меня были смешанные чувства радости и непонимания. Оказалось, что люди, которым удалось спастись, отстроили село заново, насколько это вообще было возможно. Хм… так вот, с соседней деревней у нас общее кладбище. Я навестила могилу матери, которую мне показали родители моего мужа, когда я туда приезжала, и уже собиралась уходить… — она улыбнулась немного хитрой улыбкой, постукивая по краю стола пальцами. — Навстречу мне шел пожилой мужчина, слегка опустив голову. Сначала я отметила про себя, что его походка мне знакома, однако я не стала обращать на это внимание. Пока не заметила голубую потертую ленту у него на куртке, подозрительно похожую на ту, что я повязала в 41-м своему мужу, — ее лицо осветила улыбка, которая будто говорила: «Зачем мне продолжать, ты и так уже все поняла». — Я с замирающим от волнения сердцем позвала его… — посмотрев в этот момент на бабушку, Аня впервые за время всего рассказа увидела в ее глазах слезы.

Девушка сидела и, словно завороженная, смотрела на свою бабушку, радуясь за нее, но при этом пытаясь сдерживать свои слезы и проглотить стоявший в горле ком. Спустя пару мгновений, поборов оцепенение, Аня подошла к пожилой женщине, обняла ее и сказала:

— Поздравляю тебя, — а затем поцеловала ее в щеку.

— Спасибо, дорогая, спасибо. А теперь иди. Мне пора собираться.

Девушка вышла из комнаты, вытирая тыльной стороной ладони щеки и глаза. Спускаясь вниз, она слышала, как на кухне поет заводную песенку тетя, как командует процессом готовки мама, как резвятся во дворе мальчишки…

Во входную дверь с улицы, смеясь, вошел дедушка Петя. Увидев Аню, он улыбнулся и хотел было что-то сказать, но девушка подошла и крепко его обняла. От удивления он немного растерялся, ведь раньше она так не делала. Но, видимо, что-то почувствовав, он спросил:

— Что случилось, милая?

— Я только что была у бабушки…

— Я понял, — он прижал ее к себе. Аня ощущала запах скошенной травы от его футболки, и была абсолютно счастлива тем, что он сейчас здесь.

 

© Анастасия Нелаева

Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «История одной женщины»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

3 отзыва

  1. Очень интересная история. Сразу вспомнилась моя двоюродная бабушка, которая тоже вышла замуж накануне войны, а похоронку на мужа получила уже месяц спустя от её начала. Бабуля очень любила своего Николая, хоть и были они женаты всего четыре месяца.

    Она до конца жизни хранила свою любовь и поэтому больше не выходила замуж: просто не могла быть рядом с другим мужчиной.

    С Николаем они когда-то мечтали о троих ребятишках. И бабуля в 1949 году взяла на воспитание из детдома трёх деток: двух сестер и мальчика. И потом первого своего внука они с приемной дочкой назвали Николаем — в честь деда.

    Рассказ «История одной женщины» читается очень легко, так как автор избежал распространенных в подобных сюжетах назидательно-философских отступлений. Анастасия Нелаева не пытается изобразить свою героиню какой-то особой женщиной, чья биография непременно должна вызывать восхищение и трепет у читателя. Напротив: бабушка Ани — это обычная женщина, которая хочет своего женского счастья и, собственно, получает его в лице детей и внуков, а также второго мужа, с которым ей было легко и надежно, и с которым она, возможно, дожила бы свою жизнь, если бы Михаил не умер.

    Ну, а почти сказочная случайность в виде встречи с первой любовью — это уже подарок Судьбы, которая любит время от времени делать сюрпризы смертным.

    Спасибо за хороший рассказ!

    Одно замечание: не совсем понятен смысл предложения «Карточка и правда была похожа на свадебную фотографию, за исключением (?!!!) пышного платья у невесты и дорого костюма у жениха». Что здесь имеется в виду? О каком «исключении» идет речь?

    Слово «исключение» в данном предложении однозначно определяет наряды жениха и невесты как наряды, не соответствующие свадебным. Хотя именно «пышное платье» и «костюм» — самые, что ни на есть — свадебные наряды.

    Тут одно из двух:
    — либо автор имел в виду, что снимок был свадебным, хотя невеста была без пышного платья, а жених без костюма. Но в этом случае словосочетание «за исключением», вообще, «не к селу»

    — либо автор хотел подчеркнуть, что невеста с женихом были из бедных семей, поэтому не могли приобрести себе соответствующие наряды. Но и в этом случае предложение не отражает данный момент.

  2. История отличная, внучка, бабушка, любовь, старые фотографии. Спасибо.
    Только если честно, весь разговор девушки с любящей, казалось бы, бабушкой, показался мне разговором Золушки с мачехой, или даже Настеньки из Морозко. И я даже с облегчением вздохнула, когда бабушка рассмеялась.
    Но история мне понравилась и читать было интересно, спасибо :)

  3. Рассказ слишком стерилен: в нем слишком все удачно складывается. Разумеется, реальность такой истории я не ставлю под сомнение. Но потому-то он и попадает лично для меня в категорию «рассказ на одно прочтение»: познакомился с этой историей и забыл. Не над чем подумать, с чем-то поспорить, в чем-то засомневаться.

    Впрочем, одно все-таки меня заставило и подумать, и засомневаться: я банально не понял, что не так со свадебной фотографией. Если верить автору, то именно СВАДЕБНЫЕ наряды (пышное платье у невесты и дорогой костюм у жениха) почему-то делают эту фотографию НЕ СВАДЕБНОЙ.

Добавить комментарий для Ольга КАТ Отменить ответ

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.