Выбора нет

Выбора нет, путь, дорога, смысл жизни, счастье

1

Олег Чувакин
Олег Чувакин
Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

С детских лет нам навязывают это слово — выбор.

Оно повсюду, оно проникло во всевозможные лексиконы, оно потрясает своей прожорливостью, всеядностью, поражает гибкой способностью мигрировать и эволюционировать: выбор колбасы, выбор мебели, выбор решения, выбор жены, выбор друзей, выбор страны и, как достойный венец эволюции, — выбор жизненного пути.

Новейший практический человек, носитель цивилизованности, адепт прогресса, дошедший до полной умственный виртуозности, стремится выбрать не что-то мелкое, поверхностное, а покушается на выбор самого смысла жизни. Прагматический виртуоз умеет предпочесть одному смыслу другой, подобрать себе смысл попроще, поудобнее, повыгоднее, попрестижнее, поздоровее, нарядиться в смысл как в платье, перетасовать смыслы и сыграть ими как картами. О дороге жизни он думает не дольше, чем размышляет о покупке билета на самолёт, выбирая среди авиакомпаний и сравнивая время вылета, цену рейса, удобства салона.

Заманчивая лёгкость, с которой какой-нибудь человек творит выбор и воцаряется над жизнью, порождает немало его восторженных подражателей, соревнующихся в утилитаризме и успешно овладевающих техникой выбора. Умение правильно выбирать в обществе культивируется: возводится в ранг интеллектуальной доблести, становится критерием цивилизованности, мерилом житейской полноценности.

Коснитесь карандашика: он живой! Олег Чувакин выправит, обработает, допишет ваши рассказы, сказки, повести, романы; робкие наброски превратит в совершенный текст. 29 лет практики (с 1994). Олег разберёт ваши ошибки, промахи и недочёты, даст полезные советы и научит им следовать. Поднять слабый черновик до подлинно литературного уровня? Будет сделано!

Тем удивительнее, что выдающийся прагматик, построивший жизнь по тщательно продуманному плану, сделавший самый разумный со всех точек зрения выбор, постепенно начинает тяготиться своим настоящим, начинает мечтать о прошлом, жить им, испытывает всё более явное ощущение неустроенности, а то и невосполнимой потери, разыскивает и с тоской разглядывает в минувших днях привлекательную точку, с какой хотел бы вести отсчёт заново. Одно-единственное стремление проступает в его сердце всё яснее, обрисовывается чётче и полнее. Многого желал некогда человек, совершая выбор, но теперь страстно желает одного: счастья. Зов счастья не умолкает в его страдающем разуме, но, увы, остаётся безответным.

Ибо путь выбора многое даёт, но одно отнимает.

2

У счастья нет единого точного определения, и мы часто опрощаем его, смешивая с удовольствием. Однако удовольствие стремится к удовлетворению, счастье же неразрешимо. Человек чувствует счастье при служении цели, от служения, а не получает в итоге служения, как награду. Счастье — не осуществление чуда, счастье — присутствие чуда.

Счастье есть непременная принадлежность уникального, ни в ком не повторяемого человеческого предназначения, неотделимая его составляющая. Счастье есть чудесное излучение смысла жизни, указывающее на единственный путь человека и не затрагивающее путей чужих. Излучение счастья не падает вовне, оно даёт глубоко внутренний, личный свет, видимый одному тому, кому он адресован.

Счастью нет источников, кроме смысла жизни, нет ему субститута, нет эрзаца. Дерзкие волевые приказы, ухищрения натренированного разума не создадут чувства, годящегося вместо счастья, не прекратят неустранимого стремления человека жить осмысленно, и тот, кто отказался от своего пути, будет по-прежнему рассчитывать на счастье. Надежда обрести счастье вступит у него в конфликт с невозможностью жить счастливо, ибо при выборе чужого пути личный смысл остаётся в стороне, и, значит, в стороне остаётся счастье. Чужая дорога ведёт к бессмысленному существованию, проходящему под знаком посторонней, заимствованной цели, а в бессмысленном, пустом существовании не может быть счастья, так как нет источника для его излучения.

Человек, мнящий, будто он вправе выбрать, назначить себе дорогу из множества дорог, не столько обкрадывает кого-то, сколько ворует у себя. Он оставляет позади, утрачивает на мнимом распутье главное. Он отнимает у себя то, к чему расположено его сердце и склонен ум, лишает себя того, что открылось ему некогда как основное и всеохватывающее занятие, которому следовало посвятить жизнь. Не осмеливаясь поступить по-своему, отправиться за собственным смыслом, а пуще опасаясь упустить преимущества, какими бойко и изобретательно воспользовались окружающие, наследившие с краю чужих дорог, он поддаётся соблазну головокружительного выбора, кажется, и созданного ради того, чтобы человек не ошибся, чтобы мог взять себе занятие такое, что оказалось бы ещё лучше, счастливее, главнее главного…

Нельзя выбрать смысл жизни, назначить его себе, переменить, как костюм, нельзя окунуться в смыслы, как в морские волны, нельзя поставить, как в казино, на подвернувшийся смысл, будто бы выигрышный. Человек не вместилище множественных смыслов, но проводник смысла единственного, и выбор для человека — не благо, а опасное искушение, за которым зияет выход в несчастье.

Смысл жизни, верный свой путь человек должен найти, обнаружить, но не выбрать, не предпочесть. Выбор — порождение разума, он рационален и механистичен, его может сопровождать успех, но никогда ему не сопутствует счастье.

Author picture
Не спешите заказать редактуру. Не швыряйтесь деньгами. Сначала покажите свой рассказ или отрывок романа
Кому показать рассказ или роман? Писателю! Проверьте свой литературный талант. Разбор рукописи объёмом до 33333 знаков за сутки.

Выбравший — несчастлив, нашедший — счастлив.

3

Человек, неосознанно или сознательно гасящий лучи своего счастья, истребляющий в себе личное предназначение, со временем разлагается духовно, уничтожает себя как личность, предаётся отупляющим ощущениям несостоятельности и абсурдности бытия.

Человек, не ослеплённый блеском выбора, не приемлет иного пути, нежели тот, что ему предназначен. Чужой дороги он страшится больше смерти, ибо и смерть счастлива лишь на дороге своей. Если же наступает в жизни этого человека день, когда он спрашивает себя: выбрать ему и выжить или найти и умереть, то и здесь нет для него противопоставления, нет выбора: правильным будет только умереть.

© Олег Чувакин, 2005

Пишете сочинение?

Под картинкой вас ждёт счастливое открытие!

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. П. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Помощь писателям

Олег Чувакин. Прозаик. Редактор. Литературный обработчик. Вдохновитель

Не стесняйтесь правды жизни. Не беритесь за книгу в одиночку. Бородатый прозаик выправит, перепишет, допишет, сочинит за вас рассказ, сказку, повесть, роман. Удивите читателей волшебными образами и великолепным стилем. Хотите всё сделать сами? Олег научит, Олег покажет, Олег вдохновит!
Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям:
Пистолет, оружие, роман с острым сюжетом, иллюстрация
Памятка пишущему

Садишься за письменный стол с намерением сочинять? Намерение похвальное! Писать книги — верная дорога к богатству и славе.

Чернила, перьевая ручка, труд писателя, рукопись
Легко ли писать книги?

Писать книги. Легко ли это? Сел за стол, открыл ноутбук, набарабанил сколько-то тысяч знаков — рассказ готов, опубликовать его! Так можно? Нет. Но все думают, что можно.

Чудо, ангел, город, фантастика, начинающий писатель, автор, советы, стиль, красота
Мои советы начинающим писателям

Полезные советы начинающим писателям. Как приучить себя к систематическому литературному труду и добиться красоты слога. Как перестать мучиться и начать творить.

Зима, снег, девушка, мечты, вечность, бессмертие, история о музыканте
Как научиться писать свои истории

Научиться писать свои истории несложно. Усаживаетесь в кресло, заносите пальчики над клавиатурой… Уже слышали такие советы? Над вами подшутили! Есть правила, без которых историю не написать.

Дорога, облака, шторм, фантазия, машина, темп повествования, проза, фантастика
Темп повествования в прозе

Неверно заданный темп повествования приведёт к ямам в композиции, ломаному ритму и в итоге к полному авторскому провалу. Литературное произведение не состоится.

Избавьтесь от ошибок

Ручка, красная, паста, редактор, услуги, правка текстаПисатели! Любите читающую публику. Дорожите ею. Отдавайте ошибки редактору, а не издателям и читателям!

Получите рецензию
Оставьте отзыв

✍ Олег любит неравнодушных читателей и заказчиков. Отзывайтесь, не молчите! Распишитесь на сайте! Правила: допускаются анонимные отзывы; регистрация не требуется; комментарии премодерируются. Хотите аватарку? Зарегистрируйтесь под своим e-mail на Gravatar.com и сохраните там своё личико. Оно тотчас проявится здесь!

Читательских комментариев на «Счастье слова»: 10970.

Проверьте силу таланта
Вы писатель.
Вас захвалили.
Нужна оценка таланта?
Приготовьте рукопись!

52 ответа

  1. Десять с лишним лет назад я написал это эссе. И не могу сказать, что нынче передумал. Всё так и есть: те, кто идёт дорогой чужой, уходят от счастья.

  2. Счастье — это присутствие чуда… (с) Как это похоже на правду!
    И вообще… мысль, может, и не новая, но какая-то подзабытая, потерянная… как иголка в стоге информационного сена. Здорово и спасибо ;) за находку (или нахождение?..):)

  3. Эссе лишь касается одного края вопроса… Очень иногда притянуто и не очень полно и зрело. …На мой сегодняшний взгляд. Фатализм, перепутаны причины и следствия… Частное выведено как массовое, общее… А право выбора — это вообще качество и свойство свободы личной и общественной. И уж никак не может быть каким-то пугалом — причиной личных ошибок или глупостей. Причина вовсе иная и это очевидно.

  4. Наймите редактора и литературного обработчика
    Доведите текст до совершенства. Создайте свою книгу.
    Покажите свои рассказы или свой роман писателю и редактору
    Проверьте силу своего таланта. Покажите рукопись писателю. Закажите разбор рассказа или романного отрывка.
    Возьмите уроки писательского мастерства
    Научитесь понимать художественное слово. Выправьте собственный текст под руководством прозаика.
    Придайте своим сказкам литературную форму
    Подарите детям и внукам сказку! Писатель превратит вашу сказочную историю в литературное произведение.
    Этого мало? Загляните в волшебный каталог!
    Познакомьтесь со всеми умениями Олега Чувакина. Выберите какое-нибудь.
  5. А я несколько иначе вижу суть этого эссе. Олег ведь не отрицает ценность свободы выбора, но, как мне показалось, подчёркивает, что выбор — это потребительская категория (всё же). И что именно потребительский выбор (где-то он приемлем и ценен и полезен — ведь это не отрицается) становится средством принятия решений в вопросах, требующих чего-то большего или даже принципиально иного, чем потребительский выбор. И здесь ведь автор, по-моему, не претендует на решение «проблемы», он лишь указывает на одну из возможных ошибок: задумайтесь, куда мы придём, если будем верность измерять тем сантиметром, которым давеча измерили талию, а любовь взвешивать кухонными весами. Ну и т.п.

    Ну и по теме:

    «И тут меня вдруг обожгло озарение — для каждого есть своя «должность», но ни для кого нет такой, которую он мог бы сам выбрать, описать и исполнять, как ему вздумается. Неверно желать новых богов, совершенно неверно желать что-то дать миру! Никакой, никакой, никакой обязанности не существует для пробудившихся людей, кроме одной: искать себя, укрепляться внутри себя, нащупывать свой собственный путь вперед, куда бы он ни привел… Это глубоко потрясло меня, и таков был для меня итог пережитого. Прежде я часто играл с образами будущего, мечтал о ролях, которые могли быть уготовлены мне, — поэта, может быть, или пророка, или мага, или еще кого-нибудь. Все это был вздор. Я не для того пришел в мир, чтобы сочинять стихи, чтобы проповедовать, чтобы писать картины, ни я, ни кто-либо другой не приходил в мир для этого. Все получалось лишь попутно. Истинное призвание каждого состоит только в одном — прийти к самому себе. Кем бы он под конец ни стал — поэтом, безумцем или пророком, — это не его дело и в конечном счете неважно. Его дело — найти собственную, а не любую судьбу, и отдаться ей внутренне, безраздельно и непоколебимо. Все прочее — это половинчатость, это попытка улизнуть, это уход назад, в идеалы толпы, это приспособленчество и страх перед собственной сутью. Во всей своей ужасности и священности вставала передо мной эта новая картина, о которой я не раз догадывался, которую, может быть, часто уже облекал в слова, но которую действительно увидел только теперь. Я — это бросок природы, бросок в неизвестность, может быть, в новое, может быть, в никуда, и сделать этот бросок из бездны действенным, почувствовать в себе его волю и полностью претворить ее в собственную — только в этом мое призвание. Только в этом!» (с) Демиан. Гессе

    1. «…если будем верность измерять тем сантиметром, которым давеча измерили талию, а любовь взвешивать кухонными весами». Браво! Сибирский деревенский философ кланяется внимательной читательнице.

    2. Ириша, спасибо за перевод, но я вроде понял, чего наш Олег сказал тут…. :))))

  6. Понял! Счастье не в постоянном поиске. Поиск это динамичное состояние, а счастье статичное.

    1. Верно. Если человек осознал, что смысл жизни и счастье — единое целое, и одно без другого невозможно, динамика переходит в статику. Скажу русской поговоркой: от добра добра не ищут. Если ты достиг многого на своём поприще, полностью реализовал свои способности, раскрылся, никакой иной выбор тебе не нужен. Некоторые мудрые товарищи говорят, что ожидание счастья даже лучше самого счастья. По сути, ожидание (стремление) есть динамика, достижение — статика.

    2. Олег и остальные… Тут счастье-несчастье,выбор-судьба как-то смешались и то к одному, то к другому… :) Сам выбор и его возможность — благо несомненное…. это категория НЕ КАЧЕСТВЕННАЯ. Он или есть, или его нет — плохое или хорошее может быть результатом действа — выбора. А это уже зависит от тебя и обстоятельств. Как и оценка результатов, когда кто-то (а таких немного на самом деле) сожалеет о неверно выбранном пути, если он всё же благополучен. И что такое счастье? Даже если ты неправильно пошёл, то в течение жизни ты испытывал много раз и счастье, и горе, и массу прочего — счапстье — это момент лишь… А вот результаты достижений в сумме по прожитому и их оценка собой могут не совпадать со счастьем на этот момент. Ты «натворил» много хорошего и создал много добра, но вот сейчас ты подумал, что мог бы жить иначе и ты несчастен — это сплошь и рядом. А говорить, что кто-то выбрал материальное,прожил, не задумываясь (идиот?) и потом остатки шевелюры треплет, горюя о своём упущеном возвышенном — это, простите, штамп и даже не трёхмерный…

    3. Одно из печальных качеств нашей жизни — это проблема выбора. Она мучает, терзает, ломает копья, но все равно человек сделает неправильный выбор. Да, это его выбор, но приведет ли он к нужному для него результату. Даже, если ему сейчас кажется , что нашел, то завтра разочаруется. Есть один вариант. Соединить свою волю с волей Божией. Выбор всегда правильный и головоломки нет.

    4. Если выбор есть всегда… то почему нельзя выбрать счастье, а не горе… А если это невозможно, значит человек все -таки не так уж свободен и не такое уж это благо — выбор…

    5. Дмитрий Колосков :)))))) Дмитрий… Тут не только замены слова-понятия не заметили… С логикой тут вольно очень у нас… Эмоции — основной растворитель смысла…

    6. Ага, любимые мною Сергей и Дмитрий решили померяться логикой :)) Разрешиться втиснуться :)
      Зачем забывать, что любое понятие в ней принято определять в двух ракурсах (как минимум): в широком и узком.
      Равно и логика: формальная и диалектика (к слову, формальная логика — это логика класса «река-море», более маневренная, внятная, экономная, но в океан философии на ней не сильно не сплаваешь).

      А если смотреть системно, то любая абстрактная категория, сведённая к одному ракурсу (чаще узкому — это очень любят делать формальные логики, полагая, что это они так опровергают выводы, сделанные на уровне системной) выглядит однобоко и, мягко говоря, недостоверно (как на той картинке, где брусок отражается на трёх гранях куба разными геометрическими фигурами, тогда как только в объёме мы получаем представление, как он выглядит на самом деле).
      Возвращаясь к эссе: я не заметила, чтоб Олег «сравнивал» «выбор» или «счастье» или там «выбор» и «поиск».

      Они несравнимы в ограниченных рамках формальной логики (нпотому вы с т.з. ф.л. и настаиваете на этом и правы совершенно!), но они ИССЛЕДУЕМЫ в системе. Автор лишь передвигается в гиперкубе и отмечает, что иногда не стоит себя ограничивать пределами одного уровня/пространства, надо выходить, ЗА ПРЕДЕЛЫ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ, ибо это почти то же, что судить о мире, глядя на него исключительно через лупу.

      И теперь — переходя к «подмене понятий и причинно-следственных связей».
      Уже было сказано — обсуждаются в эссе философские понятия. Каждый может понимать чуть по-своему. Например, то, что Аргус называет счастьем — гораздо ближе (в моём представлении) к ЭМОЦИИ. Счастье как эмоция. Окей (или лады — как там? ;), но ведь это только одна из граней.

      И, наконец, к главному (здесь уже можно придираться к каждому слову, кому это угодно — но меня это не смущает, потому как я всё же попробую объяснить эту мысль для тех, кто открыт к чужому мнению, а не только своему): человек видит возможности — как МОГЛА БЫ сложиться его жизнь. Но живёт человек строго конкретно, как бы кривой в этом пространстве. Так вот, счастье (статическое) — это когда человек осознаёт, что он идёт по СВОЕМУ пути… Блин, ну как это объяснить — это надо почувствовать. Когда всё вокруг будто помогает такому человеку. Когда чувствуешь свою связь СО ВСЕМ: с погодой, с событием, с птицей, которая вдруг спорхнула с ветки. Когда человек чувствует МИР: и поддержку, и противодействие извне. Он чувствует ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ с объективным, и себя — живой и динамической частью системы. Он чувствует СМЫСЛ.

      Это, наверное, некая противоположность абсурдизму. Вот что такое в моём понимание — статическое счастье (примерно).
      И достигается это именно НА ФОНЕ осознания ПРАВИЛЬНОСТИ своего пути для себя.
      На фундаменте такого статического счастья могут возникать какие угодно эмоции, в том числе, страдание (это нормально для человека — страдать в определённых ситуациях), меланхолия, временами — смятение, и прочие прочие нормальные спутники поиска (ведь поиск не прекращается никогда, тебе нужно идти дальше в русле себя, а значит, продолжать развивать, варьировать, детализировать или растушёвывать, перемещать акценты и всё такое), но все эти эмоции замешаны на статистическом счастье, в чём-то являются его потомками и следствиями, дополняются и продолжают его, помогают принять и плохое, и хорошее, потому что ощущаешь это плохое и хорошее как СВОЁ.

    7. Зачётку , пожалуйста… Труд гигантский! Меня убедил. но не изменил… :) Есть такая группа механизмов — инерцоиды…

    8. Так это ключевое!!! самая глупая цель в мире — кого-то менять! прелесть — услышать чьё-то чужое справедливое! даже если это справедливо только для него. счастье — внутреннее состояние, как можно спорить с человеком, который говорит: я счастлив… даже если он объясняет не так, как я себе представляю. можно подмечать сходства и отличия, можно учесть, можно порадоваться разнообразию… а только счастливых людей всегда видно. иногда — даже через монитор ;)

    9. .
      ..Счастлив и равновесен…
      Умных не надо песен…
      Реки из слов иссякли…
      Счастлив я жизнью — всякий…
      Счастлив в ладу с собою…
      Счастлив с тобой, с другою…
      Время лишь торопливо…
      Было б оно счастливо!..

    10. Тут не зачётку, тут красный диплом сразу надо выдавать… Irish Gam: «Это, наверное, некая противоположность абсурдизму». В точку! Цитата из эссе: «Человек, неосознанно или сознательно гасящий лучи своего счастья, истребляющий в себе личное предназначение, со временем разлагается духовно, уничтожает себя как личность, предается отупляющим ощущениям несостоятельности и абсурдности бытия». Вижу, я нашёл внимательную читательницу. А каждая такая человеческая находка осчастливливает меня вдвойне.

  7. Олег, совершенно согласен с Вашими мыслями… даже удивительно :) Пикассо как-то заметил, будучи, очевидно, в похожем состоянии: «я не ищу, я нахожу!» )))…. человек волен отклониться от своей сути или жить в согласии с ней и, достигнув однажды целостности, безусловно, он захочет лишь идти по собственному пути… всё остальное будет потерей. по-моему, так).

    1. Искандер, вижу, вы поняли меня на 100%. Это моё старое эссе — своего рода лакмусовая бумажка. Именно своего рода: тест на внимательность. Кое-кто даже не понял, о каком выборе идёт речь.

      «Всё остальное будет потерей…» И не только потерей. Говоря чеховским языком, это «остальное» может оказаться заеданием чужой жизни. Сталкиванием кого-то с его счастливой дороги…

    2. Искандер, я только одного не поняла… Чего это ты косишь под Винни Пуха, а?! вот это вот «по-моему так»… и это при живом-то… прям слов нет от возмущения ;))))))

    3. а я и не знал… есть особый Винни-стайл?)))… ох, как всё сурово))))… и тут пришёл Винни, и как дал в Пятачок…и понеслась… сказка)))))

  8. Хорошо и мудро… С намеком на известную цитату… Я надеюсь, что счастье вам выпало, а то ведь из вас мог получиться отличный философ! Спасибо!

    1. Спасибо, Ирина. Выпало. Писать — это то, что у меня получается лучше всего. Я в свой жизни не так уж поздно это понял — в тридцать с хвостиком лет. Хотя первые пробы пера были в восемь лет… Читателей, правда, мне очень не хватает, но это уже не вопрос способностей и «выбора», это вопрос эпохи… Литературу без философии я себе не представляю. Например, свою повесть «Мечта не может обмануть» я считаю философской. Да и короткий рассказ «Мой милый Махлеев» без философии не состоялся бы. Новая повесть «Кинотеатр» (сейчас заканчиваю её шлифовать) тоже не обошлась без любви к мудрости.

    2. Вам удалось «активировать» умы и вызвать любопытную дискуссию. Забавно! Здорово! Мне как-то все трудней воспринимать чисто философские умствования, и но и в правду, как кто-то написал «писатель, не философ»… Поэтому вашу философию можно просто душой чувствовать!

    3. Получилось так (за минувшие годы, потому как текст написан больше 10 лет назад), что я эту философию прожил. Для меня это самый убедительный аргумент, поскольку выбор — понятие исключительное личное, частное, что бы там ни писали некоторые спорщики. Счастлив лишь тот, кто идёт путём своих способностей. Кто талантов в себе не раскрыл, тот, наверное, плохо искал. Или не искал вовсе.

  9. тяжёл Гессе: добрался до последнего предложения — и забыл о чём говорит первое…

  10.  Мать вашу, грамотеев, виселицы о вас плачут! Какая тупость в русский великий и могучий заразу «имхо» занесла? Пошлое и тупое «мероприятие» ваша работа?
     Родился — «мероприятие», вырос — оно, в тюрьму посадили — «меры приняли», женился — «мероприятие», скоро и война в разряд «мероприятий» перейдёт? А «мало не покажется»? Предложение заднего прохода?
     Институт А.С. Пушкина не может удавить нивелирующую гадость «мероприятие», а, ведь, в стенах хранения русского языка, поди, и профессора кормятся?

    1. Спасибо, Ирина. Написано давно, но я до сих пор упорствую в своих заблуждениях. :)

  11. Автор и не думал, что его старое маленькое эссе вызовет столько откликов и породит долгую и увлекательную дискуссию. Деревенский философ благодарит отзывчивых (в прямом смысле) читателей и поднимает за них рюмочку самогона. Будьте здоровы, друзья!

    1. …вооот -вот… в то самое место! Дело стОящее…. А остальную шайку я не знаю… кликухи и погоняла… :) ))))

  12. Столько умных слов и разных рассуждений. Я уже высказывался, но видимо все в трубу. Только спонтанность, и никакого больше выбора. Голос Божий перекрывает любой человеческий разум.

  13. Мир огромен и разнообразен. Мир слов и смыслов ещё огромнее и могущественней))). Выбор ( или приоритет))) не так страшен, а иногда и жизненно необходим. Выбор — это решение. Решение нести ответственность за любой результат в конце выполнения определенной задачи ( кратко или долгосрочной). А счастье — это осознание правильности, цельности принятого решения. Удовольствие (а не страдание) от /при выполнения/и намеченного. Радость сопутствующая каждодневному труду в выбранном направлении. Удовольствие и радость — непременные составляющие счастья. И именно оттачивая опыт, учась на прошлых ошибках, выбирать правильно свой путь, прислушиваясь к своему внутреннему мироощущению, человек находит свой путь, свою дорогу, свой смысл. Иногда долго и тяжело. Но и тогда с благодарностью смотрит на каждый свой выбор, каждую свою ошибку и понимает, не будь их, не будет и его, того, кто сейчас смотрит в прошлое без сожаления, но с радостью и благодарностью к тому себе, что когда-то принимал решения, делал выбор, принимал ответственность, расставлял, как вехи, приоритеты. Не нужно демонизировать слова. Дело не в них. А в нас ))) с уважением

  14. Бессилие порождается неверием. Кто верит что выбора нет — его и не будет.

  15. ..выбрать и выжить или найти и умереть..(с). Олег, так честно и искренне..спасибо.

    1. Точно. Как раз нахожусь в подобной ситуации -поиске своего пути. Ушла оттуда, где «тепло и сыро»….в надежде нащупать, найти свое предназначение.

  16. С детских лет не было выбора !
    Никакого.
    Да и сейчас не наблюдаю особо.

  17. Забавно, но само существование текста «Выбора нет» утверждает обратное сказанному в заголовке — выбор есть, любая фиксация мысли текстом свидетельствует о завершении акта выбора. Предлагаю укрепить здесь метафизику каплей логики. И сначала предлагаю расставить термины по полочкам, уточнив значение «счастья».

    Чувства делятся на внешние и внутренние. Внешние — ощущения, интерпретации сигналов тела, можно привязать к рецепторам и участкам. Внутренние привязать к чему-то физическому не получается, они из ниоткуда появляются во внутреннем пространстве, их источник находится в сочетании ситуаций, состояний и настроений.

    Все чувства, попадающие на уровень сознания, являются инструментами разума — бессознательное пытается повлиять на решения, изменить поведение в нужную сторону. Чувства с ярко выраженным влиянием на поведение относим к эмоциям. Длительное чувство с мысленным повтором ситуации называем переживанием.

    Внутренние чувства бывают приятные и неприятные — все являются полезными инструментами. Механизм оценок применим ко всему, включая сами чувства, поэтому порождаются чувства вторичные — человек не хочет иметь дел с неприятным, использует тактические уловки для избегания, зато с приятным старается продлить соприкосновение и пытается нарочно вызвать срабатывание этого понравившегося инструмента.

    Приятные чувства производятся разными механизмами и стремятся к разным целям: предвкушение, поток, достижение и что-то еще. Даже приятие можно найти в трех разных парах: телесные аппетит с отвращением, социальные гордость со стыдом, а также более универсальные приятие с неприятием из механизма оценок. Любое из приятных чувств можно внести в категорию удовольствия. Если удовольствие длится подолгу и не прерывается сильным неудовольствием, то начинаем говорить про счастье.

    Счастье — это не нечто цельное, не среда и не состояние, но комплексная оценка сочетания разных факторов, соответственно ошибкой является попытка сделать его самодостаточной целью. Любое воспевание счастья или противопоставление его чему бы то ни было лишь отдаляет человека от понимания происходящего с человеком.

    Смысл — оценка то ли обоснованности, то ли логичности, то ли будущей полезности чего-то. Осознанным поиском смысла занимаются только тогда, когда что-то не устраивает, но избавиться от этого нельзя, а значит нужно переосмыслить и найти оправдание существованию этого, которое неприятно. Смысл относится не к мирозданию, но лишь к внутреннему приятию, нет необходимости делать его самоцелью или приравнивать к метафизическому «Пути».

    Выбор — результат работы механизма выбора, еще одного полезного инструмента разума. Если любой инструмент использовать избыточно или не по назначению, то он начинает приносить вред, да. Но сломать счастье можно десятками разных способов. Ставить выбор во главу угла — это как-то чересчур сильно.

    Нео, поговорив с архитектором Матрицы, тоже пришел к выводу, что The Problem is Choice. Но у нас есть право не соглашаться с другими авторами. Матрица была бы мертва, если бы люди не прилагали сил к поиску и предпочтению, довольствуясь лишь нахождением или обнаружением. И люди бы вымерли вскоре после краха Матрицы.

    В мире нет ничего однозначно хорошего или плохого. Плохи обычно крайности, будь то страстное стремление к рациональности выборов или бездумности абстрактного счастья. Отсюда следует вывод — учитесь пользоваться инструментами, стремитесь к балансу, и будет вам счастье.

Отзовитесь!

E-mail не публикуется. Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.