
Я, Олег Чувакин, взял интервью у себя. Сорок минут говорил с собою о литературе, читателях, писателях, смысле жизни, счастье и будущем.
* * *
Коснитесь карандашика: он живой! Олег Чувакин выправит, обработает, допишет ваши рассказы, сказки, повести, романы; робкие наброски превратит в совершенный текст. 29 лет практики (с 1994). Олег разберёт ваши ошибки, промахи и недочёты, даст полезные советы и научит им следовать. Поднять слабый черновик до подлинно литературного уровня? Будет сделано!
— Что тебя ведёт, когда ты создаёшь тексты? Вдохновение, привычка к письменной работе, тяга к слову, сюжет, появившийся из жизни, влияние какого-нибудь автора? Выбери главное и ответь одним словом.
— Отчаяние.
— Твоя основная тема.
— Счастье.
— В чём заключается счастье?
— Это излучение смысла жизни. Кто-то видит счастье в любви к детям или супругу, но ведь это любовь. Кто-то объявляет счастье отсутствием несчастья (Солоухин), но это лишь побег от определения. Кто-то находит счастье исключительно психологическим понятием, которому, ежели почитать труды разных специалистов, единого определения не найдёшь. Я не думаю, что человек может быть счастлив, не имея жизненного смысла. Ещё Франкл писал о молодых самоубийцах-американцах, которые сводят с жизнью счёты не из-за неразделённой любви, не из-за денег, а по причине утраты смысла жизни. Радость обретения себя, раскрытия своих талантов и способностей и принесение их в дар человечеству и есть счастье. Смысл жизни — вот единственный источник счастья. Те, кто подлинного смысла не отыскал, заменяют его суррогатами радости: водкой, наркотиками, праздными развлечениями, поисками острых ощущений и пр. Человек без смысла жизни испытывает скуку и хандрит, несмотря на развлечения. Если б я верил в божественную душу, я б сказал: душа такого человека гниёт и дурно пахнет.
— Есть ли будущее у литературы?
— У неё и настоящего-то нет. Литература — это страницы прошлого.

— Ты говоришь о смерти литературы, но сам пишешь. Это не противоречие?
— Я последний мамонт.
— Ты сочиняешь на бумаге или непременно на компьютере?
— Могу и так, и эдак. Обрывки бумажек всегда рядом: схватил — записал. С этим тянуть нельзя, не то мысль ускользнёт, рассказ что-то потеряет. Я слишком люблю себя и своих читателей, чтобы допустить такую потерю.
— Часто авторы говорят: я, мол, пишу для себя. А у тебя как с этим?
— Я пишу для читателей. Для себя ведут дневник. Сочинять для себя роман или рассказ значит быть психически больным или, в лучшем случае, самообманываться. Книга — она для публики. И самое большое горе для автора — писать в стол.
— Существует множество курсов для начинающих писателей, есть специальные факультеты и целый литинститут. Как выучиться на писателя?
— Читать книги. Книга — источник открытый. Тот, кто, читая книгу, не видит, как она сделана, писателем не станет. Институты и курсы ему не помогут. Также советую помнить, что у Лескова с Буниным образования было десять классов гимназии на двоих, Толстой не окончил университета, Клиффорд Саймак университет на середине бросил, а Рэй Брэдбери ограничился школой и несколькими месяцами заштатного колледжа. Последний в своём противлении образованию заходил так далеко, что отговаривал начинающих писателей (например, Дэна Хаона) учиться.
— Кто такой художник слова?
— Это давно определил Иван Бунин: художник слова — это тот, кто, когда пишет, видит то, что пишет.
— Твои первейшие литературные учителя.
— Чехов и Брэдбери.
— Такие разные?
— Если бы Чехов писал фантастику и был романтиком, мне б хватило одного Чехова.
— Кто в первых рядах твоих любимых фантастов?
— Брэдбери, Саймак и Шекли. Первые во втором ряду — Хайнлайн и Уэллс. А ещё есть прекрасная женщина — Мария Корелли. Роман «Скорбь сатаны» произвёл на меня большое впечатление. Незабываемы и Иван Ефремов и Исай Давыдов. «Час Быка» и «Я вернусь через 1000 лет» — книги настолько хорошие, памятные, что равных им в России до сих пор не написали. Впрочем, и не напишут. Нынешние серийщики-сериальщики способны производить только какие-то безъязыкие «зоны» да «сталкеров», нечто вроде бесконечной компьютерной игры с ярусами-уровнями. Весь этот мусор — такая же мертвечина, как, скажем, новости. Высокий романтический текст слабакам-макулатурщикам не по плечу. Именно потому книги XX века постоянно переиздаются, а современные романчики умирают, не пережив собственной серии.
— Ты веришь в светлое будущее?
— Мои герои отвечают на этот вопрос, мне грех повторяться.
Коснитесь рожицы: она живая! Научитесь править свои рассказы у редактора. Обучение только на ваших текстах. Никаких теоретических лекций и курсов. Чистая практика. Уроки правки с пояснениями, указаниями и образцами. Олег Чувакин подскажет, как развить ваши задумки. Он зарядит сюжетные ружья, а вы пальнёте!
— Пожелай что-нибудь своим читателям.
— Желаю вам, дорогие мои, отыскать свой смысл жизни и никогда не размениваться на чепуху. И да улыбнётся вам фортуна!
© Олег Чувакин, 23 марта 2018
Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.
Номинант международного конкурса В. П. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).
Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).
Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).
Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).
Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).
По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.
Олег Чувакин. Прозаик. Редактор. Литературный обработчик. Вдохновитель

Садишься за письменный стол с намерением сочинять? Намерение похвальное! Писать книги — верная дорога к богатству и славе.

Не можешь заставить себя писать каждый день? Литературная совесть ест тебя поедом? Не огорчайся! Знай: есть пять способов решить мучительный вопрос.

Творческий метод писателя. От Чехова до Вудхауза, от Сименона до Саймака. Расскажите и вы о своём подходе!

Экономика рассказа. Как продать рассказ и кому? Сколько за это заплатят? Выгодно ли производить литературу?

Как узнать, имеет ли человек писательский талант? Есть ли точный ответ на этот вопрос? Да, есть.

Писать книги. Легко ли это? Сел за стол, открыл ноутбук, набарабанил сколько-то тысяч знаков — рассказ готов, опубликовать его! Так можно? Нет. Но все думают, что можно.

Как создать увлекательный сюжет? Как вывести книжного героя, которого непременно полюбит публика? Как написать захватывающую историю и искупаться в лучах славы?

Единственная причина, по которой тебе следует написать роман, — необходимость сказать что-то людям. Ты должен это сказать. Ты садишься за стол и пишешь.

Как становятся писателями? Никак. Ими рождаются. У вас нет ни слуха, ни гибкости пальцев? Оставьте в покое скрипку. Нет тяги к литературе и отсутствует «ген грамотности»? Сожгите свою писанину.

Полезные советы начинающим писателям. Как приучить себя к систематическому литературному труду и добиться красоты слога. Как перестать мучиться и начать творить.

Научиться писать свои истории несложно. Усаживаетесь в кресло, заносите пальчики над клавиатурой… Уже слышали такие советы? Над вами подшутили! Есть правила, без которых историю не написать.

Неверно заданный темп повествования приведёт к ямам в композиции, ломаному ритму и в итоге к полному авторскому провалу. Литературное произведение не состоится.
8 ответов
Спасибо). Это было прекрасно!
Всегда пожалуйста, счастливая! Кстати, скоро грянет новый конкурс. Старт состоится в вашем любимом месяце апреле.
Спасибо, Олег! Это оригинально!)) Пишите! Мы читаем!))
Благодарю вас, Наталья! Я пишу каждый день. Скоро поспеет в моей творческой духовке новый лирический рассказ.
Желаю Вашему сайту долгих лет жизни и Вам лично, умному и увлеченному человеку.
Я же ищу возможность просто опубликовать мое эссе и обязательно под
псевдонимом.
Спасибо. Увы, конкурсов эссе я не провожу и чужие эссе на сайте не публикую.
Интересно. Удивили.
Очень искренне )
Спасибо )