Я, Олег Чувакин, взял интервью у себя. Сорок минут говорил с собою о литературе, читателях, писателях, смысле жизни, счастье и будущем.
* * *
— Что тебя ведёт, когда ты создаёшь тексты? Вдохновение, привычка к письменной работе, тяга к слову, сюжет, появившийся из жизни, влияние какого-нибудь автора? Выбери главное и ответь одним словом.
— Отчаяние.
— Твоя основная тема.
— Счастье.
— В чём заключается счастье?
— Это излучение смысла жизни. Кто-то видит счастье в любви к детям или супругу, но ведь это любовь. Кто-то объявляет счастье отсутствием несчастья (Солоухин), но это лишь побег от определения. Кто-то находит счастье исключительно психологическим понятием, которому, ежели почитать труды разных специалистов, единого определения не найдёшь. Я не думаю, что человек может быть счастлив, не имея жизненного смысла. Ещё Франкл писал о молодых самоубийцах-американцах, которые сводят с жизнью счёты не из-за неразделённой любви, не из-за денег, а по причине утраты смысла жизни. Радость обретения себя, раскрытия своих талантов и способностей и принесение их в дар человечеству и есть счастье. Смысл жизни — вот единственный источник счастья. Те, кто подлинного смысла не отыскал, заменяют его суррогатами радости: водкой, наркотиками, праздными развлечениями, поисками острых ощущений и пр. Человек без смысла жизни испытывает скуку и хандрит, несмотря на развлечения. Если б я верил в божественную душу, я б сказал: душа такого человека гниёт и дурно пахнет.
— Есть ли будущее у литературы?
— У неё и настоящего-то нет. Литература — это страницы прошлого.
— Ты говоришь о смерти литературы, но сам пишешь. Это не противоречие?
Кому показать рассказ или роман? Писателю! Проверьте свой литературный талант. Закажите детальный разбор рукописи или её фрагмента.
— Я последний мамонт.
— Ты сочиняешь на бумаге или непременно на компьютере?
— Могу и так, и эдак. Обрывки бумажек всегда рядом: схватил — записал. С этим тянуть нельзя, не то мысль ускользнёт, рассказ что-то потеряет. Я слишком люблю себя и своих читателей, чтобы допустить такую потерю.
— Часто авторы говорят: я, мол, пишу для себя. А у тебя как с этим?
— Я пишу для читателей. Для себя ведут дневник. Сочинять для себя роман или рассказ значит быть психически больным или, в лучшем случае, самообманываться. Книга — она для публики. И самое большое горе для автора — писать в стол.
— Существует множество курсов для начинающих писателей, есть специальные факультеты и целый литинститут. Как выучиться на писателя?
— Читать книги. Книга — источник открытый. Тот, кто, читая книгу, не видит, как она сделана, писателем не станет. Институты и курсы ему не помогут. Также советую помнить, что у Лескова с Буниным образования было десять классов гимназии на двоих, Толстой не окончил университета, Клиффорд Саймак университет на середине бросил, а Рэй Брэдбери ограничился школой и несколькими месяцами заштатного колледжа. Последний в своём противлении образованию заходил так далеко, что отговаривал начинающих писателей (например, Дэна Хаона) учиться.
— Кто такой художник слова?
— Это давно определил Иван Бунин: художник слова — это тот, кто, когда пишет, видит то, что пишет.
— Твои первейшие литературные учителя.
— Чехов и Брэдбери.
— Такие разные?
— Если бы Чехов писал фантастику и был романтиком, мне б хватило одного Чехова.
— Кто в первых рядах твоих любимых фантастов?
— Брэдбери, Саймак и Шекли. Первые во втором ряду — Хайнлайн и Уэллс. А ещё есть прекрасная женщина — Мария Корелли. Роман «Скорбь сатаны» произвёл на меня большое впечатление. Незабываемы и Иван Ефремов и Исай Давыдов. «Час Быка» и «Я вернусь через 1000 лет» — книги настолько хорошие, памятные, что равных им в России до сих пор не написали. Впрочем, и не напишут. Нынешние серийщики-сериальщики способны производить только какие-то безъязыкие «зоны» да «сталкеров», нечто вроде бесконечной компьютерной игры с ярусами-уровнями. Весь этот мусор — такая же мертвечина, как, скажем, новости. Высокий романтический текст слабакам-макулатурщикам не по плечу. Именно потому книги XX века постоянно переиздаются, а современные романчики умирают, не пережив собственной серии.
— Ты веришь в светлое будущее?
— Мои герои отвечают на этот вопрос, мне грех повторяться.
Всего один урок. С вашим текстом. Вы и писатель. Больше никого. За 120 минут вы научитесь избавляться от типичных ошибок в сюжете, композиции и стиле. Закрепив полученные навыки, вы сможете обходиться без редактора.
— Пожелай что-нибудь своим читателям.
— Желаю вам, дорогие мои, отыскать свой смысл жизни и никогда не размениваться на чепуху. И да улыбнётся вам фортуна!
© Олег Чувакин, 23 марта 2018
8 отзывов
Спасибо). Это было прекрасно!
Всегда пожалуйста, счастливая! Кстати, скоро грянет новый конкурс. Старт состоится в вашем любимом месяце апреле.
Спасибо, Олег! Это оригинально!)) Пишите! Мы читаем!))
Благодарю вас, Наталья! Я пишу каждый день. Скоро поспеет в моей творческой духовке новый лирический рассказ.
Желаю Вашему сайту долгих лет жизни и Вам лично, умному и увлеченному человеку.
Я же ищу возможность просто опубликовать мое эссе и обязательно под
псевдонимом.
Спасибо. Увы, конкурсов эссе я не провожу и чужие эссе на сайте не публикую.
Интересно. Удивили.
Очень искренне )
Спасибо )