Интервью с самим собой

Интервью у писателя, о читателях, литературе, о писателях, смысле жизни и счастье

Олег Чувакин
Олег Чувакин
Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

 

Я, Олег Чувакин, взял интервью у себя. Сорок минут говорил с собою о литературе, читателях, писателях, смысле жизни, счастье и будущем.

 

* * *

Три в одном: писатель, редактор, литобработчик
Олег Чувакин выправит, обработает, допишет ваши рассказы, сказки, повести, романы; робкие наброски превратит в совершенный текст. 30 лет практики (с 1994). Олег разберёт ваши ошибки, промахи и недочёты, даст полезные советы и научит им следовать. Поднять слабый черновик до подлинно литературного уровня? Будет сделано!

 

— Что тебя ведёт, когда ты создаёшь тексты? Вдохновение, привычка к письменной работе, тяга к слову, сюжет, появившийся из жизни, влияние какого-нибудь автора? Выбери главное и ответь одним словом.

— Отчаяние.

— Твоя основная тема.

— Счастье.

— В чём заключается счастье?

— Это излучение смысла жизни. Кто-то видит счастье в любви к детям или супругу, но ведь это любовь. Кто-то объявляет счастье отсутствием несчастья (Солоухин), но это лишь побег от определения. Кто-то находит счастье исключительно психологическим понятием, которому, ежели почитать труды разных специалистов, единого определения не найдёшь. Я не думаю, что человек может быть счастлив, не имея жизненного смысла. Ещё Франкл писал о молодых самоубийцах-американцах, которые сводят с жизнью счёты не из-за неразделённой любви, не из-за денег, а по причине утраты смысла жизни. Радость обретения себя, раскрытия своих талантов и способностей и принесение их в дар человечеству и есть счастье. Смысл жизни — вот единственный источник счастья. Те, кто подлинного смысла не отыскал, заменяют его суррогатами радости: водкой, наркотиками, праздными развлечениями, поисками острых ощущений и пр. Человек без смысла жизни испытывает скуку и хандрит, несмотря на развлечения. Если б я верил в божественную душу, я б сказал: душа такого человека гниёт и дурно пахнет.

— Есть ли будущее у литературы?

— У неё и настоящего-то нет. Литература — это страницы прошлого.

— Ты говоришь о смерти литературы, но сам пишешь. Это не противоречие?

Author picture
Не спешите заказать редактуру. Не швыряйтесь деньгами. Сначала покажите свой рассказ или отрывок романа

Кому показать рассказ или роман? Писателю! Проверьте свой литературный талант. Закажите детальный разбор рукописи или её фрагмента.

— Я последний мамонт.

— Ты сочиняешь на бумаге или непременно на компьютере?

— Могу и так, и эдак. Обрывки бумажек всегда рядом: схватил — записал. С этим тянуть нельзя, не то мысль ускользнёт, рассказ что-то потеряет. Я слишком люблю себя и своих читателей, чтобы допустить такую потерю.

— Часто авторы говорят: я, мол, пишу для себя. А у тебя как с этим?

— Я пишу для читателей. Для себя ведут дневник. Сочинять для себя роман или рассказ значит быть психически больным или, в лучшем случае, самообманываться. Книга — она для публики. И самое большое горе для автора — писать в стол.

— Существует множество курсов для начинающих писателей, есть специальные факультеты и целый литинститут. Как выучиться на писателя?

— Читать книги. Книга — источник открытый. Тот, кто, читая книгу, не видит, как она сделана, писателем не станет. Институты и курсы ему не помогут. Также советую помнить, что у Лескова с Буниным образования было десять классов гимназии на двоих, Толстой не окончил университета, Клиффорд Саймак университет на середине бросил, а Рэй Брэдбери ограничился школой и несколькими месяцами заштатного колледжа. Последний в своём противлении образованию заходил так далеко, что отговаривал начинающих писателей (например, Дэна Хаона) учиться.

— Кто такой художник слова?

— Это давно определил Иван Бунин: художник слова — это тот, кто, когда пишет, видит то, что пишет.

— Твои первейшие литературные учителя.

Чехов и Брэдбери.

— Такие разные?

— Если бы Чехов писал фантастику и был романтиком, мне б хватило одного Чехова.

— Кто в первых рядах твоих любимых фантастов?

Брэдбери, Саймак и Шекли. Первые во втором ряду — Хайнлайн и Уэллс. А ещё есть прекрасная женщина — Мария Корелли. Роман «Скорбь сатаны» произвёл на меня большое впечатление. Незабываемы и Иван Ефремов и Исай Давыдов. «Час Быка» и «Я вернусь через 1000 лет» — книги настолько хорошие, памятные, что равных им в России до сих пор не написали. Впрочем, и не напишут. Нынешние серийщики-сериальщики способны производить только какие-то безъязыкие «зоны» да «сталкеров», нечто вроде бесконечной компьютерной игры с ярусами-уровнями. Весь этот мусор — такая же мертвечина, как, скажем, новости. Высокий романтический текст слабакам-макулатурщикам не по плечу. Именно потому книги XX века постоянно переиздаются, а современные романчики умирают, не пережив собственной серии.

— Ты веришь в светлое будущее?

— Мои герои отвечают на этот вопрос, мне грех повторяться.

Стать писателем за два часа?

Всего один урок. С вашим текстом. Вы и писатель. Больше никого. За 120 минут вы научитесь избавляться от типичных ошибок в сюжете, композиции и стиле. Закрепив полученные навыки, вы сможете обходиться без редактора.

— Пожелай что-нибудь своим читателям.

— Желаю вам, дорогие мои, отыскать свой смысл жизни и никогда не размениваться на чепуху. И да улыбнётся вам фортуна!

 

© Олег Чувакин, 23 марта 2018

Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Интервью с самим собой»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

8 отзывов

    1. Всегда пожалуйста, счастливая! Кстати, скоро грянет новый конкурс. Старт состоится в вашем любимом месяце апреле.

    1. Благодарю вас, Наталья! Я пишу каждый день. Скоро поспеет в моей творческой духовке новый лирический рассказ.

  1. Желаю Вашему сайту долгих лет жизни и Вам лично, умному и увлеченному человеку.
    Я же ищу возможность просто опубликовать мое эссе и обязательно под
    псевдонимом.

    1. Спасибо. Увы, конкурсов эссе я не провожу и чужие эссе на сайте не публикую.

Добавить комментарий для Василиса Отменить ответ

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.

Как стать писателем?
Как обойтись без редакторов и курсов?
Author picture

Возьмите у меня всего один урок. Я изучу ваш текст и выдам вам список типичных ошибок в стиле, композиции, сюжете. Вы одолеете их все при мне.

Станьте самому себе редактором!