Против пустышек и приспособленцев

Роман "Прецедент", идея справедливости, Настя, героиня, близкое будущее, судьба России

 

Отзыв участвует (точнее, не участвует) в конкурсе рецензий на роман «Прецедент».

Об авторе: Ольга Иванова.


 

Роман «Прецедент» считаю попыткой очень удачной. Прочла две опубликованные рецензии: женскую — Оксаны Родионовой и мужскую — Ильи Сапана. Кое в чем разделяю мнение Ильи, но не столь категорично. Должна признаться, со стороны Олега очень смело опубликовать такое мнение о романе. Но каждый читатель имеет право на свое восприятие.

Начну с рецензий. Оксана удивлена и расстроена, что между Настей и Русланом в «отпуске» ничего не произошло. Руслан любит свою жену и выполняет важное ответственное задание ФСБ. Продолжение в гостинице в данном случае выглядело бы распущенностью главного героя. К тому же оба в тревоге и скрытом напряжении: как пройдет судебный процесс, и главное — доедут ли, не убьют ли по дороге? Легкомысленно давать волю своим инстинктам в таких обстоятельствах. Инстинкты не работают, когда нервы на пределе. Автор правильно стоит на страже семейных ценностей и отношений. Между Аней, Русланом и Настей и без этого любовный треугольник случился. Намек на это в конце дан. Конечно, Настя восхищена супергероем Русланом, да и как можно им не восхититься?

Предполагаю и вторую причину того, что автор не допустил между ними близких отношений. При прочтении возникла мысль, что Настя в следующей книге «предназначается» для Кристофера. Возможно, они друг друга полюбят. По крайней мере, он полюбит (хотелось бы, чтобы она ответила взаимностью). Так что ни к чему добродетельную Настю порочить перед читателями. Крис может полюбить только самую достойную русскую девушку, ведь он уже почти «наш» — русский по духу. Он увидел, что русские вовсе не враги американцев. Через рассуждения его персонажа затрагивается и извечная тема загадочной русской души. И Крис всем сердцем желает ее постичь. А Настя — не просто порядочная девушка, но и истинная гражданка своей страны, патриотка. Не задумываясь, она идет против воротил «Хроногаза», коварно замысливших государственный переворот и уничтожение России. Насте, глаза которой заглядывают в самую душу, не место в этом логове — среди пустышек-приспособленцев корпорации «с холодом и пустотой во взгляде». Она со своим правдолюбивым характером находится по другую сторону баррикад.

Теперь немного о «мелочах» в романе.

Наивность в нем, как в детской сказке, конечно, местами присутствует. Например, как Крис быстро по ЦРУ веленью, по моему хотенью превратился в русского. Чтобы стать настоящим русским, каким его описали, надо в России прожить не один десяток лет. Очень шустро Руслан прошел в ФСБ «курс молодого бойца»: тот же случай, что и с американцем, но только по ФСБ веленью, по моему хотенью.

Не очень поняла, с какой целью так долго и подробно по минутам и секундам описывается действия Руслана и Натальи перед столкновением автомобилей: его «Хонды» и ее «Фокуса». Эта героиня Наталья больше не появится в романе?

Олег Анатольевич писал, что в романе есть и юмор, но что-то я его не обнаружила. Или у меня нет чувства юмора?!))

Еще один отрывок:

Дальнейшая погоня потеряла смысл. Мужчина злобно скомандовал:

— Шустрый попался!.. Разворачивай на базу!

Поймала себя на мысли, что здесь чего-то недостает. Я бы написала: «Дальнейшая погоня потеряла смысл. «Шустрый попался!» — процедил сквозь зубы мужчина и злобно скомандовал: «Разворачивай на базу».

«Мелочи» закончились, продолжаю обзор.

Как мы знаем, действие романа разворачивается не сейчас, а в будущем, спустя n-ное число лет или два-три десятка лет.

Мне, в отличие от Оксаны, сцена расстрела в американском университете понравилась. А именно впечатлило поведение Криса, он один не испугался и обезвредил стрелка. После нее этот герой стал для меня исключительно положительным, несмотря на разные там идейные разногласия.

Сильная сцена, когда Руслан выложил бедной старушке все вырученные деньги, вместо того чтобы отбирать у нее последние крохи, впаривая дешевый электрочайник. Значит, не растерял он совесть на своей менеджерской работе по облапошиванию доверчивых сограждан. Бывая в разных домах, он видел, как кому живется в России.

Сколько ж таких стариков пропадает в деревнях большой страны! Да разве только стариков? <…> Те, кто всю жизнь проработал на заводах и фабриках, крепя мощь советского государства, ныне влачили самое жалкое существование. Их пенсии не хватало даже на хлеб с молоком. Среди новых нищих Руслан видел и состарившихся слесарей, и строителей, и шахтёров. Как вышло, что они, проработавшие десятки лет, в старости бедствуют?

Руслан не приемлет рыночной философии, называя ее фальшивой, когда человек труда вкалывает за станком по нескольку часов в день, но ему никогда не заработать столько, «сколько за день кладёт в кошелёк кто-нибудь из преуспевших господ». Обостренное чувство справедливости — основное качество всех положительных героев романа.

Ценность романа — в главной идее. А именно: есть в России люди, для которых понятия чести, справедливости, благородства — не пустой звук. Они бросают вызов «хозяевам мира», не желая подчиняться нечистым на руку зарвавшимся дельцам. Роман написан на злобу дня, многие картины взяты из нашей жизни. В нем заданы главные вопросы: «Как далеко люди готовы зайти ради денег и власти? Есть ли такая сила, что положит конец хищникам в человеческом обличье? Как бороться с теми, кто наделён государственной властью, но давно преступил все законы, писаные и неписаные?» Герои романа ищут на них ответы и не только противостоят этим хищникам, но и борются с ними.

Это Руслан, Настя, Ирина, Андрей Березин, Голутвин, Георгий Петрович, прокурор… и даже честный неравнодушный свидетель-бомж. Роман говорит нам, что смелые, порядочные люди страны, готовые сражаться за правду, не позволят России пропасть.

Жаль таких, как Максим Филатов, для которых приказ превыше всего, которые не знают, во имя чего отдают свою жизнь. До глубины души жаль! Ради чего семья потеряла кормильца семьи, заботливого и любящего мужа и отца?

Думаю, названную выше идейную платформу в романе придумал Олег Чувакин. Чего стоит выстроенная теория многоуровневой системы национальной безопасности! Без сомнения, она тоже его авторства.

Еще одна идея: спасение России не только в неравнодушных гражданах, честных людях в судебной системе, прокуратуре, но и в сильной Федеральной службе безопасности.

Служба выступает здесь проводником идеалов, действует как наиболее честное, борющееся за правду ведомство, которое хоть и прогнило кое-где (герой Антон Варнаков), но не в такой степени, как МВД. Главе МВД, допустившему растление своей структуры, ничего не остается, как застрелиться. Он прекрасно понимает, что своим тайным уговором с руководителем ФСБ о радикальном решении проблемы он запрограммировал свое самоуничтожение, а также расформирование и частично ликвидацию подчиненной структуры. Умный и опытный Георгий Петрович уверен, что иного выхода не существует. Но с его ли ведома отдавались приказы на уничтожение Насти и Руслана по пути в Измайловский суд? Или он уже абсолютно был не властен над своими заместителями?

Ну и, конечно, много уделено места автомобильной погоне, противостоянию Руслана и Насти службистам МВД на черных «мерседесах». Здесь происходят мыслимые и немыслимые события и ситуации, на грани возможного, на грани выживания. Действие захватывает, держит в напряжении…

Думаю, что стеклянный шар в романе отражает жизнь его обладателя (здесь — Руслана). Это своеобразный сигнализатор опасности и передряг, в которые попадает хозяин. Кроме того, шар-глобус с контурными картами указывает на место, где сейчас решается судьба мира, всей планеты, конечно, с участием Руслана.

Возвращаясь к отзыву Оксаны, соглашаюсь с тем, что бриллианты Олега как писателя, конечно, переливаются в каждой строке, в каждом речевом обороте. Возможно, причина того, что некоторым читателям (Илье) роман «не зашел», кроется в том, что многие герои придуманы не самим Олегом Чувакиным, а его соавтором. Тяжело и архисложно прорисовывать характер, вкладывать душу в неродных героев, даже блестяще владея словом. Все равно чего-то будет недоставать, и читатель это интуитивно почувствует. В любом случае, в характере героев будет проскальзывать взгляд со стороны. Это я к словам Ильи Сапана: в романе предлагается «Именно усвоить [информацию], а не вникнуть в неё, пропитаться ею, отождествить себя с нею». Может быть, поэтому огромный потенциал, который заложен в романе, для кого-то не дотягивает до ста процентов в восприятии. Но это лишь моя версия.

При всем этом должна сказать, что роман достоин продолжения. Обращаюсь к авторам. Роман и Олег, очень хочется узнать, что будет дальше! Не останавливайтесь, пишите. Будем ждать вторую книгу.

Думаю, что Руслан, Крис и Настя объединятся в борьбе против хитрого и коварного Мэндрида, одолеть которого будет непросто.

 

© Ольга Иванова

Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Против пустышек и приспособленцев»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

2 отзыва

  1. Ольга, вы, несомненно, прониклись романом. Жаль, не все сюжетные линии авторам удалось раскрыть для читателя в полной мере. Например, смысл расписанного поминутно дня аварии. Когда череда ничего не значащих событий из жизни одного человека, пересекается в критической точке с такой же цепочкой незначительных событий жизни другого человека. И эта точка становится отправной, а, порой, последней.

    Вы верно почувствовали недосказанное о Филатове. Для меня он важный персонаж. Его на самом деле жаль. Он стал заложником своего выбора. Сам запер себя в клетку, из которой не выбраться. И в последней схватке он знал, что его рука будет двигаться медленнее руки соперника. Сколько таких Филатовых в наших органах, кто знает. Которые могли бы служить во благо.

    И про Георгия Петровича, всё верно поняли. Его самоубийство, это намёк всем «сгнившим» служителям закона. На возможность сохранить остатки чести.

    А юмора в романе буквально несколько строк, поэтому он теряется в повествовании.

    Что касается идейной платформы, то (придётся похвастаться) — придумал её я. А Олег развил, украсил, причём существенно. Придал ей цельности. Если же говорить об описанных в романе уровнях безопасности, то они придуманы не мной. Эти уровни подробно описаны в серьёзной работе под названием «Концепция общественной безопасности России». Я лишь позаимствовал их оттуда.

    По поводу «честных ведомств» — я верю и знаю, что в наших спецслужбах, в армии были, есть и будут достойные офицеры, которым небезразлична судьба Родины. Которые бескомпромиссно боролись, борются и будут бороться с врагами внешними и внутренними.

    Ольга, ваши предположения о возможном развитии событий в продолжении романа (а оно обязательно будет) — позвольте оставить без ответов.

  2. Роман, спасибо за ответ и разъяснения. Вы так уверенно написали, что честные сотрудники в наших спецслужбах и правоохранительных органах существуют, что вселили уверенность и в меня – так оно и есть!

Добавить комментарий для Роман Отменить ответ

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.