Осип Иванович Дымов и Душечка Ионовна

Полное собрание сочинений Чехова, том 8, обложка, фото, рассказ Попрыгунья

Как Осип Степаныч из чеховской «Попрыгуньи» превратился в Осипа Ивановича. Краткий пересказ литературного произведения и его отличие от классического текста.

Picture of Олег Чувакин
Олег Чувакин
Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

Доктор из рассказа «Попрыгунья». Степаныч или Иваныч?

Вот восьмой том академического издания — полного собрания сочинений Чехова (М.: Наука, 1985). Вот седьмая страница. И вот Осип Степаныч Дымов, доктор из рассказа «Попрыгунья». Я не поленился вынуть том из книжного шкафа и сфотографировать страницу.

Попрыгунья, Наука, страница, фото, Осип Степаныч Дымов

В черновом варианте рассказа, названном автором «Великий человек», мы тоже встречаем Осипа не какого-нибудь, а Степаныча. Вот фотография чеховского черновика, помещённая в Википедию. Её может посмотреть и скопировать любой желающий, она является общественным достоянием.

Великий человек, Чехов, рукопись, черновик, фото

Герой известного рассказа А. П. Чехова никогда не был Ивановичем.

Вторая жизнь доктора Дымова

Отчего же я заговорил об отчестве Дымова? Неужели отыскались иные рукописные листы?

Не отыскались. Чехов черновики уничтожал; мало что сохранилось.

Спустя больше сотни лет после смерти Антона Павловича некоторые его персонажи, пройдя свозь время, обрели новую жизнь.

Упомянутый Степаныч в русскоязычном Интернете превратился в Ивановича.

Посмотрите на картинки. На скриншоты с сайтов, промышляющих краткими пересказами литературных текстов. Подобный пересказ содержания — сегодня модный бизнес. Зачем школьнику утруждаться, целый час читать длинный рассказ «Попрыгунья», когда можно пробежаться взглядом по краткому содержанию и таким-то простым способом подготовиться к уроку литературы?

Господа потребители, краткое содержание подано!

Не читают классиков не только ученики школ. Произведения, изучаемые в школах, не читают и те, кто производит в сети пересказы.

Задача промысловиков-рерайтеров — побыстрее заработать свою копеечку. И потому они анализируют не авторский текст, а берут за основу сочинение предыдущего рерайтера и пересказывают его содержание!

А там — Иванович.

Практикуется пересказ пересказа, списывание у списавшего. Невозможно установить, кто списал первым, кто исказил отчество Осипа Дымова изначально. Зато ясно другое: повторили искажённое многие. Герой рассказа и героиня обрели однокоренные отчества; оба, как уверяют господа рерайтеры, заполонившие «краткими содержаниями» разные сайты, произошли от Ивана.

Прозаик не стал бы сбивать читателя с толку и давать одинаковые отчества главным героям одного рассказа, ему и ей. Если, конечно, эти двое не брат и сестра. Но в «Попрыгунье» действуют муж и жена. Впрочем… Впрочем, сей художественный факт в наши печальные дни тоже может претерпеть метаморфозу. Ещё десяток-другой переписываний пересказанного, и мы познакомимся с братом и сестрой Дымовыми. Недалёк и тот день, когда он станет Ионычем, а она — Ионовной. Душечкой Ионовной, а?

Такое положение дел подтверждает давнее моё убеждение: страна наша ленится читать, зато трудолюбиво пишет.

Пусть учителя литературы не удивляются и не возмущаются при обнаружении проникшего в сочинения школьников Осипа Ивановича. В употреблении сего чужеродного отчества я вижу маркер: таким образом помечает сам себя тот, кто не читал и даже не открывал рассказ Чехова. (Говорю «не открывал» потому, что истинное отчество Дымова указано в первых же строках.) Следить за устной или письменной мыслью школьника, который не потрудился открыть книжку автора, но смело о его творчестве и его героях рассуждает, довольно-таки занимательно. Психологический эксперимент! Ведь ученик лжёт. Лжёт, не имея ни самоуважения, ни уважения к учителю.

© Олег Чувакин, 19-20 августа 2020
Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Осип Иванович Дымов и Душечка Ионовна»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

6 отзывов

  1. Осип Иванович Дымов вышел на первое место в топе поисковой машины. Эх! Поздравим чеховского великого человека!

    Герой

  2. Статья рвет душу. Да, дети не читают. А как их заставит, — разводят руками родители. Не хотят ничего делать, — жалуются учителя.

    Да, не хотят, потому что не можем заинтересовать, найти нужные слова, вдохновить. Гораздо проще закрыть на все глаза, пусть читают хоть что-то, лишь бы хоть как-то ответили на уроке. Так и быть нарисую оценку.
    Учитель ведь тоже человек, школьная нагрузка, да и семью никто не отменял – бытовые проблемы никуда не денутся. Делают, что могут. И на том спасибо.

    Вспомнился случай. Привели девочку. Начинаем заниматься. Если сказать, что к концу урока, захотелось рыдать, лучше не говорить ничего.

    Объясняю родителям: Как я могу научить девочку иностранному языку, если она два слова на родном языке связать не может. Нужно читать книги, много читать, развивать воображение. Решение проблемы только одно или забираете смартфон или мы расстаемся.
    К счастью, родители меня услышали, забрали телефон. Через три дня звонок: Вы не представляете у Марины (имя изменено) истерика, у нее зависимость, как у наркомана.
    Держитесь, — отвечаю, — желаю огромного терпения. Разговаривайте, придумывайте истории, читайте вместе.
    Через неделю: Марина взяла книгу, она читает, … Спасибо!
    Сейчас Марина читает А.Азимова в оригинале, на английском и возмущается, как безответственно сделан перевод – на русском языке рассказ не звучит.

    К чему это я все? Да, сейчас дети сложные. Нет, они не глупые. Они другие. С ними надо разговаривать, помогать освоится в этом цифровом мире. И здесь нужен совместный труд, усилия и учителей, и родителей, и репетиторов, и писателей. Не самоустранятся – работать, смотреть в детские глаза и подбирать слова, показывать красоту и магию слова.

    П.С. Уважаемый Олег, извините, что написала резко. Если посчитаете
    откорректировать или не опубликовать комментарий, я пойму. Но внутри все кипит и бурлит. Это очень больная тема и очень удивлена, что нет никаких комментариев. Просмотры есть, а комментариев нет. Очень хотелось бы почитать еще мнения. Не могу сказать, что права на все сто процентов.

    1. Да, просмотры есть. Часть тех, кто ищет в Интернете краткий пересказ чеховского текста, попадает сюда.

      Содержание комментариев я не меняю.

      Раньше детей воспитывала за родителей улица, теперь их воспитывает смартфон. Учителя во все времена натягивали им тройки. Показывали образец лжи, а заодно и приспособленчества. А потом… Нет, продолжать я не могу.

      Вот немного чисел.

      Некоторые данные социологического исследования «СберСтрахования» и медиахолдинга «Rambler&Co».

      39 % респондентов проводят в Интернете более 5 часов каждый день. 15 % из них проводят там от 5 до 6 часов, а 24 % — свыше 7 часов. 28 % россиян пребывают в Интернете 3-4 часа, 24 % — 1-2 часа, а 9 % — менее часа.

      В опросе участвовало 553 тысячи человек. Источник: «Ведомости», 19 января 2023 года.

      За эти часы можно столько прочитать! Можно многому научиться.

  3. Всегда, когда читаю статистику, думаю – какие бездушные, какие страшные цифры! Несколько лет назад предложила ребятам — посчитать, сколько времени они проводят в социальных сетях. В среднем вышло 3 – 3,5 часа в день.

    А теперь, — говорю, — давайте умножим на семь. И…21 -24,5 часа в неделю. Это почти целый день. Да не день, сутки. Время, выброшенное из вашей жизни. А сколько можно было сделать за это время полезного, нужного.… И сколько таких дней в году? Это — время, которое вы «слили в унитаз». Грубо? Простите, но это так. Сейчас вы молоды, вам 15 — 17. И, кажется, что у вас еще очень много времени впереди, но жизнь пролетает стремительно. И в 40 приходит сожаление, какой дурак: не успел, не сделал, не учил, не читал… Не тратьте время зря! Читайте, рассуждайте, спорьте, думайте, анализируйте. Живите, а не существуйте.

    В 2015 году в Крыму была энергоблокада или, как у нас говорят, блэкаут. Об этом писали много. Крым погрузился во тьму. Не было электричества, но и не было интернета. И тут произошло невероятное. Оказывается, у родителей есть дети. А у детей есть родители. Семейный ужин при свечах. Разговоры по душам. Родители тоже были маленькие: дурачились, не слушали, дрались, влюблялись, шутили над учителями, прогуливали школу… А еще на полках стояли книги, которые можно читать. И это так увлекательно и интересно.

    Интернет соединил людей, но он же и разобщил их. Интернет, это зло! Но и без него тоже никак. Это быстрый поиск и информация, отослать сообщение и получить ответ. Отрицать цифровые технологии или запрещать — глупо. Мир развивается, меняется. Нужно найти золотую середину, чтобы получать только пользу. И для этого нужно читать, думать, рассуждать, анализировать… учиться жить, а не прозябать.

      1. Читала в июле пополудни. Веселый, живой рассказ. Но почему-то после прочтения нахлынула грусть…

Добавить комментарий для Олег Чувакин Отменить ответ

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.

Сам себе редактор
Научитесь править свои тексты сами. За один урок
Author picture

Возьмите у меня всего один урок. Я изучу ваш текст и выдам вам список типичных ошибок в стиле, композиции, сюжете. Вы одолеете их все при мне.

Станьте самому себе редактором!