Кто украл рисунок

Сельская церковь зимой, Олег Чувакин, рассказ Кто украл рисунок

Шестилетний Толик не знает, почему Зоя Аркадьевна, воспитательница подготовительной группы детского сада №247, смотрит на него вовсе не равнодушно, как на прочих детей. Нет! Когда очередь доходит до Толика, в глазах её сверкают неприветливые искорки, а губы сжимаются.

Олег Чувакин
Олег Чувакин
Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

Толик стоит в шеренге детей, вдоль которой прохаживается Зоя Аркадьевна. Она повторяет свой вопрос, и голос её делается капризным:

— Кто украл рисунок Маши?

Дети устали стоять и переминаются с ноги на ногу. Они с удовольствием упали бы на пол. Или ещё раз выпили бы по стакану противного кипячёного молока с пенкой. А то снова бы нарисовали по рисунку, хотя это уже не интересно.

Маша, недавно плакавшая, в одиночестве сидит за столиком и водит карандашом по листу бумаги. Водит с сердитой гримасой, с нахмуренными бровями. Она уверена, что так ей больше никогда не нарисовать. Федя, тот самый, что громко смеялся над страданиями девочки, теперь стоит в углу, лицом к стене. Ему грустно и он мечтает о стуле или кровати.

— В последний раз спрашиваю: кто взял Машин рисунок? — говорит воспитательница. — Ты, Саша, не мог взять?

— Нет, Зоя Аркадьевна, не мог.

— А ты, Гоша, не брал?

— Не брал.

— Наверное, Ларочка похитила рисунок!

Ларочка морщит розовый нос и хнычет. Но Зоя Аркадьевна и не глядит на девочку. Она занята расследованием.

— Это Федя взял рисунок! То-то ему смешно было! Вот сейчас мы всей группой над Федей посмеёмся!

Мальчик в углу мотает понуренной головой. Зоя Аркадьевна встряхивает белыми блестящими кудряшками.

— Дети! Я точно знаю, кто украл рисунок. Точно знаю. — И она пристально смотрит на Толика.

Ларочкины слезы высыхают, Федя в углу напрягается и косится на шеренгу, Гоша вытягивается на цыпочках. А Саша, сын милиционера, делает строгое лицо и принимает стойку «смирно».

Author picture
Не спешите заказать редактуру. Не швыряйтесь деньгами. Сначала покажите свой рассказ или отрывок романа

Кому показать рассказ или роман? Писателю! Проверьте свой литературный талант. Закажите детальный разбор рукописи или её фрагмента.

— Да, дети. Среди вас есть ребёнок, которого мучит совесть. Я вижу, он покраснел. Смотрите: да он красный, как свёкла!

Пользуясь разрешением воспитательницы, дети выглядывают из шеренги. Толик постепенно краснеет, наливается в настоящую свёклу, и Саша показывает на него пальцем. Толик опускает голову, но тут же её поднимает и выкрикивает:

— Это я взял рисунок Маши! Я!

И сжимает кулаки. Плакать ему не хочется.

— Что и требовалось доказать! — Зоя Аркадьевна торжествует. — Дети, вы можете играть. А ты, Толя, сменишь в углу Федю.

Толик идёт в угол. Шеренга детей распадается. Федя завладевает большой пластмассовой машиной и ударяет ею Машу по голове. Маша собирается зареветь, но передумывает и толкает стоящего Федю в живот. Тот падает, стукается локтями и куксится.

Воспитательница опускается на корточки позади Толика. Мальчик чувствует на затылке её горячее дыхание.

— Скажи, где рисунок.

— Я не знаю.

— Как так? Украл — и не знаешь?

— Я не крал ничего.

Дети за спиной воспитательницы шумят, бросаются игрушками. Маша с упоением топчет машину, отнятую у Феди, и, кажется, забыла про исчезнувший рисунок.

Глаза Толика наполняются жгучими слезами. Вытирая их, он поворачивается к воспитательнице.

— Я не крал… Я просто так сказал… Чтоб вы не мучили никого!

Губы Зои Аркадьевны кривятся. Она выпрямляется во весь рост.

— Пока не скажешь, где спрятал рисунок, будешь стоять в углу!

— Да не прятал я! — По щекам Толика катятся слёзы.

Зоя Аркадьевна хмыкает и подбоченивается.

— Не прятал? А мне известно, что прятал!

Толик всхлипывает. Больше он ничего не будет говорить. Всё равно все решили, что он взял рисунок. Значит, он — вор.

— Надо было и по правде украсть…

— Это что ещё за разговоры? — возмущается Зоя Аркадьевна. — Ну-ка, признавайся! Порвал тайком да съел бумажки?

Толик перестаёт шмыгать и с удивлением смотрит воспитательнице в глаза. Эти глаза зелёные, далёкие и чужие… Не сказав больше ни слова, Зоя Аркадьевна отходит от Толика и предупреждает детей, что время игр заканчивается. К ней приближается деловитой походкой Саша и сообщает, что за ним пришёл папа-милиционер.

Толик потеет, ему страшно. Высокий Сашин папа, похожий на дядю Стёпу, заберёт его, Толика, в отделение. Там сыро и холодно, там его посадят в клетку и вместо молока и манной каши дадут корочку хлеба. Даже без воды. Что ж! Толик скоро умрёт.

Зоя Аркадьевна треплет Сашины волосы.

— Я стану милиционером, как папа, — гордо заявляет Саша и поглядывает на Толика.

Толик отворачивается к стене. Ему хочется изо всех сил удариться о стену и разбить голову, как арбуз. Но тогда папа будет горько плакать.

Всю дорогу из детского садика Толик дуется и молчит. Ему кажется, что отовсюду смотрят на него. А дома он взахлёб выдаёт историю с рисунком Маши и сыщиком по имени Зоя Аркадьевна.

Папа меряет шагами комнату. Остановившись напротив сына, он спрашивает его:

— Ведь ты не брал Машин рисунок? И ничьи рисунки не брал?

— Нет, папа, — охотно отвечает Толик.

На него глядят тёплые глаза, глядят мягко и с добротой.

— Значит, всё хорошо.

И Толик обнимает папу. Он очень любит папу. Он любил бы и маму — но её у Толика нет.

© Олег Чувакин, 2002
«Кто украл рисунок». Рассказ. Читает Олег Чувакин. 25 января 2016 года
Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Кто украл рисунок»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

100 отзывов

  1. Хороший рассказ.
    Люблю человечность в литературе. И в людях тоже люблю.

  2. Олег, я поймала себя на мысли, что уже жду ваших рассказов. После прочтения остается такое особенное «послевкусие». Вы -такой молодец.

  3. Учителя должны сдавать экзамен на Нравственность ежемесячно !!

  4. Евгения Повч. А вот такие Толики и принимают у них экзамен по 100 раз на день. Но не все сдают успешно. А потом их ученики получают «вторые премии», и так мало взрослых «Моцартов». Вот отец сдал экзамен. А за несколькими строчками о нем — судьба, заслуживающая романа… А мне вдруг вспомнился забавный случай из детства. В детском саду один из мальчишек вдруг внезапно схватил меня в обнимку и стал целовать в щеку. И мы с ним весь тихий час стояли по разным углам, я была в гневе и грозила ему кулаком. Как это в последствии могло отразиться на его отношении к женщинам. Тоже 2сюжет для небольшого рассказа». Извините, Олег, если написала лишнее…

  5. «Олег, я поймала себя на мысли, что уже жду ваших рассказов». Ирина, спасибо большое… Рассказы будут.

  6. Замысел хорош. Но недопонятен. То ли глава недописана, то ли рассказ не раскрыт… Простите, не дано, похоже, мне уловить некоторые моменты прозы…

  7. Вообще-то, в садиках запрещено наказывать детей. А тем более, ставить их в угол. За такую линию поведения описанная воспитатель в лучшем случае должна быть уволена. А рассказ грустный. Я всегда переживаю за детей, у которых нет мамы. Но жизнь есть жизнь, к сожалению.

    1. Хороший комментарий. Однако рассказ относится к моему «советскому» циклу, куда входят рассказы «Опала», «В Москву!», «Связной», «Вкус карамели» и другие. В семидесятые годы воспитатели детишек ещё как наказывали. Угол для провинившихся был делом совершенно обыкновенным.

      1. Как-то неожиданно было прочитать, что у ребенка нет мамы. После этого совершенно иначе относишься к ситуации. Олег,а я вот что хочу рассказать из своей жизни.. Приходит мой малый из школы (3 или 4 класс ходил) и рассказывает, что во время урока ему на мобильный позвонил друг. Ну не скажет же он учительнице, что это друг звонит. Он сказал, что это мама и попросил чтобы его отпустили на пару минут. И тут учительница заявляет:»какая мама, у тебя же нет мамы!» И малый в шоке ,дрожащим голосом говорит :» Как нет мамы, а где она?» Оказалось, что он очень испугался, что со мной что-то случилось. А дело в том, что его биологическая мама умерла, когда ему было 1,9 месяцев. Я его взяла тогда, воспитала (ему сейчас 19 лет). Но свою мать он не помнил, хоть знал о ней. Он очень боялся, что я умру, как и она, и оставлю его. Он всегда спрашивал меня «правда, ты не старенькая?» ( а мне тогда было чуть больше 30). Он слышал, что старые люди умирают. Мне тогда было очень обидно и больно за ребенка. Видимо, учительница слышала звон, да не знала ,где он. Она знала о смерти матери, но не знала, что малый называет мамой меня.

        1. «Какая мама, у тебя же нет мамы!» Первым делом мы плохое подозреваем и злое говорим. Если это делают учителя и воспитатели, оно плохое и злое вдвойне. И в память оно врезается на всю жизнь.

    2. Помню, как после тихого часа, когда мы все стояли на головах, воспитательница построила нас и размахивая огромным тесаком (видимо с кухни) требовала выдать зачинщиков, которым она собиралась отрезать языки. Так что ваш угол — это цветочки :)

  8. все из жизни….очень часто в жизни наших детей встречаются такие воспитатели, учителя…главное, чтоб дома верили….Спасибо, Олег за рассказ, стала вашей читательницей)))

    1. я руковожу волонтерским движением «Студенты ПГПИ читают детям» — мы ходим в приюты, коррекционные интернаты, адаптационные центры и читаем детям книги…постоянно ищу литературу интересную для подростков, детей…

  9. Рассказ хороший, но кто же взял Машин рисунок? Неужели сама Зоя Аркадьевна?)))

    1. Это за кадром, Ирина. Вот если бы я писал рассказ-детектив, сюжет крутился бы вокруг «кто», а ещё и вокруг «почему». А здесь иное в центре…

  10. Прочла этот рассказ давно. Сразу как начала Вас читать. Вот только написать смелости не хватало ))). «Оценок» ставить не буду — не умею этого делать и считаю себя не в праве. Но вот о своем эмоциональном состоянии расскажу, может Вам это будет интересно. Эмоций было много. Они менялись по характеру, силе и оттенкам, дойдя до апогея. Все имело значение, Незначительный вроде бы штрих давал четкий законченный образ (на мой взгляд) и чувства с эмоциями не заставляли себя долго ждать. Здесь было все- и возмущение, переходящее в гнев, и неприязнь, и глубокая симпатия, и досада, и материнская нежность, а в итоге — полные глаза слез. Вот так я Вас читаю. И думаю, я не одинока.

    1. Альвина, большое вам спасибо! Вы замечательно ясно описали свои ощущения; теперь я знаю, как подействовал на вас рассказ о Толике и воспитательнице. Это дорогого стоит. Не стесняйтесь писать отзывы: они помогают автору совершенствоваться. Кроме того, они дают взгляд со стороны. Я всегда говорю: автора без читателя не существует. Я не избалован читательскими отзывами и рад тому, что нашёл в «Фейсбуке» друзей. Ещё раз спасибо! Желаю вам чудесного настроения!

  11. Прочла с удовольствием после того, как нормально ссылки заработали. То есть, ровно сейчас. Спасибо Вам большое за этот рассказ. У меня возникла своя версия о том, куда делся рисунок. Но здесь важно другое: эта воспитательница — собирательный образ многих женщин, взявшихся работать с детьми, но не умеющих этого делать. Мне очень хотелось остановить её командным тоном — таким же, каким она вела допрос. Вывести в другое помещение и применить на ней её же методы. Эту Зою в детстве обижали, должно быть, часто. И никто не заступался. А друзья если и были, то уже в юности.
    А мальчишка умница. Быть настоящим мужчиной, которого воспитывает только отец, это ценно.

    1. Да, были сегодня с утра минутки неприятные, когда у хостинг-провайдера случились какие-то проблемы на сервере. Ссылки и вправду не работали. Теперь всё хорошо. Мария, большое вам спасибо за внимание и отзыв! Я всех вас очень люблю, мои дорогие читатели!

  12. И у меня сегодня техника «глючит». Сейчас перечла уже знакомые «В Москву» и «Рисунок». Последний — просто моя любимая Ваша вещь. У меня впечатление, что и не было никакого рисунка. Его потеря для «художницы» так мало значима в душевном смысле. А вот истинная потеря — это мама… Отец и сын, переживающие эту потерю вдвоем, — вот что важно. И в этом их взаимопонимании и любви и взрастает в мальчике душа. И он становится способен на поступок.

    1. Спасибо, Ирина! Прекрасный отзыв. И не имеет значения, куда подевался рисунок и даже был ли он вообще. Я помню, этот рассказ опубликовали в одной тюменской газете, и тамошний (постоянно нетрезвый) ответсек влепил в заголовок вопросительный знак (Стало так: «Кто украл рисунок?») «Потому что это вопрос, и так надо», — сказал он мне, дыша сивухой. Профессионал, одним словом.

    2. Можно еще несколько мыслей. Согласна с Искандером, его мыслью об украденной душе. А мне захотелось порассуждать о том, как во взрослом навсегда сохраняется ребенок, а в ребенке уже есть характер, стержень или пороки взрослого человека. Вот дети в рассказе становится взрослыми: Маша — женское начало, может, в особых случаях, стать причиной Троянской войны, а может — драки на деревенской свадьбе. Но она так мила в своей драчливой женственности, что ей всегда и все будет прощено. Саша — человек, у которого будет сила и реальная власть, но при никогда не примет ответственность на себя, никогда не будет способен на поступок, на подвиг. А Толик, как папа, — большое сердце. Такие способны, из любви «отпустить» любимую женщину к более успешному, вроде Саши. Могут мужественно принять горе ее гибели… В любом случае, не знаю, какой вам виделась причина того, почему у Толика нет матери. Но в любом случае, пережитое под силу только любящему и сильному духом человеку. А Зоя Аркадьевна. это вообще жуткий образ. Не одно поколение русских детей воспитано в такой традиции и такими женщинами, чья душа кем-то украдена, а дети вырастают людьми не знающими счастья. Не из такого ли детства родом люди с традиционными русскими пороками, с русской неприкаянностью… Вот один маленький рассказ о простой детсадовской «краже», а сколько можно прочитать в подстрочнике… А другие прочтут и откроют что-то свое… Спасибо, Олег, я, как всегда, многословна…

    3. Ирина, вы как всегда, прекраснословны! Я очень рад дружбе с вами.
      Бесспорно, каждый читатель увидит в рассказе что-то своё. Каждое прочтение глубоко оригинально. Тем-то и ценны слова от читателей. Благодаря им я знаю, что и как видят люди в моих рассказах.

  13. Возможно, рисунок можно трактовать как метафору души, и тогда заголовок применим, безусловно, к Зое Аркадьевне — грустный риторический вопрос. Кто-то украл, а страдают дети… А Толик — герой, и первые краски его портрета вселяют оптимизм :) Удивительный рассказ.

  14. Рассказ «Кто украл рисунок» скоро появится на моём сайте в аудиоверсии. Следите за обновлениями!

  15. хотелось бы с продолжением о жестоких и изощренных пытках, которым подвергает Зою папа Толика

  16. Вчера, 22 января, начитал на диктофон два рассказа: «Кто украл рисунок» и «Вкус карамели». Душевно получилось, но как-то уж очень волнительно. Попробую сделать ещё несколько дублей.

  17. Начитал вчера, 25 января, на диктофон рассказ. Сегодня склеил, сжал, разместил на сайте. Запись двухканальная (стерео). Слушайте!

    1. Спасибо! Надеюсь, вы передадите мне её мнение. Я очень дорожу читательскими отзывами.

  18. Очередная жемчужина как и все остальные,моментально жаля сердце! Хорошо,что ты их пишешь не каждый день,иначе инфаркт бы меня уже свалил!))) Идиоток хватает и среди воспитательниц,но я при малейшем намеке моих детей на насилие даже в мыслях,тут же набрасывалась и впивалась когтями в их глотку. Потом противно было видеть как они и в саду,и в школе либезили передо мной

    1. Спасибо, Ирина. Я тут смотрел в «Фейсбуке» фотографии твоих деток, лайки ставил. Большие симпатяшки!

  19. У меня есть друзья — инвалиды по зрению. Познакомлю их с аудиоверсией! Спасибо!

    1. Это вам спасибо, Ирина! Если нужно, я дам вам ссылку на файл более высокого качества.

  20. Замечательная жемчужина в нитке таких же остальных.Умеет автор несколькими десятками строчек забраться в самое сердце, И не важно ,о чем эти рассказы:о любви,детях или электрическом кабеле-все они ЖИВЫЕ,заставляющие читателя думать, чувствовать и сопереживать.Спасибо!

    1. Спасибо тебе ещё раз. Умеет автор, умеет. :) Он когда пишет, всегда думает о читателе. Не дай бог не суметь…

    2. Мне нравится,что во всех мало бодяги, которая уводит читателя в другое русло мечтаний о долгожданном финале!))))))

    3. По бодяге я не специалист. За ней — к господам модернистам. Тот, кто учился писать у Чехова, нос воротит от бодяги.

    4. Есть у нас общий друг,который в своих белых стихах уводит в такие дебри Амазонии,что выбраться из них не представляется никакой возможности! Я и вещаю сейчас оттуда,так и не поняв,что он этим (или тем) хотел сказать!)

    5. Лучше всё-таки «бодяга» через «о». Вот что подсказывают товарищи специалисты:

      «Двойное написание этого слова (через а и через о) зафиксировано еще в словаре Даля. Написание бадяги ‘семейство губок’ дает и Биологический энциклопедический словарь (М., 1989). Видимо, поэтому в торговом названии лекарственного препарата используется вариант с буквой а. Тем не менее современные нормативные орфографические словари дают единственный вариант: бодяга (и в «ботаническом» значении, и в жаргонном значении, напр.: разводить бодягу, кончай бодягу). См.: Русский орфографический словарь РАН / Под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. – 4-е изд., испр. и доп. – М., 2012.

      Написание через о объясняется историей слова. Историко-этимологический словарь М. А. Грачева, В. М. Мокиенко «Русский жаргон» (М., 2009) сообщает, что это слово связано со старинным глаголом бости ‘бодать, колоть’ и первоначально было народным названием колючего растения, пресноводной губки, которую в высушенном виде использовали как притирание, косметическое средство вроде румян для лица. Старинный русский журнал «Друг здравия» писал в 1842 году: «Наша бодяга, которую крестьянки собирают в реках, сушат и толкут, производит румянец в натираемых частях не краскою, а раздражением кожи острыми микроскопическими шипиками». Бодяга, следовательно, колет, «бодает» кожу. А оборот разводить бодягу возник, весьма вероятно, как игра слов в языке актеров, где это дешевое косметическое средство было популярно: разводя бодягу, они одновременно вели пустые беседы, долгие разговоры». (Позаимствовал с сайта «Грамота.ру».)

  21. Кто украл майских жуков? — История перекликается с моей в детском саду. Группа пошла с воспитательницей в лес на природу — изучать. Природоведение. Меня оставили, так как я чихал. Я, оставшись один, воображал по каким сказочным дебрям бродят ребята. Когда все вернулись — розовые от лесной прогулки, я заметил, что воспитательница положила спичечные коробки на стол и сказала: — Следующее занятие сейчас — изучение майских жуков. Она отошла, мне стало любопытно и я, взяв коробок, открыл его. Оттуда неуклюже выполз майский жук. Во второй коробочке был тоже жук. Они ползли по столу, примеряясь взлететь. Тут послышался голос воспитательницы. Я испугался, зная её нрав, и попытался поймать жуков. Но они куда-то заползли под шкаф. Воспитательница открыла спичечные коробки и грозно посмотрела на меня. Группа притихла. Она произнесла гневную тираду, а затем скомандовала: — Группа! Раздеть его, обыскать! Мои друзья, мальчишки и девчонки накинулись на меня и стали стаскивать одежду, раздев догола хватались руками за стыдные места, держали за руки-ноги и дёргали за них… В глазах воспитательницы читалась плотоядное наслаждение экзекуцией… Такое унижение переживалось тяжело и долго. Повзрослев, я думал: ну что-ж, она дала мне тему. Напишу вот рассказ: «Как Вас теперь называть?» — дам ей прочитать, посмотрю в глаза и спрошу: так как?.. Олег Чувакин опередил, молодец. Но я по-своему допишу…

    1. Евгений, ну это непременно надо описать. Художественно. Всех этих воспитательниц надо было в милицию. В смысле, на работу. Трудоустроить. Пусть затворы «макаровых» бы передёргивали да бандитов обыскивали.

  22. Отличный рассказ. И, в принципе, не о детях вовсе. Наверно, в некоторых людях генетически заложены совесть и сострадание. И берут они на себя чужую вину. И несут как тяжкий крест.

  23. По-моему, я уже читала этот рассказ целиком. И комментарий оставляла. И моё мнение с тех пор не изменилось. Эта Зоя не должна работать воспитателем. Она профнепригодна. Как и многие другие дуры, идущие работать с «материалом», а не с людьми и их характерами.

    1. Да, я думаю, вы читали. Но добавилась аудиоверсия. Я решил озвучить некоторые свои рассказы.

  24. Автор- тонкий психолог. Казалось бы без лишних слов и эмоций, а сказано многое.

  25. ведет расследование и торжествует… оторопь берет от нас , взрослых! но спасибо за чудесного папу, Олег, не закрыли свет в конце тоннеля), хотя и с горчинкой — у героя нет мамы и что будет завтра в школе?..

  26. Серьезный поступок для 6 ти летнего. Это из жизни? Акцент на профессии Сашиного папы к чему?

    1. Да, рассказ старый, 2002 года, и его давно растащили по разным форумам. Увы, автору нынче уделяется самое скромное внимание.

    2. очень жаль. иногда читаешь что-то супер, ищеш, кто же автор, а автора нет. потом встречаешь это у фейсбучного друга и стесняешься спросить — это его или слямзил где-то

    3. Лямзить — это уже особенная сетевая культура, от неё, к сожалению. никуда не денешься. Лямзят даже на конкурсах, да ещё подписывают чужим именем: https://olegchuvakin.ru/nomartha.html

  27. Хотела послушать этот текст. Не получилось… Звук не работает?

    1. На сайте всё работает. Специально проверил в двух разных браузерах: Firefox и Opera. Звук воспроизводится, плеер работает. Не знаю, с какого устройства заходите на сайт вы. Может быть, с телефона. Проверить, работает ли звук на смартфоне, я не могу: у меня нет смартфона. Однако до сих пор никто не жаловался.

  28. Спасибо за рассказ, Олег! Ваши рассказы очень душевные, после прочтения остается светлое чувство в душе, ощущение чего-то хорошего и доброго. Вспомнилось много историй из моего детства, из начальной школы, где такая же » трепетная» первая учительница практически издевалась над безответными и подвластными ей малышами. И очень мало кому так повезло с родителями, как Толику из рассказа.

  29. JО нравственной стороне рассказа сказано очень много и я присоединяюсь ко всем. И мне хочется порадоваться за сам рассказ, как литературное произведение , сюжет которого близок к жизни и понятен многим людям. Мне очень интересно Ваше, Олег, высказывание о том, что выяснение причины исчезновения рисунка и кем он взят- это уже будет другой рассказ и жанр его будет другим. Это уже говорит настоящий Писатель и очень отрадно это сознавать . Спасибо и будьте здоровы и счастливы.

  30. И добавлю в тон к своему комментарию : в заглавии не поставлен знак вопроса. Эта незначительная деталь и есть признак качества Вашего Творчества. Очень тонко , профессионально и перекликается с лейкинскими рассказами А.П.Чехова.

    1. Да, спасибо, Анна. Поставить знак вопроса значило бы превратить рассказ в детектив.

  31. Действительно, грустно. Но меня больше трогают ваши произведения для взрослых: они более ёмкие, неожиданные, насыщенные, и каждая строка в них словно звенит. И каждой строке доверяешь. А здесь — словно детская робость, беспомощные фразы («водит с сердитой гримасой, с нахмуренными бровями»), неудачно выдуманное желание детей о молоке с пенкой… И выдуманные страхи о корочке хлеба в тюрьме. Я удивлена. Создаётся впечатление, что автор плохо знает детей этого возраста, а берётся писать на такую трудную тему.
    А тема вовсе не новая. И чтобы её правильно раскрыть, надо бы в детском саду поработать.
    Жаль. Не считаю это вашей удачей. Перейду на взрослые рассказы.

  32. Очень понравилось ! Про папу милиционера вообще здорово, очень тонко подмечено. Все эти дурацкие страхи, которые нам прививали в детстве: вот тебя заберет милиционер, если будешь орать-хулиганить-не кушать-капризничать-драться-не спать. А учителей таких море, все эти истории про псевдо-воспитателей, которые устраивают публично-показательные казни. Надо быть очень чутким человеком, чтобы работать с детьми.
    Но мне хочется спорить с автором, ничего не могу с собой поделать :)
    Ведь что получается, если бы Толик и правда взял рисунок, он бы перестал быть хорошим мальчиком? И папа бы был им недоволен? Мне кажется, это такой тонкий момент. Рисунок это же не деньги. Наверняка у ребенка, который взял, была причина. Может, он завидовал, потому что у самого так не получается и его ругают, может там нарисовано было что-то для него важное.
    На мой взгляд, если бы Толик и правда украл русунок, а там была нарисована, например, тетя похожая на его маму, то рассказ получился бы глубже. Вот если добавить еще одно предложение в самом конце «Хотя нет, глубоко в ящике стола у Толика лежит машин рисунок с принцессой, так похожей на маму».
    Я понимаю, что рассказ не об этом, а о бессердечии, о канцелярском подходе, о равнодушии, о неуважении к детям, о маленьком герое, который принял огонь на себя, об одиночестве, о любви.
    Простите, Олег, если я не о том. Это ведь хорошо, когда хочется спорить?

  33. Я к тому, что люди слишком часто зацикливаются на том, ЧТО было сделано, а не почему.

    1. О да. Если б воспитатели (жуткое слово, надо заметить), а за ними и судьи (ещё одно жуткое слово) не застряли на букве, им бы открылся дух.

Добавить комментарий для Irish Gam Отменить ответ

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.

Как стать писателем?
Как обойтись без редакторов и курсов?
Author picture

Возьмите у меня всего один урок. Я изучу ваш текст и выдам вам список типичных ошибок в стиле, композиции, сюжете. Вы одолеете их все при мне.

Станьте самому себе редактором!