Исследователь текста

Клавиатура Leopold, Олег Чувакин, письменный стол, редакторский анализ, консультации

Редакторский анализ — трудоёмкая задача для опытного специалиста. Бета-ридинг — быстрая услуга читателя. Выбирайте.

Исследование текста. Задача для редактора

Исследование художественных и публицистических текстов относится к сфере редакторского либо читательского анализа.

Я практикую оба подхода: 1) выступаю в качестве редактора: даю литературному произведению взвешенную оценку по определённым параметрам; 2) выступаю в качестве бета-ридера: пишу автору простой читательский отзыв.

Редакторский анализ либо бета-ридинг я предлагаю писателям перед правкой их рукописей.

Первый подход к исследованию текста: редакторский анализ

Редакторский анализ — это акт взаимного понимания: декодирование текста без искажений, точная интерпретация смыслов, заложенных в ряды слов господином автором.

Специфичность исходного материала может значительно усложнить процесс декодирования. Отсюда и узкая специализация у редакторов: один работает с фантастикой, другой — с реализмом, третий — с детской литературой, четвёртый — с трудами по искусству. Каждая область разветвляется на более мелкие направления.

Иной раз редакторский анализ отнимает у исполнителя больше времени, чем господин автор потратил на создание произведения. Увы, мало кто из писателей это понимает и тем паче принимает. И напрасно! Анализ произведения даёт полную картину недостатков рукописи: выявляет все композиционные и сюжетные слабости, показывает очевидные пробелы в знаниях автора, обнажает стилистические огрехи писателя.

Я нахожу редакторский анализ необходимым этапом работы над художественным произведением. Этот этап исключать нельзя. Нельзя отдавать (и тем паче продавать!) публике черновик вместо чистовика. Неужели автор собирается предложить читателю вместо своих достоинств недостатки?

В ходе редакторского анализа я оцениваю:

— идею: прослеживаю её воплощение в сюжете;

— содержание: даю указания на ошибки логические, фактические, грамматические и др.;

— композицию: проверяю соответствие содержания форме;

— стиль: исследую авторский язык, сверяю темп повествования, обнаруживаю провалы и затянутые эпизоды, веду наблюдение за речевыми особенностями персонажей, оцениваю детализацию предметного мира, изучаю достоверность описаний, определяю степень занимательности.

Выполняю я и технический анализ файла. Он нужен перед вёрсткой электронной книги.

Анализ текста требует предельной внимательности. Умение концентрироваться, целиком погружаться в исполнение задачи — способность, которая ныне встречается редко.

Исследуемое произведение я сопровождаю комментариями от начала до конца. Комментарии — это конкретные замечания, относящиеся к рукописи. Замечания касаются сюжета, содержания, композиции, стиля, а также технической структуры файла. Перед заказом анализа может потребоваться литературная консультация.

Примеры комментариев в редакторском анализе:

Образцы редакторского анализа, комментарии на полях, Олег Чувакин, olegchuvakin.ru

Второй подход к изучению текста: бета-ридинг

Начинающий писатель хочет понять, не допустил ли он промахов в придуманной истории, гладко ли он ведёт рассказ, не утопил ли читателя в потоке многословия. Писатель ждёт суждений от людей, прочитавших тысячи книг и умеющих оценить увлекательность, сюжет, характеры героев, авторскую манеру повествования.

В общих чертах такая оценка содержится в отзыве бета-ридера.

Бета-ридинг предваряет заказ редактуры крупной формы: повести, романа, книги воспоминаний. Редактор не возьмёт рукопись в работу, предварительно её не прочитав. Разумеется, по желанию автора чтение может быть заменено редакторским анализом.

Материал о бета-ридинге с примерами

Нажмите кнопку:

За что мне платят господа авторы

Я прожил на свете белом полвека с хвостиком. Я правлю чужие тексты и публикую свои с 1994 года.

Кое-что о моих ценных умениях, которые я продаю господам авторам, и кое-что о выгоде, которую получают господа авторы:

— у меня прекрасная зрительная память: страницы вместе с героями, сюжетом, композицией, репликами диалогов отпечатываются в моей голове надолго. Я замечаю то, что пропускают другие, те, у кого нет ясной памяти или кто её пропил, а также те, кто читает на манер товарища Ленина «по диагонали»;

— я активно читаю с пяти лет. За десятилетия я прочитал восемь тысяч книг, из них треть — с карандашом. Другого такого человека отыскать непросто;

— я состоявшийся прозаик и критик; берите с книжной полки мои повести, романы, рассказы и эссе, читайте и делайте выводы;

— после бета-ридинга я открыто, презрев собственную выгоду, скажу автору правду: объясню, нужен ли ему на текущем этапе редактор, и уберегу таким образом от лишних расходов;

— я редактор и корректор, выправивший десятки тысяч чужих текстов;

— по моему эссе «Выбора нет» (2005 г.) выпускники российских школ пишут сочинения.

А ещё у меня волшебная борода.