Корректор, ответственный секретарь, выпускающий редактор

РИА

Более тридцати лет я правлю разные тексты: от журнальных статей и рекламных объявлений до рассказов и романов.

Правка без конца. Десятилетия практики

В 1990-х годах я работал в тюменском рекламно-издательском агентстве «Блиц». Карьера: корректор, старший корректор, ответственный секретарь. Неплохой подъём для молодого человека.

Газета "Блиц", Тюмень, первая полоса, "Нам 7 лет", 1998 год
Из газеты бесплатных объявлений

«Продаю электролизованную дачу», «Я похудел на 10 килограммов, сохранив при этом свой вес», «Лиц, нашедших удостоверения, считать недействительными», «Продаю недорого вещи для детей, бывших в употреблении», «Продаю туалетные воды», «Вдова 52 лет ожидает в своей квартире мужчину с автомобилем»… Эту коллекцию смешных объявлений я собрал в 1994-1996 гг., трудясь в РИА «Блиц».

Годы практики в рекламно-издательском агентстве стали временем закрепления способностей — изнурительной каждодневной тренировкой внимательности.

И смех и грех. «Несчастье слова»

Умение прочесть под линеечку весь будущий номер газеты, привычка подвергать сомнению каждую буковку и циферку в газетном блоке, на рекламном щите, на экране монитора — вот результат долголетней практики в «Блице». Именно там я натренировал внимательность до той черты, за которой, кажется, начинается безумие.

Я приучил себя тщательно разглядывать тексты на экранах, на листовках, баннерах, в газетах, журналах, предложения в бегущей строке телевизора. Эта привычка у меня доведена до фантастического автоматизма. Я вижу ошибки с первого взгляда. Среди верных слов, букв и знаков препинания натренированный взгляд тотчас выхватывает неверные.

Ошибки у нас повсюду. Реклама, пресса, книги, статьи в Интернете — везде ошибки. Грамматические, фактические, логические — всякие. Я не могу пройти мимо них спокойно. Я много лет собираю их коллекцию. На сайте я отдал ей особую рубрику — «Несчастье слова».

Ценность опыта. Благо конкуренции

Пройдя хорошую школу в рекламно-издательском агентстве, я уволился, сделался предпринимателем, единицей самостоятельной, и стал править и писать тексты на заказ. Важный момент: я занимался тем, что получалось у меня лучше всего. В тот период своей жизни (близились к концу девяностые годы) я осознал своё призвание, отыскал путь, понял, где буду применять способности и накапливать профессиональный опыт.

Маленькое частное дело разрослось: я покупал и менял компьютеры, арендовал площади, нанимал одного за другим сотрудников.

На моих глазах в России расширился и ускорился Интернет. Занятия интеллектуальным предпринимательством привели меня к идее запустить собственный сайт. На рубеже веков, когда доступ во Всемирную паутину пользователи получали через dial-up, сайт компании был ещё диковиной.

Моего первого сайта, размещавшегося на поддомене сибирской компании-провайдера, давно нет. Зато есть два других, гораздо лучше: «Счастье слова» и «Строгий редактор». Загуглить их во Всемирной паутине можно за секунду.

Шли годы. Я отслеживал сетевые веяния, наблюдал за развитием сайтов, за новыми видами бизнеса в Интернете, за количеством и качеством сетевого контента. В первом десятилетии нового века и затем во втором качество текстового контента в Интернете ухудшалось. Упал уровень образования (и, главное, образованности, поскольку слово «образование» давно выхолощено до формального понятия), выросло безграмотное поколение, ринувшееся в сетевое пространство за обманчивыми лёгкими деньгами. Обострилась конкуренция в новых профессиях века: рерайтеров, копирайтеров. Люди писали плохие тексты за копеечную плату. Число желающих писать тексты увеличивалось, что тоже понижало стоимость труда. Работник, производящий текст, получал зарплату уборщика. Но разве стоит такой работник больше?

Нет худа без добра. У конкуренции нашлась и положительная сторона: повсеместно распространившийся плохой контент превратился в этакий серый фон, на котором выделялись яркие пятна хороших текстов. Хороший текст выглядел на общем бледном фоне редким сияющим чудом.

В третьем десятилетии XXI века хорошее сияет ещё ярче — потому как плохое стало ещё серее, ещё хуже.

Опытный текстовик, прекрасно знающий описываемый предмет, всегда найдёт себе работу или заказы с достойной оплатой труда. Автору классного контента и специалисту, умеющему выправить стилистически убогий чужой текст, выстроив из него образцовый материал, прозябание не грозит.

Звёзды на бирже контента

В 2012 году ради эксперимента и обретения нового опыта я проработал две недели на бирже Etxt.

Я пробовал себя в роли наёмного SEO-копирайтера и рерайтера. Интересовался успехами коллег по цеху, смотрел, что и как пишут другие, что продают те, кто на бирже трудится уже пару-тройку лет. Я сдал экзамены на специализацию исполнителя по рерайтингу, копирайтингу и SEO-копирайтингу. На всех экзаменах получил высшие баллы — по три звезды из трёх возможных.

Времена бумаги ушли, понял я. И сделал сетевую карьеру.

От новостника и корректора до выпускающего редактора

Без малого девять лет я проработал в федеральном СМИ «Военное обозрение». Ступени карьерной лестницы: новостник; обозреватель и одновременно корректор; выпускающий редактор. Я написал 3,7 тыс. статей для этого издания (3757 публикаций на 31 октября 2020 года), а отредактировал десятки тысяч.

 

Олег Чувакин, Mart, число публикаций на

 

Параллельно я развивал свой сайт, где предлагал редакторские и корректорские услуги на заказ. Первоначально мой сайт назывался «Художественное слово» (когда-то я мечтал издавать журнал под таким названием, но время бумаги ушло), позднее я придумал сайту уникальное имя: «Счастье слова».

Олег Чувакин, август 2012 года, деревенское фото, на фоне лесаЭто был период, когда я уточнил своё призвание — не только редакторское, но и писательское; я проверил его временем. С моего писательского дня рождения (1 августа 2002 года) минуло десятилетие. Меня всегда влекли художественные тексты. Мне всегда нравилось править их, улучшать. И, разумеется, писать их, создавать.

Литература — моя любовь с детства, в пять лет я бегло читал, а в первом классе поставил школьный рекорд по скорости чтения. В областную детскую библиотеку я ходил с шести лет, хотя туда дозволялось записываться с семи. «Вкус карамели» — мой рассказ о библиотеке.

Постепенно, разумно расходуя деньги, заработанные в сетевом издании, я выстроил надёжную систему личной независимости. Мои инициативы и мой труд привели к настоящему успеху. Я полностью переключился на любимое дело — на то, что у меня получается лучше всего. Выбора нет!

Любовь к художественному слову

Я оставил работу в СМИ. Никогда не любил чёртовы новости.

Сейчас у меня два сайта. Я занимаюсь исключительно частным редакторским бизнесом и отдаю всё своё время клиентам, в основном начинающим литераторам.

Я стремлюсь работать с художественным словом. Переписывание, переработка черновиков литературных произведений, своих ли, чужих ли, меня увлекает, погружает в себя. Я люблю это делать и умею.

Вот так я приобрёл несколько профессий и в каждой наработал богатый опыт. Я редактор, корректор, литературный обработчик (стесняться нечего: литнегр), консультант и учитель художественного слова. И ещё кто-то там, полистайте портфолио или откройте страничку редакторских услуг. Вот и кнопка:

Образцы редакторской правки и литературной обработки

Несколько образцов редакторской правки я привожу здесь — на картинках и в видеоролике, снятом с экрана. Показана правка публицистических и художественных текстов.

Образец щадящей редактуры с полным сохранением авторского стиля:

Пара примеров редактуры с литературной обработкой и художественным дописыванием:

Редактура, литературная обработка, дописывание, редактор, Олег Чувакин, литнегр, писатель

Правка и литературная обработка на экране. Видео:

Проиграть видео

Отзывы заказчиков. Путь к счастью слова

Олег, огромное Вам спасибо за Вашу помощь! Отличная работа! Отредактированный текст выглядит куда лучше прежнего. Спасибо за Вашу быструю КОРректную КОРректуру. Обратили мое внимание на целый ряд стилистических, и не только (к моему стыду) ошибок, на которые никто ни разу не обратил внимания. Хотя тексты прочитало достаточно много людей. Хочу сказать, что я нашла своего редактора!
Елена
Всем начинающим писателям рекомендую Олега Анатольевича, как грамотного и внимательного редактора. В сети очень просто натолкнуться на восхваляющего себя дилетанта, основной целью которого является зарабатывание денег, а не помощь автору в создании произведения. Олег Анатольевич — ответственный специалист, для которого русский язык объект не заработка, но искусства.
Сергей
Дорогие писатели, если вы хотите, чтобы ваш текст мог с полным правом называться хорошим рассказом (повестью, романом) отдайте его Олегу Чувакину на редактуру. Будет, вероятно, как и мне, стыдно и обидно, но по прошествии времени вы поймёте, что боль ушла, а рассказ остался с вами. Грамотный, стилистически выдержанный, но при этом сохранивший ваш язык и ваши мысли, что мне кажется особенно важным.
Нина
Обратился впервые. Опыт написания художественных текстов — пару месяцев (суммарно 9). Олег очень много работы проделал. Впечатляет объем и глубина, редактуры. Много базовых моментов в комментариях, с заделом на самообразование и долгосрочные выводы. В конце обратная связь. Плюсы автора и минусы. Порекомендую ваши услуги тем кто закончил виртуальный курс написания текстов вместе со мной.
Юрий
Олег Чувакин — профессионал высшей пробы. Деликатная редакторская правка, строгая корректура в сочетании с бюджетной ценой, приправленная толикой авторского юмора доставляет истинное наслаждение.
Алексей
Олег, спасибо за отредактированную рукопись. Читаю, все более убеждаюсь — правка оздоравливает текст. Хотя, наверное, мне просто повезло с редактором. Высокий класс!
Андрей