Начинающим писателям не хватает общения с критиками и бесед с читателями. Они не читают тексты вслух, мало знают о литературном мастерстве и годами совершают одни и те же ошибки.
Писатели есть. Не хватает читателей
С 2004 года я пишу критические статьи. Даю отзывы на книги, рукописи, конкурсные рассказы. Выкладываю в рубрике «Школа» бесплатные обучающие материалы, где разбираю типичные ошибки начинающих прозаиков и рассказываю о редактуре, о правке текстов.
Я много общаюсь с литераторами со всего земного шара. Я давно понял, чего не хватает миллионам писателей. Точнее, кого.
Им не хватает читателей. И одновременно критиков.
Если раньше за первыми своими читателями и критиками авторы, преодолевая стеснительность, приходили в литобъединения при домах писателей, при университетах, то нынче они идут в Интернет. Сайтов, на которых публикуются стихи и проза, великое множество. Однако за этими сайтами обнаруживается пустота — прямо как за содранной рекламой пляжа в фильме «Тёмный город».
При обилии писателей в стране почти не осталось читателей. Некому читать написанное; некому разбирать и отзываться.
Литераторы варятся в собственном соку: имея доступ в мировую сеть, они фактически пишут в стол. Живут без обратной связи. Связи с читателем. С критиком. Живут, не чувствуя собственной нужности.
Годами, а то и десятилетиями авторы совершают одни и те же ошибки. Точно такие же ошибки допускал когда-то и я. От многих подобных ошибок можно избавиться относительно просто: получить читательские и редакторские отзывы.
Как обрести читателей? Как выйти на публику?
Нельзя вариться в собственном соку. И не следует изобретать велосипед. Вот выход: познакомиться с теми людьми, что согласятся прочесть написанное и высказаться.
Порядок действий таков: автор преодолевает стеснение и страх и обращается к предполагаемым читателям. Ищет их среди литераторов своего города. Обращается к писателям или редакторам через Интернет. Просит прочесть свои повести и рассказы, сказки и романы.
Это нормальная практика. Я сам так делал. То было давно, в 1993—1994 годах и затем повторилось в 2004 году. Пауза между годами (и между веками!) объясняется тем, что в те трудные для жизни годы мне приходилось ужасно много работать: я был старшим корректором и ответственным секретарём в рекламно-издательском агентстве, выпускавшем газету. Бывало, рабочий день там переходил в ночь и следом в утро. «Капитализм!» — заметил бы персонаж Шварценеггера.
Другой способ завести хоть несколько читателей — поездить по разным форумам, семинарам, совещаниям молодых и старых писателей. Впрочем, из-за острой конкуренции, из-за принадлежности к разным политическим лагерям и повального пьянства, щедро оплаченного из бюджета, этот способ нельзя признать надёжным.
Третий способ — участвовать в сетевых конкурсах и конкурсах в «реале». Для старта сгодятся и любительские конкурсы с так называемым самосудом — к примеру, на «Самиздате». По правилам таких конкурсов участники должны читать и оценивать тексты конкурентов. Нельзя сказать, что это лучший способ получить стоящую критику, однако это хоть что-то. Конкурсные площадки дают шанс повстречаться с будущими друзьями, с коллегами по цеху, с талантливыми людьми. Шанс маленький, но лучше такой, чем никакой.
Школа на «Счастье слова»
Ещё один способ избавиться от типичных ошибок в стиле, в сюжете, в композиции, в диалогах, в психологизмах, в описаниях — читать редакторские материалы на соответствующие темы. Читать медленно, вдумчиво. Примерять и применять полученные знания к собственным текстам. Править себя.
Этот способ подходит тем, кто любит учиться. Тем, для кого вся жизнь — долгий путь к самообразованию, к постижению искусства изнутри.
Главное — не написать текст. Главное — его переписать. И потом ещё десять раз переписать.
В моей рубрике «Школа», устроенной специально для начинающих авторов и часто пополняемой, размещены материалы о редактуре, о типичных авторских ошибках и о писательском мастерстве: