Серафима Потёмкина. Человек на острове

Море, скалы, волны, пена, остров, фото

 

Текст прислан на конкурс «Художественное слово» 13.04.2017 г.

Об авторе. Серафима Потёмкина (псевдоним), 18 лет. «Ранее не выкладывала своих произведений, поэтому на публике появляюсь впервые. Книголюб, не могу представить своё существование без хрустящих страниц и бумажного переплёта. Большего пока сказать не могу, но надеюсь, что в будущем я пополню портфолио своих достижений».

 


 

Человек на острове

 

Человек этот жил на плавающем острове и, разумеется, постоянно находился в поиске наиболее благоприятного места в бескрайнем океане. Иногда остров большой волной выносило к величественным городам, где кипела жизнь, и шумно торговали рыбой, но, как только это случалось, человек тут же хватался за весло и стремился поскорее исчезнуть за горизонтом, стремился туда, где можно было ещё различить шепот обитателей морских глубин.

Однажды утром человек вышел из своей лачуги, сколоченной на скорую руку из прогнившей древесины, и заприметил стайку дельфинов. Они тараторили о чем-то своём, а их плавники так ослепительно врезались в голубизну эфира, что невозможно было оставаться равнодушным. Человек осторожно, едва приминая босыми ногами берег (озорные песчинки изо дня в день досаждали его щекоткой), приблизился к одному из морских артистов и начал его описывать:

— Твоя гладкая кожа отражает облака, как будто зеркало, и наделяет тебя чистым голубым свечением небосвода, мы дышим с тобой одним воздухом, мы плаваем с тобой на одной волне! Когда ты касаешься морской грани, когда взмываешь над ней, подобно птице, или уходишь на дно, точно замкнутый в себе австралийский краб, ты так похож на отважного Голубого Рыцаря, стремящегося к приключениям и подвигам!

Человек говорил полушёпотом, но иногда его голос вздрагивал от волнения, и тогда слова вытекали полноценным звуком. Дельфин услышал это, и своими глазами-бусинами врезался во взгляд прямоходящего существа и, кажется, пробил черную дыру в космическом пространстве его души. Человек поёжился и втянул голову в плечи, разводя руки в разные стороны, он одновременно удивлялся происходящему и извинялся перед дельфином за свою пылкую натуру и страсть ко всему прекрасному. Голубой Рыцарь понимающе замотал головой и подплыл ближе — то было его первое знакомство с человеком, так что от любопытства и волнения он начал колотить хвостом по воде. Брызги разлетелись в разные стороны, и несколько капель полоснули человека по лицу, одна повисла на ресницах и некоторое время петляла перед глазами, но это не мешало двуногому проявлять интерес. Он наклонился корпусом вперед, упираясь ладонями в колени, и улыбнулся чисто и искренне, точно агнец при виде путеводной звезды, во всю широту своих желтых зубов. Так человек подружился с дельфином, и они продолжили своё плавание в одном направлении.

А несколькими днями позже случилась буря. Огромные тучи пожрали светоч и угрожающе нависли над плавающим островом. Вода повалилась с неба, будто там, наверху, некто неуклюжий задел ногой деревянное корыто, и оно опрокинулось. Волны вздымались таких невероятных размеров, что их можно было сравнить с морскими жирафами, которых, впрочем, человеку так и не довелось увидеть.

Хлипкая лачуга из последних сил держалась зубами за сырую почву, доски скрипели и находили друг на друга. Человек забился в самый тёмный угол и, обхватив руками колени, описывал бурю:

— Ты — безжалостная богиня страха, твой звучный голос пробирается в самое чрево земли и наполняет мой остров кошмарами! В твоих причудливых тенях может спрятаться самый страшный из всех чудовищ, но твоя же непробиваемая дождевая стена скрывает и солнечный свет.

Крыша жилища была сорвана порывом ветра, а человек всё кричал, кричал навзрыд, колотил себя по лицу и поднимал округлённые глаза, красные и соленые, на самую зверскую тучу. Туча услышала это, и затарахтела непрерывными громовыми раскатами, обращаясь в самое сердце. И это придыхание непогоды неожиданно сделалось глубоким, насыщенным, оно настолько впечатлило маленькую заплаканную фигурку, что, казалось, та вот-вот перестанет дышать. Воздух заискрился от напряжения, человек поднялся, и чувство страха сменилось благоговением, он вновь закричал, но теперь в его голосе звучала мужественность, звучал вызов бесконечно черному небожителю. Так человек подружился с бурей, и она осталась сопровождать его.

И вот наступил тот день, когда плавающий остров встретился со скалами. Клинообразные каменные звери рассыпались по всему мелководью, они враждебно гудели, упираясь носами в прибрежную гладь, и облизывались морской пеной. Голубой Рыцарь, только завидев этих чудовищ, махнул плавником и скрылся из виду, даже грозовая туча, подгоняемая ветром, убежала вперед, и только человек, нахмурив брови и почесав переносицу, принялся описывать их:

— Вы, зловещие исполины, страшащие морских путешественников испокон веков, разломленные по всему океану, вы ищите хаоса, вы жаждете сдвинуться с места и пробежаться по волнам, но обречены прозябать свой долгий век, не ведая чужих краев. Для вас не существует времени, вы увековечены в мировом масштабе, с вас начиналась жизнь и вами она закончится!

Человек твердо стоял на земле, и в его взгляде полыхало пламя. Он говорил с чувством, но скалы не слышали его. Он вскидывал голову, задирая подбородок, и с ответной враждебностью глядел в безразличное лицо своего врага. Плавающий остров качнулся на волнах, врезался в каменную глыбу и рассыпался на множество осколков, будто изначально был собран из хрустальной пыли.

Что осталось после этого человека?

Человек был писателем…

 

© Серафима Потёмкина, 2017

Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Серафима Потёмкина. Человек на острове»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

9 отзывов

  1. поразительные обороты, интересно переданы эмоции, сразу в голове возникает сценарий короткого метра! автор ++

  2. 1. Хорошая эмоциональная окраска сюжета, добротный русский язык. Очень впечатляет.
    2. Но не проходит ощущение некой кусочности всего произведения. Не почувствовал некой единой нити.
    3. Плавающий остров навевает аналогии с «Плавучим островом» Жюль Верна.
    4. Смутило то, что стоило добавить последнюю строку, и труд попал в рамки конкурса. Не совсем понял, как проявилась во всём сюжете именно писательская натура… Озадачен.

  3. Я не часто знакомлюсь с современными произведениями, но это оказалось для меня чем-то не просто свежим, а скорее давно забытым всеми, темой, которая должна возрождаться вновь и вновь, чтобы жило само писательство. Меня очень поразила глубина символов и смысла вообще. Я не профессионал и не критик, но считаю это своего рода шедевром. С первого прочтения рассказ понять не просто, н, думаю, мимо такого нельзя пройти, не поразмышляв хорошенько. Вот, что я попыталась вынести из него. Не знаю, насколько это сопоставимо с настоящей задумкой автора. Просто мой взгляд на все это. С:
    Плавучий остров – образ судьбы. В рассказе он подобен лодке, управляемой человеком. Не случайно герой «хватался за весло», чтобы причалить именно туда, куда больше всего его влекло. Маленькое судно главного героя – это крохотный кусочек мира. Куда он держал свой путь? Ему было чуждо многолюдье шумных городов, потому он скрывался за горизонтом. Только там можно было услышать «шепот обитателей морских глубин». Этот человек не знал, что ему нужно, но знал, что ищет и что должен искать. Он был открыт красоте и прекрасному во всех его формах, потому что не было для него ничего уродливого и смущающего глаз. И мир принимал его в ответ.
    Рука об руку его сопровождают два противоположных по характеру образа: дельфин и буря, с которыми подружился человек. Дельфин и человек представляются как равные и близкие по духу существа: «мы дышим с тобой одним воздухом, мы плаваем с тобой на одной волне». Как верный друг сопровождает Голубой Рыцарь человека. Есть и другой сопровождающий у него – вселяющая ужас буря, могущественная и разрушительная. Но страх человека сменяется мужеством и благоговением перед ней, и буря вместо того, чтобы обрушиться на храбреца, пошла вместе с ним. И здесь человек оказался наравне даже с неудержимой стихией, бросив ей вызов.
    Примечательно, что при столкновении и с дельфином и с бурей, человек не просто обращается к ним с речью, а описывает их, искренне восхищаясь ими, воздавая должное их жизнеутверждающей красоте и силе. То же он с гордостью и пылом говорил скалам, вечным исполинам, неподвластным времени. В рассказе скалы являются единственным неодушевленным образом. Они не слышат героя, и его остров неизбежно разбивается о них. Перед холодной равнодушной вечностью судьба оказывается безоружной. А человек? Он остаётся с ней наедине, покинутый дельфином и бурей, но не самим собой, потому что тот человек был писателем. Не было у него ни пера, ни бумаги – только плавучий остров, которым он писал свою судьбу, только душевные порывы, обличенные в слова, которые были не для себя и не для других, но потому что они должны были быть. Он давал им жизнь. Он хотел, чтобы они жили и в других, поэтому его остров разбился. Но никто не знает, разбился ли вместе с ним писатель.

  4. Очень сильное произведение, за счет столь ярких и насыщенных метафор, оборотов, но в некоторых предложениях они звучат очень громоздко, создается впечатление переигранности . По структуре получился очень живой текст. Молодец!

  5. Великолепный стиль повествования, само произведение так же гаписано просто замечательно, с нетерпением буду ждать новых

  6. Честно, получилось очень интересно, много интересных метафор. Очень эмоционально, запутанно и не обыгранно. Создаётся впечатление, чего-то знакомого, а прекрасный русский язык автора, создаёт ещё лучше впечатление от прочитанного!!!

  7. Обожаю подумать, и спасибо комментаторам, все образы и символы стали еще более яснее и очевидными, сюжет заполнен и закручен крутым тестом.
    Еще больше люблю арт-Хаус. «будто изначально был собран из хрустальной пыли» — у каждого из нас простая жизнь, и каждый из нас писатель, что бы красиво о ней рассказать;)
    Очень здорово:)

  8. Прежде всего поразил язык автора, безусловно, он на высоте, мне по крайней мере было очень приятно читать данное произведение, такая образность, что даже не сразу ясно, что автор имел в виду. Но прочитав трижды, я всё поняла и мне было приятно думать над смыслом и разгадывать тайну этого рассказа. Каждый человек — писатель своей судьбы, и не важно, есть под рукой перо и бумага или нет, но в истории вселенной наше пусть и маленькое существование, но всё же оставляет свой след в памяти. Мне очень понравился финал, когда остров разбивается о вечность, я думаю, человек тоже трагически погибает. Но он сказал своё слово, ведь он был писателем в глобальном смысле ( описывателем даже, хаха), и в слове он продолжил свою жизнь, так как в этом наша первоначальная сила — созидание. Как Бог сотворил мир Словом, так и человек сотворил свою судьбу.
    Ещё зацепило, что у главного героя нет имени, как бы каждый человек на земле — и есть главный герой этого рассказа. Очень красочно описаны чувства, и не смотря на фантастический элемент, всё равно создается впечатление правдивости этой истории, так хочется верить в плавующий остров и Голубого Рыцаря.! Спасибо, автор, порадовали.

Отзовитесь!

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.