Ярко, динамично, бесхарактерно

Критик, рецензент, у картины, отзыв

 

Отзыв участвует в конкурсе рецензий на роман «Прецедент».

Об авторе: Сапан Илья Евгеньевич.


 

После прочтения осталось послевкусие в виде ярких и динамичных сцен, как от только что просмотренного фильма. Достаточно конкретные и яркие образы, которые нетрудно представить и зафиксировать в своём воображении.

Пожалуй, это из позитивного.

Теперь к делу.

По экспоненте растут диалоги между персонажами — вначале матчасть с солидной биографией, в конце непрекращающаяся трель из диалогов. Начало целиком и полностью (авто?)биографично в своём восприятии, привкус документализма, своего рода curriculum vitae героя, которые больше подходят скорее для подачи документов в силовые структуры или на производство, чем для романа. Читатель получает незаурядную задачу ввергнуться в штудию в виде переработки необходимой информации, которую нужно усвоить. Именно усвоить, а не вникнуть в неё, пропитаться ею, отождествить себя с нею. Нет лёгкости с самого начала прочтения текста. Нету живой, яркой, сочной, неназойливой письменной речи.

Много перечислений, сплошной фактаж на фактаже и фактажом погоняет вкупе с фантастически гротескными описаниями, не укладывающимися в сознании.

Банальный пример, хотя бы в самом начале: «Сквозь разбитое ветровое стекло безжизненно смотрели глаза девушки. (Глаза смотрят «безжизненно», да еще и «сквозь» стекло — не много ли живости для трупа?) В них застыло недоумение. (Факт раз!) Убрав за спину автомат, один из стрелков опустился на колени возле мёртвого тела. (Факт два!) Ножом проткнул сработавшую подушку, вжавшую тело в кресло. (Факт три!) Тело дрогнуло, подалось вперёд, будто живое. (Факт четыре!) Короткая усмешка искривила рот убийцы. (Факт пять!) Разомкнув ремень безопасности, он не спеша обшарил карманы жертвы. (Факт шесть!) Рука в перчатке нашла искомое — маленький кусочек пластика. (Факт семь…) Стрелок выпрямился (Факт восемь, ну скоро там?..), кивнул остальным. (Факт девять, наконец-то…)». И, как восклицал философ Диоген: «Мужайтесь, друзья, уж виден берег!»

Читателю хочется получить некую загадку, хочется вовлечься в процесс событий внутри романа, сочувствовать героям, угадать их, а не получать порцию нарезанных фоток с места событий.

Но ты не можешь как читатель их угадать, ибо всё выдано de facto et de jure. Персонажи, к сожалению, картонные, в них читатель едва ли находит психологизм, некое двойное дно, противоречивость, как в реальных людях.

Реальные люди не используют такие речевые обороты, не испытывают тех чувств, которые заданы автором, они даже едва ли попадают в те ситуации, которые предложены в книге. Бесспорно, есть жанр фэнтези, где в принципе реальность как таковая очень условна, но это ведь не фэнтези. Сложилось ощущение, что есть несколько спонтанно возникших в уме автора сцен, которые его впечатлили и выявили потребность изложить их на бумаге в виде прозаического произведения, но на которых не нашлось ни сюжетного ряда, ни объемных, выпуклых личностей и характеров.

Допускаю, что данная критика едва ли окажется в числе шорт-списка победных.

Допускаю и то, что моя рецензия (вероятно, хотя надеюсь и на обратное) вызовет у автора негативные эмоции, за что прошу меня простить, и бесспорно признаю, что выдать опус под 200 страниц — это нетривиальная задача и куда более сложная, чем его критика. Критиковать всегда легче, чем созидать, чем творить. Искренне питаю надежду на благосклонное или хотя бы спокойное восприятие данных мыслей, а автору хочу пожелать дерзновений и совершенств на литературном поприще.

 

© Илья Сапан

Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Ярко, динамично, бесхарактерно»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

Один отзыв

  1. Илья, без сомнения, каждый читатель имеет право на своё отношение к любому произведению. Авторы не могут и не хотят отнимать у него это право. Также авторы не претендуют на высочайший художественный стиль произведения. Если вы не сумели вовлечься в процесс событий внутри романа — что ж, значит, ваше восприятие существенно отличается от восприятия авторов. И вы прочли «не свою» книгу.

    Извиняться вам не за что, ваш отзыв не вызвал у авторов негативных эмоций. Представив роман на читательский суд, мы в полной мере осознавали, что сколько судей, столько и мнений. И эти мнения могут быть негативными. Но какими бы они ни были, каждое из них даёт нам возможность максимально глубоко проанализировать свою работу.

Добавить комментарий для Роман Отменить ответ

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.