Вторая половина жизни

Время, часы, очки, книга, жизнь, вторая половина жизни, мудрость

Как узнать о наступлении второй половины жизни? Каковы приметы открывшегося продолжения? Как новый жизненный период описывается философски, с позиции счастья?

Picture of Олег Чувакин
Олег Чувакин
Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

Вторая половина. Как поделить жизнь надвое

Чёткой границы здесь нет. Момент условного пересечения черты не резок, не внезапен. У него нет раз навсегда установленной возрастной отметки: скажем, 35 или 45 лет. Даже само понятие «половина» (1/2) не вполне ему соответствует. Это скорее разделение жизни на две части, которые могут быть неравными. Скажем, 2/3 и 1/3. Или наоборот.

Вхождение в свою вторую половину чувствует каждый человек. Невозможно избежать этого. Приметы перехода будут проступать одна за другой — чередой ли, слоями ли.

Люди, пересёкшие границу второй своей половины, непременно заметят изменения в обстановке.

Момент пересечения. Переоценка ценностей

Во вторую часть жизни человек входит с твёрдыми убеждениями. Непоколебимыми, доказанными опытом, копившимся десятилетиями.

Момент перешагивания условного порога философичен. Он обнаруживается по состоявшейся перемене убеждений (переоценке ценностей) и дополнительному их утверждению.

Полноту утверждения можно смело назвать выработкой и принятием личной философии. Подходящим примером здесь служит Лев Толстой: он говорил, что разделяет свою жизнь на две половины. После «Карениной» появился другой Толстой.

Писателей, вышедших за рамки творческого периода молодости, принято называть зрелыми. Творческая зрелость — тоже признак второй жизненной половины. В современном обществе прозаики и поэты считаются молодыми до тридцати пяти лет включительно. 35 лет — формальная точка отсчёта для литераторов, стоящих на пороге второй половины жизни.

Разумеется, не все люди имеют отношение к философии либо писательству. Это не значит, что определить пересечение границы у неписателей нельзя.

Жизнь на обочине. Конкуренция между половинами

Когда гражданин желает устроиться на работу, но получает отказ по какой-нибудь надуманной причине, ему первым делом следует заглянуть в паспорт.

Родился в 1980-м, в 1975-м, в 1970-м? В 40—50 лет найти хорошую работу, устроиться на должность с большим окладом намного сложнее, чем в 25—30 лет.

Мир вокруг слишком быстро меняется, конкуренция обретает ранящую остроту. Границей второй половины жизни становится тот момент, когда человеку отказывают в отделе кадров. Люди первой половины побеждают, отталкивают на обочину людей половины второй.

Человек второй половины. Осознание будущего

Пересечение границы распознаётся по физическому и психическому состоянию. Для ощущения соответствующих перемен не нужно быть мудрецом, писателем или ходить по отделам кадров.

Вхождение во вторую половину жизни определяется по собственному старению. Зеркало и заключения врачей покажут истину.

Плешь и залысины. Седина. Морщины. Одно плечо выше другого. Позвоночник, зубы, сердце, глаза, печень, почки, простата… Органы изнашиваются, органы сигналят. Сначала один, затем другой, а потом камерным хором.

Author picture
Не спешите заказать редактуру. Не швыряйтесь деньгами. Сначала покажите свой рассказ или отрывок романа

Кому показать рассказ или роман? Писателю! Проверьте свой литературный талант. Закажите детальный разбор рукописи или её фрагмента.

Общество на улицах как бы молодеет, претерпевает фантастическую метаморфозу. Молодеет с точки зрения человека, входящего во вторую свою половину.

Люди кругом (врачи, продавцы, менеджеры, чиновники, кто угодно), те, кто прежде относился к категории взрослых (тётенек и дяденек) и требовал наименования непременно с отчеством, теперь сделались удивительно юными. Кажется смешным, когда доктор лет двадцати четырёх представляется Сергеем Валентиновичем. Отчего не Серёжей?

Люди не только выглядят молодыми. Ощущается разница в языках поколений. Возникает языковой барьер. Он тоже элемент границы второй жизненной половины. Человек зрелый не понимает, что такое «ачивки», «стэнить» и «мьючиться». Зрелого журналиста (35—40 лет) уволят из газеты, если он отстал от молодёжного сленга, перестал понимать аудиторию издания.

Таково осознание наступившего грядущего. Будущее превратилось в настоящее. Вот так, пешком, каждый из нас добирается до будущего. После пересечения условной границы обратного хода нет.

Длинная лента прошлого — автобиографический фильм. Раз навсегда написанный, отснятый, раскрашенный. С многоточием в финальной сцене.

В прожитую ленту иногда не верится. Институтский диплом получен двадцать лет тому назад? Школа окончена четверть века тому назад?! Чёрт, мы думали, только у Дюма пауза в двадцать лет между встречами друзей — это нормально!

Всё чаще вспыхивает в душе вечерним светлячком ностальгическое чувство. Усиливается тяга к воспоминаниям. Ностальгирующий индивид тянется к музыкальным записям из детства и юности, к родным местам, к одноклассникам, к старым знакомым, которых давно не видел, которые застыли в фотоальбоме.

Перечитать любимые с юных лет книги, пересмотреть старые фильмы — настоящее испытание. Герои книг и фильмов страшно помолодели! И Электроник с Гусевым, и Коля с Алисой. Мартин Иден, выведенный Джеком Лондоном, кажется юнцом, несмотря на богатую событиями жизнь. Неудивительно: читатель стал старше самого Джека Лондона!

Прибытие во вторую половину осознаётся и по человеческой смертности. Знакомые из предыдущего поколения, учителя, наставники умирают. Умирают родители.

Сделано жизнью. Философия счастья

Переход между половинами происходит постепенно. Ощущение перехода бывает как счастливым, так и горьким.

Счастье при переходе во вторую (и последнюю) половину жизни испытывает тот, кто исполнил своё предназначение, кто достиг поставленной цели и теперь лишь расширяет список задач, следуя своему призванию.

Такой человек оглядывается обычно с удовольствием. Если грусть и сквозит в его взгляде, то это грусть тихая.

Трагизм личного существования ощущает тот, кому не посчастливилось разглядеть в себе таланты, применить способности, принести их плоды людям. Возможно, время его ушло. Годы берут своё: у пятидесятилетнего силы уж не те, что у двадцатилетнего, начинать со стартовой позиции, с нуля тяжело.

Впрочем, человеку, к которому осознание смысла жизни явилось запоздало, открылось лишь во вторую половину, печалиться не стоит: это значит, что шансы пригодиться ещё есть. Куда хуже, если смысл существования не найден вовсе. Тогда — скука и поиск развлечений вместо следования пути.

Поиск предназначения — задача первой жизненной половины. Открытие, развитие талантов и применение их, наработка профессионального опыта до перехода во вторую половину неизменно сопровождается ощущением счастья. Ощущение это тем сильнее, чем больше прогресса достигает человек в следовании тому, что Аристотель называл наивысшим в самом себе.

Человек, рано открывший смысл своего существования, проносит счастье через обе жизненные половины. Умирать ему не страшно.

© Олег Чувакин, 2021-2022

Сквозь время и пространство

Во второй своей половине мы задумываемся о своём наследии. О том, что оставить потомкам. Нас тянет к слову — личному, правдивому, необходимому.

Нас тянет написать мемуары, а то и замахнуться на роман. Нам хочется поделиться жизнью. Выразить себя и своё самое ценное в словах. Дать миру часть себя.

И вот тут пригодится редактор. Или бета-ридер — читатель и комментатор рукописи. Пригодится тот, кто поможет довести черновик до чистовика, рукопись — до книги.

Нажмём на космические кнопки. Отправим свою ракету сквозь время и пространство!
Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Вторая половина жизни»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

13 отзывов

  1. Мудро… А еще заметила одну странность, при переходе во вторую половину собственная жизнь кажется долгой, уж несколько «эпох» сменили друг друга. Те, кто был взрослым во времена нашего детства, словно и не изменились вовсе, да они же всегда были стариками, но сейчас, для своих лет, недурно выглядят. А вот те, кто во времена нашей юности были малыми детьми, взрослеют и стареют невероятно быстро. И даже становится их жаль: ребята, да вы словно и не жили…

    1. Интереснейшее наблюдение! Я в юности видел людей, которые выглядели так, словно родились старичками. (А старичками лет в восемнадцать считаешь тех, кому и сорока не стукнуло.) К сожалению, их жизнь мне неизвестна. Не исключено, что они благополучно достигли того возраста, на который выглядят, совпали с ним и… в нём застряли! И теперь смотрятся ну просто молодцами добрыми.

      Что до меня, то я и с седой бородой остаюсь мальчишкой. Тем самым, о мудрейшая, каким вы меня давно знаете!

      Ваш Дед Мороз.

  2. Дорогой Олег! Интересная тема. (Актуальна? Да!) Мне кажется, что нельзя провести линейкой по возрасту и сказать — вот она, вторая половина! Мне кажется, лучше по-отдельности рассматривать аспекты «жизненного пути» (пардон за клише). Иногда, карьерный рост идет на «ура», но человек эмоционально и духовно не развит. Он(а) третирует домашних и подчиненных. Тут не будет «второй половины», тут будет все тот же эмоционально-неуравновешенный подросток (и будет им до конца, возможно).

    Также, насчет отдела кадров: это ведь зависит во многом от опыта. Конечно, если после университета ничего не делать, а потом в сорок лет начать искать новую работу, молодым специалистам будет всегда отдано предпочтение. Но если брать во внимание руководящие посты, то, в первую очередь, туда ищут людей со стажем, и не маленьким.

    Физическое старение тоже не показатель. Не все молодые «пышут здоровьем». Я знала людей, которые были седыми в 20 лет (да, та же Вера Набокова, если брать исторический пример). Биологическое старение не у всех идет одинаковыми темпами. Мой папа в сорок выглядел на 20, а сейчас в 70 — на 50. При этом без всякого «здорового образа жизни». Выиграл генную лотерею. :)

    Мы знаем по описаниям современников, что Пастернак до самой смерти выглядел юношей.

    Мы все помним этих «маленьких старичков» со школьных лет: с ранними морщинами и потухшими глазами. Что с ними? : ). Я лично никакой «второй половины» еще не ощущаю (а мне 46!), поэтому мне по душе больше раздел на «времена года». Я сейчас где-то в августе: что-то уже давно отцвело и убрано на компост, что-то созрело, а что-то еще только поспевает. Еще столько книг предстоит прочитать! Столько еще узнать! Какая разница, что у меня не то что нога, рука не пролезет в джинсы 25-летней давности! Мне кажется, когда пропадает желание узнать новое, когда, как вы пишете, все ваши мнения уже устоялись и укрепились («твёрдые убеждения»), тогда это уже не вторая половина, это уже занавес.

    Это мои «пять центов». С весной вас! (тут уже во всю весна: плюс 18С, птицы только об этом и галдят, и настрой у меня соответственный). Хотя чего-то не хватает… а, поняла, не хватает конкурса о любви на «Счастье слова». :-) Ваша К

    1. Здравствуйте, Ксения!

      Ну, в моих краях минус 33, до весны далёконько. На голых ветках рябин распушились свиристели.

      Лев Толстой делил жизнь и на более мелкие части: на семилетние периоды. Мне кажется, вам подойдёт этот вариант. :)

      Моя вторая половина наступала долго: промежуток тянулся полтора десятка лет, с 35 до 50. Это оттого, что я тугодум.

      Пью свой крепкий утренний чай за мальчишек и девчонок, которые и в семьдесят лет хотят узнать что-то новое. За тех, кто никогда не утратит любопытства!

  3. У меня есть одна ОЧЕНЬ четкая граница: до Анечки и после Анечки! :) А так, в виду моей биографии, разделение проходит более географическое, нежели возрастное.

    Чокаюсь с вами чаем! Всем любопытства и здоровья!

    (МИНУС 33!!! ОГО!)

  4. Олег, догоняю тебя! Ночью было минус 27. Хоть и холодно — но в сильном морозе тоже есть своя прелесть. С условием, что дома исправные батареи и можно заварить кружку горячего чая с малиновым вареньем)

    Сколько бы не было половин, четвертей, суть их — это переход на новый качественный уровень. Если такой переход состоялся, значит, ты не топчешься на месте. Значит, твоя жизнь до перехода прожита не зря. В этом и есть личная эволюция каждого из нас. Когда понимаешь, что твой жизненный отрезок не был пустым, тогда и лысина кажется не такой уж и лысой).

    Если же переход никак не состоится, тогда, жизнь, наверное, превращается в круги ада.

    1. Так точно, друг мой! Выпьем по кружечке и съедим по ложечке за то, чтоб оказаться в раю малиновом!

  5. Всем привет из заснеженной Москвы!

    Тема действительно интересная: ведь, с одной стороны, Павка Корчагин (жизнь даётся человеку «один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно…»).

    И «умирать ему не страшно»!? Ну, не знаю…

    Но кому из обычных людей не страшно умирать? Наполненная заботами жизнь иногда не оставляет времени и сил для страха – это правда. Но заботы, работа – это еще не смысл. Лишись этого – потеряешь все.

    Даже самый талантливый писатель (поэт), оболганный «доброжелателями» или чиновниками (как, например, у М. Булгакова в «Мастере»), лишается смысла существования.

    А в чем же тогда смысл жизни?

    Данте Алигьери отвечает на этот вопрос по-своему.

    «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу…» — так начинается знаменитое путешествие в загробный мир.

    Говорят, поэту на тот момент было 35 лет (считается, что длительность жизни в то время была около 70 лет). Но не в этом дело: деление ровно на две половины, конечно, условно.

    Именно к этому периоду времени наметился переломный момент в жизни автора «Божественной комедии»: разочарование в жизненных ценностях, сомнения, глубокая скорбь и уныние. Он уже многое испытал в жизни: потеря любимой, изгнание из родной Флоренции.

    Но следуя дальше, видим, что сердце его волнует, отнюдь, не это. Данте пишет: «Утратив правый путь во тьме долины. …Яви мне путь, о коем ты поведал, Дай врат Петровых мне увидеть свет». Вот о каком пути тосковала его душа, а не о том, что он не состоялся, как гражданин, семьянин, поэт или чиновник. Вот каких перемен ищет душа каждого человека.

    Мне кажется, в нашей земной жизни важна любая мелочь, встреча, слово, если они выводят душу из « сумрачного леса» и наполняют светом. А страх смерти побеждается верой.

    1. Страдания как раз ведут писателя к созданию подлинно прекрасной литературы; примеров тому множество. Это проявление закона единства и борьбы противоположностей. Одоление противоречий, разрешение доминанты в тонику — единственный путь к гармонии. Здесь и достигается смысл жизни. Лучшая книга Олдингтона — роман «Все люди — враги». Но о врагах ли эта книга?

      1. Конечно же, вы правы, страдания могут привести писателя к созданию подлинных шедевров (так оно и происходит), но при этом — не обязательно к обретению смысла жизни. Вспоминается трагическая кончина одаренного литератора В. Гаршина, бросившегося в лестничный пролет в возрасте 33 года. Через горнило страданий один может выйти сильнее, опершись, так сказать, на Божье крыло, а другой — не выдержать и погибнуть (физически или как личность).
        Гармония мира – в его дисгармонии, его единство – в его вражде. Таково парадоксальное учение Гераклита. Даже космические законы гармонии тут не всегда работают. Как правило, доминанты разрешаются в устойчивую тонику. Но есть прекрасные музыкальные произведения, которые начинаются с тоники и заканчиваются не тоникой, а ,например, медиантой («My Love, My Life» квартета ABBA).
        «Одоление противоречий» — возможно, и есть ключевой момент в поисках истины.
        Но не многим заслуженным писателям удавалось «одолеть противоречия» и уйти от навязчивой идеи бессмысленности жития. Ярким примером тому может служить А. Камю: в философских поисках смысла жизни он пришел к абсурдизму (отсутствию всякого смысла, оправданию самоубийства и тд). Интересен его «спор» с Достоевским (в произведениях которого видел много близкого своему мироощущению): не мог простить тому его «прыжок» в сторону веры.
        А Иван Бунин — непревзойденный мастер слова — в последних дневниковых записях пишет: «… Не могу принять, что прахом стану, не могу! Не вмещаю». Неужели эти слова — отражение преодоления страха смерти и обретения смысла?
        Философ Павел Флоренский («русский Леанардо да Винче») пишет: «Антиномичность вовсе не говорит: « Или то, или другое не истинно»; не говорит также: «Ни то, ни другое не истинно». Она говорит лишь: «И то, и другое истинно, но каждое – по-своему; примирение же и единство – выше рассудка». Вот это «выше рассудка» подтверждает Достоевский: «…во всем тайна Божия… А что тайна, то оно тем даже и лучше: страшно оно сердцу и дивно; и страх сей к веселью сердца… Тем еще прекраснее оно, что тайна…»

        1. Для писателя само писательство, отдача людям таланта и есть смысл жизни. Да, этот смысл можно открыть, стоя посреди трагедии. Ему можно следовать в самых жутких обстоятельствах. Вудхауз написал роман в лагере для интернированных. Юмористический роман!

          Если жизнь невыносима, это не значит, что её смысл не найден. Здесь вступает в силу новое противоречие: между личностью и обществом. Цепь противоречий поистине бесконечна. Это как ремонт: начал с обоев, в конце концов построил новый дом.

          Конфликт между личностью и обществом очень точно выразил в предсмертной записке-эпитафии Астафьев. В художественной форме такой конфликт показал Джек Лондон в «Мартине Идене». Правда, Джек прожил жизнь иначе, чем его отчасти автобиографичный герой, и написал книг гораздо больше.

          Моэм хотел пожить подольше (ему кололи препарат для продления жизни); Чехова, несмотря на «желудочный кашель», вопросы долголетия не занимали. Первый прожил вдвое дольше второго. Но оба одинаково пренебрегали здоровьем. У обоих был туберкулёз. Первый был шпионом в холодной революционной России; второй совершил долгую поездку на Сахалин. Первый исцелился на северных ветрах Шотландии; второй добил свои лёгкие в распаренной Ялте. У обоих водились деньги; правда, у первого их было гораздо больше. Оба заработали деньги литературным трудом и драматургией. Оба знали, что много оставляют после себя. Тексты обоих давно изучают в школах; второй был любимым русским писателем первого. Оба не боялись умирать; оба были атеистами. И врачами тоже были оба.

          Чехов знал, за что пил своё последнее шампанское.

          1. Столько уже вокруг этого «последнего шампанского» налеплено снежных комов, и мы наверно никогда не узнаем всю правду.
            Но известно доподлинно, что Антон Павлович в переписке перед самой смертью сокрушался о том, что русская интеллигенция все дальше уходит от Бога и добавлял, что «предстоит огромная работа, может на десятки тысяч лет, чтобы человечество узнало истинного, настоящего Бога».
            Так, может быть, за это он поднял свой последний бокал?!

            1. «Вы пишете, что мы говорили о серьёзном религиозном движении в России. Мы говорили про движение не в России, а в интеллигенции. Про Россию я ничего не скажу, интеллигенция же пока только играет в религию и главным образом от нечего делать. Про образованную часть нашего общества можно сказать, что она ушла от религии и уходит от нее всё дальше и дальше, что бы там ни говорили и какие бы философско-религиозные общества ни собирались. Хорошо это или дурно, решить не берусь, скажу только, что религиозное движение, о котором Вы пишете, — само по себе, а вся современная культура — сама по себе, и ставить вторую в причинную зависимость от первой нельзя. Теперешняя культура — это начало работы во имя великого будущего, работы, которая будет продолжаться, быть может, ещё десятки тысяч лет для того, чтобы хотя в далёком будущем человечество познало истину настоящего бога — т. е. не угадывало бы, не искало бы в Достоевском, а познало ясно, как познало, что дважды два есть четыре. Теперешняя культура — это начало работы, а религиозное движение, о котором мы говорили, есть пережиток, уже почти конец того, что отжило или отживает».

              Из письма С. П. Дягилеву, 30 декабря 1902 г. Цитирую по изданию: Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. Письма. Т. 11. М.: Наука, 1982. С. 106.

Отзовитесь!

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.

Сам себе редактор
Научитесь править свои тексты сами. За один урок
Author picture

Возьмите у меня всего один урок. Я изучу ваш текст и выдам вам список типичных ошибок в стиле, композиции, сюжете. Вы одолеете их все при мне.

Станьте самому себе редактором!