Шекспир, знай своё место!

Небо, Шекспир, Марк Твен, Олег Чувакин

Философ Спиноза жить надеждой не велел. Считал её вредной страстью — «аффектом». Оптимисты жить без надежды не могут. Если надеяться на подъём в этой жизни не приходится, сойдёт и надежда на счастье в мире загробном.

Олег Чувакин
Олег Чувакин
Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

От земли до неба. Портной Биллингс и художник Франсуа Милле

На эту тему написано немало художественных произведений. Одно из лучших — рассказ Марка Твена «Путешествие капитана Стормфилда в рай» (Captain Stormfield’s Visit to Heaven, впервые опубл. в 1909 г.).

Читая Марка Твена, надо помнить об его атеизме. Счастье на небесах для него — только художественная попытка отобразить мечту о недостижимой земной справедливости. Кто-то уточнит: о признании, и будет прав.

Уступи дорогу, Шекспир!

«Старый лысый ангел» Сэнди Мак-Вильямс рассказал новому постояльцу небес капитану Стормфилду о том, кого по заслугам чествуют в раю:

Но Шекспир и остальные должны уступить дорогу Биллингсу, обыкновенному портному из Теннесси… <…> Этот портной Биллингс из штата Теннесси писал такие стихи, какие Гомеру и Шекспиру даже не снились, но никто не хотел их печатать и никто их не читал, кроме невежественных соседей, которые только смеялись над ними. Когда в деревне устраивались танцы или пьянка, бежали за Биллингсом, рядили его в корону из капустных листьев и в насмешку отвешивали ему поклоны. Однажды вечером, когда он лежал больной, изнывая от голода, его вытащили, нацепили на голову корону и понесли верхом на шесте по деревне; за ним бежали все жители, колотя в жестяные тарелки и горланя что было сил. В ту же ночь Биллингс умер. Он совершенно не рассчитывал попасть в рай и уж подавно не ожидал торжественной встречи; наверно, он очень удивился, что ему устроили такой приём.

Впрочем, талант при желании и некоторой смекалке способен неплохо устроиться и внизу. Земной стороне справедливости Марк Твен посвятил другой рассказ — «Жив он или умер?» (Is He Living or Is He Dead?), впервые опубликованный в 1893 году.

Три в одном: писатель, редактор, литобработчик
Олег Чувакин выправит, обработает, допишет ваши рассказы, сказки, повести, романы; робкие наброски превратит в совершенный текст. 30 лет практики (с 1994). Олег разберёт ваши ошибки, промахи и недочёты, даст полезные советы и научит им следовать. Поднять слабый черновик до подлинно литературного уровня? Будет сделано!

Хорошо заработай и побывай на своих похоронах!

Писатель придумал сюжет, в который ввёл жившего ранее во Франции художника — Франсуа Милле (ум. в 1875 г.). После смерти живописца картинами Милле занялись спекулянты, что вызвало сначала большой спрос, затем ажиотаж. Цены на пейзажи и даже наброски Милле взлетели до небес. Однако в рассказе Марка Твена художник не питается одной репой, а смахивает на респектабельного промышленника. О нём, а заодно и о себе, в своё время позаботились друзья. «Да, это единственный случай, когда публике не удалось сначала уморить гения голодом, а потом набить чужие карманы золотом, которое должно было достаться ему», — говорит персонаж-рассказчик.

Один из четверых бедных художников предложил план, согласно которому кто-то из них фиктивно умрёт: «Да, один из нас должен умереть, — умереть, чтобы спасти остальных и самого себя. Мы бросим жребий. Тот, на кого падёт жребий, станет знаменитым, и все мы разбогатеем. Тише, тише, не мешайте, я знаю, что говорю. Идея заключается в следующем: в течение трёх месяцев тот, кому суждено умереть, должен рисовать день и ночь, насколько возможно увеличивая запас своих произведений, — но только не картин, нет. Это должны быть мелкие наброски, эскизы, этюды, фрагменты этюдов, не более десятка мазков на каждом, — разумеется, абсолютно бессмысленные, но безусловно принадлежащие ему и за его подписью. Он должен изготовлять не меньше пятидесяти штук в день, и каждый рисунок должен отличаться какой-нибудь характерной, одному ему свойственной особенностью, которую легко узнать. Как вам известно, именно такие вещи ценятся, и их — после смерти великого человека — по баснословным ценам скупают все музеи мира. Мы заготовим их целую тонну — не меньше! Всё это время остальные трое будут кормить умирающего и в ожидании приближающегося события обрабатывать Париж и скупщиков, а когда дело будет на мази, мы ошарашим всех скоропостижной кончиной и устроим пышные похороны».

Затем трое художников стали ходить по окрестностям, потом ездить и распространять слухи (в т. ч. через прессу) о скорой кончине «великого Франсуа Милле». Потихоньку они начали продавать его этюды. Первый ушёл за 800 франков, хотя сам бедный Милле «променял бы его на свиную отбивную». Скоро в Париже стали выходить «бюллетени» о состоянии здоровья «больного» Милле.

Ну а потом были похороны восковой куклы в гробу.

Да, всё та же четвёрка, дружно делившая невзгоды в тяжёлую годину, которая ныне канула в вечность, несла гроб…

Четвёрка — это потому, что и сам Милле нёс собственный гроб, прикинувшись дальним родственником покойного.

Мораль: не будем спешить на небо!

© Олег Чувакин, 2015
Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Шекспир, знай своё место!»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

21 отзыв

  1. Все хорошо, кроме словца «товарищи». Господ из нас не получилось, но есть и другие слова, как то — люди, например. В немецком Hey, Нeute! неплохо звучит.)

    1. Leute, как мне думается. «Товарищи» — мой фирменный стиль, тут уж извините.

  2. Всю жизнь мы строим надежды, но последнее утро тысячи наших надежд губит, увы, навсегда.
    Кто-то из древних греков.

  3. Без надежды жизни нет, я всего достигал именно потому, что хотел достигнуть

  4. Замечательное сегодня утро!!! С «аффектом». Марк Твен — ваш блестящий учитель на ниве сатиры…А сатира без надежды и без таланта … Но это не про Вас! Так что, доброго дня!

Добавить комментарий для Дмитрий Колосков Отменить ответ

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.

Как стать писателем?
Как обойтись без редакторов и курсов?
Author picture

Возьмите у меня всего один урок. Я изучу ваш текст и выдам вам список типичных ошибок в стиле, композиции, сюжете. Вы одолеете их все при мне.

Станьте самому себе редактором!