Ирвин Шоу гарантирует бессонницу

Арабис, фото, Ирвин Шоу, роман Растревоженный эфир, отзывы, маккартизм, охота на ведьм, США

Если б сейчас обнаружился живой святой,
двум частным детективам и одному журналисту,
ведущему колонку светской хроники,
хватило бы месяца, чтобы отправить его в ад.

Ирвин Шоу. Растревоженный эфир

Олег Чувакин
Олег Чувакин
Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

На мой взгляд, лучший роман Ирвина Шоу — не знаменитый «Богач, бедняк», а «Растревоженный эфир», посвящённый кошмарной эпохе маккартизма в США. Лучшие книги — те, где автор оставляет частицу себя, частицу пережитого лично. «Растревоженный эфир» — именно такая книга.

Действие романа происходит в 1950-м году — в ту самую пору, когда сенатор Маккарти при помощи прессы запустил в США антикоммунистическую кампанию, позднее получившую название «охоты на ведьм». Ирвин Шоу не понаслышке знаком с маккартизмом: «охотники» приписали ему коммунистические взгляды, после чего хозяева киношных студий в Голливуде указали писателю на дверь. В 1951 году Шоу покинул Соединённые Штаты, где свирепствовали борцы с «эпидемией коммунизма», и переехал жить в Европу.

Вновь, уж простите меня, я вынужден напомнить вам, что думает по этому поводу правительство. То самое правительство, Арчер, которому вы помогли прийти к власти. А правительство говорит, что мы воюем.

Хатт

Мистер Хатт, босс главного героя, Клемента Арчера, и Вик Эррес, друг главного героя, на протяжении почти всего текста могут показаться читателю едва ли не антиподами, во всяком случае, фигурами, идеологически и нравственно очень далёкими. Никто так не симпатичен главному герою, как Эррес, и никто ему так не противен, как Хатт. Арчер стремится подражать своему другу Эрресу, несмотря на то, что тот младше и когда-то был его студентом в колледже, и Арчер часто раздражается тем, как ловко его загоняет в философский тупик большой любитель политических дискуссий и интриган Хатт, умело пользующийся своим начальственным положением.

Три в одном: писатель, редактор, литобработчик
Олег Чувакин выправит, обработает, допишет ваши рассказы, сказки, повести, романы; робкие наброски превратит в совершенный текст. 30 лет практики (с 1994). Олег разберёт ваши ошибки, промахи и недочёты, даст полезные советы и научит им следовать. Поднять слабый черновик до подлинно литературного уровня? Будет сделано!

Постепенно выясняется, что умеющий хранить тайны мистер Эррес олицетворяет собой куда более страшное зло, нежели откровенный Хатт, приберегший для развязки всего один секрет. Если Хатт яростно проповедует изгнание из США коммунистов и «попутчиков» и насмехается над наивным свободолюбием Арчера, пытающегося не допустить увольнения из радиопрограммы пяти талантливых, но неугодных лиц, то Эррес, один из этих неугодных, крупно подставляет поручившегося за него Арчера, ложно отрицая свою причастность к коммунистам и при том долгие годы являясь секретарём коммунистической партийной ячейки.

Пятнадцать лет дружа с главным героем и вместе с ним работая на радио в Нью-Йорке, Эррес годами взращивал в себе огромную ложь, которая на последних страницах романа обрушилась глыбой льда на ничего не подозревавшего Арчера. Хобби в виде «охоты на ведьм», которым увлекался в 1950-м году бизнесмен мистер Хатт, если не меркнет рядом с моралью тайного коммуниста Эрреса, то отходит в какой-то момент на второй план. В конце концов становится ясно, что Хатт и Эррес — это два выразителя единого тоталитарного зла, неумолимо стремящегося всё и вся перекроить по своим абсолютным лекалам.

Дайте нам ещё два-три года такой войны, и мы здесь всё взорвём. Белые будут убивать чёрных, протестанты — католиков, католики — всех, кто попадётся им под руку. Богатые будут из пулемётов расстреливать бедных, бедные превратят Пятую авеню в реку крови, если смогут найти кого-нибудь на Пятой авеню. В этой стране все ненавидят всех.

Вик Эррес

Сапсенс читателю гарантируется. Напряжение сюжета велико; персонажи, казавшиеся поначалу положительными, внезапно раскрываются с самых тёмных сторон. Заснуть после этой книги совершенно невозможно. Я бы назвал роман триллером, если бы не финал, вселяющий надежду на лучшее.

Роман Ирвина Шоу «Растревоженный эфир» — одна из тех книг, которым место на полке с избранным. На полке с теми томами, которые полагается открывать снова и снова.

© Олег Чувакин, 27-28 января 2016
Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Ирвин Шоу гарантирует бессонницу»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

19 отзывов

  1. Согласна,но Шоу сейчас почему-то не читают((((. У меня любимая «вечер в Византии» и » год на изучение языка» . с детства)

    1. «Вечер в Византии» я тоже очень люблю. «Эфир» и «Вечер» — по-моему, лучшие романы Ирвина Шоу.

    2. Я не все прочёл. Но среди прочитанных плохих и даже средненьких не обнаружил.

    3. Он был моим любимым писателем в юности, читала все, где-то что-то повторяется (основная тема одиночества), но зато не надоедает перечитывать, все равно любимый. Сейчас в телефоне «Две недели в другом городе» на всякий случай))).

  2. «Богач, бедняк» — самый увлекательный роман, а на мой взгляд, самый лучший — «Молодые львы». Вообще же, Ирвин Шоу -писатель, книги которого надо читать обязательно.

    1. «Растревоженный эфир» мне показался более увлекательным. Но и он, и «Богач» могут быть прекрасным «лекарством» против сна. Хотел бы я посмотреть на человека, который скажет, что книги Шоу скучны.

    2. Зато немало тех, кто скажет: «Шоу? Это на каком канале?» :))

  3. Рассказы Ирвина Шоу тоже прекрасны… «Три месяца», «Год на изучение языка», «Задумчивая, мило оживлённая»… Тонкая психология, лёгкость, и не без юмора :)

    1. Ну, а мне ещё предстоят романы. Морфей будет недоволен. И пусть :)

Добавить комментарий для Наталия Романова Отменить ответ

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.

Как стать писателем?
Как обойтись без редакторов и курсов?
Author picture

Возьмите у меня всего один урок. Я изучу ваш текст и выдам вам список типичных ошибок в стиле, композиции, сюжете. Вы одолеете их все при мне.

Станьте самому себе редактором!