Финалисты конкурса «История любви» 2019 года

Девушка, СССР, вокзал, перрон, пути, железная дорога, поезда, чемодан, сумка

 

Список финалистов. Шорт-лист конкурса «История любви».

На весенний конкурс «История любви» 2019 года поступило почти триста сочинений. Большая их часть не соответствовала правилам и была отклонена. Многие сочинители не стеснялись нарушать правила или не затруднили себя знакомством с ними: присылали тексты, ранее опубликованные, отправляли вместо рассказов стихи, очерки, романы, фрагменты биографий и школьные труды на тему «Как я провёл лето в деревне». Словом, нынешние писатели не умеют главного: читать. По-видимому, отсюда же происходит и их безграмотность.

Поясню принцип отбора текстов в финал. Дорогие конкурсанты! Прежде чем искать свою фамилию в списке счастливчиков, не поленитесь прочесть это вступление к последнему.

Критерии, определяющие конкурсную, а заодно и художественную ценность того или иного рассказа, просты. Они ясны из пунктов конкурсного положения. Рассказ имеет высокие шансы выйти в финал, если он:

— отвечает заданному правилами методу (реализм + фантастический элемент, иными словами, фантастический реализм) и написан художественно (художественным стилем);

— содержит историю любви либо её ключевые эпизоды;

— раскрывает конкурсную тему: «Как медленно тебя я забывал!» Тема трактуется свободно, однако это не значит, что она отменяется.

Рассказы, чьё содержание противоречит изложенным требованиям, не получают пропуска в финал.

Не попали в шорт-лист рассказы с неплохим сюжетом, представляющим собой историю любви, но написанные суконным языком. Не нашлось места в шорт-листе сочинениям, более похожим на очерки, на эссе, на рассказы-настроения, где любовь, конечно же, есть, но сама её история куда-то ускользает. Тексты, чья тема далека от строчки поэта Левитанского, тоже застряли на полпути к финишу. Не прошли в финал и рассказы, где фантастический элемент в явном виде отсутствует или выписан формально: выкинь эту кроху из сюжета — и сюжет ни капли не пострадает.

Особо скажу о литературных героях. Психологически убедительно выписанные персонажи — верный путь к финалу и победе. Достоверность в фантастике — достоверность в квадрате, ибо поверить в фантастическое читателю много труднее, нежели в реальное. Создание не положений, но характеров, богатый психологический рисунок — вот признаки настоящей прозы.

Главными болезнями литераторов, не добравшихся до финала, я нахожу недостаток воображения, мешающий продумать и воплотить в слове полноценный оригинальный сюжет, и слабое владение пером.

Следствием недостатка воображения является другая болезнь: неумение дать рассказу точный, ясный заголовок, сотворить маленькую красоту в названии. Давай я призы за лучшие названия, я б наградил сегодня Виктора Рябинина («Матрёшка Мотя»), Елену Ивченко («Новая жизнь») и Нику Воинову («Птица цвета метели»).

Напомню, творческое состязание «История любви» 2019 года — последнее на «Счастье слова».

 

 

* * *

 

В список финалистов весеннего конкурса «История любви» 2019 года включены шесть имён, шесть рассказов. Сортировка выполнена по алфавиту, по первой букве названия рассказа.

«Алёнушка» Екатерины Рогачёвой.

Воспоминание о косах, стянутых синими, как летнее небо, резинками. Высохшие лепестки васильков, рассыпавшиеся в пальцах, — прах давней любви, пыль встреч, крошки синего лета, колючий символ невозможного и настоящего. Такого настоящего, что и за целую жизнь из памяти не вытравишь.

Одна из кос лохматым кончиком мазнула меня по щеке, и мне показалось, что расплавленные капли света стекают мне на кожу.

Кто ты, Алёнушка? Какой порог переступила, откуда и с чем явилась в мир сей? Отчего колючи для тебя васильки, почему зовёшь их снежинками летними?

«Весна» Ксении Кумм.

История сближения двоих и отталкивания раннею весною в Берлине, полном набоковских примет: от влетевшей в окно бабочки-лимонницы до велосипеда на аллеях, от трудностей немецкого языка до трудностей первой любви, от «ja» до «nein» и обратно, по кругу, по завоям спирали.

Алика из Ташкента, романтическая натура, девушка с цветаевским каре, и Вольфганг из Берлина, педант, сокрушающий о доску маркер ради утверждения педагогической системы. Что у них общего?

Скамейка у озера.

И третий здесь — не лишний. К скамейке приходит и господин в сером плаще. Он пропускает несуществующие трамваи, он острой своею памятью возвращается к первому любовному трепету, оставшемуся в 1913 году, и что-то записывает в блокнот, боясь забыть. И другая весна, быть может, весна петербургских времён, открывается за фасадом дома №22 по Несторштрассе. Та далёкая весна, откуда и влетела в окно бабочка-лимонница, закруглив первый завой сюжетной спирали.

«Новая жизнь» Елены Ивченко.

Его прошлое перетекает в настоящее, а настоящее открывает будущее.

У неё только прошлое, растянувшееся в вечности.

Кто забудет скорее?

Она наведывается сюда часто, и видит всё больше вторгнувшегося нового.

Новая жизнь. Новая и его, и её.

Когда-то две жизни, две линии слились, а затем распались. Сердце её умолкло. Не хватило вдоха, не хватило батарейки, не хватило, быть может, короткого движения. Линия размылась, обрела прозрачность. И потянулась вперёд геометрической невидимкою рядом с другой, ясной, зримой, к которой уже пристраивается новая линия, тоже ясная, зримая.

Уйти во тьму, спрятаться? Забыть? Забудется ли?..

«Осколки рая» Майи Звездинки.

Самое страшное — не ад. Самое страшное — рай. В его неполном виде.

Рай, предназначавшийся для двоих, человек из рассказа Майи Звездинки получает один. По кусочкам. По осколкам. Апрельские подснежники на полу, весенний дождь, льющий с потолка ванной комнаты, телефонный звонок родителей, которых давно нет в живых.

Всё включено. Выключена только она. Его вторая половина.

«Питерский ветер» Ольги Ярковой.

Настя и Миша. Лучший день и лучшая ночь в их жизни.

В школе Настя мечтала о красивых синеглазых детях, но ни словом не выдала желания своего тому, кто поразил её синими глазами. Других Миша тоже поражал — и они слова для него находили. Но не она.

Минули годы, и двое уселись вдруг за столик в петербургском кафе.

Синие глаза, синяя вода. Нева и запах моря. На парапете Троицкого моста Миша оставляет надпись. В ней — история любви, которой не может быть.

Ибо то любовь с тем, кто имеет две даты. Дату рождения и вторую.

«Птица цвета метели» Ники Воиновой.

Её хотелось лежать на траве лесной и смотреть в небо. Плывут облака, а сосны, будто жирафы, заглядывают в лицо.

Но теперь она выше облаков, выше неба. Отчаяние встрепенулось ожиданием, тело взлетело, окрылившись.

Ожидание — и главная ценность бытия, и высший смысл существования, и часть той жизни, которой предел не положен.

Ожидание томит и радует одновременно; о том ведает тень, несущаяся вниз призрачной птицею. Ожидание — и мука, и мечта, но мечта счастливая, ибо непременно сбудется. И каждый птичий сон — не час забвения, но веха на пути. И вот уже снова беззвучно поднимаются и опускаются крылья белые, и в доме, там, внизу, напахивает снегом и сквозит метелью…

 

 

* * *

 

От своего бородатого лица и от прекрасных лиц почётных наблюдательниц поздравляю финалистов!

В ближайшие дни на сайте будут опубликованы отзывы о некоторых рассказах, добравшихся до финала. К сожалению, все рассказы, попавшие в шорт-лист, охватить не удалось. Прошу учесть, что размещение отзыва не означает грядущей победы рассказа.

 

© Олег Чувакин, март—апрель 2019

Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Финалисты конкурса «История любви» 2019 года»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

35 отзывов

  1. Олег, в первую очередь я поздравляю вас с окончанием этого марафона! Как говорится, вы сделали это!
    Поздравляю финалистов!
    Ждём имена победителей!

    1. Благодарю вас, Иветта! За ваш большой труд, за понимание. За всё.

  2. Олег, спасибо вам за этот конкурс и прекрасную новость!
    У меня есть предположение, кто станет победителем, но пока не буду высказывать :) подожду и буду тихо болеть)))

  3. Олег, спасибо! Я счастлива! Спасибо за конкурс, спасибо за творческую чуткость.

  4. Олег, большое спасибо. Для меня честь оказаться в компании таких замечательных авторов. Поздравляю всех, чьи рассказы попали в финал, я думаю, мы можем гордиться: попасть в лонг-лист на этом конкурсе — уже определенный знак качества, что уж говорить про шорт! ;) Ура!

  5. Действительно очень симпатичные рассказы) Особенно рада за Нику Воинову!
    А вот «Новая жизнь» лично для меня — самый неоднозначный рассказ конкурса: никак не могу отделаться от ощущения, что это «вторая половинка» прошлоконкурсного рассказа Нетты))) Но язык, безусловно, хорош, и хороша очаровательная финальная деталь — новая жизнь, которая должна появиться. В общем, не удивлюсь, если этот рассказ выйдет и в победители: справедливо.
    Я была бы просто счастлива, если в список финалистов вошла бы «Галатея», а возглавили бы его «Шишки»: вот где опять же лично для меня было счастье слова, бескомпромиссное и беспримесное!
    Поздравляю финалистов и всех, кто сделал меня счастливее своим талантливым словом!!! И, конечно, спасибо Олегу за его титанический труд!

    1. «никак не могу отделаться от ощущения, что это «вторая половинка» прошлоконкурсного рассказа Нетты» — ой! :))
      Почему?

      1. А вы мысленно сотрите кое-какие не столь уж существенные детали каждой истории — и приставьте их друг к другу. Что останется? Он пишет Ей, а Она приходит к Нему))) И ведь ваш герой мог в конце концов встретить новую любовь, которая ждала бы от него ребёнка?! А героиня Елены в принципе могла бы быть матерью двоих детей, нет?!Но я вовсе не хочу сказать, что Елена «слизала» ваш сюжет — она очень хороший самодостаточный автор. Просто вы обе взяли довольно популярный сюжет. Только без обид! Мне нравится и писатель Нетта, и писатель Елена)

        1. Ну, так нечестно :) известно же, что важнее не что, а как. А то по-вашему получается, что и «Яшодхара» похожа на «Питерский ветер» потому что и у вас, и у Ольги героиня любит, а он все равно уходит. Мог же Миша теоретически оказаться Буддой? :))
          Никаких обид, что вы :)

          1. Это моё сугубо личное ощущение, и я не хотела бы. чтобы оно кого-то обидело. Думаю, я вообще напрасно — и много — говорила на этом конкурсе о своих личных ощущениях. Боюсь, всё-таки обидела ничего плохого мне не сделавших людей( Просто читатель я такой же своеобычный, как и писатель))) Мне нравятся рассказы — интеллектуальные упражнения, какие я нахожу у Борхеса. Или что-то очень пронзительное и грустное, что можно встретить у Чехова. Если же мне нечего угадывать и нечему сопереживать, я начинаю скучать. А что касается автора «Новой жизни»: Елена очень талантлива. Её таланту по плечу создавать небанальные обороты и образы, а это дорогого стоит и нечасто встречается. За это искреннее браво!

  6. Спасибо организатору и участникам за такое удивительное событие. Сейчас с удовольствием читаю другие конкурсные вещи (раньше их не читала, так как мне тогда не хватило бы смелости прислать своё творение). Авторы молодцы! Многое очень нравится.

    Для меня сам факт написания законченного рассказа — уже значительная победа, победа над собой, которую я одержала благодаря этому конкурсу. Большое спасибо!

    1. Майя, вы справедливо в списке лучших: уж больно и дивно чистилище главного героя, которое вы придумали. Ух, хорошо!

  7. Поздравляю финалистов! Олег, вам спасибо за труд, терпение, внимание и время! Всё это бесценно! И ещё у меня небольшая просьба к вам: удалите, пожалуйста, мой рассказ с прошлого конкурса. Я его «перекроила», и в том виде, в каком он опубликован на вашем сайте, мне уже не нравится. Надеюсь на понимание, спасибо!

    1. Мне очень понравилось, какой Вы, Марина, стали всего за год. Уверена: Вас ждёт ещё большее. Желаю Вам счастливого творчества!

      1. Инна, спасибо! Думаю, в этом есть и заслуга ваших отзывов и отзывов других талантливых людей)

    2. Удалил, оставил только маленький отрывок, заголовок и фотографию. Полностью удалить не могу.

  8. Хочется выразить восхищение еще одним человеком: большая молодец — Нетта! Она тоже проделала серьёзную работу: не просто писала, что нравится — не нравится, а давала дельные и чуткие советы, которые должны пригодиться всем авторам. И написала забавный и милый внеконкурсный рассказ) Нетта, я рада нашему знакомству.

    1. И вам огромное спасибо, Инна! Вы — замечательная и невероятно искренняя! Я тоже очень рада!

  9. От всей души поздравляю финалистов!
    Рассказы достойные, яркие, талантливые.
    Предполагаю,, как и Ольга Яркова, кто станет избранным.
    Жаль, не будет новых конкурсов.
    Олегу Чувакину надо отдать должное за эту титаническую работу.
    Аналогов такой работе в России сегодня не вижу.
    В смысле нахождения её на плечах одного человека.

  10. Ура!!! Поздравлаю финалистов от всей души! Я знаю, что вы сейчас чувствуете, это дорогого стоит, радуюсь с вами вместе!

    Всем невошедшим в финалщный список — увы, и как вы себя сейчас чувствуете я тоже прекрасно знаю. Поэтому очень ценю ваши искренние поздравления финалистам, я знаю, что это непросто.

    Спасибо вам всем! Я получила море эмоций: страдала, сопереживала, грустила, смеялась, удивлялась и даже негодовала :) А значит — жила.

    Отдельное спасибо Олегу за колоссальный труд, за тонкие разборы рассказов, за исправление грамматических ошибок в наших комментариях, за трепетное отношение к слову. За внимание, за то, что никого не оставили без ответа. Без вас этого волшебства не случилось.

  11. Олег, поздравляю с окончанием марафона! Работу Вы проделали огромную. Пару часов в сутки не хотелось добавить?
    Это мы могли читать медленно, раздумывать и перечитывать понравившиеся рассказы. У Вас было почти триста работ, которые нужно было не просто пробежать глазами.
    Буду ждать список победителей. Интересно, насколько мой список совпадет с Вашим?
    Поздравляю финалистов. Молодцы!

  12. Поздравляю финалистов! Спасибо Олегу за конкурс, авторам — за рассказы, комментаторам — за дискуссии. Всем удачи и вдохновения!

  13. Лодка пристает к берегу. Мы полны впечатлений. Возмужали и просолились. И каждого греет счастье слова.
    УРА КАПИТАНУ!

  14. Дорогие конкурсанты! Наблюдатели! Читатели! Случайные гости! Ф.И.О., ники, анонимы, псевдонимы и ай-пи! Земляне!

    Бородатый организатор «Истории любви» благодарит вас всех. И тех, кому посчастливилось выйти в финал, и тех, кто немножко до него недотянул, и тех, кто конкурсом совсем недоволен, и тех, кто собирался участвовать, но передумал или опоздал.

    Особо благодарю тех конкурсантов, которые не ленились, читали рассказы соседей по площадке. И высказывались. Открытый конкурс тем и полезен, что даёт критику.

    Кланяюсь, бородою колен касаясь, прекрасным наблюдательницам. Умницы Ирина Бирюкова, Иветта Давыдова и Нетта Таль сделали для конкурса, для конкурсантов очень много. В сущности, у нас получилась крепкая команда, прописанная в разных уголках планеты и объединённая сетью.

    В ближайшие дни я опубликую несколько отзывов на рассказы финалистов. Два уже выставлены на сайте: отзыв на рассказ О. Ярковой и отзыв на рассказ Е. Ивченко. Оба написаны Андреем Шевцовым.

    1. Олег, спасибо и Вам за отличный конкурс, за колоссальный труд, за внимательность к нашим рассказам и комментариям! Я долго вынашивала идею создать историю на конкурс, мне далось это вначале очень, просто очень сложно, потом же я эмоционально прониклась жизнью своих героев и переживала за них. Я мало знакома с фантастикой и с фантастическим реализмом. Но условия жёсткого отбора на данный конкурс меня заинтересовали, подстегнули, и в итоге я даже оказалась в полуфинале. Мне это очень приятно! Олег, если можно, подскажите мне немного мои недочёты, чтобы я учитывала их в будущем.

      1. 1. Слабая художественная сторона: психологизм. Он подменяется прямыми характеристиками, для которых автор избрал язык анкеты. Вот пример: «Ксюша не сможет быть с ним и при этом оставаться собой. А он, т.к. не существует в нашем мире, не поймёт наших проблем, тех же финансовых и бытовых трудностей. Отношения не могут всю жизнь строиться на одной душевности. Он непонятен для неё, хотя ничего не скрывает. Ксения понимала, что наступил этап…» С помощью таких вот разъяснений нельзя создать художественное произведение, обрисовать тот внутренний мир героев, о котором не устают говорить школьные учителя литературы.

        2. Пунктуация. Сравните текст на сайте и текст в своём файле. Букву за буквой, запятую за запятой. По линеечке. Почувствуйте себя в шкуре корректора. Заодно собственный текст увидите как бы иными глазами. В разобранном виде. Патологоанатомически увидите.

        1. Спасибо, я поняла! Сама сомневалась, нужны ли такие подробности и конкретизация. Изначально рассказ был написан почти без этих прямых пояснений. Далее я давала его прочесть знакомым. Выяснилось, что большинству не очень понятно, в чем дело, что если бы они не знали изначально замысел, ни за что бы не догадались. Подумав, я решила «разжевать» более подробно то, что им было непонятно. После Вашего, Олег, замечания, я убедилась, что изначально текст был интереснее. Перечитаю ещё раз оба своих варианта, буду думать и исправлять художественную сторону.
          Пунктуацию обязательно проверю и исправлю, несколько пробелов я заметила, к сожалению, уже после того, как отослала рассказ. А может быть чего-то я так и не заметила. Казалось бы, раз сто перечитала, а все равно ошибки есть.
          Спасибо за комментарии!

  15. Поздравляю всех рассказчиков с участием в прекрасном конкурсе! Поздравляю финалистов с признанием их таланта! Всем желаю творческих успехов!

  16. Поздравляю! Шорт-лист … он так короток!(((( Спасибо за удовольствие! Впереди — труд и новые успехи! Удачи финалистам! Удачи всем!

    1. Присоединяюсь, о прекрасная южанка! И да пребудет с нами счастье!

Добавить комментарий для Ника Воинова Отменить ответ

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.