Признаки плохого текста. Симптомы дурного стиля

Девушка, фиолетовые волосы, плохой текст, логика, непоследовательность, описание, пример
Фиолетовые волосы ей к лицу, но её папа ест омлет!

Почему я плохо пишу? Иван создаёт увлекательные рассказы, Маша пишет классные статьи и эссе, а у меня тексты получаются плохими: безжизненными и скучными! Чего мне не хватает?

Олег Чувакин
Олег Чувакин
Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

Стиля вам не хватает. Умения писать точно и вдобавок выразительно. Знания родного языка не хватает. Знания фактов и описываемых предметов. Фантазии. Терпения и трудолюбия тоже не хватает: текст лентяя неизбежно плох.

В этом эссе я перечисляю признаки плохого текста, выделяю симптомы дурного стиля. Ещё я привожу примеры. И показываю, как от недостатков избавиться.

Почему я это делаю? Потому, что я и сам писал плохие тексты. Открываю великий секрет: все, кто начинает писать, сначала пишут плохо.

Трудитесь. Учитесь. Не будьте лодырем.

Три в одном: писатель, редактор, литобработчик
Олег Чувакин выправит, обработает, допишет ваши рассказы, сказки, повести, романы; робкие наброски превратит в совершенный текст. 30 лет практики (с 1994). Олег разберёт ваши ошибки, промахи и недочёты, даст полезные советы и научит им следовать. Поднять слабый черновик до подлинно литературного уровня? Будет сделано!

Это бросается в глаза! Четыре признака плохого текста

Признаки плохого текста одним списком:

  1. Вода! Неточно, неконкретно, невыразительно.
  2. Дым! Нет тяги. Печь дымит, огонь не разгорается.
  3. Обвал! Слишком много слов, слишком мало действий.
  4. Авария! Катастрофа сознания: писателю отказала логика.

Плохой текст вызывает у читателя скуку. А если не скуку, то злость.

Скука смертная! Ощущения читателя от плохого письма

Читательское ощущение от плохого письма почти всегда одинаково и передаётся одним существительным. Скука! В особо опасных случаях ощущение получает градации. Их три: скука — раздражение — злость.

Разозлившийся читатель больше никогда не купит ваших книг и не откроет ваш блог. Он не промолчит — он поведает о своём недовольстве всему Интернету.

Логически бессвязный сюжет рассказа, многословное эссе, первые абзацы которого погружают в зевоту, набор общих слов в романном прологе, рекламная страница, наполненная лозунгами и призывами, но лишённая ясности и конкретики, — всё это приметы плохих текстов, симптомы дурного стиля.

Путь от плохого текста к хорошему (не говорю: гениальному) не так уж сложен, как может показаться. Терпение и труд всё перетрут.

Избавьтесь от воды и дыма. Спасите читателя от камнепада. Не допускайте аварийных ситуаций в сознании.

Поднимитесь на четыре творческие ступеньки.

Шагайте вместе со мной. Поднимайтесь за раз по одной ступеньке. Не прыгайте по лестнице. Не то шею сломаете.

1. Подсушите текст. Наполните его конкретикой

Прилагательные в предложениях играют роль определений. Прилагательные используются лишь тогда, когда они действительно необходимы для описания предмета. Для конкретного описания.

Author picture
Не спешите заказать редактуру. Не швыряйтесь деньгами. Сначала покажите свой рассказ или отрывок романа

Кому показать рассказ или роман? Писателю! Проверьте свой литературный талант. Закажите детальный разбор рукописи или её фрагмента.

Избыточное употребление имён прилагательных затрудняет восприятие текста и губит стиль. Один из верных способов отогнать от себя читателей — наскучить им прилагательными.

Вот пример неконкретного текста, замусоренного прилагательными:

Этот остров мы могли бы воспевать бесконечно. Это самобытная культура и её уникальные образцы, танцы в сочетании с дикой природой, поражающей тропической яркостью и океанической глубиной. Это разные водные виды спорта и это удивительные экскурсии в горах!

И таких островов тут много! Вы переноситесь с острова на остров и видите краски райских пейзажей, вы чувствуете сладкий запах красивых тропических цветов. Это незабываемые прекрасные приключения, и лучшая турфирма приглашает вас в них.

Ни одного конкретного момента в описании. Ни один турист не увидит в этом плохом тексте ничего хорошего.

Автор материала обязан был показать читателям всё то самобытное, уникальное, дикое, разное, водное, удивительное, райское, сладкое, красивое и незабываемое, для чего он не пожалел прилагательных, но не нашёл глаголов и существительных.

Читая подобные описания, читатели смекают: сей писатель на рекламируемых островах не бывал. Даже на фотографиях их не видел.

У него сплошная вода. Не «океаническая», а писательская. Вода без глубины.

От такой воды следует избавляться.

Создайте костяк текста: проведите исследование описываемой местности и выудите все факты. Расставьте голые факты в порядке привлекательности или в порядке востребованности туристами.

Подберите точные слова для описания каждого факта. Покажите особенности — добавьте в булку изюма, покройте булку глазурью.

Не увлекайтесь чрезмерно. Орехи и варенье в вашей булке будут уже лишними.

Не бойтесь сухого стиля. Факты занимательны сами по себе. Мало сказать, что сухой язык лучше «водного» стиля. Это было бы как раз неточно! Надо сказать так: «водный» стиль — вообще не стиль, это словесный мусор.

Сухой упор на факты при полной достоверности текстового сообщения есть единственный способ завлечь читателя, а заодно превратить его в клиента.

Запомните ещё кое-что: писать простым языком, протокольным стилем, как выразился бы Чехов, довольно сложно. Куда проще заваливать страницы невыразительными прилагательными. Теми, за которыми не открывается никакой красоты и никакого смысла.

2. Проверьте тягу. Рассказывайте, а не объявляйте. Показывайте, а не излагайте

Плохой текст отличается дурным стилем. У дурного стиля примет много. Я остановлюсь на главной и типичной: автор не рассказывает, погрузившись в создаваемый мир, а расклеивает на предметы ярлыки, ограничиваясь указателями и объявлениями.

Автор не сотворяет рассказ, а пишет изложение. Как в средних классах школы.

Худшие авторы заходят ещё дальше. Свои объявления они безостановочно разжёвывают. Эти авторы нудно перечисляют цепочки действий, вычерчивают длинные линии событий и не делают того единственного, что сделать необходимо: они не показывают, не прорисовывают названных действий и событий.

Бесконечное пережёвывание словес вызывает у читателя приступ адской скуки. А то и ненависти.

Стать писателем за два часа?

Всего один урок. С вашим текстом. Вы и писатель. Больше никого. За 120 минут вы научитесь избавляться от типичных ошибок в сюжете, композиции и стиле. Закрепив полученные навыки, вы сможете обходиться без редактора.

Вот пример плохого текста — «пережёванного» изложения:

Ему нужна была информация о необычном парне, поэтому он её получил. Получив информацию, подросток направился к квартире с красивой чёрной дверью. Прибежав на нужный этаж, он поднял руку, чтобы постучать. После того как он постучал, кто-то внутри направился к двери. Послышались звуки открытия дверного замка. Чёрная дверь распахнулась. В проёме показалось лицо необычного парня.

Сказанное интереса не вызывает. В изложении нет тяги.

Благодаря хорошей тяге в топку печи поступает воздух, огонь в топке разгорается. Печь не чадит.

Тяга в переносном смысле означает нарастание читательской увлечённости текстом.

Изложение не предусматривает такой тяги. Изложение служит для общего развития и закрепления навыков письменной речи у школьников. Это одна из форм обучения русскому языку.

А вот рассказ без тяги не состоится. Рассказ — художественное произведение. Понижение рассказа до изложения гасит художественное. Печь чадит, читатель кашляет, задыхается, умирает.

В рассказе о необычном парне невыносимо обычно выстроен событийный ряд, включающий весь неджентльменский набор промежуточных действий: направился к квартире, прибежав, поднял руку, направился к двери, звуки открытия, дверного, дверь, распахнулась. Сплошные двери да направления.

Всё это лишнее. И антихудожественное.

Сцены, выписанные художественно, придали бы тексту увлекательности. Художественность — первый враг скуки.

Пусть «необычный» парень вместо слепого и пустого прилагательного, неудачно выступившего в роли определения, получит примечательные черты: одну, две, три. Сколько надо для развития действия и для узнавания персонажа.

Пусть замок щёлкнет, избавив стиль от канцелярской нудятины: «послышались звуки открытия дверного замка». Пусть из-за открытой двери донесутся такие-то и такие-то звуки и запахи. Какие? Такие, которые требуются по сюжету.

Вот другой пример плохого текста — несколько иного рода:

В комнате у неё вечно был бардак. Она даже не прибиралась, когда я к ней приходил. Так мы и сидели в беспорядке. Было странно, что она этого не замечала.

Этот текст не дотягивает даже до изложения.

Автор не имеет права объявлять «бардак» и «беспорядок»; автор обязан показывать сцену литературно, выделять художественные детали.

Я бы показал подоконник, залитый водой из цветочных горшков. Я дал бы пыль, струящуюся в лучах солнца. Я вывел бы журнальный столик, заляпанный вареньем. На кресло я бросил бы скомканные чулки. Носовой платок я заставил бы торчать из-под дивана.

Читатель увидел бы ровно то, что задумано и сказано мной.

Объявление же о «бардаке» читателя не увлечёт.

3. Спасите читателя! Ему угрожает камнепад

Чрезмерные описания сопоставимы с камнепадом. Автор ведь бог. Он бросил один камешек, а там и лавина случилась.

Если описание у вас заглушает действие, дело плохо. Вы завалите читателя камнями.

Всегда отдавайте приоритет действию. Создавая описания сцен или диалоги, думайте о действии.

Действие — наиболее увлекательная часть повествования. Засорение повествования размазанными психологизмами и диалогами разрушает композицию и вызывает у читателя скуку.

Начинающие авторы чаще всего грешат диалогами. Это и понятно: до мастерства психологизмов им ещё далеко.

Вот пример затянутого диалога, замедляющего повествование:

— Ты уверен, что это нужно сделать прямо сейчас? — По голосу Фрая Льюп понял, что затея тому не по нраву.

— Ты, значит, не уверен? — фыркнул Кнут, избавляя Мнука от нужды давать ответ.

— Я больше чем уверен, что никто из вас не позаботился об этом!

— Тебя не должно волновать это! Задача состоит в другом, поэтому…

Кнута прервал гневный возглас Ллая:

— Не должно волновать? Я уверен, что ты дерьмо!

— Парни, все мы дерьмо, — многозначительно сказал Льюп.

— Так мы будем делать это сейчас или как?! — крикнул Фрай.

— Уверены или не уверены… — задумчиво сказал Мгитт.

Этот диалог, на протяжении которого читателю нелегко переключаться между персонажами, композиционно следовало бы заменить юмористическим описанием-пересказом, оттеняющим комические стороны характеров нескольких избранных нерешительных персонажей. П. Г. Вудхауз блестяще решал такие задачи.

Выберите наиболее смешных героев и покажите их со стороны, с точки зрения автора. Получится прекрасная сцена.

А вот пример затянутого описания, полного излишних деталей:

Марина, одетая в розовое платье и телесные гольфы, сидела в зелёном кресле. В комнате были бархатные красные шторы. Марина думала, вертя в пальцах гелевую ручку, сделанную из двух половинок: чёрной и белой. Недавно Марина вновь ударилась в познания своей личной магии, которую она упорно совершенствовала. Она подняла с пола сумочку и вынула батистовый жёлтый платок.

Описывайте в предметах и персонажах лишь то, что нужно для сюжета. Не называйте цвета платка, кресла и платья, если цвета не играют роли в сюжете. Называйте цвет, если он служит приметой человека и важен, скажем, для сыщика.

Учитесь искусству лёгкого описания, описания одним касанием, как бы мимоходом. Платье на героине пусть заметит другой герой. Оттенок штор покажите через красноватую полутьму в комнате.

Выйдет зримо и красиво.

И никаких камней.

4. Чёрт ногу сломит! Включите логику

Частым признаком плохого текста является хромота в логике. Причин у хромоты две:

  1. Автор произведения запутался в собственном сюжете: забыл начало и середину, а вдобавок перепутал детали.
  2. Автор слишком спешил: передавая действия, он много упустил, забыв, что читатель не знает того, о чём знает он.

Пример курьёзной логической непоследовательности:

Окидывая недовольным взором саму себя, я промакивала кудри полотенцем. В воздухе взвилось гудение фена. Отец уже читал газету. Он должен был скоро закончить.

— Она уже взрослая, — бросил дядя.

Я коротко поздоровалась с родителями. Отец сидел за кухонным столом, и я принялась с аппетитом зверя уплетать всё, что видела, вяло ковыряясь в омлете. И кто только придумал омлеты?

Героиня уплетает всё со зверским аппетитом, вяло ковыряясь.

Героиня и её отец, фен и газета сливаются в кубическое целое — примерно как на картине Пикассо.

Доламывая логический ряд, в картину влезает дядя.

Кухонный стол проявляется внезапно, вдруг. Значит ли это, что отец читал газету в другом месте, любуясь тем, как у дочери взвивалось гудение фена?

Избавиться от логических ошибок помогает, как ни странно, обращение к рассмотренному выше изложению. Школьному.

Научитесь связно излагать события. Представьте их в виде цепи, состоящей из звеньев. Опишите каждое звено. По порядку. Не выпускайте ни одного звена. Это простое упражнение.

Затем выбросьте те звенья, которые угрожают тексту ненужными повторами, разжёвываниями. Или сократите их описания до минимума. Вы легко отличите главные сюжетные сцены от второстепенных и от лишних. Сюжет-то ваш.

Теперь попробуйте описать оставшиеся сцены выразительно и конкретно, придерживаясь того же ясного порядка. Ясного не только для вас, но и для читателя.

От плохого текста к хорошему. Поднимитесь на уровень выше

Упражняясь каждодневно, вы подниметесь от плохого текста к хорошему. Доберётесь от низкого уровня до среднего, а то и высокого.

Воспринимайте как подъём не только свою карьеру. Представляйте как подъём по лестнице и свой текст.

Любой. Художественный или публицистический. Эссе, газетная статья, рассказ, роман — везде проявится ваш стиль.

Отучитесь писать плохие тексты. Отучитесь писать непоследовательно, неконкретно, невыразительно. Отучитесь писать безжизненно и скучно!

Научитесь писать живо и точно, конкретно и ясно. И увлекательно.

© Олег Чувакин, 2 июня 2023
Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Признаки плохого текста. Симптомы дурного стиля»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

4 отзыва

  1. В школе мне было лень запоминать правила русского языка. Я не любил писать изложения, а сочинения просто прогуливал. Я не читал Толстого и Лермонтова. Но, окончив школу и университет, вдруг четко осознал — во мне скрыт писательский гений! Скорее дайте ручку и бумагу!

  2. А еще есть штампы и канцелярит! Это не камнепад, а уже упавшие и ставшие подводными камни-фразы, которые мотают хлипкий плотик повествования, пока читателя не стошнит. К сожалению, мы их часто употребляем в разговорной речи, но, читая такие обобщенные фразы и набившие оскомину описания становится не просто скучно: становится грустно, как на приеме у зубного. А комбинация всего, вами выше перечисленного, это уже форменная графомания (то бишь, халтура). Но все это уже было высмеяно в «12 стульях» описанием «стремительно падающего домкрата».

    1. Про «осознание необходимости наличия данного элемента» и любовь, которая явилась «фактором снижения темпов», я уже писал. Стараюсь не повторяться. И ещё есть рубрика «Несчастье слова». Там чего только нет! И смех и грех…

      Канцелярит непобедим! Стремясь его искоренить, Нора Галь целую книгу написала. То было давно. Однако мы всё ещё живём в мире наличия данного элемента.

      1. «При наличии отсутствия»… таланта писателю не удалось «самореализоваться», несмотря на любовные «факторы снижения темпов». :-) А вообще-то, я очень рада, что не сохранила никаких школьных сочинений. По-моему, у меня даже были целые абзацы-заготовки из советских предисловий про «творческий пусть писателя» и описания жизни угнетенных крестьян (каким-то образом всегда отыскивался угнетенный крестьянин в любом произведении классиков).

Отзовитесь!

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.

Как стать писателем?
Как обойтись без редакторов и курсов?
Author picture

Возьмите у меня всего один урок. Я изучу ваш текст и выдам вам список типичных ошибок в стиле, композиции, сюжете. Вы одолеете их все при мне.

Станьте самому себе редактором!