«От трёх до семи каждый день, чтобы заработать на жизнь»

Калина красная, фото, Жорж Сименон, Когда я был старым

Picture of Олег Чувакин
Олег Чувакин
Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

 

Меня всегда интересовало, как пишут другие прозаики. Как устроен их рабочий день, как осознают и переживают они свои неудачи, как радуются счастливым свершениям и как чувствуют себя, когда их очередная рукопись завершена и превращена в книгу.

В числе прочего я буду понемножку собирать в рубрику «Цитатник» на моём сайте выдержки из дневников, автобиографических книг и писем авторов, в которых они приоткрывают двери своей творческой лаборатории и делятся тем, как «худшее» преображается в «лучшее».

Сегодня я привожу несколько абзацев из книги Жоржа Сименона «Когда я был старым» (её фрагменты были опубликованы в журнале «Иностранная литература» №5 за 1973 г.).

Три в одном: писатель, редактор, литобработчик
Олег Чувакин выправит, обработает, допишет ваши рассказы, сказки, повести, романы; робкие наброски превратит в совершенный текст. 30 лет практики (с 1994). Олег разберёт ваши ошибки, промахи и недочёты, даст полезные советы и научит им следовать. Поднять слабый черновик до подлинно литературного уровня? Будет сделано!

 

* * *

 

«Суббота, 25 июня 1960 г.

Четыре дня тому назад — 21-го — я заканчивал роман, сто восемьдесят какой-то по счёту, который решил написать как роман занимательный. Однако в первый же день, когда я сел за стол и написал страниц девять или десять, я почувствовал, что не сумею дотянуть до конца, что не получится ничего живого.

Я был один — я всегда так пишу — в моём кабинете за закрытыми ставнями. Я походил взад-вперед по комнате; кажется, если бы меня не сдерживало уважение к человеческому труду, я разорвал бы эти страницы и, выждав несколько дней, начал бы новый роман.

Так было со мной уже раза два или три за этот год. На сей раз я даже заплакал от огорчения. Потом без особой веры в успех снова сел за машинку. Сейчас же я считаю, что написал лучший из моих романов о Мегрэ… <…>

…Третья тетрадь появилась в двадцать один год. В ту пору я писал рассказы для газет. От трёх до семи каждый день, чтобы заработать на жизнь. А по вечерам я раскрывал тетрадь и писал, как я говорил тогда, «для себя», иными словами: занимался «настоящей литературой». <…>

…с тех пор как я попытался творить, процесс писания превратился для меня в тяжкий труд, в часы, исполненные скорее муки, чем эйфории. Чем больше я работал, тем мне было труднее, вернее даже — страшнее.

Теперь страх этот достиг такой силы, что я физически заболеваю перед началом романа и в первое утро работы над ним».

Author picture
Не спешите заказать редактуру. Не швыряйтесь деньгами. Сначала покажите свой рассказ или отрывок романа

Кому показать рассказ или роман? Писателю! Проверьте свой литературный талант. Закажите детальный разбор рукописи или её фрагмента.

 

© Олег Чувакин, 2013

Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: ««От трёх до семи каждый день, чтобы заработать на жизнь»»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

20 отзывов

  1. От трех до семи, это хорошо. А вот чтобы ромвн потом приняли, да еще и оплатили так, чтоб хватало на жизнь… Почти не разрешимая задача в современных условиях.

    1. Мне все нравится. И как описываете, и как снимаете нашу жизнь, и как ее чувствуете.

  2. «Сел за какой-то 180-й роман…» — прямо дарья донцова в жанре криминальной шарады… )

  3. Сименона всегда интересовали люди и общество, волновали человеческие драмы, а не собственно криминальные положения. Криминал в его романах — просто фон к судьбам. У Донцовой же главное в романах — шопинг, деньги, бриллианты, заграница, а не люди. Правда, я у неё читал только два романа. Больше не осилил, да и не нужно это. Качество же текстов Сименона при их количестве впечатляет. Кстати, его романы, в отличие от размазанных сочинений Донцовой, очень короткие.

    1. Анна, спасибо большое! У меня было скверное настроение сегодняшним рабочим утром, но благодаря вам всё переменилось!

  4. Надо же. От трех до семи каждый день! Это очень много . И тяжело. Удивляют его творческие мучения, которые не прошли ни с возрастом, ни с опытом. А я думала, что только я так мучаюсь, когда нужно написать статью. А если и Сименон тоже, то тогда ладно…(Шутка).

    1. Вот именно это меня и поразило: от трёх до семи. И каждый день. Правда, Сименон был в то время молод и полон сил. И ещё хватало на вечера «для себя». Меня, 45-летнего, сейчас хватает на утреннюю работу «для себя», затем на корректуру-редактуру и несколько статей (2-3) для того, «чтобы заработать на жизнь».
      Мученье творческое — нечто непреходящее. Без разницы, 25 тебе лет, или 45. Всякий раз боишься, что вещь не состоится. Но потом к этому страху привыкаешь. Говоришь себе: это уже бывало и раньше.

  5. Пришел к учителю с этюдами служащий; художник похвалил его работы, но пришедший стал жаловаться: «Семья, служба мешают искусству».
    «Сколько вы часов на службе?» – спрашивает художник. «От десяти утра до пяти вечера». – «А что вы делаете от четырех до десяти?». – «То есть как от четырех?» – «Именно от четырех утра». – «Но я сплю». – «Значит, вы проспите всю жизнь. Когда я служил ретушером в фотографии, работа продолжалась от десяти до шести, но зато все утро от четырех до девяти было в моем распоряжении. А чтобы стать художником, довольно и четырех часов каждый день». (это слова А.Куинджи)

  6. Сам-то я именно ранними утрами и пишу. Вообще же, эти рецепты хороши для молодых. Когда человеку за сорок, силы уже не те.

  7. Сименон всегда был для меня антипримером. Нельзя так мучаться, лист бумаги воспринимать аки гильотину. Лучше бы он отдыхал вместо этого где-нибудь на Багамах))). Уж точно столько томов не наплодил бы. .. не, такая монструозность противоречит хорошеиу вкусу)

Добавить комментарий для Mila Kitrar-Guzovski Отменить ответ

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.

Сам себе редактор
Научитесь править свои тексты сами. За один урок
Author picture

Возьмите у меня всего один урок. Я изучу ваш текст и выдам вам список типичных ошибок в стиле, композиции, сюжете. Вы одолеете их все при мне.

Станьте самому себе редактором!