Татьяна Попова. Первый день весны

Первый день весны, Татьяна Попова, рассказ

 

Текст прислан на конкурс «Художественное слово» 22.02.2017 г.

Об авторе. Татьяна Попова, живёт в Москве, по профессии экономист, любит читать и писать. Пишет для детей и взрослых.

 


 

Первый день весны

 

Первый день весны выдался совсем не весенним: мокрый свет, серое небо, да и настроение под стать. А тут еще эта гадость компьютерная! Александр с раздражением закрыл вновь всплывшее окно. Пару месяцев назад знакомый компьютерщик избавил его от отвратительной порнографической заразы, перекрывающей экран. А теперь — новая напасть. К счастью, без порнографии, зато адресная. Вот, опять: «Уважаемый Александр Голубев, настоятельно рекомендуем посетить Вашу персональную страницу сайта vstrecha.com!»

Встреча… Наверняка сайт знакомств, в услугах которого тридцатилетний успешный писатель приятной наружности явно не нуждался. В данную минуту ему необходимо как можно скорее закончить вычитку последней главы романа. Но как сосредоточиться, когда приходится каждые пять минут закрывать назойливое приглашение? В отчаяние Александр нажал на иконку входа. И тут же увидел собственную фотографию. И названия своих романов.

Сначала он решил, что попал в пиратскую электронную библиотеку. Но на иконках под названиями романов написано «Смотреть онлайн». Не читать, а смотреть!

Иконок было пять. Три — с названиями изданных романов. Одна — с рабочим названием той самой рукописи, которую нужно отослать в издательство не позже завтрашнего утра. И еще одна, с надписью «Встреча».

Александр, немного подумав, нажал на иконку с названием самого первого своего романа. Что это? Фильм? Но ни одно произведение Александра пока не экранизировано! Однако на экране монитора развивалось действие, точно повторяющее сюжет романа. Актеры (лица все незнакомые) играли прекрасно! Будь сам Александр и сценаристом, и режиссером фильма, он не смог бы более точно и бережно экранизировать свою книгу.

В нетерпении Александр нажал следующие три кнопки. И за каждой, даже за той, с рабочим названием пока неизданной рукописи, скрывался прекрасно поставленный и снятый фильм.

Розыгрыш? Нет, ни один чудак не станет вкладывать в шутку столько денег. Пиратская экранизация? Тоже маловероятно. Потратив почти три часа на просмотр странных фильмов, Александр сделал несколько выводов. Во-первых, романы были экранизированы очень точно, отклонений от сюжета выявить не удалось. Во-вторых, фильмы не снабжены титрами. В-третьих, во всех четырёх фильмах главных героев играли одни и те же артисты. Тогда как исполнители второстепенных персонажей все время менялись.

Невозможно было не заметить сходство между артистом, игравшим главного героя, и самим Александром: рост, фигура, манера держаться, форма головы, разрез глаз, цвет волос. Иногда Александру казалось, что он смотрит на самого себя. В первом фильме — двадцатипятилетнего. Во втором и третьем — постарше. В последнем — сегодняшнего. Все правильно, подумал Александр, ведь и в романах, собственно, он описывал себя. Свои чувства, мысли, желания.

Между тем, исполнительница ролей главных героинь сильно отличалась от образов возлюбленных главных героев романов.

Первую книгу Александр писал в период бурного увлечения Марией — темпераментной студенткой журфака. Брюнетка с огромными черными глазами (спасибо армянскому дедушке), яркая и резкая, она как комета ворвалась и в жизнь Александра, и в его роман. И так же стремительно умчалась, оставив, впрочем, только добрые воспоминания.

Во время, когда писался второй роман, Александр переживал период острой влюбленности в свою жену, теперь уже бывшую. Томная блондинка с фигурой модели, Лена работала редактором в издательстве. Удивительно, но она не только не узнала себя в героине романа, но даже устроила Александру сцену ревности, допытываясь, кого он описал с такой нежностью и страстью.

Рыжеволосая Наташа, помогая Александру пережить постразводную депрессию, подарила экстравагантную внешность и не менее оригинальный характер возлюбленной героя третьего романа. А в четвертом, как казалось Александру, он описал Лилю, бывшую однокурсницу, отношения с которой были легкими и необременяющими для обеих сторон.

И вот всех их, таких разных, в фильмах играла одна и та же актриса. В ней не было ни яркой красоты Марии, ни томности и утонченности Лены, ни экстравагантности Наташи, ни концентрированной женственности Лили. Невысокая, худенькая, кареглазая, неброская. Собственно, совершенно не похожая на актрису. Казалось, она забежала на экран случайно. Она была… подлинной, что ли. Да-да, именно подлинной, настоящей. И чем дольше смотрел Александр на узкое лицо с умными карими глазами, тем больше ловил себя на мысли, что именно её, эту незнакомку, он описывал в своих романах.

Незнакомку? Но разве он никогда раньше не видел этих карих глаз? Этой улыбки, которой хочется улыбнуться в ответ? Этих жестов тонких рук с длинными пальцами? Этой слегка танцующей походки?

Александр закрыл глаза, пытаясь вспомнить, но тщетно. Где, когда, при каких обстоятельствах они встречались? Встречались? Встреча! На экране ведь было пять иконок, пятая — «Встреча»!

Александр нажал на иконку с такой силой, что палец побелел. Что он ожидал увидеть? Фильм по ненаписанному пока роману о первой встрече? Паспортные данные незнакомки с адресами и явками? На экране, белом, как лист бумаги, чернели цифры: «1.03.2001».

Странно устроена память. Семь цифр и две точки — код сейфа. За дверцей — первый день весны. Совсем непохожий на сегодняшний. Тогда, шестнадцать лет назад, над городом сияло солнце, и небо было синим и чистым. В парк, больше похожий на лес, три друга-однокурсника попали случайно. Сбежали с лекций, сели в автобус, доехали до конечной. И побрели по аллеям, по остаткам мокрого снега, пьяные от весеннего воздуха и птичьих голосов.

Тут, в парке, они и познакомились. Девчонки (сколько их было? пять? шесть?) тоже сбежали с уроков. Одиннадцатый класс, самый ответственный, со всех сторон — давление, а тут — весна, и парк в двух шагах от школы. Две группки «беглецов от образования» моментально перезнакомились. Болтали, шутили, смеялись, как ненормальные. А он все смотрел на самую маленькую, с карими глазами и руками, взлетающими, как две белые, слегка озябшие птицы…

Александр выключил компьютер, накинул куртку и вышел из квартиры. Не стал дожидаться лифта: быстрее, еще быстрее, вниз, к машине. Навигатор бесстрастным голосом указывал путь к старому парку, больше похожему на лес. Тут все изменилось: стоянка для машин, аллеи расчищены, несмотря на все падающий из серого неба мокрый снег. Он шел быстро и уверенно, хотя никогда с тех пор не бывал тут. Расчищенные аллейки превратились в размокшие дорожки-тропинки, ботинки промокли, но Александр ничего не чувствовал. Он спешил туда, где шестнадцать лет назад кареглазая девочка нашла под просевшим снегом цветок, похожий на подснежник. И почти не удивился, увидев за пеленой мокрого снега стройную фигурку, бегущую навстречу.

 

© Татьяна Попова, 2017

Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Татьяна Попова. Первый день весны»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

32 отзыва

  1. Очень хороший рассказ! По-весеннему свежий и жизнеутверждающий! Браво!

  2. Сюжет рассказа современный, грамотный, за исключением нескольких запятых и грамматической ошибки. Стиль красивый , читается легко.

    1. Спасибо, Анна! Как не вычитываю перед публикацией, ошибки проскакивают(((. И в самой первой фразе вместо «снег» — «свет» (((.

      1. Обещаю на первом конкурсе не буквоедствовать. «Мокрый свет» будем считать вкладом автора в искусство описания, передающего краски и дыхание грядущей весны.

        1. Спасибо))). Я уж тоже смотрела, не придумала ли я по ошибке новый образ))). Но все ж так и не смогла представить себе мокрый свет)))).

        2. Да, Олег, В художественной лирической прозе , как и в поэзии, всё может быть необычным: и солнце — улыбаться ; и звёзды — подмигивать, и туман — окутывать плечи. А я даже не заметила этой описки — проскочило, как описание Весны. Эти маленькие нюансы в литературе для меня очень интересны и забавны , с тех пор, как я впервые вошла в Литературную группу Фейсбука. В том смысле, что немного прикоснулась с практической стороной этого Искусства , т.е. с закулисами Литературного Мира.

      2. Ничего, Татьяна! Главное, что умеете писать. Молодец! Ошибки -ничего, но они могут повлиять на оценку. В условиях этот один из главных критериев. Будьте здоровы и счастливы.

        1. Спасибо, Анна! Я из-за ошибок злюсь на себя. И не потому, что они могут повлиять на результат конкурса (тут я уже не в накладе, мне было интересно писать на эту тему и по этим условиям, получила удовольствие от процесса). Я сама не люблю тексты с ошибками, вот и досадно. ВСего Вам доброго!

          1. Милая , Татьяна! Я постоянно вижу разнообразные очевидные ошибки в чужих текстах . И я не стала тратить нервы , время и доказывать там, где это не так обязательно.

  3. Прошу участников конкурса и гостей не увлекаться голосованием (звёздочками рейтинга). Я вижу сейчас в админке два очень похожих источника оценок: 95-25-137-248.broadband.corbina.ru (23.02.2017 в 23:44) и 95-25-210-166.broadband.corbina.ru (22.02.2017 в 20:31). Число звёздочек никак не повлияет на оценку жюри, а вот Google, который звёзды показывает в поисковой выдаче, может наложить ограничения на сайт за накрутку рейтинга. Увижу похожие IP оценок или голоса через прокси-серверы — удалю все звёзды у автора вообще. Пожалуйста, не обижайтесь. Желаю всем чудесного весеннего настроения!

    1. Я разместила ссылку на рассказ в трех соцсетях, где зарегистрирована. Никого голосовать не просила, это не в моих правилах. В числе моих друзей есть супружеские пары, может, они голосовали с похожих адресов? Чтобы не было нечестности, лучше, действительно, удалите голоса, если речь идет о моем рассказе. С уважением,

      1. Нет, Татьяна, я не вижу оснований для удаления. Это уж на крайний случай… Голосовать ваши знакомые и друзья могут, никаких запретов тут нет. Сам автор тоже вправе поставить себе пятёрочку. Почему нет? На оценку жюри, ещё раз повторю, звёздочки никак не влияют. Главное — не злоупотреблять. Один человек — один голос. По сетевому опыту и участию во многих конкурсах знаю, как некоторые товарищи увлекаются этими рейтингами, превращая их в игру.

        Не исключено, что на следующем конкурсе, ежели он состоится, рейтинг будет прописан в правилах. С другой стороны, бюрократизировать состязание не хочется.

        1. Олег, если честно, я бы вообще отменила эти звездочки. Оставила бы только комментарии, ведь очень интересно знать мнение читателей или собратьев по перу. Я никогда не участвую в конкурсах, где нет жюри, а только голосование. Потому что обычно все сводится к накрутке. И начинаются разборки, что совсем уж печально.

          1. Да, такого рода сетевых конкурсов (или игр?) хватает. К счастью, у нас тут совсем не то. Но отменить рейтинг совсем я не могу. Рейтинг полезен для выдачи в поиске, только ради этого я его и установил на свой сайт. Странички, украшенные звёздочками, заметнее в поисковой выдаче, чем странички без звёздочек. На картинку человек скорее реагирует, чем на текст.

            1. Поняла, спасибо за разъяснение. «Ведь если звезды проставляют, значит, это кому-нибудь нужно»)))). Надеюсь, классик на вольное обращение с цитатой не в обиде будет))))

  4. Фантазия у автора чудненько работает. Этот рассказ лучший из трёх поданных.

  5. Произведение чудесное! Только не могу представить «пелену мокрого снега». Как это выглядит и как за такой пеленой что-то можно увидеть?

    1. Спасибо, Гость. Про мокрый свет) мы выше оьсуждали. Это моя ошибка, конечно, мокрым был снег. Мне стыдно, но уже ничего не исправить.

    2. Перечитала комментарий еще раз, поняла, что речь идет о последнем абзаце рассказа, а не об ошибке в самом начале. Вот тут могу поспорить. Приходится мне в последнее время в любую погоду по лесу ходить, могу сказать, что мокрый снег может идти пеленой, то есть , по Ожегову, сплошной стеной. Но все ж увидеть фигуру человека сквозь эту пелену можно.

      1. «…пелена мокрого снега…» — очень красивое художественное вражение и часто употребляющееся в литературе или » завеса мокрого снега «.

    1. Обвинение в плагиате — вещь слишком серьезная! Люблю Цвейга, но в моем рассказе нет ничего общего с новеллой Цвейга! Там — длительная история пусть односторонних, но трагических и подлинных отношений. У меня — всего одна встреча двух совсем молодых людей. У Цвейга — реализм полный и, повторюсь, трагический. В моем рассказе никакой трагедии нет, но есть фантастический элемент. Убедительно прошу организаторов конкурса не оставить без внимания оскорбительный комментарий. Если организаторы согласны с автором этого комментария — снимайте мой рассказ с конкурса.

      1. Добрый день, Татьяна! Рассказ ваш остаётся на конкурсе, жюри не допускает даже мысли о плагиате.

    2. Обвинение в плагиате весьма неубедительное. По-моему, вы напрасно огорчили автора, переживающего за своё конкурсное детище. Некоторое сходство можно усмотреть даже между рассказами классиков (я могу, к примеру, назвать пару текстов Чапека и Чехова), но вести речь о плагиате не приходится. Посмотрите на настоящий плагиат.

      Бездоказательные негативные или оскорбительные отзывы о чьих-либо текстах в дальнейшем я буду удалять. Товарищи комментаторы, старайтесь подходить к оценкам взвешенно.

Добавить комментарий для Анна Отменить ответ

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.