Вычитка текста. Писатели, вычитывайте рукописи, уважайте читателей!

Писательница, стол, рукопись, текст, литературное произведение, вычитка, чистовик
Вычитывать рукопись — долг каждого литератора!

Вычитка рукописи — обязанность каждого автора. Нельзя лодырничать и полагаться на машину, которая выделит опечатки в тексте. «И так сойдёт» — плохой метод для писателя.

Picture of Олег Чувакин
Олег Чувакин
Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

Кто уважает читателя, тот вычитывает свои тексты

Нет рукописей, которые не нуждались бы в вычитке. Идеально грамотный автор? Стаж в писательстве лет сорок? Давно издаётся, получает премии, проводит литконкурсы и учит писать других?

Думаете, у него всё выходит само собой?

Не выходит. Маститому писателю тоже приходится вычитывать свои тексты.

Путь от черновика до чистовика долог и труден. Нет авторов, производящих чистовики легко.

Три в одном: писатель, редактор, литобработчик
Олег Чувакин выправит, обработает, допишет ваши рассказы, сказки, повести, романы; робкие наброски превратит в совершенный текст. 30 лет практики (с 1994). Олег разберёт ваши ошибки, промахи и недочёты, даст полезные советы и научит им следовать. Поднять слабый черновик до подлинно литературного уровня? Будет сделано!

Я правлю свои рассказы и спустя годы после создания первой редакции. Правлю и спустя десятилетия.

Я переписываю не только рассказы, но и повести, и толстые романы.

Всегда есть что улучшить. Всегда есть повод ещё крепче полюбить читателя.

Вы тоже любите читателей? Это здорово. Продолжайте читать. Я пишу как раз о любви.

Правьте и ещё раз правьте. Три причины для вычитки рукописи

От вычитки рукописи отказываться нельзя. Не пропускайте этот этап. Не ленитесь.

Назову три причины, которые подтолкнут вас к долгой и упорной работе над текстом романа или повести:

  1. Автор, избравший метод «и так сойдёт», не уважает своего читателя и получает в ответ презрение.
  2. Автор, не вычитывающий своих текстов, не выделяется на фоне конкурентов. Он тонет в болоте, чья трясина сомкнулась над множеством ленивых голов.
  3. Автор, не совершенствующий своих произведений, не развивается: не улучшает стиль, не обретает творческой зрелости, растрачивает жизнь попусту — застревает навсегда в безвестной категории начинающих.

Напишите эти пункты на листке, приколите листок к стене. Читайте листок с утра и на ночь.

Знайте: вычитка каждого написанного текста превращает начинающего автора в писателя. Постепенно превращает. Со временем.

Постоянно практикуйтесь. Вычитывайте себя. Будьте трудолюбивы и терпеливы, настойчивы и верны своему призванию. Тогда вы сами вознаградите себя.

Ощущение собственных крыльев — лучшая награда.

Author picture
Не спешите заказать редактуру. Не швыряйтесь деньгами. Сначала покажите свой рассказ или отрывок романа

Кому показать рассказ или роман? Писателю! Проверьте свой литературный талант. Закажите детальный разбор рукописи или её фрагмента.

Что вычитывает автор? Работа над текстом: от грамматики до логики, от темпа до фактов

Авторская вычитка текста — медленный процесс, повторяемый несколько раз. Эти разы я называю кругами.

«Ускорять» по-горбачёвски вычитку рукописи я не советую. Любое такое ускорение приближает товарища писателя к методу «тяп-ляп». Результат разозлит и оттолкнёт читателя.

Вычитка не равна редактуре или корректуре, заказанной у специалиста. Или обеим вместе.

Есть работа, которую за автора не сделает никакой редактор. Ну, быть может, сделает литнегр. Но в таком случае он и будет реальным автором. И не важно, что никто, кроме вас, о том не узнает. Важно иное.

Вы ведь хотите писать сольно. Не в дуэте. Без помощников, которые переписывают каждое ваше предложение и демонстрируют вам на зависть своё мастерство.

Вы желаете быть писателем. А писатель — это тот, кто не просто пишет, а пишет умеючи. Художественно пишет! Сочиняет. Образно, выразительно, вдохновенно, неповторимо. Иначе он не романист и не рассказчик.

Верю: тренировка в вычитке сделает из вас писателя.

Занятие правкой оздоровит вашу манеру письма, приучит вас к ровному темпу повествования, избавит от нагромождений в описаниях, излечит от зряшных повторов.

Спустя год-другой практики ваш стиль будет не узнать! Вас станут хвалить. Многие удивятся вашему росту.

А вы продолжайте вычитывать. Не останавливайтесь.

Писательская вычитка общего плана. Вид сверху

Для начала притворитесь читателем. Запишите файл на букридер, распечатайте или сядьте у монитора. Как вам удобнее.

И читайте.

Читайте, наблюдая за героями, поворотами сюжета, ходом истории, узелками конфликтов, ровностью повествования.

Такое авторское чтение иногда называют проверкой на читабельность. Я называю его «видом сверху».

Проверка на читабельность

Проверяя рукопись на читабельность, вы не заостряете внимание на опечатках, на орфографических ошибках, на попорченных кое-где фразеологизмах. Это следующий этап. При проверке на читабельность вы следите за собственным умением погрузить читателя в текст.

Увлеклись? Есть ощущение погружения? Хороший признак!

И вместе с тем вы замечаете места, где налицо описательные затянутости, где герои излишне многословны. Видите и обратное: иные ключевые сцены даны чересчур кратко, как бы мимоходом. Темп повествования в таких смазанных эпизодах неоправданно ускорился.

Стать писателем за два часа?

Всего один урок. С вашим текстом. Вы и писатель. Больше никого. За 120 минут вы научитесь избавляться от типичных ошибок в сюжете, композиции и стиле. Закрепив полученные навыки, вы сможете обходиться без редактора.

Делайте в таких местах пометки.

Потом поправите. Эпизод за эпизодом.

Логичность, связность и неторопливость в описаниях — три кита композиции

При проверке рукописи на читабельность особое внимание уделите логике. Если нужно, посвятите логике повествования отдельную читку.

Думая о логике, держите в голове композицию. Возможно, некоторые сцены придётся переставить или перекроить, ибо их содержание, как выяснилось, противоречит предыдущим композиционным частям.

Логика часто нарушается в пределах одного абзаца и даже предложения.

Там, где причинно-следственные связи искажены или выпущены, где мысли подаются вразнобой, где структура повествования поломана, возникают логические ошибки — неувязки.

Пишущий скачет с пятого на десятое, письменная его речь не поспевает за мыслью, в голове каша — вот портрет начинающего автора, который не напишет даже школьного сочинения.

Как правило, логические ошибки и недочёты соседствуют с неверным композиционным планированием.

Искусство литературной композиции состоит в точной логической передаче действий героев.

Стоял чудесный тёплый майский вечер, ничто не могло омрачить настроения Поющей Волшебницы, но Пьер сидел в погребе и думал совсем о другом, потому что ночь придёт уже скоро.

Не пишите так. Волшебница — один герой, Пьер — другой. Не перемешивайте их бытие в одной описательной фразе. Два главных героя достойны хотя бы пары фраз. Для них и пары абзацев не жалко.

Фактические ошибки. Проверяйте сюжетную арифметику. Вчитывайтесь в имена, вглядывайтесь в даты

Авторы не любят сами себя и своё слово. Читателей они тоже не любят. Я давно в том убедился.

Авторская невнимательность приводит к неладам с арифметикой и курьёзным ошибкам в возрасте персонажей.

Женщина беременна всего три месяца, но… рожает. Спустя ещё два месяца ребёнку вдруг исполняется годик, а за летом внезапно наступает весна.

Романное действие охватывает два с лишним года, однако героиня стареет ровно на год: в финальной сцене празднуется её день рождения и называется число лет. Количество спален в её американском доме внезапно вырастает с трёх до пяти. Видимо, потому, что приехало много гостей.

Подобных арифметических ошибок в женских романах отыщется множество.

Героиню зовут Леной. Прекрасное имя. Однако с третьей главы автор отчего-то передумал и дал ей имя Оксана. Тоже прекрасное имя. Надо бы вернуться в первые главы и поменять. Но автор о том забыл! Забыл он и вычитать текст. Так и опубликовал на сайтах самиздата.

Вы усадили героя романа за руль изумрудного «Мерседеса»? Ладушки, будь по-вашему. Только не забывайте об этом. Произвольное изменение цвета кузова на чёрный в середине романа весьма озадачит читателя.

Бойтесь ошибиться в именах и датах. Особенно в тех, которые знают все. Ну, или многие.

Мужчины тоже грешат. В исторических текстах они перевирают даты рождения известных личностей. Неточно указывают даты эпохальных событий.

Даты нетрудно проверить: Интернет под рукой. Однако авторы ленятся.

И вот перестройка у нас начинается в 1991 году, а князь Дмитрий Иванович сражается в 1242-м… Какое прозвище он должен получить, интересно? Дмитрий Ледовый? Дмитрий Чудский? И это не фэнтези о попаданцах и засыланцах.

Фактические ошибки дополняются орфографическими. Разнообразятся опечатками. Имена искажаются так, что людей за ними и не узнать.

Писатели поражают вольными вариациями на тему имён собственных: за Оскальдом Уальдом следует Кунц-Зы, а вослед им является Оноре де Мопассан. Историки упоминают некоего «маршала Мерецкого», пишут про путь «к Владимиру, Суздали, Москве», увлечённо повествуют про «Ливийскую Джамихирию» и советскую сеть магазинов «Торсин».

Незнание и лень — два сапога пара. В таких тяжёлых случаях самостоятельная вычитка вряд ли поможет.

Итог: наспех сляпанные тексты вызывают смех у читателей. Книги таких историков открывают только один раз.

Построчная вычитка произведения. Фраза за фразой

В отличие от обзорного «вида сверху», вычитка «фраза за фразой» сосредоточена на медленном прохождении предложений и абзацев.

Читая построчно, вы уподобляетесь корректору. В старые времена, когда вычитку делали по распечаткам, корректоры продвигались по листам с помощью линеечки. Строка за строкой — таков был метод. Я сам так работал в первой половине 1990-х годов. В газете «Блиц».

Поступайте и вы так же. Читайте фразу за фразой. Следите за словами, ритмом в предложениях, за ведением диалогов, за образностью, за конкретикой в описаниях, за переданными психологизмами.

Чтение фраз по линеечке приучит вас вылавливать блох на протяжении одного предложения или абзаца: неоправданные повторы слов, тавтологию, лишние описательные пояснения (разжёвывание разжёванного — так я это называю), лишние промежуточные действия типа «протянул руку и подал», требующие сокращения: «подал».

Вычитка по фразам усовершенствует ваш стиль. Правя себя, вы почувствуете себя писателем. Это дорогого стоит. Научившись править себя, вы никогда не скажете, что писать рассказы и романы легко.

От орфографии до пунктуации

Правьте орфографические, лексические, фразеологические ошибки. Правьте пунктуацию. Правьте сохранившиеся опечатки.

Правьте там, где умеете. Не лезьте туда, где сомневаетесь. Оставьте что-нибудь корректору.

Не торопитесь. Разбейте читку на несколько кругов

При необходимости разделите построчную читку на несколько кругов. Не спешите. Помните об уважении к читателю.

Вы будете уставать. Это правда. Но куда хуже, если вы своим романом утомите читателя. Своей усталости он вам не простит. И останетесь вы одноразовым автором.

Выделитесь среди конкурентов вычитанным текстом. Добейтесь читательского восхищения

В России примерно три миллиона человек желают издать свои книги. В России за год издаётся примерно сто тысяч наименований книг и брошюр. А уж самиздат… Учтёт ли кто этот бурный поток? Я сомневаюсь.

Что, кроме увлекательных сюжетов, выделит сегодня писателя среди конкурентов? Вот что:

  1. Грамотность.
  2. Строгая композиционная логика.
  3. Знание предметного мира, конкретика.
  4. Выверенные факты.
  5. Ровный темп повествования.

А в сумме: то самое уважение к читателю.

Читатель ответит взаимностью!

В 2005 году одна девушка, читавшая мои рассказы на Всероссийском совещании молодых писателей в Нижнем Тагиле, восхитилась:

— Ни одной ошибки! Послушайте, я такого ни у одного автора не видела!

Пусть и вам это скажут. Желаю и вам выделиться среди прочих писателей. Перечитайте пункты выше.

Финиш. Отправьте вычитанную рукопись опытному писателю или редактору

Чистота рукописи — залог писательского нервного здоровья. Чем меньше ошибок и ляпов в вашем чистовике, тем меньше денег возьмёт с вас редактор. Ибо стоимость его труда зависит от трудозатрат.

Зачем вам редактор?

Он поправит всё то, что вы упустили. Он обратит ваше внимание на сцены, выписанные недостаточно ясно. Он литературно обработает абзацы, которые вам переписать трудно — ведь вы только начинающий автор. Он даст полезные советы. В конце концов вы с ним, суровым, подружитесь.

Помните: любая ошибка в слове, любая фактическая неточность выкидывает читателя из вашего романа. Читатель теряет к вам доверие. Вот он уже закрыл книгу. А вот он написал плохой отзыв. Одна звезда из пяти — ваша оценка. Едва ли такой оценкой вы станете гордиться. Другие читатели, увидев одинокую эту звезду, обойдут вас стороной.

Не надейтесь на машинные сервисы и искусственный интеллект. Нужен редактор — обращайтесь к живому человеку. Выступающему под именем и фамилией.

Живой для живого.

Вы поразитесь количеству замечаний, которое выдаст вам живой человек. Вы удивитесь числу исправленных ошибок и указаний для работы. Вы обрадуетесь открывшейся красоте текста. Вашего текста.

Дайте своим читателям восторг. Принесите им счастье в слове.

© Олег Чувакин, 21-22 мая 2023
Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Вычитка текста. Писатели, вычитывайте рукописи, уважайте читателей!»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

Отзовитесь!

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.

Сам себе редактор
Научитесь править свои тексты сами. За один урок
Author picture

Возьмите у меня всего один урок. Я изучу ваш текст и выдам вам список типичных ошибок в стиле, композиции, сюжете. Вы одолеете их все при мне.

Станьте самому себе редактором!