Падение. Умирание книги в цифрах

ЛитРПГ, литература, геймер, читатель, компьютерные игры, довесок

Picture of Олег Чувакин
Олег Чувакин
Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

 

Занимательная арифметика. Цифирь из отраслевых докладов Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Книжный рынок России» за 2018 и 2019 годы. И ещё кое-что.

Примечание. В тех случаях, где использовались одновременно данные докладов 2018 года и 2019 года, в скобках дано специальное указание. Остальные показатели приводятся только по докладу 2019 года.

По данным Российской книжной палаты, в 2018 году число названий книг, выпущенных в РФ, снизилось на 0,4%, а совокупный тираж — на 8,3%. Показатель совокупного тиража стал минимальным за одиннадцать последних лет. В 2008—2018 гг. количество выпущенных наименований книг и брошюр снизилось на 5,2%, а их совокупный тираж сократился на 43,1%.

Три в одном: писатель, редактор, литобработчик
Олег Чувакин выправит, обработает, допишет ваши рассказы, сказки, повести, романы; робкие наброски превратит в совершенный текст. 30 лет практики (с 1994). Олег разберёт ваши ошибки, промахи и недочёты, даст полезные советы и научит им следовать. Поднять слабый черновик до подлинно литературного уровня? Будет сделано!

Показатель числа выпущенных печатных экземпляров книг и брошюр в расчёте на душу населения в сравнении с 2008 г. сократился почти на 45%. Впервые за последние одиннадцать лет (и вообще в XXI веке) он опустился ниже психологической отметки в три экземпляра на душу населения (2,95).

Показатель среднего тиража одного издания по итогам 2018 г. сократился в сравнении с 2017 г. на 7,9%, составив 3698 экз. За период с 2008 по 2018 г. средний тираж одной книги уменьшился на 40%.

За 2018 год выпуск изданий, выходящих тиражом от 50 тыс. экз. и выше, уменьшился на 20,5% по числу названий и на 12,0% по тиражам. За период с 2008 по 2018 гг. в этой группе стало в 3,5 раза меньше названий и в 3 раза меньше тиражей.

График иллюстрирует падение среднего тиража книг в РФ в период с 2008 по 2018 год (источник данных: Российская книжная палата).

 

Средний тираж книг, Россия, доклад, книжный рынок, 2019

 

Самым издаваемым автором художественной литературы в РФ остаётся по-прежнему Дарья Донцова. Общий тираж книг Донцовой, выпущенных в 2018 году, составил 1 млн. 53 тыс. экземпляров. Правда, в сравнении с предкризисным 2008 годом показатель Донцовой снизился почти на порядок (в 9,3 раза: в 2008 году он составлял 9.764,7 тыс. экз.). Значительно сокращаются тиражи книг и других топовых авторов: Устиновой, Поляковой, Марининой и т. п.

По данным Mediascope, общее медиапотребление граждан России в возрасте старше 16 лет в 2018 году составляло 8 часов 18 минут в сутки. Из этого времени чтению книг отводится всего 2,8% (13 мин. 48 сек. в сутки). Основное время у медиапотребителей в 2018 г. занимали телевидение (47,0%, 3 ч. 54 мин. в сутки), радио (34,2%, 2 ч. 50 мин. в сутки), видео, DVD (10,6%, 52 минуты в сутки).

По результатам исследования журнала «Книжная индустрия», объём рынка электронных книг в России в 2017 г. составил 3,57 млрд. руб., то есть 4,6% от оборота всей отечественной книжной отрасли (совокупных продаж печатной и электронной книги). (Данные из доклада 2018 года.)

Author picture
Не спешите заказать редактуру. Не швыряйтесь деньгами. Сначала покажите свой рассказ или отрывок романа

Кому показать рассказ или роман? Писателю! Проверьте свой литературный талант. Закажите детальный разбор рукописи или её фрагмента.

По данным журнала «Книжная индустрия», объём рынка электронных книг в России в 2018 г. составил 4,81 млрд. руб., что составляет 6,4% от оборота печатной книги в России. (Данные из доклада 2019 года).

В период с 2008 по 2017 гг. книготорговая сеть страны сократилась примерно с 3 тыс. до 1,5 тыс. магазинов. (Данные из доклада 2018 года.)

Тенденция сохраняется. По словам директора Института социологии РАН Михаила Горшкова, которые 25 октября 2019 г. привёл «Интерфакс», число книжных магазинов в России с конца 1990-х годов уменьшилось в семь раз, их осталось меньше тысячи на всю страну.

На заседании общественного совета по культуре в Госдуме «Могут ли россияне вновь стать самой читающей нацией» академик сообщил, что за последние два десятилетия в России закрылось семь с половиной тысяч книжных магазинов.

Владимир Харитонов на сайте «Горький» в 2017 году указывал на «затянувшийся переход от экономики, ориентированной на массового покупателя, к экономике частного или локального интереса». Кризисный переход в России начался задолго до сокращения выпуска книг. В 2003 году средний тираж книжной продукции достиг максимума, а потом начал падать и сократился за тринадцать лет (по конец 2016 г.) более чем в два раза. «Получается, большинство издаваемых книг или мало кому нужны, или не могут найти своего покупателя. В последнее верится больше всего. Потому что в самой читающей стране очень мало книжных магазинов», — писал автор. И добавлял: «Упомянутый 2003-й — год большого перелома в книгоиздании — был, кстати, годом, когда в России началось массовое внедрение широкополосного доступа в интернет. Времени на чтение книг вдруг стало меньше…»

Вместо заключения. Пока умирает традиционная книга, в России растёт спрос на литРПГ и подобную литературообразную продукцию. По сути, это продолжение компьютерных игр другими средствами. Передовиком в распространении литРПГ в России является, по-видимому, сайт «Автор.сегодня». По данным SimilarWeb, в апреле 2019 года сайт author.today посетило 6 млн. 350 тыс. человек, в сентябре — 8 млн. 50 тыс. человек (новее данных пока нет). 73,2% посетителей сайта — из России. Вот тройка самых популярных поисковых запросов, через которые посетители приходят на сайт: автор тудей; author today; литрпг.

Вывод прост: нынешняя литература превратилась в довесок к сетевым компьютерным играм, в прыжок с мяса на цифру, если вспомнить язык супругов Дяченко. Кстати, их роман «Цифровой» — это как раз литРПГ.

 

Обозревал и комментировал

Олег Чувакин.

4 ноября 2019

Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Падение. Умирание книги в цифрах»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

Один отзыв

Отзовитесь!

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.

Сам себе редактор
Научитесь править свои тексты сами. За один урок
Author picture

Возьмите у меня всего один урок. Я изучу ваш текст и выдам вам список типичных ошибок в стиле, композиции, сюжете. Вы одолеете их все при мне.

Станьте самому себе редактором!